Система карточек – стародавнее изобретение, которым все пользуются как попало. Как же нужно делать это правильно, чтобы выучивать слова быстро и эффективно?


 

Однажды в метро я встретила женщину, которая медленно и печально смотрела на одну карточку, потом переворачивала ее, смотрела на перевод, опять переворачивала. Возвращалась к предыдущей, видимо, забыв. Это – неправильный подход. Мало того, он еще и вредный – он тратит ваше время, и вам кажется, что все эти слова вы не запомните никогда.

Между тем, кто-то по карточкам выучивает по сто слов в день. Базовый словарный запас за 4 дня. Хотите также?

В карточном походе есть один секрет, который знают те, кто учит эффективно, и не знают все остальные. Теперь вы тоже его узнаете. Секрет заключается в том, что дело не в карточках. Дело – в системе запоминания. Карточки – это просто бумажки, которые используются, как якоря, чтобы первоначально слово зацепилось хоть за что-то в голове.

Итак, рассмотрим весь процесс сначала в общем, затем — подробно в частности.

Писать нельзя печатать

Сейчас продаются карточки с уже написанными словами. Для вас эти карточки не подходят. Вы можете использовать их, когда уже поймете принцип работы и сможете легко продвигаться вперед. Тогда готовые карточки сэкономят вам время. Написание, кстати, через несколько дней начинает раздражать, поскольку это становится самой долгой частью процесса.

Ассоциации

Каждое слово вы должны своей рукой написать на русском с одной стороны карточки, на английском — с другой и произнести вслух несколько раз. При этом вы должны придумать ассоциацию, соединяющую звучание слова с русском переводом. Первое время вам будет казаться, что это совершенно невозможно, и что слова ни на что не похожи. Но это дело навыка – после первой сотни слов ассоциации будут придумываться сами. На одну ассоциацию тратьте не более 10 секунд для первых 30 слов, 5 секунд для следующих 30 слов, 3 секунд для остальных. Только подгоняя себя пинками в начале вы добьетесь результата. Есть словари ассоциаций (ниже скан из такого), но лучший ассоциации — ваши собственные.

 

 

Повторения

Принцип интервальных повторений – самый важный. Лучше повторять слова так часто, как сможете, но как минимум несколько раз в первый день, потом хотя бы один раз во второй, затем в четвертый и так далее. Повторения рассмотрены в отдельной статье.

Запоминая таким образом слова, вы станете участником многих приятных событий. Так, например, слово, которое вы никак не могли запомнить, на следующий день вспомнится быстрее всех из набора. Или однажды вы будете напевать песню, и вдруг непонятный набор слов превратится для вас в осмысленное выражение.

Учить слова по карточкам нужно особенно на начальном этапе – чтобы быстро набрать необходимые 400 слов минимального словарного запаса, и понимать носителя. Вы, может, и не сможете сразу ими всеми оперировать и говорить, но, по крайней мере, вы будете их различать на слух. А это уже большое дело.


 

Рассмотрим весь процесс на примере

Пусть это будет слово »mascot» — талисман (произносится как «мэскот», ударение на э).

mascot — талисман — ‘мэскот

Теперь нужно придумать ассоциацию русского перевода и звучания.

batman-mask-for-catsМэскот — это, например, кот в маске. Маска Бетмена, карнавальная с перьями или из Крика — какая больше нравится.

И ваша ассоциация с талисманом — например, такая картинка — студент сидит на экзамене, и к нему скотчем поперек туловища (чтоб не сбежал) примотан толстый рыжий кот в маске Бетмена. Он вырывается и орет. Счастливый талисман на экзамене.

Ассоциация должна быть придуманная лично вами, первая попавшаяся, но яркая, образная, живая, абсурдная, глупая, смешная — чтобы запоминалась.

На придумывание ассоциации — не больше 5 секунд!!!

Представили кота — взяли карточку — написали по-русски «талисман» — перевернули — написали по-английски »mascot» — и все время, пока пишем, проговариваем — мэскот, мэскот, мэскот.

Всё, отложили. Следующая карточка.

Pigeon — голубь — пиджн

Пиджн созвучно с ПИл ДЖин. Картинка: пьяный в хлам голубь на барной стойке лежит на пустой бутылке джина. Представить очень красочно со всеми запахами, звуками и т.д.

Так набрали 10 карточек. Взяли русской стороной вверх и проверяем. Талисман — кот в маске — мэскот. Голубь — пьяный… джин… пил джин! пиджн! Следующая карточка, и так все 10. Потом перевернули английским вверх. Mascot — маска, кот…- а, кот в маске, экзамен, талисман! И снова всю стопку. Три раза русским вверх, три раза английским вверх, по очереди. Отложили. Пошли писать следующий набор.

Плохо использовать абстрактные понятия. То есть «местный кот» — не подойдет, потому что слово «местный» представить нельзя. Сравните по образности слово «маска» (карнавальная, из фильма Крик, любая) и «местный».
Плохо использовать логические связи — например, кроссовки — sneakers (сникерс) — подростки носят кроссовки и едят Сникерсы. Не вспомните через неделю.
Для продвинутых: ассоциировать английский через английский. Пример — слово bugbear — что-то, что раздражает, мешает. (Traffic is a bugbear for motorists.) Bug — жук, bear — медведь. Жуки ползают по медведю, и его это бесит, он в ярости, пытается их стряхнуть, вертится и ревет. [Это слово имеет другие значения, это здесь использовано для наглядного примера.]

Таким образом вы можете запомнить до 100 слов в час. Но запомнить — это не значит использовать в речи. Все эти слова нужно еще вывести в активный запас, и делается это только через сознательное употребление в речи.