Если вы готовитесь сдавать  IELTS, TOEFL, FCE, CAE, CPE или любой другой экзамен, то часть Speaking для вас будет одной из самых важных. Обычно с ней, наряду с writing, возникает довольно много проблем. Особенно грустно, что зачастую «умная мысля приходит опосля», и вы вспоминаете все умные слова и обороты только за дверью экзаменационной комнаты. Как же подготовиться к части Speaking IELTS, чтобы потом не было мучительно больно за упущенные баллы?

Так уж сложилось, что зачастую к таким экзаменам готовят на курсах. Speaking при этом отрабатывается в парах или тройках. Если вы работаете в парах, то на разговор тратится примерно 17 минут каждое занятие. В тройках — 11 минут. Всего же в общей сложности за стандартный урок вы говорите около 3 минут, максимум — 7. Не очень то продуктивно.

Именно поэтому перед сдачей IELTS или TOEFL вам нужно сфокусироваться на максимальном количестве самостоятельной практики. Успешная подготовка состоит из 7 шагов:

  1. Узнать формат экзамена, точно понимать, что требуется, что будет оценивать экзаменатор и как это будет происходить.
  2. Понять, где у вас пробелы, а где сильные стороны. Постараться закрыть пробелы.
  3. Увеличить словарный запас: набрать больше лексики уровня advanced.
  4. Почистить грамматику, вспомнить сложные конструкции, чтобы показать высокий уровень.
  5. Сделать акцент на свободном говорении, чтобы не зависать после каждого вопроса.
  6. Почистить произношение.
  7. Найти языковых партнеров, онлайн или вживую, и тренироваться как можно больше вплоть до дня экзамена.

Вряд ли вы сдаете этот экзамен просто потому, что вам нечем больше заняться. Для вас наверняка важен полученный балл, да что там, каждые полбалла играют роль! А это значит, что подготовка должна занимать определенное время в течение нескольких месяцев перед сдачей. Чтобы не бросаться в крайности, лучше сразу определить время для занятий, например, каждые 2 дня по часу, и соблюдать его.

Шаг 1. Узнай своего врага

Перед тем, как нырять в учебники, нужно прочитать требования к вашему ответу и понимать общий формат проведения разговорной части. Убедитесь, что вы знаете ответы на следующие вопросы:

  • Сколько частей в Speaking?
  • Для IELTS Academic и General разговорная часть одинаковая или разная?
  • Сколько длится каждая часть?
  • В чем суть каждой части?
  • Где вы отвечаете один, а где работаете в паре?
  • Какие вопросы экзаменатор задаст в начале?
  • Есть ли время подготовиться и что-то написать?
  • Какие умения вы должны показать экзаменатору, чтобы получить высокий балл?

Шаг 2. Узнай себя

После того, как вы имеете представление о том, что вас ждет, неплохо бы осознать, где вы откровенно не дотягиваете. Поскольку в каждой части экзамена есть свой определенный акцент, нужно проверить их все. Например, в самом начале экзаменатора будет больше всего интересовать ваше умение использовать язык for social purposes. В том смысле, что вы должны корректно отвечать на заданный вопрос и использовать вступительную лексику. В части вашего монолога экзаменаторов будет интересовать, можете ли вы говорить долго и ясно, использовать лексику выражения своего мнения, описание, сравнение и т.д. В диалоге нужно проявить себе в поддержании беседы, согласии, несогласии, придумывать новые идеи.

Экзаменатор будет оценивать вас по следующим параметрами:

Grammatical range and accuracy
Fluency and coherence
Lexical resource
Pronunciation

Если вы проваливаетесь по какому-то из этих пунктов, то можете получить следующие комментарии:

  • The speaker wasn’t able describe objects or feelings when the exact words were unknown.
  • The speaker’s statements were rather confused and didn’t seem to flow logically or clearly.
  • The speaker repeated the same words and expressions rather too often.
  • The speaker focused too much on speaking accurately so there were a lot of pauses when they spoke.
  • The speaker had very flat delivery with little use of intonation to express feelings or opinions.
  • The speaker found it difficult to use language to express their ideas and opinions effectively.
  • The speaker had difficultly pronouncing certain vowels and consonant clusters.

Как видите, куда ни посмотри — везде засада. Поэтому важно подтянуть свои слабые стороны, чтобы не получить балл ниже из-за того, что вы поленились потренировать certain vowels.

Шаг 3. Лексика

Самое очевидное, что можно сделать во время подготовки — это увеличить свой словарный запас. Поскольку спросить могут о чем угодно, невозможно выбрать три темы и выучить из них всё. Но есть популярные темы, вопросы на которые могут попасться чаще, чем остальные. Это спорт, развлечения, образования, путешествия и аналогичные общие.

Новые слова, которые вам попадаются, обязательно нужно записывать по темам. Хорошо бы применить здесь технологию выучить сотни слов по карточкам, да вот только это уже не тот случай. Вы можете посмотреть карточки для уровня inter и advanced, но проблема в том, что для экзамена лучше учить лексику сразу кусками предложений.

Это лучше по той простой причине, что вы не будете тратить время на выстраивание слов, а сразу в ответ на вопрос выдадите грамматически правильный и насыщенный нужной лексикой кусок. К тому же, в стрессовой ситуации часто организм переход на уровень того, что затренировано, и когда вы научитесь на автомате выдавать выученные куски предложений, можете перестать беспокоиться за свой спикинг. Единственным вопросом тут становится набор нужного количества кусков по всем темам.

Шаг 4. Грамматика

Чтобы четко выявить проблемы в грамматике, есть 2 пути. Первый — скачать какой-нибудь Advanced Grammar in Use и сделать там пару общих тестов. При этом надо отдавать себе отчет, что угадывание не считается правильным ответом. И даже если вы засомневались, нужно эту тему повторить полностью.

Второй путь — поговорить с носителем. Тут сразу всплывают все will после if, пропущенные s и ed и другие радости жизни, на которые вам укажет носитель. К сожалению, вы можете идеально делать письменные задания, но в разговоре мелкие ошибки будут продолжать вылезать. Ошибки часто встречаются в теме про слова, после которых нужна или не нужна to и в использовании предлогов. И, конечно, согласование времен.

Шаг 5. Говорить

К сожалению, недостаток практики приводит к тому, что вы просто зависаете на словах. Часто это называется «мне нужно подумать». Это паузы перед третьей формой глагола, когда в голове прогоняются все три (that is why I buy-bought-bought bought this…), это паузы, когда вы пытаетесь подобрать нужное слово взамен того, которое не знаете, это просто попытки собрать знакомые слова так, чтобы получить правильный ответ на вопрос.

Но fluency — это одна из ключевых компетенций, которые проверяются на экзамене. Поэтому тренировать ее важно, если вы хотите band повыше. Как это делать?

Отличным вариантом будет устный дневник. Просто каждый день вы вечером садитесь и наговариваете на диктофон всё обо всём. Конечно, лучше при этом придерживаться тем, которые ближе к экзаменационным, а не просто рассказывать, как Маша гуляла с Петей, а Марфа Васильевна из бухгалтерии опять распускала сплетни.

Еще лучше — это формат шоу Just a Munite, где гостям дается минута на то, чтобы высказать свое мнение по какому-то вопросу. Стремление уложиться в 60 секунд сначала поставить вас в ступор и за минуту вы сможете сказать больше «эээээ», чем других слов, но стоит только привыкнуть — и повышенный band у вас в кармане. Примеры тем:

  • Everyone should become a vegetarian.
  • People are too materialistic.
  • Describe the best place you’ve ever visited.

Ну и к вопросу об описании фотографий и дискуссий по этому поводу — тут проще всего. Берете газету (можно купить  старые номера на рынках дешевле обычного), открываете сайт репортажной фотографии (например, вот тут подборка лучших репортажных фотографов) и описываете все, что видите.

Проверять себя можно несколькими вариантами:

  • Отправить носителю за денежку
  • Попытаться услышать ошибки самому
  • Посчитать слова в минуту сегодня и через 2 недели

Шаг 6. Произношение

Помимо отработки звуков, есть вещи, о которых большинство забывает. Это интонация и двойное ударение. За интонацию, как было написано в комментариях экзаменаторов выше, баллы тоже снижают. Сюда входит чистка долгих и коротких гласных, чтобы ship отличалось от sheep, разные ударения в существительных и глаголах — increase.

Вот здесь в википедии можно посмотреть, какие ошибки характерны больше всего для русских, чтобы в первую очередь поправить их. Повторяйте за дикторами радио, повторяйте за героями сериалов.

Шаг 7. Друзья

IELTS — популярный экзамен. В любой группе вконтакте можно найти себе коллегу по подготовке, можно найти на italki, в facebook, сейчас это не составляет проблем.

 

Не стоит недооценивать важность подготовки к разговорной части. Даже если вы свободно общаетесь с носителями на бытовые темы, ездили по Work and Travel и без проблем путешествуете, это не значит, что ваша лексика достаточна для ответа на вопрос о загрязнении окружающей среды на уровне advanced. Совершенствуйтесь и получайте band 9!