За свою практику я часто встречаю людей, которые повторяю одно и то же: «У меня совершенно нет способностей к языкам! Я учил английский много лет, постоянно занимался, ходил на курсы по разным методам, и все равно не могу говорить.»

Каждый из таких учеников считает себя абсолютно безнадежным случаем, а хороший преподаватель в этот момент чувствует себя некой помесью шамана и гадалки, к которому пришли, когда традиционная медицина оказалась бессильна.

Преподаю английский по фотографии

У многих из нас есть ложная мысль о том, что чем больше усилий прилагаешь, тем лучше и скорее должен быть результат. Ниже перечислены несколько ошибочных путей, по которым многие ходят в надежде быстро освоить английский и другие языки.

Я пытался:

  • Учить словарь с первой страницы.
  • Брать самые дорогие уроки (они ведь должны быть самими эффективными).
  • Читать «Властелина Колец» со словарем (любую другую неадаптированную книгу).
  • Вызубрить таблицу неправильных глаголов (но уже забыл).
  • Учить листы слов, которые я где-то нашел, все подряд.
  • Смотреть и слушать новости, фильмы и видео, надеясь, что так выучу язык подсознательно.
  • Каждую неделю считать, что я подготовлюсь, и на следующей буду готов к общению на английском. Только еще доучу несколько слов.

Многие делают что-то подобное, возможно даже каждый день. Это занимает уйму времени, и вы действительно тратите несколько часов к ряду на изучение языка. Но вы до сих пор не можете поддержать разговор на простом уровне. Это типичный «безнадежный случай».

В чем проблема?

Проблема в том, что все эти задания не связаны между собой, бессистемны и относятся к разным областям. Или вы фокусируетесь только на одном — например, чтении книги, что никак не помогает вам говорить.

Как концентрация на неправильном задании, так и суетливое выполнение многих разных заданий — все это приводит к тому, что вы очень эффективно остаетесь на том же месте.

Вам нужно выучить, как улучшить свое произношение, словарный запас, грамматику, чтение, письмо, говорение и все остальное, и сделать это нужно прямо сейчас.

Но в результате попытки стать одновременно мастером всего приводят к тому, что ваше внимание распыляется, и вы сидите у разбитого корыта с полностью подавленным настроением и отсутствием мотивации.

Учить не 8 часов, а головой

Перефразируя известное выражение, скажем, что учить надо не 8 часов в день, а головой. Вместо того, чтобы пытаться делать разные задания в надежде, что язык станет лучше, фокусируйтесь на конкретных проблемах.

Стандартная ошибка начинающих учить английский в том, что своей целью они видят достичь мастерства, уровня свободного владения. А значит, надо учить всё и много, с самого начала.

Но суть в том, что подход «чуть-чуть того, чуть-чуть этого» работает гораздо лучше. Начальные знания из разных областей дадут вам возможность говорить (пусть с ошибками) на начальном уровне и уверенность в своих силах. После этого дальнейший прогресс пойдет быстрее.

Например

Испанский я начинала учить как все, по учебнику на курсах. Курсы я бросила после года или около того. В Испании через 4 года я смогла вспомнить «Я Виктория», «где», «сколько» и «очень приятно». После поездки в Испанию я решила, что нужно бы доучить язык. И я сменила методику.

На italki я нашла учителя по очень низкой цене, и написала ей, что хочу за месяц выжать все, что могу. Только времени у меня нет вообще, и ничего учить я не смогу. Мы запланировали по 2 урока в неделю и поехали.

На первом, получасовом, я могла сказать практически ничего. После него я посмотрела образование основных времен, основные выражения, союзы и другие слова, которых мне не хватало. На последнем мы обсуждали проблемы выборов, курсов валют и политических систем. Конечно, лексику я смотрела в словаре. Но если не считать проблем с нехваткой слов, говорить я могла свободно. А проблема со словами решается быстро: проще всего выучить слова по карточкам.

Применимо к вам

В первую очередь, нужно избавиться от стереотипа русских людей — сначала выучу хорошо, а потом буду говорить с кем-то. Во-вторых, нужно понять, что глобальная недостижимая пока цель «свободно разговаривать» должна измениться на более реальные маленькие локальные цели. В-третьих, нужно с умом подходить к выбору лексики и грамматики — часто в первых главах учебников дают списки совершенно ненужные и неупотребляемых в повседневной речи слов.

Если ваша цель — научиться говорить на языке, то и фокус должен быть на общении. Не «потом», когда вы проделаете пятьсот упражнений, где нужно раскрыть скобки. А сейчас, когда вы пока еще можете сказать только «Привет! Я живу в России».

Поэтому очень важно разделять подходы «я много учу» и «я учу то, что нужно». Отличие очень простое — если я завтра встречу в кафе англичанина, пригодится ли мне это слово, конструкция в разговоре? Если нет — переходите к следующей.