Икона Божьей Матери «Казанская»
«Великая Заступница России», «Драгоценная национальная святыня» — Казанская икона Божьей Матери одна из самых почитаемых в РПЦ. Имея удивительную историю своего обретения, яркую славу чудотворений, защиты и поддержки, трагедию утраты и радость восстановления, эта святыня неотделима от жизни каждого православного христианина. Казанская икона символизирует победу России над Смутным временем – периодом кровопролитной гражданской войны. В 1579 году, Сама Пречистая явилась во сне десятилетней отроковице Матроне и указала место своего пребывания. В благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков с 1649 года устанавливается всероссийское поминание образа и строится собор в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади. Перед «Казанским» образом Божьей Матери русская армия молилась о даровании победы накануне Полтавской битвы. Во время Отечественной войны Богородица стала духовной водительницей России и русского народа. После 1812 года Казанский собор в Санкт-Петербурге стал храмом-памятником русской армии.
От Казанской иконы Божией Матери явлены чудесные исцеления, удивительные случаи обретения зрения слепыми, выздоровления умирающих, возвращения грешников на путь истинный.
Самые известные иконы особо почитаемых святых
В православной традиции сложилось представление о том, что многие святые помогают в определенных ситуациях. Так, великомученику Пантелеймону Целителю молятся об исцелении от болезней; о крепких семейных узах – Петру и Февронии Муромским; св. Ксении Петербуржской – об удачном замужестве; св. Василию – об успехах в делах и решении финансовых проблем; св. Матроне Московской – об удачном решении проблем с жильем и других бытовых проблем; св. Анне – об исцелении от бесплодия.
Кроме того, известные иконы помогают тем, кто крещен именем святого, ставшего их небесным защитником, поэтому в домах православных могут встречаться и достаточно редкие иконы.
Молитва перед иконой, даже самой знаменитой, должна содержать не только просьбы, но и благодарность, восхваление Господа и святого на иконе за милость, явленную нам. Святые образы служат посредниками между молящимися и Пресвятой Троицей, которой единственно дана сила воздавать молящимся по вере их.
За долгие века после их обретения многие иконы приобрели славу чудотворных благодаря явленным ими чудесным исцелениям, защите от врагов, пожаров, эпидемий. Наука не смогла объяснить чудо мироточения, явленное многими иконами, но это чудесное миро и сегодня исцеляет и служит подтверждением того, что икона – это не просто красивая картина.
Московская школа
Эта школа представлена многими интересными произведениями древнерусской живописи.
“Богоматерь”
На этой иконе 15-16 веков изображена Богоматерь в позе предстояния. Фигура удлиненная. Уступчатыми складками спадает вишнево- коричневая одежда, украшенная широкой каймой с золоченым орнаментом.
Богоматерь. Московская школа. Конец 15- начало 16 в.
“Великомученик Георгий, с житием“
Из житийных икон начала 16-го века интересен Георгий-воин в богатых доспехах, с копьем, мечом и нарядным щитом. Клейма со сценами жития вокруг фигуры напоминают изящные миниатюры.
Великомученик Георгий, с житием.Начало 16 в.
Икона из Кашина: “Спас Нерукотворный. Христос во гробе“
Редкой композицией отличается эта икона начала 16-го века. В верхней части ее “Спас нерукотворный” — лик Христа на белом убрусе. В нижней — композиция “Не рыдай мене, мати”- прислоненная к кресту обнаженная полуфигура мертвого Христа с предстоящими ему Богоматерью и Иоанном Богословом. В этой иконе, связанной с искусством Поволжья, прослеживаются тверские иконописные традиции более раннего времени.
Спас Нерукотворный. Христос во гробе.Нач.16 века
Иконопись после Рублёва и Дионисия
В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.
Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.
Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.
Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.
Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.
***
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.
Отечество
На данной иконе Бог Отец, восседающий на троне, вновь предстает в виде Старца в сияющих одеждах, на коленях Своих Он держит Младенца Христа (иконографического типа Эммануил), Который, в Свою очередь, держит шар-света в центре которого Бог-Святой Дух.
Помимо Пресвятой Троицы, встречаются уникальные иконы Господа Иисуса Христа, например Творец живота и Спас Благое Молчание.
Творец живота
Творец живота — это относительно современный образ Иисуса Христа, изображенного в каноне Вседержитель, внешне напоминает многие иконы Спасителя данной иконографии, но с одним различием: вместо Евангелия в левой руке Он держит человеческого младенца, а точнее зачаток зарожденной жизни — эмбриона. Икона говорит нам о том, что любая жизнь на земле предопределена Божией Волей. Образ Творец живота, покровительствует медицинским работникам и помогает младенцам родится на свет.
Символика фигур и жестов
Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.
Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
Фигура с рукой, прижатой к щеке — символ печали. Раскрытая рука, протянутая вперед — знак покорности.
Апостолы — посланники Божии
Апостолы — это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.
Запрещенный Синодом мутант
Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!
Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная». Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу). Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».
По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.
Икона пророка Ионы, выпускаемого из чрева кита
Это очень редкая икона, чтобы посмотреть на нее необходимо пройти и проехать не один город. Икона изображает ветхозаветный сюжет. Господь призвал Своего пророка, чтобы тот шел в грешный город Ниневию и проповедовал там истинную веру. Однако, пророк Иона не захотел исполнять волю Божию, вместо этого он решил отплыть на корабле в долгое путешествие. Разозлился Господь и велел стихии проучить непокорного человека. Послал страшный шторм. Понял Иона волю Бога, но было слишком поздно. Тогда пророк повелел выкинуть его с корабля, как только это было сделано, шторм успокоился, однако злоключения на этом не остановились. Из пучины вод выплыл гигантский кит, который по Вышнему велению проглотил Иону. Три дня и три ночи плакал и молился пророк Господу, чтобы тот помиловал и выпустил его из чрева кита. Господь услышал и простил. Кит изверг неповрежденного Иону на берег. Восхваляя Бога за проявленную милость, пророк Иона пошел в Ниневию. Многих язычников обратил он в истинную веру
Вот такой необыкновенный образ, служащий для нас напоминанием, как важно в этой жизни исполнять Волю Божию и придерживаться Заповедей Его
Техника и материалы иконописи
Техника и материалы иконописи определяют характер и качество иконы. Разные материалы и техники использовались в разное время, но некоторые из них остаются неизменными на протяжении веков.
Доска и грунтовка.
Традиционно иконы пишутся на деревянных досках, обработанных и подготовленных особым образом. Доска обычно делается из дуба, липы или клена, после чего ее покрывают несколькими слоями грунтовки (состоящей из мелко растертого кальциевого порошка, смешанного с клеем), чтобы создать гладкую поверхность для рисования. Грунтовка служит основой для нанесения красок и защищает доску от влаги и повреждений.
Краски и пигменты.
В традиционной иконописи используются натуральные минеральные пигменты, такие как малахит, азурит, охра и другие. Они смешиваются с яичной темперой – связующим веществом, состоящим из желтка и воды, иногда с добавлением небольшого количества уксуса. Яичная темпера позволяет создать яркие, насыщенные цвета и обеспечивает долговечность иконы.
Золото и серебро.
Во многих иконах используется золочение – покрытие элементов изображения тончайшим слоем золота. Это придает иконе особую торжественность и символизирует божественное светлое начало. Кроме того, иконописцы часто используют орнаментику для украшения фона икон и создания единого стиля композиции.
Золото и серебро традиционно использовались для написания икон, особенно для создания нимбов и фонов. Золотые и серебряные листы приклеиваются к доске с помощью специального клея. Затем мастер аккуратно полирует их, чтобы получить блестящую поверхность.
Роспись и техника письма.
Техника письма икон включает в себя нанесение контурных линий, заполнение цветом и детализацию, а также осветление и затемнение отдельных элементов. Процесс написания иконы начинается с наброска, который затем переносится на подготовленную доску. Мастер начинает роспись с темных тонов, постепенно переходя к светлым. Это делается слоями, и каждый новый слой должен быть полностью высушенным перед нанесением следующего. Такой подход позволяет создать глубину и объем изображения.
Оловянная обводка и лакирование.
После завершения росписи иконы, мастер может применить оловянную обводку – тонкие линии, которые акцентируют контуры изображения и придают ему выразительность. Оловянная обводка также может использоваться для создания декоративных элементов на одежде святых и архитектурных деталях.
Варка и старение.
В завершающем этапе иконописи мастер может применить технику варки, которая заключается в нанесении слоя прозрачного лака на икону. Варка защищает икону от внешних воздействий и придает ей глубину и насыщенность цветов. Также мастер может осуществить искусственное старение иконы, создавая на ней эффект потертости и старения. Это делается с помощью специальных техник и материалов, таких как воск или битум.
Рамы и оклады.
Для защиты и сохранения иконы ее часто помещают в раму или оклад. Рамы и оклады могут быть выполнены из различных материалов, таких как дерево, металл, слоновая кость и другие. Оклады могут быть украшены резьбой, золочением, серебрением, инкрустацией драгоценными камнями и другими элементами декора.
Все эти техники и материалы служат для создания икон, которые являются не только произведениями искусства, но и духовными символами, напоминающими верующим о святых и божественных истинах. Они помогают молитвенному сосредоточению и служат мостом между земным и небесным миром, поддерживая связь между человеком и Богом в православной культуре.
Виды старинных икон
Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.
Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время
Иконы с окладом
Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.
Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.
По материалу изготовления различают оклады из металла:
- Обнизь из жемчуга
- Шитье бисером
- Эмалью
- Драгоценными камнями
- Цветными стеклами
Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.
Иконы с серебряным окладом
На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.
Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.
Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.
На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.
Складни металлические
Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.
Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:
- Две створки – диптих
- Три створки – триптих
- Четыре створки – квадриптих
Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.
Возвращение к жизни
На основании таких исследований была разработана методика. А претворять уникальный метод на практике было поручено художнику-реставратору высшей категории, кандидату искусствоведения Александру Горматюку.
Коллеги считают, что реставрация «Боголюбовской Божьей Матери» потребовала от Александра Анатольевича самопожертвования. Далеко не каждый согласится вести такой образ жизни: бесконечные командировки в чужой город, скрупулезная многодневная работа в мастерской с микроскопом при температуре 18 градусов. И при этом – огромный груз психологической и профессиональной ответственности.
– Эта работа – важнейший этап моей жизни, – считает сам мастер. – Конечно, я испытывал огромное волнение и колоссальную ответственность. Был риск потерять эту жемчужину.
Мало кто верил, что памятник удастся возвратить к жизни. Думали, что первоначальная живопись погибла. Но после того, как было проведено десять микрораскрытий по удалению загрязнений, стали обнаруживаться участки, сохранившие авторскую работу. Постановили раскрыть живопись на лике Богоматери. На нем целиком перекрытый поздними наслоениями прочитывался авторский слой в хорошей сохранности. Так реставраторам открылась подлинная живопись ХII века.
Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
«Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.
Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».
С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».
К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.
И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.
Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.
Но все же сам образ остался почти прежним.
Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.
Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.
Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.
Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.
Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.
И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.
Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.
Андрей Рублев. Святая Троица. XV век.
Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Icon-art.info.
Перед нами трое Ангелов. Они сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов высятся скала, дерево и здание.
Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама».
Авраам со своей женой Саррой встретили трёх странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своём саду. А также принесли для них в жертву тельца.
Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внёс существенные изменения.
Давайте сравним его «Троицу» с византийской иконой.
Слева: Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV века. Музей Бенаки, Афины. Icon-art.info.
Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесённого в жертву тельца
Тем самым он сосредотачивает все внимание на трёх Ангелах
И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.
У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга.
Но Рублеву это удаётся лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех! И даже в очертаниях Ангелов мы видим объединяющую их чашу.
Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу.
Но мы все же попытаемся, ибо в этой попытке мы можем услышать… их разговор. Но для этого нужно очень внимательно посмотреть на их позы и жесты.
Ангел посередине предлагает чашу тому, что слева (для зрителя). Он говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле.
Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира.
Правый же ангел сильно наклонился вперёд, как бы уверяя в своей готовности поддержать.
Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.
Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда ещё не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.
Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?
Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.
Алексей Лидов
Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.
И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.
Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.
Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца
Это икона, о которой хочется рассказать, была явлен в Грузии, в монастыре Дибри во время реставрации древних фресок, и называется Непраздная, или Чревоношение Божественного Младенца. На ней Богородица написана в период светлого ожидания Младенца Христа. Это история со страниц Святого Евангелия, которая рассказывает о том, как святой праведный Иосиф узнал, что обрученная ему Дева «имеет во чреве от Духа Святаго» и желал тайно отпустить Её (Мф. 1:18-19). Богородица предстоит, поднявши правую руку к голове, утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой (Лк. 1:34). Правящий архиерей Русско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви митрополит Иов (Акиашвили) благословил в 2001 году написать список иконы «Непраздная» с изображенной на фреске, что и было исполнено иеромонахом Иоанном Оханашвили. Перед иконой молятся о даровании детей и их здравии.
История иконописи
Иконопись на Руси впервые появляется в X веке, когда к византийским артелям, занимавшимся созданием фресок, поступают в подмастерья русские художники. Уже в XII-XIII столетиях в таких городах, как Владимир, Суздаль, Киев, Псков, Новгород формируется собственная иконописная школа. Творчество в основном было «соборным», «артельным» — над одной иконой трудились несколько человек, у каждого была чётко определённая задача. В XV веке русская иконопись переживает расцвет, когда творят великие мастера Андрей Рублёв и Дионисий. Иконы этого периода отличает органичный симбиоз византийской традиции и собственной специфики. Особенно этим славилась московская школа. В XVI-XVII веках иконописи оказывает мощную поддержку государство: в этот период было создано столько икон, как никогда раньше. У царя Алексея Михайловича насчитывалось 10 000 икон, а в отдельно взятом храме количество икон могло доходить до 3000.
Почитание икон и их роль в жизни верующих
Иконы являются неотъемлемой частью жизни православных христиан. В каждом доме есть домашняя обитель – уголок, где размещаются иконы, перед которыми семья совершает молитвы и обряды. Иконы напоминают верующим о духовных ценностях и приоритетах, служат источником утешения и силы в трудные времена.
В православных храмах и монастырях иконы занимают особое место. Они окружают верующих, напоминая о святости места и связи с Богом и Святыми. Иконы также используются в богослужениях и церемониях, таких как крещение, венчание и панихиды, как символы благодати и духовной связи.
Иконы играют важную роль в молитвенной практике православных христиан. Верующие обращаются к иконам с молитвами, прося заступничества Святых и помощи Бога. Иконы помогают сосредоточиться на молитве, углубить свою духовную связь с Господом и испытать его благодать.
Сегодня иконы также являются свидетельством истории и культуры православных народов. Иконопись развивалась на протяжении веков, отражая изменения в обществе, искусстве и духовной жизни. Иконы служат не только религиозным символам, но и объектам искусства, изучаемыми историками и культурологами.
В современном искусстве иконы продолжают вдохновлять художников на создание новых произведений, основанных на древних традициях и образах. Современная иконопись сочетает в себе духовные и художественные традиции с новыми техниками и материалами, что позволяет сохранять и развивать православную культуру.
Роль икон в молитве
Иконы являются святыми изображениями, которые помогают верующим во время молитвенного обращения к Богу, Деве Марии и Святым. Использование икон при молитве имеет несколько аспектов:
Визуальное сосредоточение.
Иконы служат визуальным фокусом для молитвы, помогая верующим сосредоточиться на образе Бога, Богородицы или того Святого, к которому они обращаются
Таким образом, иконы становятся инструментом, который помогает устремить духовное внимание на молитву
Посредничество.
Иконы служат молитвенными посредниками между верующими и Богом или Святыми. Верующие просят заступничества Святых перед Господом, и иконы являются своеобразными окнами в небесный мир, через которые верующие могут приобщиться к духовной реальности.
Память о святых и событиях.
Иконы часто изображают события из Священного Писания, жития Святых или важные духовные моменты, что позволяет верующим лучше понять и проникнуться духовным содержанием этих историй. Вспоминая жизнь и подвиги Святых, верующие могут черпать вдохновение для своей духовной жизни.
Благословение и заступничество.
Верующие часто обращаются к иконам за благословением и заступничеством в различных жизненных обстоятельствах. Иконы Святых, которые являются покровителями разных сфер жизни, могут быть особенно важны для молитвы о помощи и поддержке.
Воспитание духовных добродетелей.
Молитвенное обращение к иконам также напоминает верующим о духовных добродетелях, которые должны развивать в своей жизни. Созерцание изображений Святых, которые отличались смирением, милосердием, любовью и другими добродетелями, помогает верующим стремиться к подражанию им в своей жизни.
Связь с Церковью и общиной.
Иконы также являются символом единства Церкви и общины верующих. Они напоминают о том, что все христиане являются частью одного тела Христова и должны поддерживать друг друга в духовном развитии и молитве. Во время богослужений, молитвенных собраний и домашних молитв иконы создают атмосферу духовного единства и сопричастности.
Воспитание красоты и святыни.
Иконы воспитывают в верующих чувство святыни и красоты, которые являются проявлениями божественной сущности. Созерцание икон, созданных с любовью и мастерством, приобщает верующих к духовной красоте и возвышенности, что способствует развитию духовного вкуса и преображению души.
Исповедание веры и свидетельство.
Использование икон в молитве также является формой исповедания православной веры и свидетельства духовной принадлежности. Через иконы верующие признают свою веру в Бога, Святых и церковные учения, а также связь с традициями и духовным наследием Церкви.
В целом, иконы играют важнейшую роль в молитвенной жизни православных христиан. Они служат визуальным и духовным средством, которое помогает верующим углубить свою молитву, преодолеть разлуку между земным и небесным миром и приобщиться к духовным истинам. Иконы напоминают о святости и красоте Божией, воспитывают добродетель и молитвенное сосредоточение и связывают верующих с традициями и наследием Церкви.
Богоматерь с тремя руками
Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина. После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра. Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.
Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.