Развитие в России
Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.
Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.
В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:
- Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
- Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
- Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
- Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
- Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).
Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).
Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).
цветов на картине будет много!
На протяжении столетий человеческие умы и сердца восхищает живопись. Цветов и букетов, изображенных на различных полотнах, можно встретить очень много как в изобразительном искусстве современности, так и в прошлом. В сезоны цветения многие художники черпают свое вдохновение из щедрот природы, и в этот же миг рождаются первые наброски реальных и фантазийных цветов. Многие натюрморты и пейзажи, изображающие цветы, являются достоянием мировой культуры и искусства. Ведь не зря красоту цветка сравнивают с ранимой и невинной душой человека, а также с красотой девушки.
С технической точки зрения рисовать цветы довольно сложно. Поскольку для того, чтобы правильно нарисовать цветок, нужно для себя уяснить, какая же геометрическая фигура лежит в его основе. Поэтому новичку следует потренироваться в рисовании спиралей, кругов, овалов. И помните: в такой работе главное – воображение. Немного терпения и внимательности — и вы освоите цветочную живопись. Цветы-картины будут радовать не только ваше сердце.
С точки зрения теории искусства, наиболее ценны и сложны в исполнении лепестки цветков. Также чаще всего многие художники пишут не один цветок, а целые букеты самых разнообразных соцветий. Главную сложность составляет написание переплетающихся стеблей, лепестков, а также придание натуральной очаровательности цветку, но все это подвластно такому виду искусства, как живопись. Цветов, значит, будет много!
Секреты написания цветов
Для того чтобы попробовать себя в качестве художника, выберите себе натуру – любой цветок, который сердцу мил. Не спешите тянуться за листом и карандашом. Приглядитесь к своей натуре – рассмотрите строение листьев, стебля, самого цветка. Выберите для себя угол зрения, под которым вы хотите изобразить цветок – сбоку, сверху, снизу и т.д
Также обратите внимание на цвета растения, тона и полутона, наличие теней и бликов
Теперь можно браться и за карандаш. Старайтесь сделать набросок цветка слегка, поскольку линии должны быть еле заметными, чтобы легко исправить ошибки. После того как эскиз закончен, можно приступить к выбору красок и освоить живопись. Цветов и красок для этого дела не жалейте, чтобы картина получилась яркой и живой.
Акварель
Если картине нужно придать воздушность, то лучше использовать акварельные краски. При этом акварель нужно наносить достаточно тонким слоем, чтобы белая бумага придавала рисунку нежность и прозрачность
Здесь нужно соблюдать осторожность, поскольку для нужного эффекта каждый мазок можно делать только один раз, избегая ошибок на холсте. Экспериментируйте с цветами и тонами
Если ваши цветы светлые, то идеальный фон для них будет в более темных тонах, и наоборот. Распределение цвета – к сердцевине цветка он темнее, ближе к концам лепестков оттенок становится светлее. И помните, что чашечка цветка – это лицо вашего рисунка, а стебель – тело. Некрасивое лицо всегда испортит даже самое прекрасное тело.
Масло
После освоения акварельной техники попробуйте другие материалы и краски, которые разнообразят вашу живопись. Цветов, маслом написанных, в современном искусстве можно встретить очень много, поскольку масло дает возможность художнику сделать картину реалистичной.
Начинать писать картину лучше всего с верхнего левого угла мольберта, чтобы не запачкаться. Для начала нарисуйте фон, затем, как краска подсохнет, переходите к изображению самих цветов. При прорисовывании цветка цвет растушевывайте от края лепестка к центру цветка. Масляные краски прекрасно смешиваются друг с другом и вы можете легко придать вашему цветку тот или иной оттенок.
Живопись невероятно расслабляет и снимает стресс. Причем это происходит не только тогда, когда вы пишете картину, но и тогда, когда любуетесь ею. Поэтому не откладывайте занятия живописью в долгий ящик, приобщитесь к искусству и, быть может, в будущем ваши картины будут равноценны произведениям великих мастеров!
Подсолнухи в желтой вазе
Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.
Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.
Источники
- https://krasivodel.ru/articles/kartiny-izvestnyh-hudozhnikov-natyurmorty.html
- https://Hudognik.net/artists/Still_life/
- https://art-dot.ru/natyurmort/
- https://www.culture.ru/materials/120418/natyurmorty-risuem-to-chto-pod-rukoi
- https://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603
- https://www.gastronom.ru/text/samye-izvestnye-kartiny-c-edoj-1012066
- https://zen.yandex.ru/media/tochka_art/eda-kak-na-kartinke-top10-znamenityh-natiurmortov-i-receptov-k-nim-5ed0c6cc9217f57f7c9a8a42
- https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/top-5-samyx-prekrasnyx-i-znamenityx-natyurmortov
Что такое натюрморт
Натюрмортом называют все изображения неживых объектов. Или «мертвых» объектов живой природы. Например, дичь или цветы из мертвой природы и стопка книг из классического натюрморта.
Изображение может быть нарисовано, сфотографировано или изображено любым другим способом. Хотя бы на видео. Жанр этот появился в 17 веке, когда и у художников фантазии поубавилось, и искусство стало более доступно широкой публике.
Сложно представить изображение тарелки в Древней Греции, где боготворили человеческое тело, или среди религиозных картин средневековья. Всему свое время, как говорится.
Сейчас это очень популярный жанр живописи и фотографии. Сначала все натюрморты могли быть цветочными или учеными. Цветочные дарили женщинам или вешали в родовых замках.
Ученые — с изображением книг, черепов и любой другой университетской атрибутики, дарились более искушенным мужам. Далее появились сначала картины с посудой, потом с иллюзиями.
В общем, едва появившись, этот жанр тут же стал модным и популярным. А с развитием необычных направлений живописи, например кубизм и постмодернизм, в жанр вдохнули вторую жизнь.
Так появился этот жанр. Теперь давайте посмотрим самые интересные натюрморты знаменитых художников Европы и России. Отдельно рассмотрим современное искусство. Оно тоже заслуживает внимания.
О самых дорогих картинах в мире читайте здесь.
«Любительница абсента»
Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.
Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.
Стили
Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:
- цветочный, самый массовый;
- цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
- тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
- кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
- рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
- роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
- охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
- «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
- «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.
И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.
Немного информации о натюрмортах с цветами.
Натюрморт с цветами часто встречается на картинах художников. И это понятно. Цветы красивы, ими хочется любоваться, поэтому художники хотят сохранить прекрасные мгновения жизни цветов на полотне. Как о самостоятельном жанре живописи о натюрморте с цветами заговорили в 17 веке в Голландии. Изображения на картинах были так прекрасны, что цветы на картинах стали неотъемлемой частью натюрморта. Это были цветы в вазах, в кувшинах, цветы с птицами, цветы на драпировках.
Фарфор, стекло в руках умелого живописца дополняют оттенки красок и заполняют пространство картины объемом. У каждого художника чувствуется свой стиль и свой подход к расположению цветов на картине, но не каждый художник может передать то хрупкое очарование и нежность, исходящее буквально от всех лепестков цветка. У Жана Батиста Роби натюрморты с цветами живые, они наполняют душу нежностью и восторгом. Искусствоведы говорят, художник сыграл одну из главных ролей в эволюции цветочных натюрмортов. Поэтому давайте немного узнаем о личности этого художника. Тем более, как выяснилось, жизнь его была насыщенной и яркой.
«Натюрморт с черепом и пером», Питер Клас
«Натюрморт с черепом и пером» можно увидеть в «Метрополитен-музее» (Нью-Йорк). Он создан в 1628 году. Относится к жанру vanitas (натюрморты, посвященные смерти).
Изображение красивое, но пугающее. Череп, опрокинутый бокал, потухшая масляная лампа – все это символы скоротечности жизни. Яркое отличие этой картины от многих других, выполненных в подобном жанре, — ограниченность палитры. Клас использует несколько цветов и их оттенков, что подчеркивает серьезность и мрачность композиции. Каждый созерцатель картины понимает, что жизнь однажды закончится, знания и вино бессильны – ничто не поможет человеку обрести вечность…
«Подсолнухи в желтой вазе», Ван Гог
Ван Гога считают мастером натюрморта. Художник создал целую серию картин, посвященных подсолнухам. Полотно, которое нас интересует, создано в 1888 году. Находится в Лондонской национальной галерее.
На картине «Подсолнухи в желтой вазе» изображена грубая деревенская ваза. Она небольшая по размеру, и подсолнухам недостаточно места, но не только в вазе, в пространстве. Ничего необычного: естественная красота цветов и яркость красок. Для Ван Гога желтый цвет ассоциировался с надеждой и дружбой, а подсолнух был для него символом признательности.
О чем же эта картина? О прекрасной и трагической жизни. Цветы, звери, люди – всему живому однажды приходит конец. Стоит ли унывать по этому поводу? У каждого человека свой ответ на этот вопрос, но не нужно тратить драгоценные минуты и часы на переживания. Никто и ничто не может остановить время.
Энди Уорхол — Цветы, 1970
Известный поп-артист Энди Уорхол часто вдохновлялся цветами для написания картин и изображал разнообразные их виды – от белых ромашек до японской икебаны. Его серия цветочных картин 1964 года особенно поразительна, поскольку он использовал инновационную технику и яркие цвета, чтобы подчеркнуть гибкость формы гибискуса. Хотя эта серия подняла достаточно большую шумиху, так как фотограф, работы которого служили основой для цветочной серии, пытался подать на художника в суд, эта серия картин продолжала расцветать в течение следующих 20 лет. За эти два десятилетия Энди Уорхол создал множество цветочных картин в разных цветовых схемах и с различными уровнями абстракции, включая акриловую живопись с шелковистой поверхностью 1970 года под названием «Цветы».
Что потребуется
Так как натюрморты могут варьироваться в зависимости от вашего субъекта и видения, не обязательно покупать специальное оборудование, чтобы наслаждаться этим видом съемки. Наличие камеры мы воспринимаем как должное, поэтому вот несколько предложений, которые могут быть полезны:
Отражатели
Отражатели (или рефлекторы) отлично подходят для рассеивания и смягчения света. Стены и потолки могут стать хорошими рефлекторами, а если вы предпочитаете что-то более портативное, их можно дешево купить или сделать самому. Попробуйте картон и фольгу в качестве быстрого решения!
Фотолампа, фотовспышка или студийный свет
К счастью, у вас будет множество естественного света, но, если его нет, использование вспышки или небольших ламп (подумайте о макро/предметном студийном освещении) поможет осветить небольшую композицию с минимальными усилиями. Объедините их с рефлекторами или просто соберите вместе и получите освещение не хуже, чем в Блэкпуле.
Реквизит
Это очень интересный пункт, так как подходит всё! Устройте набег на корзину с фруктами, найдите цветы в своем саду, пройдитесь по блошиному рынку или благотворительному магазину в поисках странных и замечательных вещичек – все в ваших руках. Попробуйте подобрать вещи похожего цвета или текстуры.
Подходящий предмет
Как и в любом другом виде съемки, вам потребуется предмет, который станет основой фотографии. Не все выглядит хорошо в черно-белом виде, но прекрасная черта цифровой съемки в том, что решение можно найти позже. Однако, все еще нужно заранее думать о том, что снимать.
Натюрморт с крабом
Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.
Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.
Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.
Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.
Европейские художники
Пойдем по историчности. Зародился этот жанр в Европе, вот с нее и начнем. Какие художники признаны самыми талантливыми и знаменитыми в рисовании мертвой природы?
Рэйчел Рюйш
Одна из классиков этого жанра. И, да, голландка. Если вы видели когда-нибудь картины голландских художников, то могли восхититься их фотографичностью.
Люди этой национальности прорисовывают каждую трещинку и каждый лепесток, и натюрморты не стали исключением, во всяком случае у Рейчел.
Пик жизни художницы пришелся на 1700 года. В качестве примера работы приведена картина «Ваза с цветами на антаблементе с гнездом и насекомыми». Это классический цветочный натюрморт. Но он имеет свои особенности.
Во-первых, это черный фон. Черный фон – визитная карточка Рейчел, которая отличала ее от художников своего времени. Рейчел хорошо разбиралась в ботанике, поэтому специально на картинах рисовала цветы, которые в одном месте и в одно время никогда не цветут.
Например, весенние тюльпаны и поздние розы. И она любила добавлять на картины насекомых, придавая натуралистичность.
Армен Ван Стейвейк
Отойдем от реализма в символизм. Большинство натюрмортов в принципе имели философский подтекст, но некоторые авторы этим прямо грешили.
Например, голландский художник Стенвейк, живший в середине 1600 годов. Он написал много картин в стиле венитас, так называли философские взгляды на смерть через искусство.
В качестве примера Натюрморт Vanitas (Still life Vanitas), написанный в 1640 году. Вы же точно уже видели подобные картины? Знайте, подобные изображение называются венитас и одно время были очень популярны.
Боюсь, философия не будет моей сильной стороной, поэтому предлагаю каждому подумать над значением каждой детали картины. Ведь у каждого предмета здесь есть своя история и тайное значение. И напишите, что вы думаете.
Я начну. По-моему, раковина означает спиральность жизнь, ее неизбежное повторение в новых витках, но эти витки будут новыми, а не идентичными прошлым.
Жан Батист Шарден
Отвлечемся от голландцев в пользу французов. Следующий герой – сын плотника, а история рассказывает, что они вырастают очень интересными людьми. Жил он в 1700 годах в Париже.
Картина «Буфет» для примера. Он рисовал не только натюрморты, скорее его привлекала обычная жизнь во всех ее проявлениях. Он рисовал портреты, пейзажи. А его натюрморты выглядят перегруженными событиями и деталями.
Кроме его неоспоримого таланта, отмечают его умение быть на волне времени. Например, многие критики всерьез утверждают, что слава Шардена связана не с качеством работы, а с удачным пиаром от журналистов его времени.
Якобы он хорошо противопоставляет веяние моды тогда в своем искусстве. Поддерживать или отрицать это не будем, ведь сейчас Шарден входит в десятку гениев своего века.
Франс Снейдерс
Фламандский художник, почти всю жизнь прожил на территории современной Бельгии. Жил он, кстати, на рубеже 1500 и 1600 годов. Он начинал свою карьеру художника как раз с изображений мертвых животных и предметов.
Тему животных он особенно уважал, их тела получались у него максимально реалистично. Кстати, впоследствии он перешел на рисунки только животных, отойдя от жанра натюрмортов.
В качестве примера картина «Натюрморт с фруктами, дичью, овощами, обезьяной, белкой и кошкой». Видите, насколько реалистичными получились животные?
Франсиско де Сурбаран
И немного религии напоследок среди европейцев. Сурбаран – испанский художник, живший в 1600 годах. Большинство его работ носит религиозный характер. И это неудивительно, если узнать, что он выполнял заказы монастырей и монашеских орденов.
Вот пример, «Натюрморт с винным бокалом, фруктами и кувшином». Минималистичная, не перегруженная картина без лишних деталей. В современных квартирах, где все минималистично и просто, смотрелась бы хорошо.
Натюрморт с черепом и пером
Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».
«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.
Немного истории
Этот жанр зародился много веков назад. Наиболее ранние прототипы современных натюрмортов появились еще в древности. Тогда изображениями предметов быта расписывали стены усыпальниц Древнего Египта. В Риме и Древней Греции художники украшали бытовыми мотивами посуду и стены.
Уже более привычные для нашего восприятия работы появились в период XV-XVI веков. Во многих домах они выполняли утилитарную функцию – украшали дверцы шкафов или закрывали элементы интерьера, которые хозяева хотели скрыть от посторонних глаз.
Уже тогда натюрморт представлял собой жанр живописи, в котором художник изображал неодушевленные предметы и объекты живой и неживой природы. Это могли быть фрукты, овощи, цветы, кухонная утварь, украшения, мертвая дичь и даже черепа.
С развитием человечества изменялся и жанр. К привычным элементам быта присоединялись новые вещи-приметы современности (оружие, инструменты, детали механизмов). Появлялись различные направления в изобразительном искусстве (кубизм, абстракционизм, импрессионизм и т.д.)
Сейчас работы этого жанра могут выглядеть совершенно по-разному. С появлением фотосъемки жанр совершил новый виток в своем развитии. Теперь фотографы могут создавать уникальные и необычные композиции при помощи игры со светом, фактурой и ракурсами.
«Сцена на рынке»
В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.
Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.
Финальные мысли
Съемка натюрмортов – отличная возможность проявить креативность в своих фотографиях. Это – приятный перерыв, если вы хотите сменить свою привычную тематику. Я часто делаю снимки натюрмортов после разочарования из-за не очень получившейся пейзажной фотографии. Есть нечто приятное в том, чтобы отвлечься от того, над чем не имеешь никакого контроля, перейдя к тому, что можно организовать от начала и до конца. Это также отлично вдохновляет в дождливый день.
Выбор предметов поначалу может быть запутанным – что лучше смотрится вместе? Что вы хотите сказать своей композицией? Делайте всё проще и мыслите тематично; руководствуясь не только сочетаемостью предметов в реальной жизни, но также их цветом и текстурой. Метод проб и ошибок – естественная часть процесса и может принести даже отличные, непредсказуемые результаты.
Возможно, перед созданием своих натюрмортов будет проще найти композиции в окружающем мире. Такие места, как кафе хорошо подходят для получения первичного вдохновения с объектами, которые до этого пробовали и тестировали много раз.
При создании собственных композиций помните, что нужно размещать большие, заметные предметы не в центре кадра (только если вы не делаете это намеренно) и подумайте о том, как хотите осветить сцену.
Съемка сверху для получения композиции в стиле Flat-lay принесет свои трудности, но результат может того стоить. Используйте эту технику как платформу для показа предметов с ракурса, в котором мы их обычно не видим.
Для интересных снимков крупным планом и малой глубины резкости попробуйте воспользоваться макролинзами или альтернативным оборудованием, чтобы действительно выбросить фон из фокуса и показать новые стороны ваших субъектов.
Натюрморты позволят вам пробудить свою креативную часть и дадут больший контроль над финальным результатом. Если вы ищете повод чтобы начать, то почему бы не превратить готовый снимок в печатную версию или картину для вашего дома? В таком случае нужно думать о цветах, текстурах и темах, которые подходят для комнаты, в которой вы захотите повесить фото – это отличная отправная точка.
«Яблоки и листья», Илья Репин
Полотно «Яблоки и листья» находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Илья Ефимович создал его в 1879 году. На первый взгляд изображение может показаться слишком простым и незамысловатым: яблоки на фоне листьев. Вот только композиция выполнена так мастерски, что возникает ощущение реалистичности. Картина объемна и словно наполнена воздухом, тщательно прорисованы мельчайшие детали. Она яркая и выразительная.
Произведение было создано Репиным на пике его популярности. В тот момент жизни у него было все хорошо и в карьере, и в личной жизни. Такие обстоятельства не могли не отразиться на настроении художника. Неудивительно, что при созерцании полотна возникают благоприятные эмоции и чувства.
Джорджия О’Киффе — Красный мак, 1927
На протяжении всей своей карьеры Джорджия О’Киффе создала более 200 исключительных цветочных картин. Художница работала в основном с акварельными красками до 1918 года, а затем полюбила масляные краск и вскоре начала ими создавать крупные цветы на близком расстоянии, как если бы смотреть на них сквозь увеличительное стекло. Эта поразительная картина «Красный мак», датируемая 1927 годом, является прекрасным примером работ Джорджии О’Киффе. Увлекательная крупномасштабная живопись имеет яркие красные и оранжевые тона, которые заставляют зрителя с первых секунд влюбиться в художественную работу. В 1992 году почтовое отделение США решило отдать дань уважения личности великого искусства, сделав серию марок, основой которым послужила эта картина.
Современное искусство
Таких художников можно найти в картинных галереях России, в зале русской живописи. Но ведь искусство не стоит на месте! И современные авторы тоже рисуют и ух как рисуют. Что же они могут нам предложить?
Конор Уолтон
Художник ирландского происхождения 1970 года рождения. Считается одним из лучших современных художников в области портретов и натюрмортов.
«Сокрытое», наверное, одна из самых популярных работ и самая необычная. Картина фотореалистична, современна и злободневна. А уж какие скрытые смыслы можно ей приписать…
Анна Петина
Помните, что натюрморт не только картина, но и фотография? Вот я и решил приложить победительницу фотоконкурсов в номинации натюрмортов.
«Время пить чай». Необычная фотография. С современной техникой Анна считает, что самое сложное – составить композицию, а не сделать именно фотографию.
Кевин Бест
Еще один фотограф, но уже классического направления. Новозеландец решил, что создавать новое не нужно, если можно вдохнуть жизнь чему-то существующему.
Красота
Я вам показал разные натюрморты, от самых первых и до совсем современных. Этот жанр избегает деревьев, домов и людей, зато акцентируется на предметах обихода, философских символах и «мертвой» природе вроде букетов и еды. Кстати, «Подсолнухи» Ван Гога тоже являются натюрмортами.
Предметные картины замечательно смотрятся в интерьере, они вписываются в современные интерьеры и не привлекают слишком большого внимания к себе.
Сложности создания натюрморта
Без базовых знаний достаточно сложно создать красивую и интересную инсталляцию из неживых предметов. Без знания «матчасти» трудно зацепить своего зрителя, ведь чаще людям интереснее рассматривать фото других людей, особенно знакомых.
Необходимо продумать общую идею композиции, какой смысл вкладывается в нее, подобрать необходимые предметы, их фактуру и цвета, какой свет передаст нужное настроение.
Правильно выстроенную работу можно рассматривать долго, она будет интересна зрителю и обязательно привлечет внимание. Произведения известных художников до сих пор обсуждаются в сети и печатных изданиях
Российские художники
Кто же запечатлелся в истории искусства среди русских живописцев?
Исаак Левитан
Знаменитейший художник 19 века в Российской Империи. Его любили цари, князья, бояре и простой люд. Все его знают, как пейзажиста. Но видеть красоту пейзажей Левитан учился именно в своей мастерской, рисуя букеты.
В качестве примера «Букет васильков». Может быть, и вы возвращались из леса с букетом полевых и лесных цветов и хотели их запечатлеть? Нарисовать или сфотографировать. У вас получилось?
У Левитана тоже не было законченного художественного образования, но это не помешало ему стать лучшим художником своего времени.
Илья Репин
Оказывается, Репин не только рисовал прекрасные портреты, но и баловался натюрмортами. Вот вам пример с фруктами, чтобы разбавить обилие цветов в статье.
«Яблоки и листья», просто как пример. Картины Репина легкие для восприятия и по загруженности деталями. Помните, какие знаменитые картины еще нарисовал Репин?
Иван Крамской
Художник все того же 19 века, не зря же это золотой век. Один из основателей передвижников, знаменитый художник и критик. Что интересно, Крамской был учителем Репина. Вот пример его работы.
«Букет цветов. Флоксы» 1884 года создания
Нет голландской четкости, скорее привычная нам масляная работа, которую важно смотреть издалека. Нет лишних деталей, только самое важное
Казимир Малевич
Просто не могу пройти мимо художника с таким знаменитым именем и репутацией. Он, оказывается, не только квадраты рисовал, но и фрукты. Вот пример.
«Натюрморт», 1910 год. Уже угадываются знакомые черты стиля художника, он все еще учится и ищет свой стиль. А вы свой нашли?
Илья Машков
И напоследок новая фамилия. Современник Малевича, он жил на рубеже Российской Империи и Советского Союза. Ученик многих популярных художников, великолепный мастер и организатор Союза Художников в Советское время.
«Снедь московская. Фрукты». Художник своим творчеством показывал свой позитивный настрой, четкость всех предметов в этой жизни и яркость красок. А скрытые подтексты предлагаю вам поискать самим.
«Сирень», Петр Кончаловский
Картина «Сирень» находится в Латвийском художественном музее (Рига). Создана в 1951 году. Это не единственное изображение прекрасных цветов кустарника. Петр Кончаловский был поклонником растения, его даже называли «певцом сирени». За всю свою жизнь он изобразил более 40 красивейших натюрмортов с подобной тематикой.
В этом варианте ветки сирени стоят в обычной банке на грязном и грубом столе. Контраст. Произведение было создано в начале сталинских репрессий. Кончаловский понимал, что в стране царит несправедливость. Но цветы распустились, и кажется, что полотно имеет свой запах – весны и надежды на лучшее. Вопреки всему.