Литература / авторы

Дмитрий андреевич фурманов — краткая биография

Человек большого ума и сердца

История создания картины довольно проста. Летом 1922 года в Москве состоялась выставка АХРР «Жизнь и быт Красной Армии». Экспозиция прошла с большим успехом и все, в том числе и руководство страны, остались довольны. Тогда было решено организовать новую выставку по этой же тематике и приурочить её к 5-летию Красной армии. Художники получили заказы на полотна. Сергею Малютину достался портрет Дмитрия Фурманова, только что получившего орден Красного Знамени за личный героизм.

Сеансы позирования, по словам дочери художника Ольги Малютиной, проходили «в оживлённых беседах, которые доставляли отцу большое удовольствие, так как Фурманов был замечательным собеседником». Она также вспоминала, что писатель рассказывал художнику эпизоды своей военной биографии, в частности о Красном десанте 1920 года.

Писатель-герой и художник очень понравились друг другу. В итоге один подарил фотографию с дарственной надписью «Фурманов Дмитрий Андреевич. Начальник Политического управления Туркестанского фронта и комиссар Красного десанта, ходившего в тыл к неприятелю осенью 1920 года», а другой пожелал сделать рисунки к роману «Чапаев», когда книга будет закончена. Более того, он показывал Фурманову книги, которые иллюстрировал, а на обложке одной из них («Городок») записал служебный и домашний телефоны писателя…

Смерть

Преждевременный уход из жизни Фурманова для всех стал трагедией, это случилось весной 1926 года, мужчине было всего 34 года. Причиной смерти Дмитрия называют пневмонию, которая возникла из-за осложнений перенесенного им гриппа. Мужчина неплохо себя чувствовал, а потому не сразу обратился к докторам, спасти его не представлялось возможным.

Теплоход «Дмитрий Фурманов»

В память о военном деятеле город Середа (в прошлом село), в котором он родился, переименовали в Фурманов. Также в его честь назвали четырехпалубный теплоход, построенный в Германии, курсирующий для туристов по маршруту Москва – Санкт-Петербург. На фото судно выглядит внушительным.

1914

МАНИФЕСТАЦИЯ

19 июля

Был я в этой грандиозной манифестации Москвы 17 июля, в день объявления мобилизации. Скверное у меня осталось впечатление. Подъем духа у некоторых, может, и очень большой, чувство, может, искреннее, глубокое и неудержимое — но в большинстве-то что-то тут фальшивое, деланное. Видно, что многие идут из любви к шуму и толкотне, нравится эта бесконтрольная свобода — хоть на миг, да и я делаю что хочу — так и звучит в каждом слове… И скверно особенно то, что главари, эти закрикивалы, выглядывают то дурачками, то нахалами. «Долой Австрию!» — крикнет какая-нибудь бесшабашная голова, и многоголосое «ура» покроет его призыв, а между тем — ни чувства, ни искреннего сочувствия. Ну что вот этот парень все пытается сказать что-то во всеуслышание? Ведь рожа глупейшая, ничего толком не сумеет, а тянется… Ну а вот этот молокосос — оратор у Скобелев- ского памятника — чего он пищит. Ведь его насквозь видно: поза, поза и поза.., И все так, и вот этот оратор, что сначала замахивается через плечо своей соломенной шляпой и потом, после непонятного, но исступленного лепета — красиво описывает ею в воздухе полукруг и ждет продажного «ура». Глупое, никчемное «ура» глушит его слова, но что тут толку? Никто ничего не слыхал и не понял, многие ведь смеются даже… И что они кричат? Я тоже кричал, когда только присоединился, но тогда ведь я весь дрожал, я не мог не кричать… Теперь я уже остыл, я даже озлоблен на их рев.

Может, где-нибудь в глуши, на чистоте и глубоко чувствуют обиду славян, но эти наши манифестации — это просто обычное, любимое проявление своевольства и чувства стадности. Вы посмотрите, как весело большинство идущих. Ведь вот музыка только что кончила гимн — какой-то дурак крикнул: «Пупсика»!» И что же: засмеялись… Ведь рады были остроте. Разве это чувство? А этот вот чудак, что повесил шляпу на палку и высоко мотает ею над головой,— что он чувствует? Ведь он хохочет своей забаве… И встреться какое-нибудь зрелище по пути — непременно забудут свою манифестацию и прикуются к нему — во всем, во всем только жажда обыденной веселости и свободного размаха. Вон навстречу, прорезая толпу, идет чин; он уже знает заранее, что ему будут громкие приветствия, если он сделает под козырек и улыбнется… Он так и делает — и ему чуть не хлопают… Ведь задор, один задор. А все эти требования: «Шапки долой», «Вывески долой» — ведь это не по чувству, не по убеждению, а по хулиганству все творится. Я слышал и видел, кто тут командует. Глупо, чрезвычайно глупо… Может, тут и есть высокий момент в этой манифестации, но момент — и только. Дальше одна пошлость и ложь. Я оскорбился этим извращением такого высокого чувства, как любовь к славянам. Подло, гадко было в эту манифестацию.

День ангела 26 октября 1914

Уж этот день своего ангела провожу как-то совсем не по-привычному, не по-обыкновенному.

Я — брат милосердия…

22 ноября

Еду в санитарном поезде. Путь — Вятка, Вологда, Екатеринбург. 2 доктора, 2 брата, 3 фельдшерицы, 5 сестер. Знаком мало, узнал мало.

Прежде всего и сильнее всего поразила меня расточительность на персонал. Закупаем бог знает что — даже моченые яблоки. Обед из трех блюд: компоты, яблоки, кисели, желе… Возмутительно. Там, где-то, чуть не Христом богом умоляют принести огарки свеч, худые штаны, дребедень разную, а здесь — из трех блюд. Интеллигенция, конечно, но все знают, на что едут, до какой степени можно сократиться.

Можно и (верю) согласились бы все уменьшить бюджет по крайней мере наполовину. Масса идейных, серьезных работников, вначале и не помышлявших о вознаграждении, но отказываться в одиночку нет сил, да и смысла мало — не поможешь. На передовых позициях платят громадные деньги, в то время как у дверей всех союзов стоят целые кадры желающих работать добровольно и бесплатно. Откуда-то свыше санкционированы все эти шальные расходы, и масса денег уплывает попусту. В союзах прекрасные обеды, опять можно бы обойти или сделать проще, от голода. Надо понимать общее положение дела до дна, а тут все как-то поверху. Затей много — крупных, необходимых, целесообразных, но форма как-то всюду неумна. Чужие деньги. Этим все объясняется. Приходят бог знает откуда и бог знает где эти страдающие. Мы ведь воочию-то не видим страданий, только слышим о них да читаем. А где ж тут прочувствовать все?! Отклики. Отзвуки. Грустно видеть, как все эти добрые дела обрастают какой-то шелухой, загрязняются, утрачивают красоту своего существа, своей первоосновы.

Биография

Молодость

В дни своей юности Фурманов учился в Кинешемском реальном училище. И хотя он прожил в Кинешме всего около трёх лет (1909—1912), они были важными для формирования его мировоззрения и становления характера. Именно в реальном училище Дмитрий Фурманов окончательно решил посвятить свою жизнь литературе. После его окончания в августе 1912 года он поступает в Московский университет на филологический факультет, который окончил в 1915 году, но экзаменов не сдавал. Принял участие в Первой мировой войне в качестве брата милосердия РОКК, в чине прапорщика. В санитарном поезде познакомился с сестрой милосердия Анной Стешенко и женился на ней.

Революция и Гражданская война

Весной 1917 г. примкнул к эсерам-максималистам, затем перешел к анархистам. Выдвинулся во время корниловского выступления (август 1917), когда стал секретарем штаба революционных организаций Иваново-Вознесенска. С сентября заместитель председателя местного Совета, поддержал октябрьский переворот, причём приказал арестовать бастовавших почтово-телеграфных служащих. Летом 1918 г. вступил в РКП(б). Во главе сформированного им из иваново-вознесенских рабочих отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания. В это время сближается с М.В.Фрунзе, бывшим тогда в Иваново-Вознесенске председателем губкома РКП(б) и военным комиссаром Иваново-Вознесенской губернии. Осенью 1918 г. становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). Одновременно по поручению Фрунзе, ставшего уже комиссаром Ярославского военного округа, руководит пропагандой среди военных частей округа. В начале 1919 г. когда Фрунзе был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, также отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.И.Чапаев. 30 июня 1919 г. из-за конфликта с Чапаевым (на почве ревности: у Чапаева возник роман с женой Фурманова Анной Стешенко.) переведен из дивизии в Туркестан. С августа 1919 по сентябрь 1920 начальник политического управления Туркестанского фронта, с конца 1919 — уполномоченный РВСР в Семиречье. 12-19 июня 1920 во время восстания в гарнизоне г. Верного (Алма-Аты) сыграл ключевую роль в ликвидации восстания: Фурманов вел с повстанцами переговоры, затягивая время, пока не подошли верные части (этот эпизод описан им в романе «Мятеж»). С августа 1920 на Кубани, комиссар десантного отряда Е. И. Ковтюха, начальник политического управления IX-й Кубанской армии. При ликвидации Улагаевского десанта был сильно контужен, награжден орденом Красного Знамени

После Гражданской войны. Писательская деятельность

В июне 1921 приезжает в Москву, работает в литературно-издательском отделе Политуправления Реввоенсовета, членом Высшего военно-редакционного совета; с ноября заведует редакцией журнала «Военная наука и революция» и одновременно завершает филологическое образование в Московском университете (окончил в 1924). С сентября 1923 в Госиздате — политредактор, затем редактор отдела современной художественной литературы.

В 1924—1925 — секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В 1926 году умер от менингита, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Видный советский военачальник генерал Хлебников, близкий друг и сослуживец Фурманова по Чапаевской дивизии так вспоминает об обстоятельствах его болезни и кончины:

Наши слушатели просили Дмитрия Андреевича написать о Фрунзе так, как написал он о Чапаеве. Он ответил, что и сам об этом думает. Действительно, Фурманов даже составил план будущей книги, но большего сделать не успел. Заболел ангиной, пустяковой, на его взгляд, болезнью, да не умел он себя беречь. С высокой температурой продолжал выступать на писательских собраниях, требуя выполнения решений ЦК партии по литературе, призывая очистить ряды писателей от двурушников, интриганов и склочников.

Ангина вызвала заражение крови. 15 марта 1926 года мне позвонили на службу, попросили срочно приехать к Фурмановым — Дмитрию Андреевичу стало совсем плохо. У постели Фурманова я застал несколько самых близких его друзей. Среди них была и сестра Владимира Ильича Ленина — Анна Ильинична Ульянова-Елизарова.

Дмитрий был в бреду. Несколько часов спустя он скончался. «Золотой человек умер», — с глубокой болью сказала Анна Ильинична.

Вот ведь как случается в жизни: молодой, полный сил человек, прошел невредимым через сорок смертей, а погиб от болезни, на которую сначала и внимания не обратил.

Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев». В 1934 по материалам этой книги режиссёры братья Васильевы поставили одноимённый фильм, завоевавший в СССР огромную популярность.

Книги

Дебют Фурманова как литератора состоялся в 1912 году, когда его стихотворение, посвященное педагогу Кинешемского училища, опубликовала газета «Ивановский листок». Хотя в дальнейшем он создавал и много других стихов, поэтом Дмитрий Андреевич себя не называл. При этом он не прекращал заниматься и собственным образованием: переехал в столицу и поступил на юридический факультет московского университета. С каждым новым курсом он понимал, что писательство ему ближе, а потому вскоре перевелся на историко-филологический факультет.

С наступлением войны биография Фурманова претерпела большие изменения, он отправился на фронт и быстро утратил былой патриотический романтизм. Дмитрий чувствовал назревающий перелом в судьбе родного государства, подтверждением тому стала скорая революционная волна.

Дмитрий Фурманов, Василий Чапаев, Пётр Исаев (Петька), Семён Садчиков

  Юрий орлов биография личная жизнь

В ту пору он уже был демобилизован, находился в Иваново-Вознесенске, а потому мог непосредственно участвовать во всех политических движениях. Сначала молодой человек оказался в рядах эсеров, затем создал группу максималистов, при этом успевал работать и в Совете рабочих депутатов.

Летом 1921 года Фурманов отправился в столицу и поступил в политуправление реввоенсовета, в отдел литературы и издательства, а спустя пару месяцев оказался на должности заведующего журналом «Военная наука и революция». Свою главную книгу «Чапаев» написал в 1923 году, для этого использовал записи из дневников времен Чапаевской дивизии. Ее содержание разнится с сюжетом знаменитого фильма, который был снят в 1934 году и получил хвалебные отзывов зрителей и критиков.

В библиографии автора были и другие романы, вдохновение для которых он черпал из собственных воспоминаний времен, проведенных на разных фронтах Гражданской войны. К таким можно отнести книги «Красный десант» и «Мятеж». В дальнейшем Дмитрий пытался найти новые темы для своих произведений, не связанные с военными действиями. В «Морских берегах» писатель рассказывал о поездке на юг России, в Крым и побережье Кавказа.

Наследие Дмитрия Фурманова в современной литературе

Творчество Дмитрия Фурманова оказало значительное влияние на развитие современной литературы. Его роман “Чапаев” стал одним из самых известных и популярных произведений советской литературы и до сих пор остается важным источником вдохновения для многих писателей.

Одно из главных достоинств творчества Фурманова – его способность создавать ярких и запоминающихся персонажей. Главный герой романа “Чапаев” – Василий Иванович Чапаев – стал настоящей легендой и символом советской эпохи. Его характер, смелость и преданность идеалам коммунизма вдохновляют и восхищают читателей по сей день. Многие современные писатели стремятся создать подобных ярких и незабываемых персонажей, чтобы вызвать у читателей сильные эмоции и вовлечь их в сюжет.

Еще одной важной чертой творчества Фурманова является его способность передавать атмосферу и дух времени. В романе “Чапаев” автор описывает жизнь и борьбу советских партизан во время Гражданской войны

Он передает атмосферу того времени, описывает трудности и опасности, с которыми сталкивались герои. Это позволяет читателям лучше понять и оценить исторический контекст произведения и воспроизвести его в своих собственных произведениях.

Также важным аспектом наследия Фурманова является его вклад в развитие советской литературы в целом. Он был одним из первых писателей, которые активно использовали реалии советской жизни и идеологию в своих произведениях. Фурманов показал, что литература может быть не только искусством, но и средством пропаганды и воспитания молодежи. Это влияние можно увидеть и в современной литературе, где многие писатели продолжают использовать литературу как средство передачи идеологических и моральных ценностей.

В заключение, наследие Дмитрия Фурманова в современной литературе остается значимым и вдохновляющим. Его творчество продолжает влиять на писателей, помогая им создавать ярких персонажей, передавать атмосферу времени и использовать литературу как средство пропаганды и воспитания. Таким образом, Фурманов оставил незабываемый след в истории литературы и продолжает вдохновлять новое поколение писателей.

Мнение искусствоведов

Искусствовед, автор монографии о творчестве художника, Игорь Илюшин назвал картину «подлинным триумфом портретного искусства» и утверждал, что советский человек не может представить писателя иным, чем изобразил его художник на этом полотне. По крупному счёту, так оно и есть. Зритель как-то забывает фотографии Фурманова и видит только его портрет.

С мнением Илюшина солидарен и доктор искусствоведения Дмитрий Сарабьянов, который не сомневается, что художнику удалось запечатлеть на портрете образ нового советского человека: интеллигента и гуманиста, ставшего преемником всего прогрессивного, что было в культурном наследии дореволюционной России.

Им вторит кандидат искусствоведения Кира Сазонова, которая говорит, что «Портрет Д.А. Фурманова» необычен по своей живописно-пластической структуре и использованным художником поэтическим средствам. С одной стороны, он достаточно традиционен (создан в продолжение реалистических традиций дореволюционной России). С другой стороны, портрет не только был произведением нового времени, но и закладывал сам фундамент нового искусства…»

Практически такие же слова высказала и кандидат искусствоведения Валентина Князева. «Картина Малютина создавала основы будущего метода социалистического реализма, так как она передаёт в личности героя как индивидуальное начало, так и типичные черты человека своего времени», — писала она.

Библиография[править | править код]

Список сочинений Дмитрия Фурманова

  • Собрание сочинений в 4 томах. М., Гослитиздат, 1960—1961
  • Собрание сочинений в 3 томах. М., Гослитиздат, 1936
  • Собрание сочинений. Т. 1—2. М.-Л., ГИЗ, 1930
  • Собрание сочинений. Т. 1—5. М.-Л., ГИЗ, 1926—1928
  • Сочинения в 2 томах. Л.,Художественная литература, 1971
  • Сочинения в 3 томах. М., Гослитиздат, 1951—1952
  • В восемнадцатом году. Краснодар, Буревестник, 1923
  • Красный десант. М., Красная новь, 1923
  • Чапаев. М.-Пг., ГИЗ, 1923
  • Чапаев. М.-Пг., ГИЗ, 1924
  • Чапаев. М., ВВРС, 1924
  • Чапаев. М., ГИЗ, 1924 (без имени автора, переработка Е. Виноградской)
  • В восемнадцатом году. М., Долой неграмотность, 1925
  • Красный десант. М., Гудок, 1926
  • Красный десант. Н.-Новгород, 1926
  • Красный десант. М.-Л. ГИЗ, 1925
  • Красный десант. М., ГИЗ, 1925
  • Путь борьбы. М., Новая Москва, 1925
  • Мятеж. М.-Л., ГИЗ, 1925
  • Мятеж. М.-Л., ГИЗ, 1925
  • Чапаев. М.-Л., ГИЗ, 1925
  • Чапаев. М., Гудок, 1925 (вып. 1—2, в сокр.)
  • Чапаев (в сокр.). М.-Л., ГИЗ, 1925
  • Незабываемые дни. М.-Л., 1926
  • Последние дни. М., Рабочая Москва, 1926
  • Семь дней. М., Московский рабочий, 1925
  • Штарк. М., Красная звезда, 1925
  • Морские берега. М.-Л., Молодая гвардия, 1926
  • Семь дней. М.-Л., ГИЗ, 1926
  • Слепой поэт. М., Огонёк, 1926
  • Шар земли. Тифлис, 1926
  • Дневник (1914-1915-1916). — М., 1930. — 253 с.

Память

  • В 1941 году город Середа (Ивановской области), где родился писатель Д. А. Фурманов, переименован в город Фурманов.
  • В его родном городе 26 октября 1958 г. основан Мемориальный музей Д. А. Фурманова (вновь открыт 26 октября 2005 г.).
  • В городе Фурманове установлен памятник земляку — писателю Дмитрию Фурманову.
  • Имя Д. А. Фурманова присвоено Ивановскому педагогическому колледжу.
  • Имя Фурманова присвоено одной из улиц — как элементу городской инфраструктуры в ряде городов и посёлков СССР.
  • В Кинешме имя Д. А. Фурманова носит общеобразовательный лицей (бывшая школа № 4, до революции — реальное училище).
  • В Москве располагается Центральная № 66 и детская № 32 библиотеки им. Д. А. Фурманова (Беговая улица, 13 и 1-й Боткинский проезд, 4 корп. 1 соответственно).
  • В Казахстане в городе Таразе есть памятная доска на доме, где Д. А. Фурманов жил некоторое время в 1920-е годы.
  • Имя Д. А. Фурманова с 1961 по 1973 годы носил Ивановский педагогический институт, преобразованный в Ивановский государственный университет.
  • В Алма-Ате размещен бюст Д. А. Фурманова в сквере за кинотеатром Сары-Арка, ранее располагавшийся на бывшей улице Фурманова, угол с ул. Курмангазы.
  • В Алма-Ате в сквере «Северный» ниже КБТУ на Аллее выдающихся деятелей установлен бюст на постаменте.
  • В его честь назван комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 302 (тип «Дмитрий Фурманов»).
  • Шуйский государственный педагогический институт имени Д. А. Фурманова (Ивановская область).
  • В честь Д. А. Фурманова названо два села в Марксовском районе Саратовской области (Фурманово и Фурмановка).
  • Имя Фурманова носят улицы в Барнауле, Екатеринбурге, Дегтярске, Иванове, Ижевске, Казани, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Махачкале, Мурманске, Новосибирске, Петрозаводске, Рыбинске, Рязани, Салавате, Сарапуле, Саранске, Стерлитамаке, Томске, Уфе, Чебоксарах, Хабаровске и Ярославле, а также раньше назвалась улица в Москве — Нащокинский переулок (не путать с Фурманным переулком). В Алма-Ате (Казахстан) проспект Назарбаева ранее назывался улица Фурманова.

«Портрет Д. А. Фурманова»

Изображённый на портрете 31 –летний Дмитрий Фурманов, по мнению критика Леонида Зингера, не совсем похож на писателя, запечатлённого на фотографиях 20-х годов, но, тем не менее, все те, кто лично был знаком с ним, отмечали потрясающее сходство с оригиналом. Этот странный факт искусствовед объясняет тем, что художнику поразительным образом удалось подметить едва уловимые особенности личности писателя, которые он старательно скрывал от окружающих, но из коих складывался его образ и нрав: «Милютин сумел распознать сложный характер в непрерывном развитии и совершенствовании, угадать истинно доминировавшие в нём черты».

С полотна, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, на зрителей горящими, проницательными чёрными глазами смотрит награждённый Орденом Красного Знамени и облачённый в шинель и гимнастёрку уже не воин, не герой Гражданской войны, а человек искусства.

Сдержанный, скромный, чувствительный, но одновременно отличавшийся невероятной внутренней силой, трезвым умом и несгибаемой волей Д. Фурманов, изображён С.Милютиным очень человечно.

В то же время искусствоведы Л. Зингер и А. Абрамова, в прищуре глаз писателя и его взгляде улавливали признаки постигшего его физического недомогания, и вытекающие отсюда усталость и грусть.

25 марта 1926 года Дмитрий Фурманов скончался. Причиной смерти стал менингит, хотя его друг и сослуживец Николай Хлебников в своих воспоминаниях писал, что молодой и жаждавший жизни товарищ сгорел от последствий незалеченной ангины, которая вызвала заражение крови.

Post Views:
702

Второй портрет

Существует ещё один портрет писателя, выполненный Малютиным, — малоизвестное произведение художника. Это — погрудный портрет писателя, также исполненный маслом, но на небольшом куске фанеры. Этот портрет хранится в настоящее время в отделе рукописей Института мировой литературы имени А.М. Горького.

Долгое время было принято рассматривать его как этюд к большому портрету писателя. Именно так его воспринимал искусствовед Сарабьянов, который при этом отмечал на этом этюде мягкость, хрупкость, недостаток силы и уверенности в лице Фурманова. Однако дочь художника Ольга Малютина заявила, что малоизвестный портрет Фурманова на самом деле был сделан позже, и не с натуры, а с уже готового основного портрета. Кроме того, есть свидетельства, что художник, как правило этюдов к портретам, не писал.

Что же до этого портрета, то художник сделал копию и подарил её писателю — «в знак искренней симпатии и благодарности за помощь в работе».

Детство и юность

Дмитрий Андреевич родился осенью 1891 года в Российской империи, в селе Середа Костромской губернии, территория которой сегодня относится к Ивановской области. Воспитывался в семье Евдокии Васильевны, дочери сапожника, и крестьянина Андрея Михайловича. Кроме него, у родителей были и другие дети.

Дмитрий Фурманов и жена Анна Стешенко

Отец был человеком предприимчивым, когда сыну исполнилось 6 лет, перевез семью в Иваново-Вознесенск и вскоре открыл рядом с вокзалом кабак. В новом городе Фурманов окончил школу, а после переехал в Кинешму, где учился в училище, затем поступил в торговую школу.

С ранних лет Дмитрий вел дневник, куда записывал впечатления от прочитанных книг, знакомств с людьми. Это и стало отправной точкой его литературной деятельности, отдельные отрывки записей в дальнейшем публиковались в разных изданиях и высоко ценились публикой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: