Влияние Кустурицы
«Этот человек — главная надежда европейского и мирового кинематографа», — говорил режиссер Милош Форман. Отметим значение Кустурицы и разберем достижения.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»
Президент России и Эмир Кустурица во время торжественного приема в Кремле в День народного единства, 2016
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Повторим, что узнали о Кустурице
Его отец был членом коммунистической партии и часто обсуждал политику с друзьями в их доме. Режиссер вспоминает, что разговоры отца о ситуации в стране и репрессиях повлияли на него и отразились на будущих взглядах.
В 18 лет Кустурица поступил в Академию Исполнительских Искусств (FAMU) на факультет кино и телевидения в Праге. Это известная пражская киношкола: выпускниками были Милош Форман, Иржи Менцель и другие классики чехословацкой новой волны.
Первые фильмы Кустурица создает именно в Праге во время обучения. Это короткометражки «Часть правды» (1971) и «Осень» (1972). А дипломный фильм Кустурицы — 25-минутная лента «Герника» (1978).
️ После обучения Кустурица возвращается в Сараево и создает телефильмы. Это две ленты — «Невесты приходят» и «Кафе „Титаник“».
В 1981 состоялся полнометражный дебют Кустурицы. До этого были только короткометражки и телефильмы, а тут Кустурица снял «Помнишь ли, Долли Белл?». Это первый югославский фильм, снятый не на официальном сербохорватском языке, а на его боснийском диалекте.
«Папа в командировке» стал одним из из главных фильмов. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а еще номинацию на «Оскар».
️ По приглашению Формана Кустурица уезжает в США. Он читает лекции в Колумбийском университете и снимает «Аризонская мечта». Первый голливудский фильм режиссера получил специальный приз на Берлинском кинофестивале.
Любимый композитор Кустурицы — Горан Брегович. Вместе они часто обращались к народной музыке. Он адаптировал для кино местные песни и цыганские напевы.
️ В 2005 году Кустурица возглавил жюри Каннского кинофестиваля. Но он не только режиссировал. Еще снимался в кино, играл в собственной музыкальной группе The No Smoking Orchestra и занимался архитектурой — участвовал в постройке Дрвенграда.
После югославской черной волны и смерти диктатора Тито страна движется к свободе. Кинематографисты уже не особо считаются с цензурой, в фильмах преобладает абсурдность, экспрессия, китч, национальный колорит, гротеск. И самым ярким представителем становится Эмир Кустурица.
Важнейшие темы режиссера — детство, цыганский эпос, история страны. Для него характерны притчевое начало, юмор, фантасмагоричность и поэзия, которая сближает его с французским поэтическим реализмом.
️ «Марадона» — документальный фильм о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Многие восприняли «Марадону» как второе дыхание Кустурицы.
Эмир Кустурица на церемонии открытия 4-го Одесского международного кинофестиваля, 2013
Полезный список для тех, кто продолжит знакомиться с Эмиром Кустурицей
Эмир Кустурица. Где мое место в этой истории? Автобиография, 2019
Андрей Плахов. Витальность, брутальность, народность: 65 лет Эмиру Кустурице
Кто такой этот Кустурица? Реж. Наталья Гугуева, 2013
Традиция, которую не хочется нарушать: если Кустурица одним словом, то каким?
Биография
Эмир Кустурица – человек-легенда, «балканский Феллини». История жизни и карьерного роста культового кинорежиссера, а впоследствии и музыканта Эмира Кустурицы представляет собой яркую картину. Этот человек за свою жизнь успел добиться успеха и славы во многих отраслях.
В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.
В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.
Ранние годы
Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что на нашей планете меняется не только климат, но и политическая карта мира. В биографии Эмира Кустурицы отмечено, что он родился в Югославии. Была такая страна на Европейском континенте. Популярный кинорежиссер и музыкант появился на свет 24 ноября 1954 года. Родители проживали на тот момент в городе Сараево. Отец занимал пост в министерстве культуры, мать занималась домашним хозяйством. Ребенок рос и воспитывался в строгих правилах.
Важно отметить, что в семье поощряли стремление мальчика заниматься искусством. Эмир интересовался кинематографом и рано выучился играть на гитаре
Среди мальчишек в округе он славился одним из лучших исполнителей популярных мелодий. Наблюдательный подросток хорошо знал, как живут его сверстники и о чем мечтают по жизни. Кустурица твердо решил связать свою жизнь с кино. В социалистической республике Югославия не существовало препонов для реализации любого проекта.
Когда парню стукнуло восемнадцать лет, он отправился получать профильное образование на отделение «кино и телевидение» в Академии исполнительских искусств. Учебное заведение располагалось в Праге. Процесс обучения верстался комплексно. Параллельно с теоретической подготовкой, студенты снимали короткометражные фильмы. Кустурица прекрасно знал о правилах обучения и должным образом подготовился к процессу. В качестве дипломной работы Эмир снял картину под названием «Герника».
Многофигурная композиция: коллективный портрет, семья и звери
Кадр из фильма «Папа в командировке» (1985)
Фильмы Кустурицы — это всегда коллективные портреты, формирующиеся из многоголосия историй нескольких героев. Через сонм ярких образов и характеров режиссер воссоздает суетливую жизнь обычного человека. При этом Кустурица, в отличие от Сергея Эйзенштейна или Ричарда Линклейтера, не отказывается от главного героя — в его фильмах всегда можно определенно сказать, кто является таковым. Однако многочисленные второстепенные персонажи являются чем-то большим, нежели функциями, работающими на раскрытие центрального образа. Многие из них вполне самодостаточны, наделены многослойными характерами, а их сюжетным линиям уделяется значительная доля внимания.
Кадр из фильма «Черная кошка, белый кот» (1998)
Одна из причин такого подхода — в материале. Как уже говорилось, Кустурица — пасторальный режиссер, действие его картин разворачивается в провинции, где связи между людьми традиционно ближе, чем в городе, а во главу угла ставится семья. Собственно, и тема семьи для Кустурицы ключевая. Основные герои любой его ленты обязательно состоят в тех или иных родственных отношениях. Характерно, что это обстоятельство зачастую и служит поводом для конфликта.
Кадр из фильма «По млечному пути» (2016)
Тут же добавим, что Кустурица — один из немногих режиссеров, у которых важную роль играют животные. На площадке у него появляются кошки, собаки, свиньи, коровы, ослы, индейки, овцы, медведи, обезьяны, змеи, летающие рыбы и даже слоны. Иногда им отводится роль символов, иногда они становятся своего рода параллелями к персонажам, а порой их можно назвать полноценными героям со своими характерами, судьбами и ощутимым влиянием на сюжетные линии. Кустурица говорит по этому поводу следующее: «Всю мою кинокарьеру я чувствовал себя режиссером зоопарка. Животные и природа — это мои главные страсти».
Поход в Голливуд
«Голливуд воспринимает кино как источник выгоды, это конвейер, для меня же кино в первую очередь – искусство, необходимость высказаться и принести людям утешение и радость» – признается Кустурица сегодня.
Тем не менее, его голливудский поход принес свои дивиденды. Во-первых, дружбу с Джонни Деппом, во-вторых прекрасную кратину «Аризонская мечта», с одной из самых странных и необычных ролей голливудского бунтаря и оригинала Деппа. Он предстал в роли мечтательного и немного не от мира сего работника департамента рыбных ресурсов.
Картина снималась очень сложно, в 1992-м году началась Боснийская война, интернационализм Кустурицы, сына непрактикующего мусульманина и отдаленного потомка православных сербов, был воспринят в штыки в ставшем в одночасье мусульманским Сараеве. Эмир был в постоянном контакте со своми земляками, обрывал телефон, разговаривая с родителями.
Дом режиссера сожгли после громкого письма режиссера, призывавшего к миру и к сочувствию к беженцам-сербам. Для Кустурицы такое изгнание стало неизгладимой раной, вместе с гибелью его дома, старых фотографий и вещей для него словно погибло его прошлое. Семья переезжает в Черногорию, а вскоре на гонорар от «Аризонской мечты», провалившейся, впрочем, в прокате, Кустурицы покупают дом в Нормандии.
«Аризонская мечта». Джонни Депп, Эмир Кустурица
Политические взгляды
Кустурица с Президентом России Дмитрием Медведевым. Москва, 21 января 2010 года
Кустурица часто подвергается нападкам за свои политические взгляды. В частности, режиссёр известен тем, что является противником распада Югославии, и, несмотря на то, что этой страны уже не существует, продолжает называть себя югославом. В 1990 году перед парламентскими выборами в Боснии и Герцеговине Кустурица выступал в поддержку Союза реформаторских сил Югославии, организации, выступавшей за единство СФРЮ. Режиссёр заявлял, что ранее считал себя социал-демократом, но признал свой анархизм после того, как на это во время съёмок «Аризонской мечты» указал некий американский продюсер.
Взгляды Кустурицы на балканскую войну выражают два его фильма на эту тему — «Андерграунд» (телеверсия фильма, показанная в Югославии, шла под заголовком Била једном једна земља, то есть «Жила-была одна страна») и «Жизнь как чудо». По поводу первого из них в 1995 году разгорелась дискуссия во французской прессе. Журналист Ален Финкелькро в газете Le Monde опубликовал статью «L’imposture Kusturica», в которой обвинил режиссёра в просербской пропаганде, хотя к тому моменту даже не видел фильм. Кустурица ответил на страницах той же газеты в октябре, когда «Андеграунд» появился на экранах кинотеатров. Финкелькро, посмотрев фильм, опубликовал ещё одну статью, на сей раз в газете «Libération», где к своим обвинениям в пропаганде добавил ещё одно заявление — об отсутствии у Кустурицы таланта. Оскорблённый режиссёр заявил, что покидает кинематограф, однако не сдержал своего слова и вскоре вернулся к работе в кино.
Другой известный случай, связанный с политическими взглядами Кустурицы — это дуэль, на которую режиссёр в 1993 году вызвал Воислава Шешеля, одного из лидеров сербских радикальных националистов. Кустурица предложил поединок в центре Белграда на любом оружии, которое выберет Шешель, однако тот отказался.
В 2007 году Кустурица на парламентских выборах в Сербии поддержал правую Демократическую партию Сербии, а позже вместе с другими сербскими деятелями культуры принял участие в акции против отделения края Косово от Сербии.
Также известен монархическими симпатиями, является членом Коронного совета при главе Королевского Дома Сербии Престолонаследнике Александре Карагеоргиевиче.
В 2018 году поддержал строительство главного храма Вооружённых сил России.
В июле 2015 года украинские власти запретили выступление Кустурицы и его The No Smoking Orchestra в Киеве за «неоднократную публичную поддержку политики России по отношению к Украине и аннексии Крыма». Кустурица назвал действия украинских властей «возвратом в Средневековье» и отметил, что такого рода запреты «бывали в сталинские времена, во времена тоталитарных режимов». Кустурица также заявил, что смена власти на Украине в 2014 году стала результатом «заговора, привезшего на Майдан убийц, убивающих своих».
В марте 2022 года Кустурица заявил, что конфликт вокруг Украины — это продолжение натовских бомбардировок Югославии. «Мы видим продолжение русофобии на Западе, который отверг предложение России о партнерстве после окончания холодной войны», — добавил Кустурица. Режиссер осудил запрет на российскую культуру, которая, по его мнению, является неотъемлемой частью европейской. «Так делали нацисты» — подчеркнул он.
В конце апреля 2022 года режиссер выразил мнение, что развернувшаяся в мире русофобия напоминает ему гонения на евреев до 1940 года. По словам Кустурицы, война на Украине началась еще в 2016 году, когда президент Порошенко заявил, что дети украинцев пойдут в детские сады, затем в школы и институты, а дети Донбасса — нет.
Эмир Кустурица сейчас
Одной из последних работ Кустурицы в качестве актера стал фильм российского производства режиссера Андрея Волгина «Балканский рубеж», основанный на реальных событиях, произошедших во время противостояния Албании и Югославии в 1999 году:
Продолжением сотрудничества с Россией стал клип «Все сразу», снятый Эмиром для петербургской группы «The Hatters», где режиссер повторил атмосферу картин «Время цыган» и «Черная кошка, белый кот».
В апреле 2020 Кустурица пригласил в построенную им деревню Дрвенград российских военных, которые помогали Сербии в сложной эпидемиологической ситуации в борьбе с коронавирусом. Ответный визит он нанес в июне, присутствуя на параде в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Эмир Кустурица вместе с «The No Smoking Orchestra» должны были принять участие в праздничном концерте-маскараде в Москве в Music Media Dome 26 декабря. В качестве принимающей стороны от российского музыкального бомонда пригласили выступить Гарика Сукачёва. Однако в связи с распространением пандемии выступление балканских музыкантов перенесли на март-2021.
Прикоснуться к творчеству Кустурицы российскому зрителю удалось благодаря концерту оркестра балканской и цыганской музыки «Exilados» в московском Доме Музыки. Артисты исполнили саундтреки из фильмов знаменитого сербского режиссера, наполненные традиционными мотивами.
Примечания
- Комментарии
- С апреля 1963 года — СФРЮ Югославия // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..
- Лидером Союза был А. Маркович, известный соратник Тито.
- Источники
- (серб.). Академија наука и умјетности Републике Српске. Дата обращения: 9 июля 2012.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2007.
- ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007. (англ.)
- ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007. (англ.)
- ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007. (англ.)
- .
- ↑ Андрей Плахов. Священные чудовища // Всего 33. — Винница: Аквилон, 1999. — С. 137—146. — ISBN 966-95520-9-5.
- ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.
- . gornovosti.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. (англ.)
- . (серб.)
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2007. (серб.)
- ↑ . Дата обращения: 10 июня 2007. (англ.)
- . Дата обращения: 10 июня 2007. (фр.)
- , с. 66—67.
- . Дата обращения: 15 апреля 2012.
- . Дата обращения: 10 июня 2007.
- . Дата обращения: 10 июня 2007. (англ.)
- Alain Finkielkraut. L’imposture Kusturica // Le Monde : газета. — Париж, 2 июня . — С. 16.
- Emir Kusturica. Mon imposture // Le Monde : газета. — Париж, 26 октября . — С. 13.
- Alain Finkielkraut. La propagande onirique d’Emir Kusturica // Liberation (газета) : газета. — Париж, 30 октября . — С. 7.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 сентября 2008. (англ.)
- . Дата обращения: 5 февраля 2008. (серб.)
- (англ.). royalfamily.org (29 марта 2013). Дата обращения: 12 мая 2015.
- . Телеканал «Звезда» (12 сентября 2018). Дата обращения: 27 декабря 2018.
- . Дата обращения: 20 июля 2015.
- .
- . Politika Online. Дата обращения: 29 апреля 2022.
- . Российская газета. Дата обращения: 29 апреля 2022.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2007. (фр.)
- . Дата обращения: 10 июня 2007.
- . Дата обращения: 21 декабря 2011. (серб.) (англ.)
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 февраля 2007. (серб.)
- . Дата обращения: 21 января 2010.
- . Дата обращения: 15 мая 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2011.
- . newsru.com (14 мая 2012). Дата обращения: 31 мая 2015.
- (серб.). spc.rs (28 июня 2014). Дата обращения: 31 мая 2015.
- Труханова Э. . rg.ru (16 декабря 2014). Дата обращения: 12 мая 2015.
- . Дата обращения: 14 февраля 2020.
- Srpska, RTRS, Radio Televizija Republike Srpske, Radio Television of Republic of . KULTURA — RTRS. Дата обращения: 29 октября 2019.
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ
- 1981 — «Золотой львенок» за лучший первый фильм и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
- 1982 — приз критиков на кинофестивале в Сан-Паулу за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
- 1985 — «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Каннах за фильм «Папа в командировке»
- 1989 — приз за режиссуру на кинофестивале в Каннах за фильм «Время цыган»
- 1993 — «Серебряный медведь» на берлинском кинофестивале за фильм «Аризонская мечта»
- 1994 — приз зрительских симпатий на кинофестивале в Варшаве за фильм «Аризонская мечта»
- 1995 — «Золотая пальмовая ветвь» на кинофестивале в Каннах за фильм «Андерграунд»
- 1995 — премия «Люмьер» (Франция) в номинации «Лучший иностранный фильм» за фильм «Андерграунд»
- 1997 — премия «Кинема Юнпо» (Япония) в номинации «Лучшая режиссура в фильме на иностранном языке» за фильм «Андерграунд»
- 1998 — «Серебряный лев», «Малый золотой лев» и приз «Laterna Magica» на кинофестивале в Венеции за фильм «Черная кошка, белый кот»
- 2001 — приз кинофестиваля в Чикаго в номинации «Лучший документальный фильм» за фильм «История на супер-восемь»
- 2004 — приз национальной системы образования Франции на кинофестивале в Каннах за фильм «Жизнь как чудо»
- 2005 — премия «Сезар» (Франция) в номинации «Лучший фильм стран Европейского союза» за фильм «Жизнь как чудо»
- 2005 — приз кинофестиваля в Софии в номинации «Лучший балканский фильм» за фильм «Жизнь как чудо»
- 2005 — премия Филиппа Ротье
- 2007 — Командор ордена искусств и литературы
- 2010 — Лауреат премии Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II за 2009 год
- 2011 — кавалер ордена Почетного легиона (Франция)
- 2012 — Орден Святого Саввы 1 степени (Сербская православная церковь)
- 2014 — Орден Святого Короля Милутина (Сербская православная церковь)
- 2014 — золотая медаль имени Федора Волкова
- 2016 — Орден Дружбы (Россия)
Первые шаги и выходки
С конца 1970-х и началась, собственно, жизнь Эмира Кустурицы в творчестве. Был решен вопрос спутника жизни – Майа Мандис стала идеальной женой на все времена для стихийного гения Кустурицы. Оставаясь в тени, она всегда поддерживает Эмира в сложной психологии творческой жизни, она воспитывала детей, Стриборна и Дуню, отвозила их в школу, помогала ухаживать за родителями Эмира, когда сожгли их дом в Сараево и они были вынуждены переезжать с места на место.
Творческая жизнь вчерашнего хулигана с улицы, получавшего билеты на киносеансы за перегрузку тонн угля для кинотеатра, начиналась очень динамично и остро. Проба большого пера – телефильм «Невесты приходят» был запрещен к показу. Тема бытового насилия и положения женщины в боснийской глубинке не приветствовалась в Югославии.
Кустурица сам немного ошалел от своей смелости и долго считал этот свой фильм самым смелым своим поступком. Другой телепроект – «Кафе «Титаник» по роману Иво Андрича благополучно вышел на голубые экраны.
1981 год, полнометражный дебют «Помнишь ли ты Долли Белл». История юности и взросления самого Кустурицы. Своеобразный гимн жаркой балканской оттепели 1960-хх, когда в Югославии появляются рок-н-ролл, жевательные резинки и джинсы, и молодой человек паралелльно с занятиями в музыкальном хоре и спорами с отцом о коммунизме пытается покорить красавицу-проститутку Долли Белл.
Фильм получил награду как лучший дебют и награду от международного сообщества кинокритиков на фестивале в Венеции. Это был первый фильм на боснийском диалекте сербо-хорватского языка.
1985 год, «Папа в командировке». Кустурица работает не торопясь, несмотря на спонтанный, даже несколько развязный стиль его картин, мастер не торопится и снимает картины по несколько лет. Снова взрослый мир глазами ребенка, снова отражение большой политики на частной семейной жизни.
Картина получает «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «если бы я знал, что мне дадут награду, чтобы объявить картину антикоммунистической, я бы отказался от награды», – признается Эмир спустя десятилетия. Режиссеру неприятно, что его картину рассматривали как полено в костер, в котором сгорело единство Югославии.
Следующую картину – «Время цыган» (1988) – многие считают абсолютным шедевром Кустурицы. Почти трехчасовая лента о жизни цыганского паренька Перхана, превратилась в фантасмогорический эпос, пронзительный и завораживающий. Это был звездный час и для Горана Бреговича, создавшего потрясающий саундтрек к фильму, благодаря которому цыганская и балканская музыка приобрели новое мировое звучание.
Один богатый француз, выходец из Боснии, после просмотра «Времени цыган» изъявил желание спонсировать следующую картину Кустурицы, предоставив ему полный карт-бланш. Это впоследствии сильно пригодится Кустурице, когда он будет работать над «Подпольем».
А пока, воодушевленый гран-при за режиссуру на фестивале в уже излюбленных Каннах, Кустурица, по приглашению Милоша Формана, объявившего серба надеждой европейского кино, уезжает преподавать в американский Колумбийский институт.
Библиография
- Кустурица Э.. Где моё место в этой истории? Автобиография / пер. с фр. Э. Болдиной. — 2-е изд. — М.: РИПОЛ классик, 2012. — 384 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-386-03970-7.
- Jean-Marc Bouineau. Le petit livre d’Emir Kusturica. — Garches: Spartorange, 1993. — ISBN 2-9506112-2-2.
- Paolo Vecchi. Emir Kusturica. — Roma: Gremese, 1999. — ISBN 88-7742-370-6.
- Goran Gocić. The cinema of Emir Kusturica — notes from the Underground. — Wallflower press, 2001. — ISBN 1-903364-14-0.
- Dina Iordanova. Emir Kusturica. — bfi publishing, 2002. — ISBN 0-85170-899-4.
- Dragan Teodorović Zeko и Dr. Nele Karajlić. Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra. — Крагуевац: DR Studio, 2007. — ISBN 0-85170-899-4.
Фильмография
Цветом выделены фильмы, в которых Кустурица принял участие как режиссёр. Их названия на русском даны полужирным шрифтом.
Год | Название на русском | Оригинальное название | Участие Кустурицы | Комментарий |
---|---|---|---|---|
Вальтер защищает Сараево | Valter brani Sarajevo | Актёр | ||
Герника | Guernica | Режиссёр, автор сценария | Короткометражный | |
Невесты приходят | Nevjeste Dolaze | Режиссёр, актёр | Телефильм | |
Кафе «Титаник» | Bife ‘Titanik’ | Режиссёр, автор сценария | Телефильм | |
Помнишь ли ты Долли Белл? | Sjećaš li se Doli Bel? | Режиссёр, соавтор сценария | Первый полнометражный фильм | |
Ti si to | Актёр | Телефильм | ||
13 июля | 13. jul | Актёр, ассистент режиссёра | ||
Nije covjek ko ne umre | Режиссёр | Телефильм | ||
Папа в командировке | Otac na službenom putu | Режиссёр | ||
Zivot radnika | Автор сценария | |||
Strategija svrake | Автор сценария | |||
Время цыган (Дом для повешения) | Dom za vesanje | Режиссёр, соавтор сценария | ||
Vizantija | Актёр | Телефильм | ||
Аризонская мечта | Arizona Dream | Режиссёр, соавтор сценария | ||
Андеграунд (Подполье) | Подземље Underground | Режиссёр, соавтор сценария, актёр | На югославском телевидении демонстрировался также в виде мини-сериала под названием Била једном једна земља | |
Magic Bus | Режиссёр | Короткометражный фильм | ||
Чёрная кошка, белый кот | Crna mačka, beli mačor | Режиссёр, автор сценария | ||
Вдова с острова Сан-Пьер | La Veuve de Saint-Pierre | Актёр | Номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана | |
Истории на супер 8 | Super 8 Stories | Режиссёр, автор сценария, оператор | Документальный фильм | |
Хороший вор | The Good Thief | Актёр | ||
Клубничка в супермаркете | Jagoda u supermarketu | Автор сценария, продюсер, актёр | ||
Жизнь как чудо | Zivot je cudo | Режиссёр, автор сценария, композитор, продюсер | ||
Невидимые дети | All the Invisible Children | Режиссёр | Эпизод «Синий цыган» | |
Тайная поездка | Viaggio segreto | Актёр | ||
Буча в Гуче | Guca! | Сопродюсер | ||
Завет | Zavet/Promise Me This | Режиссёр, соавтор сценария, сопродюсер | ||
Брат | Hermano | Актёр | ||
Марадона | Maradona | Режиссёр, автор сценария | Документальный фильм | |
Прощальное дело | L’affaire Farewell | Актёр (роль русского полковника Сергея Григорьева) | ||
Пеликан | Nicostratos le pélican | Актёр | ||
Гавана, я люблю тебя! | 7 días en La Habana | Актёр | ||
Ледяной лес | La foresta di ghiaccio | Актёр | ||
По млечному пути | На млијечном путу | Режиссёр, актёр | Художественный фильм | |
Балканский рубеж | Балканский рубеж | Актёр | Художественный фильм |