Эмир кустурица: главному певцу балкан ‒ 65

Эмир кустурица - биография, новости, личная жизнь - stuki-druki.com

Влияние Кустурицы

«Этот человек — главная надежда европейского и мирового кинематографа», — говорил режиссер Милош Форман. Отметим значение Кустурицы и разберем достижения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Президент России и Эмир Кустурица во время торжественного приема в Кремле в День народного единства, 2016

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Повторим, что узнали о Кустурице

Его отец был членом коммунистической партии и часто обсуждал политику с друзьями в их доме. Режиссер вспоминает, что разговоры отца о ситуации в стране и репрессиях повлияли на него и отразились на будущих взглядах.

В 18 лет Кустурица поступил в Академию Исполнительских Искусств (FAMU) на факультет кино и телевидения в Праге. Это известная пражская киношкола: выпускниками были Милош Форман, Иржи Менцель и другие классики чехословацкой новой волны.

Первые фильмы Кустурица создает именно в Праге во время обучения. Это короткометражки «Часть правды» (1971) и «Осень» (1972). А дипломный фильм Кустурицы — 25-минутная лента «Герника» (1978).

После обучения Кустурица возвращается в Сараево и создает телефильмы. Это две ленты — «Невесты приходят» и «Кафе „Титаник“».

В 1981 состоялся полнометражный дебют Кустурицы. До этого были только короткометражки и телефильмы, а тут Кустурица снял «Помнишь ли, Долли Белл?». Это первый югославский фильм, снятый не на официальном сербохорватском языке, а на его боснийском диалекте.

«Папа в командировке» стал одним из из главных фильмов. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а еще номинацию на «Оскар».

По приглашению Формана Кустурица уезжает в США. Он читает лекции в Колумбийском университете и снимает «Аризонская мечта». Первый голливудский фильм режиссера получил специальный приз на Берлинском кинофестивале.

Любимый композитор Кустурицы — Горан Брегович. Вместе они часто обращались к народной музыке. Он адаптировал для кино местные песни и цыганские напевы.

В 2005 году Кустурица возглавил жюри Каннского кинофестиваля. Но он не только режиссировал. Еще снимался в кино, играл в собственной музыкальной группе The No Smoking Orchestra и занимался архитектурой — участвовал в постройке Дрвенграда.

После югославской черной волны и смерти диктатора Тито страна движется к свободе. Кинематографисты уже не особо считаются с цензурой, в фильмах преобладает абсурдность, экспрессия, китч, национальный колорит, гротеск. И самым ярким представителем становится Эмир Кустурица.

Важнейшие темы режиссера — детство, цыганский эпос, история страны. Для него характерны притчевое начало, юмор, фантасмагоричность и поэзия, которая сближает его с французским поэтическим реализмом.

«Марадона» — документальный фильм о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Многие восприняли «Марадону» как второе дыхание Кустурицы.

Эмир Кустурица на церемонии открытия 4-го Одесского международного кинофестиваля, 2013

Полезный список для тех, кто продолжит знакомиться с Эмиром Кустурицей

Эмир Кустурица. Где мое место в этой истории? Автобиография, 2019

Андрей Плахов. Витальность, брутальность, народность: 65 лет Эмиру Кустурице

Кто такой этот Кустурица? Реж. Наталья Гугуева, 2013

Традиция, которую не хочется нарушать: если Кустурица одним словом, то каким?

Биография

Эмир Кустурица – человек-легенда, «балканский Феллини». История жизни и карьерного роста культового кинорежиссера, а впоследствии и музыканта Эмира Кустурицы представляет собой яркую картину. Этот человек за свою жизнь успел добиться успеха и славы во многих отраслях.

В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.

В 1954 году, 24 ноября, в Сараево (Югославия) родился Эмир Кустурица. Его родители на тот момент придерживались мусульманской веры, хотя, по их рассказам, ранее весь род исповедовал христианство. По национальности Эмир – босняк, но в роду были и сербы. Отец мирового режиссера – Мурат Кустурица – был членом Коммунистической партии и на протяжении всей жизни нес службу в Министерстве информации. Мать, как и полагается мусульманской женщине, была домохозяйкой и хранительницей очага.

Ранние годы

Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что на нашей планете меняется не только климат, но и политическая карта мира. В биографии Эмира Кустурицы отмечено, что он родился в Югославии. Была такая страна на Европейском континенте. Популярный кинорежиссер и музыкант появился на свет 24 ноября 1954 года. Родители проживали на тот момент в городе Сараево. Отец занимал пост в министерстве культуры, мать занималась домашним хозяйством. Ребенок рос и воспитывался в строгих правилах.

Важно отметить, что в семье поощряли стремление мальчика заниматься искусством. Эмир интересовался кинематографом и рано выучился играть на гитаре

Среди мальчишек в округе он славился одним из лучших исполнителей популярных мелодий. Наблюдательный подросток хорошо знал, как живут его сверстники и о чем мечтают по жизни. Кустурица твердо решил связать свою жизнь с кино. В социалистической республике Югославия не существовало препонов для реализации любого проекта.

Когда парню стукнуло восемнадцать лет, он отправился получать профильное образование на отделение «кино и телевидение» в Академии исполнительских искусств. Учебное заведение располагалось в Праге. Процесс обучения верстался комплексно. Параллельно с теоретической подготовкой, студенты снимали короткометражные фильмы. Кустурица прекрасно знал о правилах обучения и должным образом подготовился к процессу. В качестве дипломной работы Эмир снял картину под названием «Герника».

Многофигурная композиция: коллективный портрет, семья и звери

Кадр из фильма «Папа в командировке» (1985)

Фильмы Кустурицы — это всегда коллективные портреты, формирующиеся из многоголосия историй нескольких героев. Через сонм ярких образов и характеров режиссер воссоздает суетливую жизнь обычного человека. При этом Кустурица, в отличие от Сергея Эйзенштейна или Ричарда Линклейтера, не отказывается от главного героя — в его фильмах всегда можно определенно сказать, кто является таковым. Однако многочисленные второстепенные персонажи являются чем-то большим, нежели функциями, работающими на раскрытие центрального образа. Многие из них вполне самодостаточны, наделены многослойными характерами, а их сюжетным линиям уделяется значительная доля внимания. 

Кадр из фильма «Черная кошка, белый кот» (1998)

Одна из причин такого подхода — в материале. Как уже говорилось, Кустурица — пасторальный режиссер, действие его картин разворачивается в провинции, где связи между людьми традиционно ближе, чем в городе, а во главу угла ставится семья. Собственно, и тема семьи для Кустурицы ключевая. Основные герои любой его ленты обязательно состоят в тех или иных родственных отношениях. Характерно, что это обстоятельство зачастую и служит поводом для конфликта.  

Кадр из фильма «По млечному пути» (2016)

Тут же добавим, что Кустурица — один из немногих режиссеров, у которых важную роль играют животные. На площадке у него появляются кошки, собаки, свиньи, коровы, ослы, индейки, овцы, медведи, обезьяны, змеи, летающие рыбы и даже слоны. Иногда им отводится роль символов, иногда они становятся своего рода параллелями к персонажам, а порой их можно назвать полноценными героям со своими характерами, судьбами и ощутимым влиянием на сюжетные линии. Кустурица говорит по этому поводу следующее: «Всю мою кинокарьеру я чувствовал себя режиссером зоопарка. Животные и природа — это мои главные страсти».

Поход в Голливуд

«Голливуд воспринимает кино как источник выгоды, это конвейер, для меня же кино в первую очередь – искусство, необходимость высказаться и принести людям утешение и радость» – признается Кустурица сегодня.

Тем не менее, его голливудский поход принес свои дивиденды. Во-первых, дружбу с Джонни Деппом, во-вторых прекрасную кратину «Аризонская мечта», с одной из самых странных и необычных ролей голливудского бунтаря и оригинала Деппа. Он предстал в роли мечтательного и немного не от мира сего работника департамента рыбных ресурсов.

Картина снималась очень сложно, в 1992-м году началась Боснийская война, интернационализм Кустурицы, сына непрактикующего мусульманина и отдаленного потомка православных сербов, был воспринят в штыки в ставшем в одночасье мусульманским Сараеве. Эмир был в постоянном контакте со своми земляками, обрывал телефон, разговаривая с родителями.

Дом режиссера сожгли после громкого письма режиссера, призывавшего к миру и к сочувствию к беженцам-сербам. Для Кустурицы такое изгнание стало неизгладимой раной, вместе с гибелью его дома, старых фотографий и вещей для него словно погибло его прошлое. Семья переезжает в Черногорию, а вскоре на гонорар от «Аризонской мечты», провалившейся, впрочем, в прокате, Кустурицы покупают дом в Нормандии.

«Аризонская мечта». Джонни Депп, Эмир Кустурица

Политические взгляды

Кустурица с Президентом России Дмитрием Медведевым. Москва, 21 января 2010 года

Кустурица часто подвергается нападкам за свои политические взгляды. В частности, режиссёр известен тем, что является противником распада Югославии, и, несмотря на то, что этой страны уже не существует, продолжает называть себя югославом. В 1990 году перед парламентскими выборами в Боснии и Герцеговине Кустурица выступал в поддержку Союза реформаторских сил Югославии, организации, выступавшей за единство СФРЮ. Режиссёр заявлял, что ранее считал себя социал-демократом, но признал свой анархизм после того, как на это во время съёмок «Аризонской мечты» указал некий американский продюсер.

Взгляды Кустурицы на балканскую войну выражают два его фильма на эту тему — «Андерграунд» (телеверсия фильма, показанная в Югославии, шла под заголовком Била једном једна земља, то есть «Жила-была одна страна») и «Жизнь как чудо». По поводу первого из них в 1995 году разгорелась дискуссия во французской прессе. Журналист Ален Финкелькро в газете Le Monde опубликовал статью «L’imposture Kusturica», в которой обвинил режиссёра в просербской пропаганде, хотя к тому моменту даже не видел фильм. Кустурица ответил на страницах той же газеты в октябре, когда «Андеграунд» появился на экранах кинотеатров. Финкелькро, посмотрев фильм, опубликовал ещё одну статью, на сей раз в газете «Libération», где к своим обвинениям в пропаганде добавил ещё одно заявление — об отсутствии у Кустурицы таланта. Оскорблённый режиссёр заявил, что покидает кинематограф, однако не сдержал своего слова и вскоре вернулся к работе в кино.

Другой известный случай, связанный с политическими взглядами Кустурицы — это дуэль, на которую режиссёр в 1993 году вызвал Воислава Шешеля, одного из лидеров сербских радикальных националистов. Кустурица предложил поединок в центре Белграда на любом оружии, которое выберет Шешель, однако тот отказался.

В 2007 году Кустурица на парламентских выборах в Сербии поддержал правую Демократическую партию Сербии, а позже вместе с другими сербскими деятелями культуры принял участие в акции против отделения края Косово от Сербии.

Также известен монархическими симпатиями, является членом Коронного совета при главе Королевского Дома Сербии Престолонаследнике Александре Карагеоргиевиче.

В 2018 году поддержал строительство главного храма Вооружённых сил России.

В июле 2015 года украинские власти запретили выступление Кустурицы и его The No Smoking Orchestra в Киеве за «неоднократную публичную поддержку политики России по отношению к Украине и аннексии Крыма». Кустурица назвал действия украинских властей «возвратом в Средневековье» и отметил, что такого рода запреты «бывали в сталинские времена, во времена тоталитарных режимов». Кустурица также заявил, что смена власти на Украине в 2014 году стала результатом «заговора, привезшего на Майдан убийц, убивающих своих».

В марте 2022 года Кустурица заявил, что конфликт вокруг Украины — это продолжение натовских бомбардировок Югославии.  «Мы видим продолжение русофобии на Западе, который отверг предложение России о партнерстве после окончания холодной войны», — добавил Кустурица. Режиссер осудил запрет на российскую культуру, которая, по его мнению, является неотъемлемой частью европейской. «Так делали нацисты» — подчеркнул он.

В конце апреля 2022 года режиссер выразил мнение, что развернувшаяся в мире русофобия напоминает ему гонения на евреев до 1940 года. По словам Кустурицы, война на Украине началась еще в 2016 году, когда президент Порошенко заявил, что дети украинцев пойдут в детские сады, затем в школы и институты, а дети Донбасса — нет.

Эмир Кустурица сейчас

Одной из последних работ Кустурицы в качестве актера стал фильм российского производства режиссера Андрея Волгина «Балканский рубеж», основанный на реальных событиях, произошедших во время противостояния Албании и Югославии в 1999 году:

Продолжением сотрудничества с Россией стал клип «Все сразу», снятый Эмиром для петербургской группы «The Hatters», где режиссер повторил атмосферу картин «Время цыган» и «Черная кошка, белый кот».

В апреле 2020 Кустурица пригласил в построенную им деревню Дрвенград российских военных, которые помогали Сербии в сложной эпидемиологической ситуации в борьбе с коронавирусом. Ответный визит он нанес в июне, присутствуя на параде в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Эмир Кустурица вместе с «The No Smoking Orchestra» должны были принять участие в праздничном концерте-маскараде в Москве в Music Media Dome 26 декабря. В качестве принимающей стороны от российского музыкального бомонда пригласили выступить Гарика Сукачёва. Однако в связи с распространением пандемии выступление балканских музыкантов перенесли на март-2021.

Прикоснуться к творчеству Кустурицы российскому зрителю удалось благодаря концерту оркестра балканской и цыганской музыки «Exilados» в московском Доме Музыки. Артисты исполнили саундтреки из фильмов знаменитого сербского режиссера, наполненные традиционными мотивами.

Примечания

Комментарии
  1. С апреля 1963 года — СФРЮ Югославия //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978..
  2. Лидером Союза был А. Маркович, известный соратник Тито.
Источники
  1.  (серб.). Академија наука и умјетности Републике Српске. Дата обращения: 9 июля 2012.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2007.
  3. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  4. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  5. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.  (англ.)
  6. .
  7. Андрей Плахов. Священные чудовища // Всего 33. — Винница: Аквилон, 1999. — С. 137—146. — ISBN 966-95520-9-5.
  8. ↑ . Дата обращения: 9 июня 2007.
  9. . gornovosti.ru. Дата обращения: 5 декабря 2019.
  10. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  11. .  (серб.)
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2007.  (серб.)
  13. ↑ . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  14. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (фр.)
  15. , с. 66—67.
  16. . Дата обращения: 15 апреля 2012.
  17. . Дата обращения: 10 июня 2007.
  18. . Дата обращения: 10 июня 2007.  (англ.)
  19. Alain Finkielkraut. L’imposture Kusturica // Le Monde : газета. — Париж, 2 июня . — С. 16.
  20. Emir Kusturica. Mon imposture // Le Monde : газета. — Париж, 26 октября . — С. 13.
  21. Alain Finkielkraut. La propagande onirique d’Emir Kusturica // Liberation (газета) : газета. — Париж, 30 октября . — С. 7.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 сентября 2008.  (англ.)
  23. . Дата обращения: 5 февраля 2008.  (серб.)
  24.  (англ.). royalfamily.org (29 марта 2013). Дата обращения: 12 мая 2015.
  25. . Телеканал «Звезда» (12 сентября 2018). Дата обращения: 27 декабря 2018.
  26. . Дата обращения: 20 июля 2015.
  27. .
  28. . Politika Online. Дата обращения: 29 апреля 2022.
  29. . Российская газета. Дата обращения: 29 апреля 2022.
  30.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2007.  (фр.)
  31. . Дата обращения: 10 июня 2007.
  32. . Дата обращения: 21 декабря 2011.  (серб.) (англ.)
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 февраля 2007.  (серб.)
  34. . Дата обращения: 21 января 2010.
  35. . Дата обращения: 15 мая 2011.
  36.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 мая 2011.
  37. . newsru.com (14 мая 2012). Дата обращения: 31 мая 2015.
  38.  (серб.). spc.rs (28 июня 2014). Дата обращения: 31 мая 2015.
  39. Труханова Э. . rg.ru (16 декабря 2014). Дата обращения: 12 мая 2015.
  40. . Дата обращения: 14 февраля 2020.
  41. Srpska, RTRS, Radio Televizija Republike Srpske, Radio Television of Republic of . KULTURA — RTRS. Дата обращения: 29 октября 2019.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

  • 1981 — «Золотой львенок» за лучший первый фильм и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
  • 1982 — приз критиков на кинофестивале в Сан-Паулу за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
  • 1985 — «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Каннах за фильм «Папа в командировке»
  • 1989 — приз за режиссуру на кинофестивале в Каннах за фильм «Время цыган»
  • 1993 — «Серебряный медведь» на берлинском кинофестивале за фильм «Аризонская мечта»
  • 1994 — приз зрительских симпатий на кинофестивале в Варшаве за фильм «Аризонская мечта»
  • 1995 — «Золотая пальмовая ветвь» на кинофестивале в Каннах за фильм «Андерграунд»
  • 1995 — премия «Люмьер» (Франция) в номинации «Лучший иностранный фильм» за фильм «Андерграунд»
  • 1997 — премия «Кинема Юнпо» (Япония) в номинации «Лучшая режиссура в фильме на иностранном языке» за фильм «Андерграунд»
  • 1998 — «Серебряный лев», «Малый золотой лев» и приз «Laterna Magica» на кинофестивале в Венеции за фильм «Черная кошка, белый кот»
  • 2001 — приз кинофестиваля в Чикаго в номинации «Лучший документальный фильм» за фильм «История на супер-восемь»
  • 2004 — приз национальной системы образования Франции на кинофестивале в Каннах за фильм «Жизнь как чудо»
  • 2005 — премия «Сезар» (Франция) в номинации «Лучший фильм стран Европейского союза» за фильм «Жизнь как чудо»
  • 2005 — приз кинофестиваля в Софии в номинации «Лучший балканский фильм» за фильм «Жизнь как чудо»
  • 2005 — премия Филиппа Ротье
  • 2007 — Командор ордена искусств и литературы
  • 2010 — Лауреат премии Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II за 2009 год
  • 2011 — кавалер ордена Почетного легиона (Франция)
  • 2012 — Орден Святого Саввы 1 степени (Сербская православная церковь)
  • 2014 — Орден Святого Короля Милутина (Сербская православная церковь)
  • 2014 — золотая медаль имени Федора Волкова
  • 2016 — Орден Дружбы (Россия)

Первые шаги и выходки

С конца 1970-х и началась, собственно, жизнь Эмира Кустурицы в творчестве. Был решен вопрос спутника жизни – Майа Мандис стала идеальной женой на все времена для стихийного гения Кустурицы. Оставаясь в тени, она всегда поддерживает Эмира в сложной психологии творческой жизни, она воспитывала детей, Стриборна и Дуню, отвозила их в школу, помогала ухаживать за родителями Эмира, когда сожгли их дом в Сараево и они были вынуждены переезжать с места на место.

Творческая жизнь вчерашнего хулигана с улицы, получавшего билеты на киносеансы за перегрузку тонн угля для кинотеатра, начиналась очень динамично и остро. Проба большого пера – телефильм «Невесты приходят» был запрещен к показу. Тема бытового насилия и положения женщины в боснийской глубинке не приветствовалась в Югославии.

Кустурица сам немного ошалел от своей смелости и долго считал этот свой фильм самым смелым своим поступком. Другой телепроект – «Кафе «Титаник» по роману Иво Андрича благополучно вышел на голубые экраны.

1981 год, полнометражный дебют «Помнишь ли ты Долли Белл». История юности и взросления самого Кустурицы. Своеобразный гимн жаркой балканской оттепели 1960-хх, когда в Югославии появляются рок-н-ролл, жевательные резинки и джинсы, и молодой человек паралелльно с занятиями в музыкальном хоре и спорами с отцом о коммунизме пытается покорить красавицу-проститутку Долли Белл.

Фильм получил награду как лучший дебют и награду от международного сообщества кинокритиков на фестивале в Венеции. Это был первый фильм на боснийском диалекте сербо-хорватского языка.

1985 год, «Папа в командировке». Кустурица работает не торопясь, несмотря на спонтанный, даже несколько развязный стиль его картин, мастер не торопится и снимает картины по несколько лет. Снова взрослый мир глазами ребенка, снова отражение большой политики на частной семейной жизни.

Картина получает «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, «если бы я знал, что мне дадут награду, чтобы объявить картину антикоммунистической, я бы отказался от награды», – признается Эмир спустя десятилетия. Режиссеру неприятно, что его картину рассматривали как полено в костер, в котором сгорело единство Югославии.

Следующую картину – «Время цыган» (1988) – многие считают абсолютным шедевром Кустурицы. Почти трехчасовая лента о жизни цыганского паренька Перхана, превратилась в фантасмогорический эпос, пронзительный и завораживающий. Это был звездный час и для Горана Бреговича, создавшего потрясающий саундтрек к фильму, благодаря которому цыганская и балканская музыка приобрели новое мировое звучание.

Один богатый француз, выходец из Боснии, после просмотра «Времени цыган» изъявил желание спонсировать следующую картину Кустурицы, предоставив ему полный карт-бланш. Это впоследствии сильно пригодится Кустурице, когда он будет работать над «Подпольем».

А пока, воодушевленый гран-при за режиссуру на фестивале в уже излюбленных Каннах, Кустурица, по приглашению Милоша Формана, объявившего серба надеждой европейского кино, уезжает преподавать в американский Колумбийский институт.

Библиография

  • Кустурица Э.. Где моё место в этой истории? Автобиография / пер. с фр. Э. Болдиной. — 2-е изд. — М.: РИПОЛ классик, 2012. — 384 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-386-03970-7.
  • Jean-Marc Bouineau. Le petit livre d’Emir Kusturica. — Garches: Spartorange, 1993. — ISBN 2-9506112-2-2.
  • Paolo Vecchi. Emir Kusturica. — Roma: Gremese, 1999. — ISBN 88-7742-370-6.
  • Goran Gocić. The cinema of Emir Kusturica — notes from the Underground. — Wallflower press, 2001. — ISBN 1-903364-14-0.
  • Dina Iordanova. Emir Kusturica. — bfi publishing, 2002. — ISBN 0-85170-899-4.
  • Dragan Teodorović Zeko и Dr. Nele Karajlić. Emir Kusturica & The No Smoking Orchestra. — Крагуевац: DR Studio, 2007. — ISBN 0-85170-899-4.

Фильмография

Цветом выделены фильмы, в которых Кустурица принял участие как режиссёр. Их названия на русском даны полужирным шрифтом.

Год Название на русском Оригинальное название Участие Кустурицы Комментарий
Вальтер защищает Сараево Valter brani Sarajevo Актёр
Герника Guernica Режиссёр, автор сценария Короткометражный
Невесты приходят Nevjeste Dolaze Режиссёр, актёр Телефильм
Кафе «Титаник» Bife ‘Titanik’ Режиссёр, автор сценария Телефильм
Помнишь ли ты Долли Белл? Sjećaš li se Doli Bel? Режиссёр, соавтор сценария Первый полнометражный фильм
Ti si to Актёр Телефильм
13 июля 13. jul Актёр, ассистент режиссёра
Nije covjek ko ne umre Режиссёр Телефильм
Папа в командировке Otac na službenom putu Режиссёр
Zivot radnika Автор сценария
Strategija svrake Автор сценария
Время цыган (Дом для повешения) Dom za vesanje Режиссёр, соавтор сценария
Vizantija Актёр Телефильм
Аризонская мечта Arizona Dream Режиссёр, соавтор сценария
Андеграунд (Подполье) Подземље Underground Режиссёр, соавтор сценария, актёр На югославском телевидении демонстрировался также в виде мини-сериала под названием Била једном једна земља
Magic Bus Режиссёр Короткометражный фильм
Чёрная кошка, белый кот Crna mačka, beli mačor Режиссёр, автор сценария
Вдова с острова Сан-Пьер La Veuve de Saint-Pierre Актёр Номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана
Истории на супер 8 Super 8 Stories Режиссёр, автор сценария, оператор Документальный фильм
Хороший вор The Good Thief Актёр
Клубничка в супермаркете Jagoda u supermarketu Автор сценария, продюсер, актёр
Жизнь как чудо Zivot je cudo Режиссёр, автор сценария, композитор, продюсер
Невидимые дети All the Invisible Children Режиссёр Эпизод «Синий цыган»
Тайная поездка Viaggio segreto Актёр
Буча в Гуче Guca! Сопродюсер
Завет Zavet/Promise Me This Режиссёр, соавтор сценария, сопродюсер
Брат Hermano Актёр
Марадона Maradona Режиссёр, автор сценария Документальный фильм
Прощальное дело L’affaire Farewell Актёр (роль русского полковника Сергея Григорьева)
Пеликан Nicostratos le pélican Актёр
Гавана, я люблю тебя! 7 días en La Habana Актёр
Ледяной лес La foresta di ghiaccio Актёр
По млечному пути На млијечном путу Режиссёр, актёр Художественный фильм
Балканский рубеж Балканский рубеж Актёр Художественный фильм
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: