Как это снято: «асса»

Кастинг и группа: непрофессионалы и неформалы

Татьяна Друбич и Станислав Говорухин на съемках фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Нестандартно Соловьев подошел и к вопросу кастинга. Он сделал упор на непрофессиональных актеров. Любовный треугольник разыгрывали режиссер Станислав Говорухин, игравший до этого в кино лишь считанное количество раз, Татьяна Друбич, многолетняя муза, но по профессии врач-эндокринолог, и Сергей Бугаев, молодой андеграундный художник. Последний, в свою очередь, порекомендовал в картину на роли музыкантов участников группы «Кино». Интересно, что Соловьев забраковал почти всех из коллектива, в том числе Виктора Цоя, но Бугаеву удалось убедить режиссера сходить на концерт, после чего тот изменил свое мнение. И еще один примечательный непрофессионал — Натан Эйдельман. Ему как автору «Грани веков» было доверено стать закадровым голосом картины.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Необычной была и команда фильма. Соловьев взял из привычных соавторов только актрису Татьяну Друбич и оператора Павла Лебешева. В остальном же группа пополнилась представителями неформальной культуры. В том числе одним из художников картины стал Тимур Новиков. В фильме можно увидеть арт-объекты концептуалистов Михаила Рошаля (перегородка Iron Curtain и «Коммьюникейшн тьюб») и Сергея Шутова («Пальма в снегу»). Лидер авангардистской советской моды Гарик Асса, хоть и не попал в титры, однако серьезно помогал с подбором костюмов. Сергей Бугаев и вовсе снимался в собственной одежде. Усилиями Ассы и Бугаева фильм создал целый бунтарский фэшн-тренд, предполагавший вещи вне возрастов, вне сезонов, вне эпох и заодно вне размеров.  

История создания[править | править код]

Названиеправить | править код

Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!»; под этим названием проходили кинопробы. Имя главного героя фильма — «Бананан» — было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова», который был записан в феврале 1983 года.

Название фильма было предложено Сергеем Бугаевым, исполнителем роли Бананана. Из интервью с Сергеем Соловьёвым:

  • Сам лозунг «Асса» в рок-среду ввёл художник Олег Котельников, этот лозунг широко использовался в среде, связанной с «Камчаткой».
  • В 2012 году Сергей Бугаев на ялтинском показе фильма «2-Асса-2» представил следующую версию происхождения названия:

Актёрыправить | править код

Все вокальные партии песен героя Сергея Бугаева — Бананана — исполняет Сергей Рыженко, снявшийся в роли самого себя. Первоначально на роль Бананана планировалось взять Бориса Гребенщикова, а на роль Крымова режиссёру предлагали пригласить Александра Розенбаума. По поводу последнего у Соловьёва были опасения, а Гребенщиков отказался, сославшись на то, что между им и героем большая разница в возрасте и что каждый должен заниматься своим делом. Вместо себя музыкант отправил к Соловьёву молодого художника Сергея Бугаева. Одна из песен, которую за кадром исполнил в фильме Гребенщиков — «Город золотой», в сцене, где влюблённые Алика и Бананан, предчувствуя, что ничему не суждено сбыться, безмолвно «плывут» то вверх, то вниз в кабинке ялтинской канатки. В трактовке киноведа Александра Казакевича песня в исполнении Гребенщикова выступает в фильме лейтмотивом истории любви так ни разу и не поцеловавшихся в кадре Алики и Бананана — любви мучительной, страстной, жертвенной.

Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил запечатлеть имя возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своём имени: «Дурацкое имя, вот и всё. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».

Места съёмкиправить | править код

Фильм снимался в Ялте зимой 1986-1987 годов. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, а также происходила драка с Бабакиным и куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы «Таврида». Рядом расположена канатная дорога «Ялта — Горка» (от набережной Ялты до холма Дарсан), на которой катались Алика и Бананан. Она стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Сцены, где за Крымовым ведут видеонаблюдение, сняты в Никитском ботаническом саду.

Небольшая неточность связана с поездкой Крымова и Бананана из Ялты в Симферополь, на ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как Симферопольский ипподром прекратил своё существование ещё в начале 1970-х годов. Эпизод снимали на московском ипподроме.

Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО имени Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности.

Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.

Сюжет[править | править код]

Действие фильма происходит зимой 1980 года в Ялте. Молодая медсестра Алика за три года до описываемых событий сошлась со своим пациентом Андреем Валентиновичем Крымовым — цеховиком, криминальным авторитетом и крупным финансовым махинатором. Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого, молодого человека по прозвищу Бананан.

Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая у того ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя он говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли труппы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является давним другом и бывшим сообщником Крымова.

Между тем за самим Крымовым пристально наблюдают сотрудники спецслужб (милиции и КГБ). В Ялте Крымов планирует осуществить кражу скрипки Гварнери. Саму операцию он поручает Альберту в оплату недавно всплывшего старого долга. Альберт, не желая возвращаться к криминалу, кончает жизнь самоубийством, выбросившись за борт теплохода. Его жена Зоя тяжело воспринимает смерть мужа. После её отъезда Алика находит в их комнате пистолет, переданный Альберту Крымовым на тайное хранение.

Один из сообщников передаёт Крымову снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате, что выводит его из себя. Сначала Крымов пытается запугать Бананана, чуть не утопив его во время дальнего заплыва в зимнем Черном море, а после пытается подкупить, подстраивая ему крупный выигрыш на скачках и предлагая на пару недель покинуть Ялту, пока он с Аликой не уедет. Но Бананан отказывается и тем самым подписывает себе смертный приговор: подручные Крымова убивают его, а тело бросают в море. Крымов уговаривает Алику уехать с ним, но, получив отказ, сообщает об убийстве Бананана. Потрясённая Алика в состоянии аффекта стреляет в Крымова из пистолета и убивает его, а затем звонит в милицию (звонок остаётся за кадром). Приехавшие сотрудники органов правопорядка производят осмотр места происшествия и личный досмотр, после чего уводят арестованную. Перед тем как покинуть номер, она ставит кассету с песней Жанны Агузаровой «Чудесная страна», которую когда-то дал ей Бананан, и плачет.

В эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен». Во время исполнения кадры сменяются — перед Цоем появляется огромная аудитория зрителей с огоньками в поднятых руках.

Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги, которую читает Крымов, — «Грань веков» Натана Эйдельмана (о последних днях жизни и убийстве российского императора Павла I 12 (24) марта 1801 года).

О чем фильм Асса

Главная героиня кинокартины — девушка с необычным именем Алика (по ее словам, имя ее — это компромисс между маминым желанием назвать Александрой и папиным требованием назвать дочку Ликой). Она юна, привлекательна, эмоциональна. Девушка работает медсестрой и живет в городе Ялта.

Однажды у нее завязывается роман с пациентом, тоже юным и довольно обаятельным молодым человеком. Девушка не знала, что Крымов (фамилия парня) является, что называется, криминальным авторитетом (действие картины разворачивается в начале 80-х, криминальная эпоха скоро войдет в силу и, по сути, фильм показывает юность одного из молодых людей, что могли бы стать основой криминальной элиты страны).

Алика, которой по воле случая приходится искать комнату для съема на ночь, сближается с хозяином квартиры. Парень по прозвищу Бананан буквально олицетворяет всех творческих ребят той эпохи. Про таких позже напишут «поколение дворников и сторожей». Он работает сторожем в театре, но по-настоящему увлечен музыкой. У него есть собственная группа.

Девушка увлекается Банананом, потому что веселый и творческий парень куда больше подходит ей по характеру и интересам, чем Крымов с его криминальной жизнью. Алика отдаляется от Крымова. Все больше времени девушка проводит с молодым музыкантом и, закономерно, молодые люди влюбляются друг в друга. Смысл фильма во многом отражается уже здесь: это эпоха, когда романтичность и талант ценились куда выше, чем влиятельность.

Бананан живет своей творческой жизнью. Подрабатывает сторожем, чтобы иметь возможность играть с друзьями в ресторане музыку, творит и живет своим творчеством, по его выражению, «в заповедном мире снов».

Все шло своим чередом, пока в театр не приехала на гастроли труппа лилипутов. Один из артистов этого театра когда-то имел совместное темное прошлое с Крымовым.

Таким образом, о только начавшемся романе становится известно Крымову. Тот всячески пытается помешать отношениям молодого артиста и Алики — он и запугивает Бананана, и пытается его уговорить, фактически подкупить, но тот категорически отказывается.

Заканчивается история любви в духе шекспировских трагедий — Бананан погибает, а Алика мстит за парня и свою утерянную любовь, она убивает Крымова из пистолета.

Один из друзей Бананана находит нового вокалиста в группу. Он приводит в группу Виктора Цоя (тот сыграл самого себя). Совсем юный тогда еще артист исполняет ставшую культовой песню «Перемен», а декорации ресторана, где ребята выступали вечерами, сменяются концертным залом.

Драматургия: индийское кино, некрореализм и импровизация

По легенде начало «Ассе» положила обида Сергея Соловьева на зрителя. К 1986 году за плечами режиссера было уже восемь полнометражных картин, и хотя они пользовались признанием критиков и фестивалей (в том числе зарубежных), а также коллег-кинематографистов, их прокатный успех был по тем временам невелик. Поэтому Соловьев решил во что бы то ни стало снять «не просто зрительское кино, а ошеломляющее зрительское кино». И начал он с вычисления «формулы успеха»

Режиссер обратился к тому, что неизменно пользовалось вниманием советской аудитории — к индийскому кино. От него он взял два ключевых элемента: драматургию и, конечно же, музыку

Поговорим сначала о первой, а ко второй еще вернемся.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Вместе с молодым сценаристом Сергеем Ливневым Соловьев придумал характерную для индийских фильмов коллюизию: любовный треугольник, в котором чистая романтичная девушка Алика разрывается между «пожилым латентным развратником» Крымовым и смелым юношей-неформалом Банананом. Такой сюжет естественным образом порождал вечный конфликт — конфликт поколений или конфликт отцов и детей. С учетом переломной эпохи создания фильма такой мотив был особенно актуален.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Далее классическую схему авторы решили усложнить по принципу «слоеного пирога». Основной сюжет переплетается с рядом второстепенных линий. Выделим из которых наиболее радикальную. Несколько раз повествование прерывается эпизодами, экранизирующими отрывки из исторической книги Натана Эйдельмана «Грань веков». Формально это оправдано тем, что герой Станислава Говорухина читает данное произведение. А на смысловом уровне история убийства Павла I и начало правления Александра I перекликается с ключевым мотивом смены эпох.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Другая повторяющаяся линия фильма, которая также «выбивается» из общей канвы — сны Бананана. Частично их сделал сам исполнитель роли героя, художник Сергей «Африка» Бугаев. Он просто раскрасил метры пленки пестрыми красками. Не менее смелыми были черно-белые вставки снов. Это отрывки из фильмов Евгения «Дебила» Кондратьева «Труд и голод» и «Нанайнана». Кондратьева причисляли к некрореалистам (или «новым диким») — режиссерам, независимым способом снимавшим короткометражное кино довольно радикального содержания. Включение отрывков таких фильмов в картину государственного производства было шагом, конечно же, довольно провокационным.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

Столь же смелым был элемент импровизации на площадке. Самый известный пример — монолог «майора» о космосе и гибели Юрия Гагарина. Согласно, опять же, легенде, Александр Баширов никак не мог запомнить текст сценария. Съемка же велась в Бутырской тюрьме, куда группу пустили только на полтора часа. Чтобы успеть снять хоть что-то, Баширов предложил нести на камеру первое, что приходит в голову. С экспромтом, в отличие от сценарного текста, актер справился превосходно, выдав с первого дубля историю столь же бредовую, сколь и трагическую, а заодно наполненную серией перлов и афоризмов.

Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм»

В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. Все намеренно сделано странно. Скажем, название. Оно отсылает то ли к Библии, то ли усеченному наименованию портвейна «Массандра», то ли к Гарику Ассе, авангардисту и одному из художников картины, то ли к самому режиссеру — Автор Соловьев Сергей Александрович. Чудны персонажи и даже их имена. В фильме перемешались девушка-врач Алика и неформальный музыкант Бананан, контрабандист Крымов-Сван и Павел I, лже-офицер ВВС и негр Витя, лилипуты и агенты КГБ. Но, несмотря на всю абсурдность такого подбора героев, в значительной степени это было отражением или срезом советского общества тех лет.

Кинорежиссер Сергей Соловьев в монтажной студии во время работы над кинофильмом «Асса» / Фото: Олег Иванов / ТАСС

Разумеется, фильм сложно вписать и в рамки жанровых определений. Это одновременно и любовная мелодрама, и триллер, и музыкальный фильм, и исторический. Но, пожалуй, наиболее точно картину определял сам Соловьев. Он характеризовал ее как «арт-рок-парад» или как начало «маразматической трилогии» (продолженной фильмами «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом»).  

Отсылки[править | править код]

По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.

  • Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»).
  • В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
  • Крымов цитирует Пушкина:
  • Фраза Бананана «Кто там у тебя приплыл на пароходе? Принц Датский?», обращённая к Алике, отсылает к трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
  • Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
  • В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И. С. Баха.
  • Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме). Кроме того, в комнате Бананана висит фотография Ника Кейва, взятая с альбома The Firstborn Is Dead, вышедшего только в 1985 году.
  • В одном из эпизодов Алика и Крымов слушают по радио песню Джо Дассена «Salut».
  • Монолог лже-майора о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова, который не смог запомнить текст, написанный в сценарии. В фильме есть ещё одна отсылка к Гагарину: его портрет висит в комнате Бананана.
  • Первоначальный отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен.
  • Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения.
  • Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в середине 1980-х годов в стиле ска.
  • Арт-объекты из комнаты Бананана — коммуникативная труба (англ. The Communication Tube) и железный занавес (англ. Iron Curtain) — созданы группой «Гнездо» (направление «»).

Создатели фильма[править | править код]

В роляхправить | править код

  • Сергей Бугаев — Бананан, певец в ресторане, возлюбленный Алики
  • Татьяна Друбич — Алика, медсестра, любовница Крымова
  • Станислав Говорухин — Андрей Валентинович Крымов (Сван), криминальный авторитет, цеховик
  • Дмитрий Шумилов — негр Витя, друг Бананана
  • Виктор Бешляга — Альберт Петрович, лилипут, бывший сообщник Крымова
  • Анита Жуковская — Зоя, жена Альберта
  • Александр Баширов — Шурик Бабакин, сообщник Крымова, лже-майор ВВС
  • Илья Иванов — Аркадий Петрович (Шар), сообщник Крымова
  • Герман Шорр — Чирей, сообщник Крымова
  • Анатолий Сливников — Гоша (Амбал), сообщник Крымова
  • Светлана Тормахова — Марья Антоновна, мама Бананана
  • Андрей Халявин — Вадим (Борода), сотрудник КГБ
  • Ирена Куксенайте — Лена, спутница Бороды
  • Дмитрий Долинин — Павел I
  • Александр Домогаров — Александр I
  • Кирилл Козаков — Платон Зубов
  • Александр Иншаков — ударивший Бабакина в ресторане
  • Александр Спорыхин — Баранов, задержанный в отделении милиции
  • Музыканты (камео):
    • Виктор Цой
    • Сергей Рыженко
    • Тимур Новиков
    • Андрей Крисанов
    • Георгий Гурьянов
    • Юрий Каспарян
    • Игорь Тихомиров
  • Голос от автора — Натан Эйдельман

Съёмочная группаправить | править код

  • Сценарий — Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв
  • Режиссёр-постановщик — Сергей Соловьёв
  • Главный оператор — Павел Лебешев
  • Главный художник — Марксэн Гаухман-Свердлов
  • Композитор — Борис Гребенщиков
  • Звукооператор — Екатерина Попова
  • Оригинальная музыка к фильму — Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»
  • Директор картины — Владимир Дудин

Актеры и роли

Исполнитель роли Бананана Сергей Бугаев не был профессиональным актером. После выхода в прокат «Ассы» он стал кумиром многих юных девушек, но, по сути, так и остался актером одной роли. До начала нулевых он занимался музыкой и писал картины. Потом он решил вернуться в кинематограф и сыграл Осипа Мандельштама в фильме Алексея Германа-младшего «Гарпастум», а также небольшую роль Бананана в фильме Соловьева «Асса-2». Но «триумфального возвращения» не случилось… Тогда Бугаев решил заняться политикой. Сначала он был помощником одного из депутатов Госдумы, а в 2012 году стал доверенным лицом Путина на выборах.

Исполнитель главной роли Сергей Бугаев. Кадр из фильма.

В 2017 году Бугаев предпринял новую попытку возвращения в творчество. Приняв участие в питерском фестивале «ПроТоАрт», он показал свои музыкальные композиции. В 2018 г он представил публике свои новые картины.

Муза Сергея Соловьева, Татьяна Друбич (Алика), впервые на экране появилась в 1972 году. Актерство для нее — скорее хобби: Друбич — врач и совладелец российско-немецкой фармацевтической компании. Сейчас она еще и общественный деятель и изредка снимается в кино.

Татьяна Друбич в роли Алики. Кадр из фильма.

Станислав Говорухин (Крымов) — актер и режиссер. Его лучшие картины (как режиссера) — «Ворошиловский стрелок», «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят». С 1986 года заслуженный деятель искусств Украинской ССР. С 2006 года народный артист России.

Станислав Говорухин в роли Крымова. Кадр из фильма.

С начала девяностых годов Говорухин занимается политикой. В 2014 году он получил премию «Золотой орел». Также был награжден специальной наградой «За вклад в развитие кинематографа».

Основные герои и их роли

Август — главный герой фильма, грабитель-профессионал, которого играет актер Юрий Назаров. Он планирует крупный ограбление, которое должно стать последней его работой.

Марина — любовница Августа, которую играет актриса Светлана Немоляева. Она помогает ему в проведении ограбления и рискует своей жизнью.

Максим — друг Августа, который предлагает свою помощь в ограблении. Его играет актер Андрей Мягков. Максим оказывается предателем и причиной полного провала плана грабежа.

Петр — криминальный авторитет, которому поручено хранение драгоценностей. Его играет актер Алексей Баталов.

Коля — член банды, играемый актером Виктором Павловым. Он направляет машину, в которой должны убежать грабители после успешного ограбления.

Диана — девушка-гоночник, которая помогает банде Августа спрятаться от полиции, играется актрисой Анатолией Вассерманом.

Суслик — глава полиции, противостоящий банде Августа. Его играет актер Виктор Раков.

Первые шаги фильма Асса 1987

Фильм «Асса» стал одним из самых ярких явлений отечественного кинематографа в 1987 году. Этот экшн-боевик, полный интриг и драйва, получил легендарный статус и до сих пор остается одним из любимых фильмов многих поколений зрителей.

Сценарий фильма был написан Сергеем Лукьяненко, который, к тому времени, уже был известен как автор ряда книг и сценариев для фильмов и телесериалов. Режиссером картины стал Станислав Говорухин, тогда еще малоизвестный в кинематографических кругах. Главные роли достались нашумевшему актеру Александру Калягину и талантливой Анатолии Высотской.

Съемки фильма проходили в Москве и Тбилиси, а сцены со съемок телевизионных шоу были записаны в киевской студии «Останкино». Кстати, картина вышла на экраны впервые на международном кинофестивале в Москве и была награждена премией зрительских симпатий.

  • Написание сценария — Сергей Лукьяненко
  • Режиссер — Станислав Говорухин
  • Главные роли — Александр Калягин, Анатолия Высотская
  • Съемки — Москва, Тбилиси, Киевская студия «Останкино»
  • Премия — зрительских симпатий на международном кинофестивале в Москве

Примечания[править | править код]

  1. Львовски М. . Что осталось за кадром на съёмках в Крыму. mk.ru (3 апреля 2018). Дата обращения: 13 апреля 2021.
  2. Лебедева Ю. . artguide.com (16 апреля 2018). Дата обращения: 13 апреля 2021.
  3. , с. 134.
  4. , с. 28.
  5. ↑ . Сегодня вечером. Первый канал (31 августа 2019). — Часть 2. Дата обращения: 23 ноября 2019.
  6. (22 марта 2019). Дата обращения: 18 апреля 2019.
  7. Телеканал «Дождь». . Режиссёр Сергей Соловьёв (17 марта 2012). Дата обращения: 18 апреля 2019.
  8. Голенчик К., Казакевич А. . Документальный фильм. Культура (2016). Дата обращения: 13 декабря 2019.
  9. . Часть 2: Сегодня вечером. Первый канал (31 августа 2019). — Хронометраж факта 47.00—49.00. Дата обращения: 23 ноября 2019.
  10. , с. 35.
  11. ↑ , с. 199.
  12. , с. 148.
  13. , с. 161.
  14. , с. 146.
  15. , с. 141.
  16. . Московский концептуализм. Дата обращения: 20 апреля 2017.
  17. . Московский концептуализм. Дата обращения: 20 апреля 2017.

Песни из фильма

Суть фильма четко отражает саундтрек — песня Виктора Цоя «Перемен!». Речь идет не о переменах на политическом фоне, а о переменах в себе и в своей жизни. Однако, согласно контексту, внутренние перемены должны были привести к глобальным переменам.

Еще одной культовой песней, отражающей суть картины Соловьева, стал «Город золотой» (группа “Аквариум”).

Текст этой песни пропитан апокалиптическими символами, но она не страшная, ее центральный образ — является рай. Не земной, который пытались построить, начиная с 1917 года, а тот самый, из которого, согласно Библии, человечество было однажды изгнано. Смысл песни заключается в том, что попасть в рай может только тот, кто чист и светел душой.

Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Отличная статья!11Нет…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: