Глеб иванович успенский

Творчество

Большинство старых критиков и литературоведов рассматривало У. как народника, хотя и отступавшего в изображении жизни крестьянства, благодаря своей острой наблюдательности, от догмы народничества и от идеализации крестьянства. Такого мнения придерживался Г. В. Плеханов. В. И. Ленин, однако, отмечал самостоятельность У. по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича:

Со времени перехода к деревенской тематике (1877) круг образов Успенского значительно расширяется (разного рода баре и разнообразного положения и состояния крестьяне), причём автора интересует не столько судьба каждого из них в отдельности, сколько общественные интересы, ими представляемые. Отсюда широта и разносторонность социальной характеристики этих образов (Иван Афанасьевич, Иван Ермолаич и мн. др.). В позднейших переделках старых произведений и новых вещах (70—80-е гг.) Успенский избегает также лексического натурализма, заменяя провинциализмы и диалектизмы общеупотребительными словами.

Как и у всех революционных просветителей, мы наблюдаем и у Успенского тягу не только к художественной, но и к публицистической пропаганде своих идей. Публицистические элементы его очерков значительны. В структуре его художественных произведений эта особенность сказывается прежде всего в сюжетостроении: действие ведёт сам автор, не прячась за поступки героев. Успенский в основном писал в жанре очерков. Пытливая, напряжённая мысль Успенского, стремившаяся прежде всего к открытию новых сторон русской жизни, не успевала обобщать её явления в сложных формах повестей и романов.

Память

Памятник Г. И. Успенскому установлен в Туле на Советской улице напротив Тульского Цирка. Автор памятника крупнейший художник – монументалист современного изобразительного искусства, народный художник СССР и РФ, президент Российской академии художеств З.К. Церетели.

В Нижнем Новгороде в честь Г. И. Успенского названа одна из улиц в Ленинском районе города.

Почтовая марка СССР, 1952 год

Почтовая марка СССР, 1963 год

В топонимах

  • Улица Глеба Успенского — улица в Московском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Глеба Успенского в Гагаринском районе города Севастополя.
  • Улица в городе Иркутске (Правобережный район, между улицами Щорса и Полевой).
  • Улица Глеба Успенского в Нижнем Новгороде.
  • Улица в пгт Малаховка (Люберецкий район, Московская область).
  • Улица Глеба Успенского в Перми.
  • Улица Глеба Успенского в Туле.
  • Улица Глеба Успенского в Бугульме.
  • Улица Глеба Успенского в Борисполе (Украина).
  • Улица Глеба Успенского — улица в Виннице (Украина).
  • Улица Глеба Успенского в Луганске (Украина).
  • До 2016 года — улица Глеба Успенского Чернигове (Украина).
  • В Нижнем Тагиле улица Глеба Успенского
  • Улица Успенского в Мурманске
  • Улица Глеба Успенского, город Рыбинск
  • Улица Глеба Успенского, город Торез (Украина)
  • Памятник Глебу Успенскому на пересечении Советской и Староникитской улиц в Туле

Краткая биография

Глеб Ива́нович Успе́нский
(25 октября 1843, Тула — 6 апреля 1902, Петербург) — русский писатель, близкий к народническому движению.

Родился в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии — сперва (с 1853 года) в Туле, потом (с 1856 по 1861 гг.) — в Чернигове. После окончания курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (отчислен в связи с материальными затруднениями), а в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.

Творчество

Начало литературной деятельности

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним — Г. Брызгин
).

В 1864-1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин.

«Отечественные записки»

Юность Успенского пришлась на 1860-е годы; в это время сложились его основные стремления.

Революционное движение много внимания уделяло городской бедноте; сюда и обратилось на первых порах внимание писателя. Изображению этих слоёв и были посвящены его первые произведения, а в особенности серии очерков «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение»

В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.

В 1871 году (по другим данным в 1872) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже). В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в это время он жил в Париже и Лондоне.

Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год.

По возвращении из-за границы Успенский поступил на службу в управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Вернувшись в Россию, Успенский решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии.

Осенью 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом. Кроме того, Успенский путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь).

В. И. Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще» (цитируется Лениным в кн. «Что такое „друзья народа“?», Соч., т. I, 158) Ленин В. И.
ПСС. — Т. 1. — С. 263..

Последние годы

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни.

В Колмово Успенского посещал народник Н. С. Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Юрия Давыдова «Вечера в Колмове».

Дочь Успенского Вера была женой эсера Б. В. Савинкова (с 1899 по 1908 год).

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Названа улица в Иркутске

Дом-музей в деревне Сябреницы Чудовского района Новгородской области.

Почтовая марка СССР, 1952 год

Почтовая марка СССР, 1963 год

  • Улица Глеба Успенского — улица в Московском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Глеба Успенского в Гагаринском районе города Севастополя.
  • Улица в городе Иркутске (Правобережный район, между улицами Щорса и Полевой).
  • Улица в Ленинском районе Нижнем Новгороде.
  • Улица в пгт Малаховка (Люберецкий район, Московская область).
  • Улица Глеба Успенского в Перми.
  • Улица Глеба Успенского в Туле.
  • Улица Глеба Успенского в Бугульме.
  • Улица Глеба Успенского в Борисполе (Украина).
  • Улица Глеба Успенского — улица в Виннице (Украина).
  • Улица Глеба Успенского в Луганске (Украина).
  • До 2016 года — улица Глеба Успенского Чернигове (Украина).
  • В Нижнем Тагиле улица Глеба Успенского
  • Улица Успенского в Мурманске
  • Улица Глеба Успенского, город Рыбинск

Покупка дома

Поэтому было очень важно приобрести дом. Писатель был знаком с этими местами

Он останавливался в имении своего знакомого Андрея Васильевича Каменского на мызе Лядно близ Чудова. Глеб Иванович там часто бывал, некоторое время даже работал там управляющим. Когда появилась возможность, он купил этот дом. Вот как описал он свою покупку  в письме знакомой в 1881 году (и рисунок приложил):

«Дом куплен, вот его вид. В доме 8 комнат, вверху 4 и внизу 4. Где точки, там я насадил деревьев, посею овес. Места 11.5 десятин (больше гектара). Для меня место огромное».

Но на сельское хозяйство Успенского не хватило. Единственное, что он сумел сделать, – это выкопать пруд и запустить туда карасей. В остальное время он путешествовал и приезжал сюда только для того, чтобы работать, работать и работать. Хозяйством занималась Александра Васильевна, и какие-то насаждения делала она с детьми.

Дети регулярно отчитывались перед отцом о том, какие сделали посадки и чем занимаются. Глеб Иванович, когда приезжал, следил за жизнью местных крестьян. Они часто становились героями его произведений. Крестьянская тема после 80-х годов стала основной темой его произведений.

Он считал, что русский человек неразрывно связан с землёй. Очень переживал, что во 2-й половине 19-го века в жизнь русского человека входит капитал. Для русского человека связь с землёй является духовным стержнем, и если разрушить эту связь, пропадает духовный стержень. Эта мысль была главной в произведениях Успенского. Ему становилось очень грустно от того, что это происходило, он близко к сердцу воспринимал тяготы русского крестьянина.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1864—2020 — Вознесенский проспект, 3;
  • ноябрь 1866 года — доходный дом — Большая Мещанская улица, 4;
  • ноябрь 1866 — май 1867 года — дворовый флигель дома Гассе — Литейный проспект, 36, кв. 34;
  • октябрь 1870 — лето 1871 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • сентябрь 1871 —апрель 1872 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • декабрь 1872 — весна 1873 года — доходный дом — набережная реки Фонтанки, 116;
  • декабрь 1873 — сентябрь 1874 года — доходный дом — Троицкая улица, 8;
  • сентябрь 1874 — декабрь 1875 года — гостиница Ф. Д. Серапина — Царскосельский проспект, 22;
  • январь 1876 года — лаборатория министерства финансов — набережная Екатерининского канала, 51;
  • декабрь 1876 — апрель 1877 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1879 — весна 1880 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1880 — весна 1881 года — доходный дом Сивкова — набережная Обводного канала, 133;
  • 1883 год — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1884 год — доходный дом Троице-Сергиева подворья — Троицкая улица, 3;
  • 1884 год — доходный дом — Большой проспект Васильевского острова, 43;
  • 1885 год — доходный дом И. П. Струбинского — Малая Итальянская улица, 6;
  • 1888 год — доходный дом — 11-я линия, 30;
  • 09.09.1888 — июль 1890 года — доходный дом Капгера — 7-я линия, 6;
  • осень 1890 —июль 1892 года — доходный дом — 9-я линия, 42;
  • июль — сентябрь 1892 года — средний корпус больницы С. Я. Фрея — 5-я линия, 58.

Начало семейной жизни

В конце 60-х годов Успенский познакомился со своей будущей супругой Александрой Васильевной. Он учительствовал в городе Епифани под Тулой. К тому времени его родители умерли, и Глебу приходилось ещё и подрабатывать, чтобы содержать младших сестёр и братьев.

Александра Васильевна работала под Петербургом, она тоже была учителем. 2 года у них прошли в переписке. Встречались молодые люди крайне редко, средства не позволяли делать это чаще. Когда стало понятно, что их чувства друг к другу окрепли, они решили пожениться.

Свадьба была совершенно удивительная. Сначала всё было, как обычно: венчание в церкви, затем банкет, куда была приглашена небольшая группа литераторов, близких друзей. А затем всё пошло по-другому.

Группа молодых людей отправилась путешествовать по окрестностям Санкт-Петербурга. Они ехали в сад кормить канареек, слушали музыку, затем отправлялись в какой-то кабачок и выпивали, танцевали, потом ехали в парк кататься на лодках, опять слушали музыку, опять шли в кабачок, выпивали. И так до позднего вечера. Свидетелями были Михайловский и Скабичевский.

Они писали:

Вот такая свадьба. Встреча с Александрой Васильевной очень благотворно повлияла на писателя, и он создаёт в это время свое лучшее произведение, сделавшее его известным на всю Россию – очерк «Нравы Растеряевой улицы». В этом произведении Глеб Иванович описывает жизнь всего одной улицы среднестатистического русского городка. На улице живут мелкие торговцы, мещане, ремесленники. У каждого из них свое представление о жизни. Писатель мастерски передаёт их отношения друг с другом, их речь.

По тем временам это было необычно и ново, и Успенского заметили, его имя стало известным.

Глеб Иванович был востребован как журналист и очень популярен, особенно среди студентов и демократической, революционно настроенной молодёжи. Но его творчество приносило мало дохода. А семейство росло, рождались дети, и всех нужно было воспитывать, содержать. Приходилось трудно.

Творческий метод

Проза Успенского точна и точна, близка к популярному языку. Жизненно заинтересованный судьбой народа, он был глубоко озабочен всем, что происходило в стране. Это отражается в том, что во всех произведениях автор присутствует в роли исследователя и персонажа, приближающего свои произведения к публицистике.

Результатом художественных изысканий и интенсивных размышлений стали емкие формулировки и концепции, которые можно использовать для характеристики всей современной эпохи Успения Пресвятой Богородицы. Иногда за игривыми интонациями и юмором в этюдах Глеба Ивановича кроется настоящая драма, жуткая и мрачная действительность.

Творческие поиски писателя были направлены не только на исследование и описание настоящего, но и на предвидение будущего. Он был убежден, что только настоящее искусство и приверженность высоким идеям способны «выпрямить» человека. Некоторые его работы — это своего рода инструкции, руководство к действию.

Основной жанр творчества писателя — эссе, которое дает возможность максимально сблизить искусство и публицистику. Эссе были объединены автором в циклы.

Успенский считал свое творчество своей истинной биографией, он хотел отказаться от воспоминаний о фактической стороне своей жизни, утверждал, что это все, все самое важное и единственное значимое в нем — в его произведениях

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович
Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович
Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan
Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор
Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030
Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич
Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль
Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Болезнь и последние годы жизни

В начале 90-х годов в России разразился голод. Глеб Иванович вошёл в миссию по оказанию помощи пострадавшим. Он отправился своими глазами увидеть картины страшного бедствия. И увидел, что в некоторых деревнях не осталось ни одного живого человека. Заходя в избы, видел, что лежат мёртвые хозяева дома, матери прижимают к рукам мёртвых младенцев.  Проезжают похоронные телеги, на них сваливают мёртвые тела, а затем везут в общие могилы.

Для человека с тонкой натурой такие сцены  непереносимы, и Глеб Иванович, вернувшись из этой поездки, уже больше не работал. Последние годы провёл в клинике, сначала в Новгороде, затем в Санкт-Петербурге. Умер в 1902 году.

Если у вас появиться желание, почитайте произведения Успенского. У него своеобразный слог, но мысли очень глубокие и, самое главное, современные.

Эпизоды из жизни семьи

У писателя было много друзей, искренних и настоящих, но много было и людей, пользовавшихся его добротой, например, некоторые начинающие писатели. Это приносило большие неудобства, но он никому не отказывал, всех принимал и всем помогал. Успенские не были меркантильными людьми. Деньги в их семье никогда не задерживались.

Известен такой случай. Глеб Иванович обращается к Александре Васильевне:

«Мачтету срочно нужно 25 рублей. Не могли бы мы дать ему взаймы?»

А в доме ни копейки. Александра Васильевна об этом знает, но она, ничего не сказав мужу, пишет записку Михайловскому с просьбой одолжить 25 рублей и передаёт их Глеб Ивановичу, а тот даёт взаймы Мачтету. Для них это обычная ситуация.

Ещё один случай. К обеду ждали начинающую писательницу, которая была желанным гостем в доме. Глеб Иванович задерживался в редакции, опаздывал на встречу, что для него было не характерно. Александра Васильевна начала беспокоиться: что же произошло? Ещё больше она удивилась, когда увидела, что он не вошел в комнату, а поманил её пальчиком в переднюю.

Выйдя, она увидела такую картину. Муж стоял в нижнем белье. На улице ноябрь, сеется мелкий моросящий дождик, очень холодно, а он в нижнем белье. Что случилось, ограбили? Это первая мысль. Но всё было не так.

Успенский подъехал к дому и увидел, что у подъезда стоит какой-то несчастный человек. Глеб Иванович остановился, поговорил с ним, расспрашивал о жизни. Оказалось, тому некуда идти, вместо одежды стались одни лохмотья. Глеб Иванович снял с себя свой единственный костюм, отдав этому бедолаге, рассудив, что сам он сейчас войдёт в тёплый дом, а этот человек останется на улице. Пусть его согреет хотя бы костюм.

И в этом был весь Успенский. Многие друзья отвечали ему взаимностью, очень любили его, помогали во всём. Для него была страшным ударом смерть ближайшего друга — Всеволода Гаршина, который покончил с собой. Эта смерть очень повлияла на Глеба Ивановича.

Затем был закрыт журнал, который являлся главным источником финансового благополучия семьи. И Успенский, проработав там много лет, оказался в ситуации, когда он не знал, что ему делать. Он, конечно, мог подрабатывать в разных журналах, но это не давало  стабильного дохода и уверенности в завтрашнем дне. Это тоже повлияло на психику писателя.

Библиография

Избранные произведения. Издание 1927 года.

  • Сочинения. В 8 т. — СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1883—1886; то же, 3 т., со вступ. статьей Н. Михайловского, издан. то же, СПб, 1889—1891 (несколько раз переиздавалось при жизни автора без изменений)
  • Полное собрание сочинений. В 12 т., изд. Б. К. Фукса, Киев, 1903—1904 (наиболее полное изд., осуществлявшееся при участии сына писателя А. Г. Успенского; в т. XII напечатаны 22 рассказа, не включавшиеся ранее в собр. соч. У., и библиограф. указатель к сочин. У.); то же, с биограф. очерком, сост. Н. Рубакиным, 6 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1908 (повторение предыдущего изд.); то же, 6 тт.. изд. Лит.-изд. отдела Комиссариата народн. просвещения, П., 1918 (перепечатка предыдущего изд.)
  • Полное собрание сочинений в 12 томах. Издание седьмое. // Обложка по рисунку Билибина. С критической статьей Михайовского Н. К. и биографическим очерком Рубакина Н. А. и с приложением портрета Успенского Г. И., СПб.: Издание Т-ва А. Ф. Маркс. 1909 (издание в более дорогом полиграфическом исполнении по сравнению с 6-томным).
  • Избранные произведения / Под ред. И. П. Кубикова. — М.: Гиз, 1926.
  • Сочинения и письма в одном томе / под ред. Б. Г. Успенского и др. — М. — Л.: Гиз, 1929.
  • Избранные рассказы. — Л.: Гос. изд. худож. литературы, 1934.
  • Избранные произведения / Ред., комментарий и биографич. очерк А. С. Глинки-Волжского. — М.: Гослитиздат, 1935.
  • Несобранные произведения / Ред., предисл. и примеч. Р. П. Маториной. — Т. I. — М.: Гослитиздат, 1936 (опубликовано 30 произведений Успенского, относящихся к 1860—1870-м гг.).
  • Избранные сочинения. Редакция В. П. Друзина и Б. Г. Успенского. ГИХЛ. М.-Л. 1949 г.
  • Собрание сочинений. В 9 т. / Под ред. В. П. Друзина. — М.: Гослитиздат, 1955—1957.
  • Успенский Г. И. Полное собрание сочинений в 14 томах (15 книгах). М., Издательство Академии Наук СССР. 1940—1954 (наиболее полное и научно авторитетное академическое собрание текстов писателя).
  • Г. И. Успенский. От Оренбурга до Уфы. Очерки / Ред. К. Шилина. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. — 288 с.: портр. — (Серия: Золотые родники).
  • Успенский Г. И. От Оренбурга до Уфы: из «Писем с дороги» / Ред. Ф. П. Ковальзон. — Чкалов: Чкаловское кн. изд-во, 1955. — 61 с.

Об Александре Васильевне

Несколько слов об Александре Васильевне. Она получила прекрасное образование, в совершенстве владела не только русским языком, но и немецким, французским. В первое время после рождения старшего сына Саши, она несколько лет жила в Париже. В это время Тургенев издавал небольшую серию книг и привлёк к этому Александру Васильевну. Она печаталась в его издании, занималась переводами, и он очень ценил её талант. У Александры Васильевны был талант и переводчика, и литератора.

Но, так как потом рождались дети, она уже не могла этим заниматься. Она была ангелом-хранителем семьи. Занималась воспитанием детей, журнальными делами мужа, вела хозяйство. Всё лежало на её хрупких плечах. Глеб Иванович очень любил свою жену. Супруги часто были в разлуке, но при этом поддерживали тесную связь друг с другом.

Семья была обычная, часто бывали ссоры, из-за денег в том числе, Дети росли, их надо было учить, а денег не хватало. Но они как-то решали все проблемы. И в этом большая заслуга Александры Васильевны.

Вот её стол. На столе подлинная чаша, какие-то мелкие предметы, книга – перевод Александры Васильевны. Перевод был сделан, когда муж заболел. Она вернулась к этому занятию, чтобы обеспечивать семью.

Начало литературной деятельности

В 1861 году, после окончания гимназии, Успенский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Месяца через три в столице начались студенческие волнения, и все первокурсники были отчислены.

Чтобы поступить в Московский Университет, Глеб переехал в Москву. Но и там он проучился недолго. Приходилось себя содержать и платить за учёбу. Он устроился на работу в университетскую типографию. Всё больше работал, и всё меньше времени уделял учёбе. Зарабатывал 25 рублей, но этих денег было недостаточно, чтобы жить и учиться.

В 1862 году он прекращает учёбу и полностью отдаётся литературной деятельности. Именно в этом году появляется в журнале «Ясная поляна» его первое произведение. Рассказ называется «Михалыч».

Михалыч – реальный человек из детства Глеба Ивановича. Когда он гостил у своих бабушки и дедушки Соколовых, по линии матери, там был такой старый дядька, который умел немного играть на скрипке. Он рассказывал детям разные байки. В общем, был весёлым мужичком. Глеб Иванович его запомнил, и первый рассказ был о нём.

Начинающий литератор был замечен Некрасовым, который на тот момент издавал журнал «Современник», и он пригласил Успенского в свой журнал. Молодой журналист о большем и мечтать не мог.

Он с удовольствием окунулся в работу. Некрасов советовал ему бросить мелкие очерки, рассказы и заняться крупным произведением. Но у Успенского был не такой характера, чтобы сидеть и писать. Ему нужно постоянно быть в движении.

Он много путешествовал, полученные впечатления сразу передавал читателям. К тому же у него не было имения, где бы он мог спокойно писать, как, например, у Достоевского, Толстого или Тургенева. Ему нужно было каждый день зарабатывать на хлеб. Ему не удалось написать большой роман, но он всё равно оставил большое литературное наследие.

Основные произведения

  • «Нравы Растеряевой улицы» (1866, цикл рассказов)
  • «Пятница. Народный рассказ» (1867, рассказ)
  • «Будка» (1868, рассказ)
  • «Разоренье. Очерки провинциальной жизни» (трилогия повестей)
    • «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869, повесть)
    • «Тише воды, ниже травы (Дневник)» (1870, повесть)
    • «Наблюдения одного лентяя (Очерки провинциальной жизни)» (1871, повесть)
  • «Прогулка» (1889, рассказ)
  • «Новые времена, новые заботы

    «Не воскрес» («Из разговоров про войну», 1871, рассказ)

    » (1871, цикл рассказов)

  • «Власть земли» (1882, цикл очерков)
  • «Выпрямила» (1885, рассказ)
  • «Паровой цыплёнок» (1889, рассказ)

Детство и юность

Будущий писатель родился 25 октября (по новому стилю) 1843 года в многодетной семье провинциального секретаря и дочки председателя Тульской казённой палаты. Отца звали Иваном Яковлевичем, а мать Надеждой Глебовной Соколовой.

Практически всё детство младшего Успенского окружала добросердечная и спокойная атмосфера. С бабушкой и дедушкой он поддерживал хорошие отношения. Мальчик рос добрым, кротким и ласковым, любимым всей семьёй.

Иван Яковлевич имел небольшую библиотеку, непредназначенную для ребёнка. Но несмотря на это, книги были рано прочитаны Успенским. Отчасти благодаря раннему ознакомлению с совсем недетской литературой Глебу стало нравиться творчество Пушкина и стихотворения Лермонтова. Радовало наличие и актёрских способностей у мальчика.

Учёба в гимназиях и университетах

С 1853 до 1856 учился в Тульской гимназии, а после вплоть по 1861 года — в Чернигове. Если в первом учреждении Глеб имел впечатляющие достижения в обучении, то во втором они сошли на нет. Переезд в Чернигов и смена обстановки дались тяжело юноше: появились частые болезни и плаксивость.

После Глеб поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, однако из-за материальных затруднений вскоре был отчислен. Практически такая же история повторилась с Московским университетом на юридическом факультете.

Кормилец семьи

Младший Успенский вынужден был искать работу. Он нашёл место в типографии «Московских ведомостей». Радость от места работы длилась не вечно, так как умер отец. Юноше пришлось взять на себя заботу заботу о братьях и сестрах. Этот период времени был особенно тяжек, так как ему на собственном опыте пришлось узнать про голод и скитания.

Глеб Успенский в молодости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: