Бабанова, мария ивановна

Сыграть все правильно

Для Марии Бабановой личной задачей при работе над любой постановкой становился поиск наилучшей линии. Конечно, во многом успех этих поисков определялся помощью Мейерхольда, и все же сама актриса вкладывала в работу над каждой постановкой немало сил и стараний. Когда же женщина отказалась от сотрудничества со своим наставником, проблема поиска наиболее выразительных движений и сцен встала особенно остро. Отмечается, что еще в период работы с Мейерхольдом ей дважды выпали очень удачные роли. Обе касаются классических комедий. Мария исполнила в «Доходном доме» Полиньку, а еще через три года у нее появилась возможность сыграть в «Ревизоре», где досталась Мария Антоновна. Традиционное понимание этих персонажей – обычные пустоголовые мещанки, но в исполнении Бабановой обе они заиграли новыми красками.

Удивительным качеством признают и по спектаклям, и по фильмам Марии Бабановой ее способность исключить из образа пошлость. Каким бы ни был персонаж, которого исполняла женщина, в нем никогда не было убожества. Сатира и обвинения не были в числе свойственных натуре Бабановой красок. Играя в обозначенных выше комедиях, она изобразила своих персонажей несколько ребяческими, и благодаря ее интонациям у зрителя не возникало желание осудить героинь. Критики отметили безупречное качество выстроенной роли в каждом случае, совершенное исполнение.

Без Мейерхольда жизнь не кончилась

В 1927 году Мария Бабанова начала выступать в театре Революции, отказавшись от любых других учреждений. Она отыграла несколько эпизодических, но впечатливших зрителя ролей, включавших пение. Ее пластичность оказалась исключительно к месту, когда было необходимо танцевать, отражать через движения разложение капиталистического строя. Каждая из ролей принесла женщине немалый успех. Критики отмечали, что даже в пустячной роли актриса показывает безупречный рисунок ритма, ее движения идеально соответствуют словам роли, помогая понять эмоциональную нагрузку персонажа.

В 1928 г. Дикий поставил «Человека с портфелем», в котором Мария Бабанова получила роль Гоги. Во многом это событие перевернуло ее сценическую карьеру. Она исполнила мальчика, приехавшего из Франции с родительницей домой. Без родины, без семьи – этот ребенок, прожитый на сцене Марией, сразу нашел отклик в сердце зрителя. Актриса впервые оказалась в психологическом театре, открыла для себя новые возможности сцены.

Яркая ученица

Как стало ясно буквально с первых ролей, Мария Бабанова не слишком вписывалась в постановки Мейерхольда – ее яркая индивидуальность оказывалась сильнее, значительнее любых границ сценария. Неотъемлемой особенностью молодой актрисы был лиризм, проступавший вне зависимости от того, как старательно и ответственно она подчинялась режиссерской воле. Впоследствии Туровская будет говорить о том, что Мейерхольд был источником формы и идеи, которые Бабанова наполнила своей личностью и даром – и они оказались даже больше данного.

Исполненная Марией Стелла была по-детски искренней, очень эмоциональной и невероятно непосредственной, чистой, за что сразу полюбилась и зрителям, и ценителям театрального искусства. Едва биография Марии Бабановой пополнилась этой ролью, вместе с ней пришли многочисленные отзывы критиков. Отмечалось, что благодаря актрисе спектакль стал объемным, человеческим, а у постановщика не было даже намерения сделать его таким. Так получилось, что с роли Стеллы и далее зритель будет приходить вовсе не в театр Мейерхольда, совсем даже не на конкретную постановку, а просто ради Бабановой. Более того, уже в те времена так и говорили – «пойдем на Бабанову». Не мешало такому развитию событий даже то, что Мария ближайшие пять лет играла исключительно эпизодические роли, в которых ей даже не доводилось говорить.

Про любовь

Кнорре был поклонником Бабановой, но никогда не видел ее выступлений. Они познакомились в ТРАМе. С этого момента и до конца он старательно избегал тематики театральной жизни. Поначалу режиссер, со временем он стал писателем, и его творения ставились в театрах – но Бабанова никогда не принимала участия в постановках. Она была самым строгим читателем всех его творений, а он – наиболее жестоким ее критиком.

Кнорре столкнулся с проблемами с поиском жилья и поселился в одной квартире с семьей Штрауха. Бабанова иногда заходила в этот дом в гости, хотя, когда отношения с Кнорре развились до романтических, свидания гораздо чаще назначали под часами. Они оба любили гулять пешком, и столичные бульвары были достаточно прекрасными, чтобы оттенить и обеспечить декорациями этот, пожалуй, самый счастливый период ее жизни. Через некоторое время сыграли свадьбу. Таню в произведении Арбузова Бабанова сперва исполняла замужней дамой, но затем – уже разведенной. Актриса была прекрасной женой, но ее талант был больше простой человечности, как и убеждения, которые взросли в реалиях жизни.

Критики, знакомые с обстоятельствами жизни актрисы, не раз пытались понять – научилась ли чему-то женщина от роли Тани, привнесла ли она в героиню что-то от собственных переживаний, связанных с третьим мужем. Не секрет, что годами отыгрываемая роль меняет человеческую душу, но и образ этот, возможно, не раскрылся бы усилиями Бабановой так сильно, если бы не ее сложная личность и судьба. Впрочем, театр Арбузова был построен на идее «великого утешительства», который оказался для Бабановой неприемлемым, и ее Таня получилась несколько жестче задуманного варианта.

Биография[править | править код]

Мария Бабанова родилась 29 октября (11 ноября)  в Москве.

Своё раннее детство провела в доме своей бабушки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье.

В 1916 году окончила училище Московского общества распространения коммерческого образования и поступила на естественное отделение Московского коммерческого института, затем перевелась на Московские высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 года были преобразованы во 2-й Московский государственный университет.

В 1919 году поступила в театральную студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), руководимый Ф. Ф. Комиссаржевским и В. М. Бебутовым. Театр помещался в здании бывшего «Театра Зон», где М. Бабанова дебютировала как актриса в роли Фаншетты в спектакле «Свадьба Фигаро» Бомарше. В 1920 году здание театра было передано созданному Вс. Э. Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, в который перешла и большая часть труппы Театра ХПСРО во главе с В. М. Бебутовым. Актриса поступила в Высшие режиссёрские мастерские Вс. Мейерхольда, позже влившиеся в Государственные высшие театральные мастерские. В сентябре 1921 года Театр РСФСР 1-й был закрыт и в 1922 году М. Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого Вс. Мейерхольдом, позже преобразованного в Театр ГИТИСа, а в начале 1923 года переименованного в Театр имени Вс. Мейерхольда.

25 апреля 1922 года в Театре Актёра состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка в постановке Вс. Мейерхольда. После премьеры М. Бабанова «проснулась знаменитой». Театральная критика приветствовала явление «новой актрисы».

В 1923 году актриса, работая одновременно в Театре имени Вс. Мейерхольда, дебютировала на сцене Театра Революции в роли Полины в «Доходном месте» А. Н. Островского в постановке Вс. Мейерхольда. После спектакля критики стали писать о ней как о признанном мастере.

М. Бабанова стала ведущей актрисой Театра им. Вс. Мейерхольда, но сам Вс. Мейерхольд видел главной актрисой только свою жену — З. Н. Райх. Соперничество с М. Бабановой на сцене всегда было не в пользу З. Райх. Поэтому в 1927 году по инициативе самого Вс. Мейерхольда М. Бабанова покинула его театр. Несмотря на глубокую обиду, нанесённую ей Вс. Мейерхольдом, актриса всю свою жизнь хранила высочайший пиетет перед гением своего учителя.

В 1927 году окончательно перешла в Театр Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). На его сцене создала свои выдающиеся роли — Гога («Человек с портфелем» А. М. Файко), Анка («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Диана («Собака на сене» Л. де Вега), Таня («Таня» А. Н. Арбузова), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Мари («Сыновья трёх рек» В. М. Гусева) и другие, которые вошли в историю русского театрального искусства XX века и в хрестоматию актёрского мастерства. Феномен М. Бабановой на русской сцене состоял в том, что форма роли всегда была отшлифована до той степени прозрачности, когда сквозь неё был ясно виден весь ход внутренней жизни образа, созданного виртуозным мастерством актрисы.

«Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию её игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в её неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, неразрывно слившимся с её удивительной личностью» — писал П. А. Марков.

На сцене театра актриса появилась в последний раз в 1975 году.

В 1979 году, после долгого перерыва, в преддверии своего 80-летнего юбилея, М. Бабанова гастрольно вышла на сцену МХАТа, куда её пригласил О. Н. Ефремов на роль Жены в спектакль по пьесе Э. Олби «Всё кончено». Партнёрами актрисы в этом спектакле были «великие старики» второго поколения МХАТ: А. И. Степанова и М. И. Прудкин. Это была её последняя роль.

Принимала участие в радиоспектаклях, озвучивании мультфильмов. Преподавала в Театральном училище при Театре Революции.

Могила Бабановой на Новодевичьем кладбище

Скончалась Мария Бабанова 20 марта 1983 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище, участок № 10.

Узнав о её смерти, Ф. Г. Раневская написала: «Умерла Бабанова — величайшая актриса нашего времени. Всё время с тоской о ней думаю».

Семьяправить | править код

  • Второй муж — Давид Липман (1903—1973) — актёр, режиссёр, педагог; заслуженный артист РСФСР (1972)
  • Третий муж (с 1939 по 1950-е) — Фёдор Кнорре (1903—1987), прозаик, драматург, сценарист, режиссёр и актёр.

Литература

  • Гвоздев А. А. Иль—Ба—Зай / Этика нового театра // Жизнь искусства. — 1924. — № 9. То же: Гвоздев А. А. «Иль-ба-зай» // Гвоздев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. C. 36-38; Гвоздев А. А. «Этика нового театра» // Гвоздев А. А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. C. 30-32.
  • Юренева В. Л. Бабанова / Актрисы // Огонёк. — 1925. — С. 46 — 49.
  • Пиотровский А. И. Человек с ранцем // Красноватая газета. 1928. 18 сент.
  • Марголин С. А. Бабанова // Русский театр. — 1931. — С. 5 — 6.
  • Аксенов И. А. Мария Ивановна Бабанова // Театр и драматургия, 1933. — № 8.
  • Погодин Н. Ф. М. Бабанова // Русское искусство, 1933. 14 февр.
  • Юзовский Ю. «Ромео и Джульетта» Шекспир. Театр Революции / Спектакли и пьесы. — М.: ГИХЛ, 1935. — С. 374—438.
  • Иофьев М. И. Бабанова / Профили искусства. — М.: Искусство, 1955. — С. 16 — 24.
  • Новицкий П. И. Бабанова / Образы актёров. 1941. — С. 261—302.
  • Грачевский Ю. М. Мария Ивановна Бабанова. — М., 1952.
  • Львов-Анохин Б. А. Бабанова — Софья // Русское искусство. — 1952. — № 10. (О Бабановой в роли Софьи Зыковой).
  • Львов-Анохин Б. А. Право мастеров // Русская культура, 1955. 1 сент. (О Бабановой в роли Офелии).
  • Львов-Анохин Б. А. История людской жизни // Вечерняя Москва, 1959. 29 июня. (О Бабановй в роли Кей в спектакле «Украденная жизнь»).
  • Головашенко Ю. А.. Её созидать удовлетворенность / М. И. Бабанова // Театральная жизнь. — 1959. — № 19. — С. 14-15.
  • Петров Н. В. 50 и 500. — М. : ВТО, 1960.
  • Попов А. Д. Мемуары и размышления. — М.: ВТО, 1963.
  • Алперс Б. В. Бабанова и её театральное время // Театр. — 1971. — № 1. — С. 27 — 50. То же: Алперс Б. В. Бабанова и её театральное время // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. Театральные монографии. С. 263—310.
  • Велехова Н. А. «Прозрачна, как хрусталь…» (Мария Ивановна Бабанова) // Огонек. — 1973. — № 4. — С. 24 — 26.
  • Марков П. А. О Бабановой / О театре. — В 4-х т. — Т. 4. — М.: Искусство, 1977. — С. 500—501.
  • Файко А. М. Записки старенького театральщика. — М.: Искусство, 1978. — С. 183; 199—200.
  • Гладков А. К. Мемуары и размышления. — М. : Искусство, 1980. — 464 с.
  • Туровская М. И.Мария Ивановна Бабанова и Таня Рябинина // Театр. — 1980. — № 11. — С. 58 — 72.
  • Туровская М. И. Бабанова. Легенда и биография. — М.: Искусство, 1981. — 351 с.
  • Кнебель М. О. «Трудная актриса» (Мария Ивановна Бабанова) // Театр. — 1983. — № 10.
  • Розов В. С. Голубая звезда // Театр. — 1984. — № 10. — С. 73 — 75.
  • Берновская Н. М. Бабанова: «Примите… просьбу о помиловании…» — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — 366 с.
  • Гаевская М. Ю. Мария Бабанова // Российские богини. — М.: АСТ-Пресс, 2005. — С. 195—207. — (Символ судьбы).
  • Вульф В. Я. Серебряный шар. Преодоление себя. Драмы за сценой. Бабанова. — М.: Акт Пресс, 2007. — 461 с.
  • Попов А. В. Стиль сценической речи (на материалах аудиозакисей: М. И. Бабанова, А. Г. Коонен, Ю. М. Юрьев): дисс. … канд. … наук. Спец. 17.00.01 — Театральное искусство. — СПб., 2009. —- 149 c.

Продолжение романа

Многие драматурги, учившиеся у Марии Бабановой через наблюдение за ее ролями, восхищались тем, как актриса сыграла Таню в спектакле, поставленном по произведению Арбузова. Иные задавались вопросом – как она смогла исполнить ее настолько великолепно? Популярность иных ставила в тупик

Юткевич говорил об этом феномене, акцентируя внимание на том, что общество ждало именно ту героиню, какой была Бабанова – легкая, невесомая, скорее девочка, нежели женщина. Бабанова показала совершенно новую героиню, наполненную радостью и свободой

Она играла очень легких персонажей, которые делали свой выбор и полностью ему отдавались. А вот в реальной жизни Мария была совершенно иной.

О том, как любят Марию, многие писали в мемуарах, посвященных ей статьях. Другие будут говорить вслух. Речь пойдет не только о восхищении талантом женщины, но и обычной человеческой влюбленности. Правда, на реальной жизни актрисы все это сказывалось слабо. Всего пара слов, и Мария ставила на место возомнившего о себе слишком много поклонника. Так жизнь шла, пока она не встретила Кнорре.

Роли в кино

На начальном этапе актерской карьеры сыграла небольшую роль в мелодраме полнометражного формата «Травести». В 2007 году Марию Иванову пригласили в телевизионный проект «Гаишники». В 2008 году изобразила Наташу во втором сезоне многосерийного телефильма «Литейный, 4». Спустя год сыграла балерину в сериале «Вербное воскресенье».

В 2010 году актрису пригласили поработать в проекте «Еще не вечер» в качестве исполнительницы роли Лены Журавлевой. Немногим позднее она вошла в актерский состав многосерийной ленты «Ментовские войны 5». В 2011 году снялась в сериалах «Наркотрафик», «Формат А4» и «Дыши со мной 2». В 2012 году Марию Иванову утвердили на роль дознавателя в проект «Братство десанта».

В 2015 снялась у режиссера Александра Якимчука в российском фантастическом сериале «Иные», в центре сюжета которого находятся неизвестные люди, прибывшие на нашу планету на космическом корабле.

Детство и юность

Мария Иванова появилась на свет 26 ноября 1985 года в Санкт-Петербурге. Никто в семье будущей артистки ранее не занимался актерской деятельностью. Несмотря на это, уже с ранних лет девочка начала проявлять творческие способности. Девочка увлекалась пением, старалась принимать активное участие в школьных мероприятиях. В юношеские годы наша героиня всерьез начала задумываться о том, чтобы стать профессиональной актрисой.

По окончании школы Мария Иванова подала документы на поступление в Государственную академию театральных искусств города Санкт-Петербурга, куда была зачислена с первой попытки. Обучалась Иванова на курсе известного преподавателя сценического мастерства Г. И. Дитятковского.

В 2007-м Мария успешно окончила престижное учебное заведение. Затем девушка получила предложение войти в актерскую труппу Театра на Литейном, где и стала работать в последующем.

Childhood and adolescence: the beginning of a biography

The remarkable actress of Russian theater and cinema was born in 1900, in a large merchant family. Since childhood, the girl was distinguished by her musicality, dramatic talent and attractive appearance, but she could not even dream of a stage: the harsh merchant way of life did not imply such a career. Maria was waiting for the typical fate of a girl from a wealthy middle class: marriage and numerous offspring.

Image

Wayward Maria decided to dispose of her fate on her own. She was always bright, restless, even daring. At the same time, the girl studied well, after school she graduated from the Commercial Institute. During her studies, she got married, forgetting to notify her family. A hasty marriage with a school friend turned out to be fateful: the new family was the direct opposite of the parental home. Art, theater, music were appreciated here, famous actors and singers often came to visit. These meetings strengthened Babanova’s desire to get on stage, especially since friends at home confirmed that she really has talent.

The creative fate of the actress

Maria entered the drama studio under the guidance of the famous Vsevolod Meyerhold. He personally took up the faceting of the aspiring actress’s talent, while Babanova herself simply idolized the master, listening to his every word. Maria took on any role, and spent all her free time in the theater. From the first days, she was trusted not only by the episodes, but also by the main parties; both her stage partners and the audience loved her. Among the brilliant works of this period are Thea from «Teacher Bubus», Stella from «Cuckold», Fight from the production of «Roar, China». The audience was amazed at the actress’s ability to completely transform. In a short time, Babanova became a real star of the theater, the audience went exclusively to her, gave ovations and showered their beloved artist with flowers.

Image

Such popularity was very much disliked by the example of the theater — Meyerhold’s wife Zinaida Reich. At the insistence of his wife, the director began to reduce the role of Babanova and replace her in performances. Maria grieved, but she understood that there can be only one star in the author’s theater, and this role is not assigned to her. As a result, the talented actress was forced to leave the troupe, but for the rest of her life she retained gratitude to Meyerhold, who revealed her talent.

Maria moved to the Theater of the Revolution, where new interesting roles awaited her. The audience remembered her in «Dog in the Manger», Arbuzov «Tanya». Soon the actress was waiting for the highest recognition — at the age of 33 she was awarded the title of People’s Artist of the RSFSR.

After 50, Babanova’s theatrical career began to decline. The artist, who retained a strikingly sonorous silver voice and girlish figure, did not want to move on to age roles. She switched to work on the radio, voicing fairy tales. The Little Prince Exupery, Ole Lukoye, Peter Pen and other magical characters spoke in her voice. The tapes with Babanova’s recordings are still heard today.

On the eve of her eightieth birthday, Babanova returned to the stage again, playing the main role in Alby’s play «It’s All Over», the script was rewritten especially for her. The name turned out to be fateful: this role was the last on a long list.

Звания и награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1933)
  • Народная артистка Узбекской ССР (1943)
  • Народная артистка РСФСР (1944)
  • Народная артистка СССР (1954)
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за большие достижения в области театрально-драматического искусства
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1972) — за исполнение роли Лидии Самойловны в спектакле «Мария» А. Д. Салынского
  • Орден Ленина (1970)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1980)
  • Орден «Знак Почёта» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Памятная бронзовая медаль театра «Комеди Франсез» (Париж, начало 60-х гг.)

Театральная деятельность

С 2008 года настоящим родным домом для Ивановой становится Театр на Литейном. Молодой актрисе удалось довольно быстро стать одной из главных звезд творческой площадки. Еще на старте своей театральной карьеры Мария Иванова получила постоянные роли в таких успешных постановках, как «Счастливые люди», «Тень города», «С любимыми не расставайтесь». Однако настоящее признание к артистке пришло после участия в пьесе «Квартирник. ХХвост – всему голова», посвященной жизни и творчеству знаменитого деятеля в сфере андеграундного творчества Алексея Хвостенко.

В последующем визитной карточкой актрисы на театральной сцене стала роль Орландины – главной героини одноименного спектакля. В пьесе Мария Иванова мастерски раскрыла образ свободолюбивой, опасной и яркой девушки. В постановке молодая артистка в полной мере продемонстрировала свои незаурядные вокальные способности, показала аудитории, что способна сочетать актерскую игру и академическое пение.

Литература[править | править код]

  • Юренева В. Л. Бабанова / Актрисы // Огонёк. — 1925. — С. 46 — 49.
  • Пиотровский А. И. Человек с портфелем // Красная газета, 18 сентября 1928.
  • Марголин С. А. Бабанова // Советский театр. — 1931. — С. 5 — 6.
  • Аксёнов И. А. Мария Ивановна Бабанова // Театр и драматургия, 1933. — № 8.
  • Погодин Н. Ф. М. Бабанова // Советское искусство, 14 февраля 1933.
  • Юзовский Ю. «Ромео и Джульетта» Шекспир. Театр Революции / Спектакли и пьесы. — М.: ГИХЛ, 1935. — С. 374—438.
  • Иофьев М. И. Бабанова / Профили искусства. — М.: Искусство, 1955. — С. 16—24.
  • Новицкий П. И. Бабанова / Образы актёров. 1941. — С. 261—302.
  • Грачевский Ю. М. Мария Ивановна Бабанова. — М., 1952.
  • Львов-Анохин Б. А. Бабанова — Софья // Советское искусство. — 1952. — № 10. (О Бабановой в роли Софьи Зыковой).
  • Львов-Анохин Б. А. Право мастеров // Советская культура, 1 сентября 1955. (О Бабановой в роли Офелии).
  • Львов-Анохин Б. А. История человеческой жизни // Вечерняя Москва, 1959. 29 июня. (О Бабановой в роли Кей в спектакле «Украденная жизнь»).
  • Головашенко Ю. А. Её видеть радость // Театральная жизнь. — 1959. — № 19. — С. 14-15.
  • Попов А. Д. Воспоминания и размышления. — М.: ВТО, 1963.
  • Велехова Н. А. «Прозрачна, как хрусталь…» (Мария Ивановна Бабанова) // Огонёк. — 1973. — № 4. — С. 24 — 26.
  • Гладков А. К. Воспоминания и размышления. — М.: Искусство, 1980. — 464 с.
  • Туровская М. И. Мария Ивановна Бабанова и Таня Рябинина // Театр. — 1980. — № 11. — С. 58—72.
  • Кнебель М. О. «Трудная актриса» (Мария Ивановна Бабанова) // Театр. — 1983. — № 10.
  • Розов В. С. Голубая звезда // Театр. — 1984. — № 10. — С. 73 — 75.
  • Берновская Н. М. Бабанова: «Примите… просьбу о помиловании…» — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — 366 с.
  • Гаевская М. Ю. Мария Бабанова // Русские богини. — М.: АСТ-Пресс, 2005. — С. 195—207. — (Знак судьбы).
  • Вульф В. Я. Серебряный шар. Преодоление себя. Драмы за сценой. Бабанова. — М.: Акт Пресс, 2007. — 461 с.
  • Стиль сценической речи (на материалах аудиозаписей: М. И. Бабанова, А. Г. Коонен, Ю. М. Юрьев): дисс. … канд. … наук. Спец. 17.00.01 — Театральное искусство. — СПб., 2009. —- 149 c.

Уникальная и очаровательная

По мнению многих, когда в биографии актрисы Бабановой появилась постановка «Рычи, Китай», это стало настоящим прорывом. Критики сошлись в оценке исполненной ею роли Боя как шедевра. Несмотря на довольно маленькую по объему роль – лишь три выхода, за которые она практически не произносила слов, у критиков нашлось достаточно материала, чтобы написать множеств од. Количество страниц, посвященных ей сразу после первого исполнения Боя, исчислялось сотнями. О ней написали несколько десятков статей, наполненных искренним восторгом. Как признавали специалисты, всего лишь три выхода Бабановой позволили зрителю во всей глубине понять и прочувствовать горькую судьбу, выпавшую на долю маленького мальчика из Китая.

Как признавала Мария Бабанова, во многом Бой стал возможен лишь благодаря Мейерхольду, его мастерской постановке мизансцен. Лирическая и комедийная актриса за счет своего наставника справилась с благородной трагической ролью. Выбранный монументальным стиль постановки выгодно смотрелся на фоне трогательности и беззащитности ребенка, распевавшего грустную песню, придерживавшегося очень уж высоких нот. Всего лишь небольшой эпизод, но он стал сердцем всей постановки, эмоциональным центром, который принес любовь публики и произведению «Рычи, Китай», и Мейерхольду, и Бабановой.

Дебют в кино

В 2006 году Мария Иванова – актриса театра, получила свою первую роль в кино. Дебютной работой артистки на данном поприще стал фильм «Травести». Впрочем, эпизодическое появление актрисы на телевизионных экранах не принесло ей славы. Имя Марии Ивановой даже не засветилось в титрах к фильму.

Широкую узнаваемость актрисе принесли съемки во втором сезоне сериала «Литейный». Здесь Иванова сыграла девушку по имени Наташа. Затем нашей героине удалось заявить о себе как о талантливой артистке в целой серии многосерийных проектов, в частности, в таких картинах, как «Русский дубль», «Дорогой мой человек», «Еще не вечер».

Любовь и карьера

Личная жизнь актрисы Марии Бабановой и по мере взросления складывалась не слишком насыщенно. Во многом это было связано с условиями окружающего ее мира, когда все и каждый, и она в том числе, были заняты созданием принципиально нового, великолепного и прекрасного – на себя ни времени, ни сил не оставалось. Если некоторые были склонны влюбляться, ревновать и расставаться, Мария была стабильной и верной. В девичестве подружившись с мужчиной, она вышла за него замуж, спокойно прожила некоторое время, не слишком страстно любя мужа, после чего тихо и незаметно рассталась с ним. Мужа послали в Семипалатинск, Мария поехала на гастроли и больше не видела бывшего супруга.

Личная жизнь Марии Бабановой продолжалась такой же ровной и мягкой, без лишнего драматизма, и позднее, когда она встретила Давида Липмана. Он станет ее вторым супругом. Роман завязался в театре, был скромным. Он носил ее чемодан и всячески показывал рыцарскую преданность, был ее танцевальным партнером, и ни в одной статье, посвященной Бабановой, не упоминался. Он пожелал стать ее партнером в жизни, но это оказалось непростым занятием, ведь Мария к этому времени уже была популярной и известной. Достойный и честный, Липман справился со взятыми на себя обязанностями. Оказалось, что в повседневности Мария – скептик с нелегким нравом. Супруг отвечал на это любовью и добротой. Муж вскоре подружился с родителями. Впрочем, со временем этот брак закончился разводом, столь же спокойно прошедшим, как и расставание с первым мужем.

И плюсы, и минусы

Из этого непростого жизненного этапа до нас дошли фото Марии Бабановой, сыгравшей Мари в «Сыновьях трех рек». Эту роль по справедливости считают большой удачей для актрисы. Фактически персонаж произведения Гусева был заключительным для Бабановского театра. Его период прошел. Новые веяния требовали открытой лирики, и самым актуальным стал так называемый шептальный театр.

Даже если из всех классических произведений сложить курган, Мария Бабанова в своем творческом амплуа оказалась бы больше, величественнее, масштабнее простых букв, пусть и написанных талантливыми людьми. Сама она признавала, что очень и очень любила классические произведения отечественных авторов. В то же время ролей такого рода ей за период карьеры досталось совсем немного. Довелось однажды играть персонажа «Бесприданницы», но героиня разошлась с женщиной по душевному настрою. Сходная ситуация сложилась с персонажем «Вишневого сада». Успехами в карьере Бабановой признаются «Дядюшкин сон», «Зыковы»

В этих произведениях ей достались женщины с сильным характером, актриса смогла сконцентрировать внимание зрителя на наиболее неординарных особенностях личности героинь. Впрочем, истинным талантом Бабановой было умение не просто показать сильную героиню, но трепет и тоску, потерянную надежду, скрывающиеся внутри

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: