Перелететь историю: «валерий чкалов» михаила калатозова

Режиссёр «калатозов, михаил константинович»

Биография

Калатозов родился в Тифлисе, Российской Империи (ныне Тбилиси, Грузия ). Его семья принадлежала к дворянскому дому Амиреджиби, история которого восходит к 13 веку. Один из дядей Михаила служил генералом в Императорской Российской армии, другой был одним из основателей Тбилисского государственного университета.

Калатозов изучал экономику и сменил множество профессий, прежде чем начать свою карьеру в кино. актер, а позже — как оператор. Он снял несколько документальных фильмов, в том числе «Их царство» (с Нуцой Гогоберидзе, первой грузинской женщиной-режиссером) и Соль для Сванетии (1930).

В 1933 году поступил в Российский государственный институт сценических искусств. В 1936 году возглавил киностудию Картули Пильми, затем ему предложили место в Госкомитете СССР по кинематографии. В 1939 году переехал в Ленинград, чтобы работать на киностудии Ленфильм кинорежиссером. Во время Второй мировой войны он снял несколько пропагандистских фильмов и работал атташе по культуре в советском посольстве в Соединенных Штатах.

. В 1950-х годах он снял несколько других фильмов. Его четыре заключительных фильма: Летят журавли (1957), Неотправленное письмо (1959), Я Куба (1964) и Красный шатер (1969) — одни из самых известных его произведений. Первые три фильма часто хвалят за мастерскую операторскую работу российского кинематографиста Сергея Урусевского. Летят журавли стал одним из лидеров советских кассовых сборов 1957 года (10-е место с 28,3 миллионами зрителей) и получил несколько международных наград, в том числе Золотую пальмовую ветвь в 1958 году Каннский кинофестиваль. Красный шатер был совместным советско-итальянским проектом с участием международной команды актеров, в том числе Питера Финча, Шона Коннери, Клаудиа Кардинале, Харди Крюгер, Никита Михалков и другие. Он был номинирован на премию 1972 Золотой глобус как лучший англоязычный иностранный фильм. В 1990-е годы фильм I Am Cuba был обнаружен американскими кинематографистами и показан Мартину Скорсезе и Фрэнсису Форду Копполе, которые были так впечатлены постановкой, что они выступили реставрация и распространение фильма, проведенная Milestone Films. В 1995 году он был номинирован на премию Independent Spirit Award за лучший международный фильм.

Калатозов был женат на Жанной Валачи, дочери итальянского консула. Они познакомились в Батуми во время отпуска. В 1929 году Жанна родила сына Георгия и стала натурализованной гражданкой Советского Союза. Георгий пошел по стопам отца и работал оператором и режиссером на студии Картули Пильми, как и его внук — Михаил Калатозишвили, который также стал успешным российским режиссером и продюсером.

Михаил Калатозов скончался в Москве 27 марта 1973 года после седьмого сердечного приступа и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Михаил Калатозишвили основал некоммерческий фонд Михаила Калатозова имени своего деда, чтобы помогать с сохранением фильмов и финансированием новых фильмов.

Мужество (1939)

Приключения, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Георгий Кубанский

Режиссер: Михаил Калатозов

В ролях: Олег Жаков, Дмитрий Дудников, Константин Сорокин

Герой фильма Алексей Томилин — представитель самой романтической профессии тридцатых годов — лётчик. Как он делает мёртвую петлю! — Загляденье! Только вот пассажиры как-то нервно реагируют на стиль пилота — жалуются. Начальство настоятельно рекомендует Томилину «лететь по прямой», перестроить, так сказать, характер. Но кто же мог предположить, что японо-манчжурскому шпиону тоже не по душе окажутся эти самые «бочки и петли». Критики дружно считают эту картину «проходной». Конечно впереди «Чкалов» и «Летят журавли». Только тысячи советских пилотов имеют иное мнение, для них Томилин в исполнении Олега Жакова явился распорядителем выбора их профессии на всю жизнь.

Текст Максима Казючица о знаменитом фильме Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» (1941) для проекта Музея кино «Фильмы Великой Победы» — кинопоказы советских кинокартин, созданных в годы Великой отечественной войны.

https://youtube.com/watch?v=II6f0d3WRm8

@Максим Казючиц

Фильм «Валерий Чкалов» вышел на экраны в 1941 году. Легендарная фигура российской авиации, его биография,  профессиональные свершения обретают в картине Михаила Калатозова особое звучание. К началу войны окончательно сложилась символическая культура советского кино: подвергнутая евгенике пышная, энергичная, полная энтузиазма действительность, имевшая не много общего с реальной жизнью страны. Как будто ненадолго родился тот «советский Голливуд», о котором говорил расстрелянный перед войной министр кинематографии Борис Шумяцкий. 

Летчик еще со времен знаменитого «Аэрограда» Александра Довженко стал важнейшей фигурой, провозвестником курса новой идеологии, успеха промышленности, прогресса и символом военной мощи. Чкалов, одержимый идеей сильной боевой авиации (не случайно он называет себя «истребителем»), новой техники ведения воздушного боя, прославления своей страны, в фильме Калатозова неизбежно дополнен еще одной страстью — любовью к Сталину. С его благословения Чкалов совершит свой знаменитый перелет Москва—Северный полюс—Ванкувер, его слова о том, что человек важнее машины, дают герою возможность по-новому взглянуть на свою семью. 

Картина оказалась современной и вполне тематически отвечала мировому уровню. В эпизодах о трудных, мучительных испытаниях нового истребителя использовались интересные сложнопостановочные комбинированные съемки (макетки, транспарентная съемка, рирпроекция и др.) и мастерство блестящих профессиональных советских пилотов.         Заметно знакомство постановщиков и с голливудским репертуаром — отлично известной у нас американской картиной «Летчик-испытатель» (1938) Виктора Флеминга (в свое время рецензию на нее писал сам Сергей Эйзенштейн), где главную роль сыграл Кларк Гейбл.  

Образ Валерия Чкалова не смог бы появиться без блестящего актерского таланта  Владимира Белокурова. Исключительно разносторонне одаренный, он мог в один год сыграть выдающегося российского математика, основоположника аэродинамики Сергея Чаплыгина в фильме «Жуковский» (Сталинская премия I степени) и правую руку Гитлера — Мартина Бормана в «Секретной миссии» (1950). На театральной сцене одной из ярких его ролей стал Чичиков, позже он сыграет его в фильме Леонида Трауберга «Мертвые души». 

В эпизодических ролях в картине появились Марк Бернес (комментатор спортивного воздушного боя) и блестящий сатирик, еще совсем юный Аркадий Райкин, он сыграл роль американского журналиста, приехавшего встретить русского авиатора. 

«Валерия Чкалова», как и многие фильмы с изображением Сталина, постигла неизбежная «реставрация». В цензурированной версии 60-х годов были купированы все сцены со Сталиным, запечатаны отдельные изображения и надписи в кадрах. 

Перед вами наиболее полная, восстановленная версия этого замечательного фильма Михаила Калатозова о страшном времени и неукротимой силе человеческого духа.

Подробнее — на сайте Музея кино

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: