Юрий Погребничко (режиссер)
Был приглашен Любимовым в 1968-м, по окончании режиссерского факультета ЛГИТМиКа, но вскоре уехал на постановку в провинцию. Через некоторое время вернулся, ассистировал Любимову на репетициях «Преступления и наказания». Затем, пригласив своего давнего соавтора, художника Юрия Кононенко, взялся за собственную постановку — чеховские «Три сестры» (1981). Кононенко обшил сцену ржавым железом и уставил металлическими кроватями — казалось, пьеса разыгрывается в казарме. Эта радикальная трактовка Чехова сильно опередила свое время, но она была камерной по духу. Придавая спектаклю масштабность (он ставился на огромной Новой сцене), Любимов подверг его сильной «редактуре». В итоге в программке значилось: постановка Юрия Любимова, режиссер Юрий Погребничко. Погребничко совершил еще одну попытку — начал ставить на «Таганке» вампиловского «Старшего сына», но спектакль не был выпущен. В 1983-м Погребничко и Кононенко отправились ставить в провинции. Но «дипломатические» отношения с Любимовым были сохранены.
Эпоха Любимова и Высоцкого
Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и , объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.
Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по ), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.
Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.
Союз несогласных
Сегодня все эти имена — легенды! Высоцкий, Золотухин, Смехов, Демидова, Славина, Шацкая, Филатов, Шаповалов, Бортник, Губенко, Дыховичный, Сайко… Один из самых распространённых мифов о Таганке — это миф о «диктатуре» Любимова, который якобы артистов чуть ли не палкой бил и светил фонариком им в лицо, как собакам Павлова.
Если бы Любимов действительно был Карабасом-Барабасом, а его артисты — марионетками, мы бы никогда не узнали их имён. Любимов, наоборот, делал ставку на личностей — из всех послушных и смотрящих ему в рот он выбирал самых непослушных, и в этой бесконечной борьбе рождались самые смелые шедевры. Основной костяк труппы состоял не из исполнителей, а из творцов, самостоятельно мыслящих, ярких и парадоксальных талантов. Неслучайно многие из актёров первой Таганки — не просто актёры, но и режиссёры, писатели, поэты, драматурги, интеллектуалы, философы.
Это полная противоположность образу советского артиста — с одинаковым просветлённым выражением лица и привычкой ходить на цепи, как дрессированный медведь в клетке. Любимов воспитывал своих артистов свободой — учил их свободомыслию и самоуважению. А фонарики из зала, конечно, были — это чисто техническое сигнальное устройство Любимов придумал для того, чтобы регулировать ритм спектакля.
Ещё одно ноу-хау Таганки — общественный совет театра, в который входили представители интеллектуальной и культурной элиты Москвы. Этот совет был создан как своеобразная защитная грамота от партийных надсмотрщиков, цензоров и прочей чиновничьей стаи. В общественный совет входили физик Капица, историк Эйдельман, журналист Бовин, писатели Аксёнов и Трифонов, поэты Евтушенко, Окуджава и Вознесенский, композиторы Шнитке и Денисов. Они принимали участие в обсуждении спектаклей и формировании репертуара театра, выступали перед комиссией министерства культуры, протестовали против цензурных правок. Делали что могли, помогали.
Любовь Селютина, Алла Демидова и Марина Полицеймако в спектакле «Три сестры», 1981 год // Юрий Петрович Любимов во время репетиции спектакля «Живой», 1968 год
Скандалы
26 марта 2014 года на имя спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было отправлено письмо от представителей альтернативного профсоюза театра. В нём было сказано о том, что подписанты опасаются превращения театра «в оплот „либералов-белоленточников“» в связи с появлением на сцене театра проектов «в духе одиозного „Гоголь-центра“», который «пропагандирует свои взгляды и цели со сцены Таганки». Виновными считают руководство театра, которое «рьяно привлекает всех „болотных“ крикунов на подмостки знаменитого театра, предоставляя им трибуну для провозглашения разрушительных прозападных идей и технологий, являющимся на самом деле вседозволенностью».
Сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в свою очередь обвинил театр в том, что «в этих спектаклях пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». В качестве примеров он заявил о том, что в театре якобы прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли молодые люди с повязками украинской организации «Правый сектор», писателю Дмитрию Быкову была заказана пьеса с пародией на органы безопасности, на день полувекового юбилея театра был назначен бенефис музыканта Юрия Шевчука, а 9 мая ожидается премьера спектакля «Сны о войне» «с оскорбительным содержанием». Чиновник призвал «повлиять на ситуацию в нашем любимом театре, где выступали прославленные актеры, приостановить процесс развала и сохранить высокие традиции русского репертуарного театра, дать должный отпор безнравственности». Валентина Матвиенко предложила направить обращение на имя главы Минкульта вместе с письмом профсоюза. Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер назвал заявления Пантелеева недостоверными.
Минкультуры перенаправило запрос в Департамент культуры Москвы, которому и подчиняется театр. Глава пресс-службы московского ведомства Алла Семенышева заявила о том, что мэрия Москвы считает «враньем» высказывания Олега Пантелеева о Театре на Таганке и будет требовать от сенатора публичных извинений ибо, «ни один из тезисов сенатора не соответствует действительности».
Давид Боровский (художник)
Начиная с легендарного «Живого» по повести Бориса Можаева (1967, возобновлен в 1989), Боровский становился соавтором практически всех спектаклей Любимова. Для многих историков «Таганка» — театр двух великих мастеров, Любимова и Боровского. После изгнания Любимова Боровский, так же как Смехов, Филатов и другие, в знак протеста ушел из театра. Вернулся при Губенко. Но в конце декабря 1999-го вновь объявил о своем уходе. Комментировать причины ухода он отказывался, воздержимся от этого и мы. Добавим только, что вместе с Боровским театр покинули еще несколько человек, как из труппы, так и из технического персонала — например, Александр Стернин, много лет проработавший единственным штатным фотографом театра.
Другие актеры
Несколько лет проработал в Театре на Таганке Леонид Ярмольник. Он был задействован всего в нескольких спектаклях. Среди них — «Час пик», «Мастер и Маргарита», «Павшие и живые».
Виталий Шапошников — актер театра на Таганке с 1968 года. В 1985 году перешел в «Современник». Но уже спустя два года снова вернулся в стены родного театра. Шапошников сыграл старшину Васкова в постановке «А зори здесь тихие», главную роль в спектакле «Емельян Пугачев». После смерти Высоцкого актер выходил на сцену в роли негодяя Свидригайлова. Также Виталий Шапошников был задействован в спектаклях «Тартюф», «Мать», «Пристегните ремни».
Борис Хмельницкий сыграл Воланда в постановке по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На его счету также театральные работы в таких спектаклях, как «Жизнь Галилео Галилея», «Пугачев», «Три сестры».
Дмитрий Высоцкий — актер Театра на Таганке с 2001 года. Задействован в следующих спектаклях:
- «Венецианские близнецы».
- «Горе от ума».
- «Евгений Онегин».
- «Мастер и Маргарита».
- «Арабески».
- «Замок».
В спектакле по знаменитому произведению Михаила Булгакова Высоцкий играет главную роль.
Балаган с намёком
Революционное начало Таганки рифмовалось с образом первых пролетарских театров, занимавших когда-то эту сцену рабочей окраины Москвы. Любимов строил театр с той же страстью, с которой коммунист Губанов (актёр Урбанский) валил лес в легендарном фильме Райзмана. Таганке было тесно в замкнутых стенах — спектакли начинались уже в фойе, уже на улице. Билеты на «Десять дней, которые потрясли мир» проверяли не старушки-билетёрши, а революционные матросы и солдаты с красными повязками, и каждый билет пробивали штыком винтовки. В фойе гремел пролетарский оркестр — визжала гармонь, дребезжали гитары. Молодые артисты Таганки, казалось, умели всё — и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать, и жонглировать, ходить по проволоке, совершать гимнастические кульбиты в воздухе и чёрт знает что ещё. Это был новый вид площадного народного театра, театра-зрелища, яркого, шумного балагана с пушкинским лукавым прищуром, напоминающим, что «сказка — ложь, да в ней намёк».
Намёк стал фирменным знаком Таганки, основой его метафорического языка. Теперь легко рассуждать о «фиге в кармане» (так насмешливо говорят об имитации гражданской смелости в подцензурную эпоху), но фига фиге рознь. Таганка изобрела феерический эзопов язык: это был своего рода шифр, которым переговаривались артисты с залом, и восторг взаимного понимания не сравним ни с чем. Этот восторг рушил стену между публикой и сценой, пульсировал в атмосфере, обгонял искусство, следуя пастернаковскому завету:
Когда строку диктует чувство,Оно на сцену шлёт раба.И тут кончается искусство,И дышат почва и судьба.
Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов и Валерий Золотухин перед премьерным показом спектакля «Десять дней, которые потрясли мир», 1965 год // Наталия Сайко, Нина Шацкая в сцене из спектакля «А зори здесь тихие…», 1971 год
Если бы знать!
С 1968 года атмосфера в стране сильно изменилась. Именно в это время Таганка становится символом художественного сопротивления и главным политическим театром страны. Любимов любил повторять потом, что никогда не считал себя режиссёром политического театра и что «они» его втянули в это поле политической борьбы. «Они» — так презрительно Любимов называл тех, кто мешал ему жить, — чиновников, партноменклатуру, гэбэшников и стукачей, которые вились вокруг Таганки как стая саранчи. Запретили «Живой» по повести Можаева (спектакль вышел через двадцать лет, в 1989 году, а был поставлен в 1968-м). «Живой» запретила лично министр Фурцева. Спектакли сдавались министерской комиссии при пустом зале, без зрителей. После первого акта Фурцева громко крикнула:
— Режиссёра сюда! Режиссёр, как вы посмели поставить такую антисоветчину? Куда смотрела дирекция?!
Любимов, с трудом сдерживая ярость, ответил:
— Дирекция — за.
— А партком?! — не унималась министр.
— И партком — за, — усмехнулся Любимов.
— Так! Весь театр надо разгонять. В этом театре есть советская власть?!
В 1970 году запретили спектакль «Берегите ваши лица» по стихам Вознесенского. Каждая премьера выходила к зрителю в изуродованном, исковерканном цензурой виде. В то же время театр в начале 1970-х, наконец, получил разрешение на реконструкцию — требовались новая большая сцена, большой зал.
Проект нового здания архитектор Александр Анисимов разрабатывал вместе с Юрием Любимовым, стараясь учесть все пожелания мастера. Любимову очень нравилась идея красного кирпича, а красного кирпича в стране не было! В стране красной кирпичной кремлёвской стены не было красного кирпича! Отчаявшиеся проектировщики в своих поисках дошли до самого Кремля и выбили-таки кирпич. Строительство растянулось на десятилетие — стройку то разрешали, то замораживали, в зависимости от «поведения» Любимова. Новое здание открыли лишь в апреле 1980 года. Одним из первых спектаклей на новой сцене стали «Три сестры». В финале стена, выходящая на Земляной вал, раздвигалась, и военный оркестр играл свой последний марш прямо на открытой веранде, нависающей над вечерней Москвой. «Музыка играет так радостно, что кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем живём, зачем страдаем! Если бы знать! Если бы знать!»
Афиша
- «Эльза» (14 января).
- «Венецианские близнецы» (15 января).
- «Владимир Высоцкий» (25 января).
- «Золотой Дракон» (26 января).
- «Фауст» (1 февраля).
- «Старая, старая сказка» (5 февраля).
- «Мастер и Маргарита» (7 февраля).
- «Евгений Онегин» (11 февраля).
В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный . Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.
Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.
ПО ТЕМЕ
Свое решение труппа мотивирует тем, что театру предстоит капитальный ремонт и спектакли играются на чужих площадках. «Никаких премьер сейчас все равно не будет. Главное – сделать ремонт, а там можно подумать о художественной стороне дела
«, – пояснил Антипов.
Отметим, в начале марта новым директором Театра на Таганке была назначена актриса Ирина Апексимова
, сменившая на этом посту Владимира Флейшера. После этого стало известно, что несколько сотрудников театра написали в Департамент культуры письмо с просьбой назначить худруком председателя комиссии по культуре Мосгордумы Евгения Герасимова. Однако большая часть труппы эту кандидатуру не поддержала, из-за чего в театре возник конфликт.
По словам Антипова, в ближайшее время Апексимова пойдет на прием к Кибовскому с просьбой повременить с назначением худрука. Добавим, после ухода Юрия Любимова из театра в 2011 году директором и худруком был Валерий Золотухин, который скончался в 2013 году. С тех пор худрука у театра нет.
История создания
Театр на Таганке
Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана.
В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова.
В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.
Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов, и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки».
Юрия Любимова увлекли идеи «эпического театра» Брехта: «В этом драматурге, — писал он, — нас привлекает абсолютная ясность мировоззрения. Мне ясно, что он любит, что ненавидит, и я горячо разделяю его отношение к жизни. И к театру, то есть меня увлекает эстетика Брехта. Есть театр Шекспира, театр Мольера, есть и театр Брехта…» Возглавив Театр драмы и комедии, Любимов повесил в фойе три портрета: Б. Брехта, Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда; позже, по настоянию райкома партии, добавил и К. С. Станиславского. Родство любимовской «Таганки» с театром Станиславского для специалистов так и осталось проблематичным, но уроки Мейерхольда, Вахтангова и особенно Брехта легко узнавались во всех спектаклях так называемой «классической» «Таганки» (до 1981 года).
Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими конструкциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. В 60-70-х годах это был один из самых посещаемых театров столицы.
Среди спектаклей в первые годы преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь…» (по А С. Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко). Позже им на смену пришли многочисленые инсценировки прозаических произведений: «Мать» М. Горького, «Что делать?» Н. Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.
Репертуар
- «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта «Тартюф» Мольера «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова «Владимир Высоцкий» «Живаго (доктор)», по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» «Медея» Еврипида «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)», по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год) «Театральный роман» М. Булгакова «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Фауст» И. В. Гёте «До и после», по творчеству поэтов серебряного века «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса «Антигона» Софокла «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год) «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч. Диккенса — архивный спектакль «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год) «Мед» Тонино Гуэрры «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди) «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)
Поздняя история
В 2010 году у режиссёра возник конфликт с труппой, связанный с нежеланием артистов переходить на предложенные им контрактные отношения. Разногласия привели к уходу основателя театра — Юрий Любимов подал в отставку в декабре того же года, поэтому в июле 2011, по просьбе коллектива, директором и художественным руководителем стал актёр Валерий Золотухин; договор с ним был заключён 16 октября, сроком на один год. Золотухин начал снимать из репертуара спектакли Любимова, его позицию поддержал Департамент культуры. В ноябре того же года Золотухин с Николаем Губенко договорились о беспрепятственном доступе театров к инженерно-техническим коммуникациям. Руководитель «Содружества актёров Таганки» отзывался, что после встречи «Таганская стена» рухнула.
В марте 2013 года Валерий Золотухин оставил пост по состоянию здоровья (вскоре он скончался). Новым директором назначили Владимира Флейшера, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда. Одновременно с этим Юрий Любимов объявил о намерении снять постановки, так как беспокоился, что его авторские спектакли ставятся без его участия. Руководство театра и Департамент культуры Москвы попросили о поиске компромисса. Несмотря на то, что Любимов запретил играть поставленные им спектакли, они всё равно остались в репертуаре театра (среди публики существовал слух о том, что Любимов снял запрет, но информация не была подтверждена).
26 марта 2014 года сенатор от Курганской области Олег Пантелеев в выступлении в Совете Федерации обвинил Театр на Таганке в пропаганде аморального образа жизни и отсутствии патриотизма, например он заявил, что 15 марта в театре был проведён документальный фестиваль «Майдан», а среди зрителей присутствовали люди с символикой украинской организации «Правый сектор».
В ответ Владимир Флейшер представил расписание постановок: 15 и 16 марта проходил фестиваль документальных пьес о Театре на Таганке «Единица хранения». Правительство Москвы потребовало публичных извинений от Пантелеева.
В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Здание, которое имеет статус объекта исторического и культурного наследия, начали готовить к заявленному ремонту. К работам приступили после окончания 50-го сезона. С XIX века фундамент здания и несущие конструкции разрушились, перекрытия могли не выдержать нагрузки, а во время сильного дождя вода проникала в гримёрные. В здании находится две сцены — основная и малая, их также отреставрировали. На время ремонта труппа базировалась в студии Анатолия Васильева в доме № 20 на Поварской улице. После обновления[когда?] фойе зрительный зал и основная сцена приобрели вид любимовского театра 1960-х годов, когда среди артистов был Владимир Высоцкий. Новую сцену традиционно открыли[когда?] первым спектаклем театра — «Добрый человек из Сезуана», а малую — спектаклем «Золотой дракон».
Ирина Апексимова продлила контракты с 18 актёрами театра. Она создала лабораторию «Открытая репетиция»; в рамках проекта приглашённые режиссёры могут приходить с собственными пьесами, артисты распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. По результатам проведённой работы коллектив делает вывод о возможности дальнейшего сотрудничества с режиссёром. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли: «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе.
К 2016 году Апексимова сняла из репертуара 21 спектакль, из них девять — постановки Любимова. Она комментировала своё решение следующим образом: «Сняты девять названий, в числе которых „Братья Карамазовы“, „Живаго“, „Медея“, „Мед“. Это спектакли, которые были поставлены на актёров, которые уже ушли из жизни, — Феликс Антипов, Валерий Золотухин, или больны и играть не могут — Иван Бортник, Виталий Шаповалов, Дальвин Щербаков. Эти спектакли уже невозможно восстановить, но в репертуаре остались и идут такие любимовские спектакли, как „Добрый человек из Сезуана“, „Мастер и Маргарита“, „Горе от ума“, „Антигона“, „Онегин“, „Марат и маркиз де Сад“».
В 2018 году режиссёр Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. В этом же году мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три первые в истории театра «Золотые маски».
В 2021 году после 30 лет раскола Театр на Таганке и «Содружество актёров Таганки», возглавляемые Ириной Апексимовой, были вновь объединены в Театр на Таганке.
Наказание без преступления
Любимова выдавливали. Резали, запрещали спектакли. Унижали на обсуждениях. Лезли в творческий процесс. Последней каплей стал запрет «Реквиема» («Владимир Высоцкий») — спектакля в память о главном герое Таганки, трагически рано ушедшем из жизни поэте и человеке. В 1983 году Любимова пригласили в Лондон поставить «Преступление и наказание». Легенда гласит, что вскоре его вызвали в советское посольство с требованием вернуться в СССР, Любимов отказался и не явился. Комментируя это, чиновник МИДа произнёс сакраментальную фразу: «Преступление вы совершили здесь, а наказание вас ждёт на Родине».
Это был страшный период в истории театра. Любимова лишили советского гражданства. Попытались снять с репертуара все его спектакли, но поняли, что это равнозначно закрытию театра. Тогда имя Любимова просто убрали со всех афиш. Театр остался без лидера и сражался, как единый кулак, — но один.
История осады Таганки в эти дни отражена в сценарии Леонида Филатова «Сукины дети», в начале 1990-х Филатов снял одноимённый фильм. По сюжету актёры в знак солидарности с изгнанным из страны режиссёром объявляют голодовку, и в результате один из них умирает. Актёры выносят его тело на носилках, ожидая встретить толпы поддерживающих их бунт сограждан, но выходят они из театра на пустынную московскую улицу. Ни один человек в стране не знал, что происходит вокруг театра.
На этом история настоящей Таганки завершается. Всё, что случится дальше, — сплошная цепь трагических разрывов и несовпадений, бесконечных внутренних распрей, кровавых драк, в которых заживо гибли бывшие соратники и друзья.
Любимов вернётся в страну и в театр благодаря усилиям своего актёра Николая Губенко, ставшего в 1989 году последним министром культуры СССР. Через три года Таганка распадётся на две враждующие друг с другом труппы. Огромный дом Таганки превратится в коммунальную квартиру с кухонными сворами, взаимными обвинениями, дележом имущества и авторских прав, со спектаклями, которые вырывали друг у друга…
«Мастер и Маргарита»
Юрий Любимов — первый театральный режиссер, перенесший на сцену сюжет великого романа. В постановке использованы произведения композиторов Прокофьева, Штрауса и Альбинони.
Спектакль идет
более четверти века. Отзывы зрителей о нем различные: от негативных до восторженных. Впрочем, стиль постановки Любимова всегда вызывал неоднозначные отклики у публики.
Мастера в спектакле играют попеременно Дмитрий Высоцкий и Роль возлюбленной главного героя исполняют три актрисы: Мария Матвеева, Алла Смирдан, Анастасия Колпикова. Понтия Пилата играет Иван Рыжиков. Другие актеры, задействованные в постановке:
- Александр Трофимов.
- Никита Лучихин.
- Эрвин Гааз.
- Сергей Трифонов.
- Тимур Бадалбейли.
- Александр Лырчиков.
Вениамин Смехов (актер)
Был принят в Театр драмы и комедии в 1963-м — за год до прихода Юрия Любимова. Участвовал в «Микрорайоне» Петра Фоменко. Первая роль в спектакле Любимова — 3-йБог в «Добром человеке из Сезуана». В дальнейшем сыграл в его постановках более 20 ролей. Среди них: Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите», Глебов в «Доме на набережной». Был соавтором нескольких инсценировок («Послушайте!», «Час пик») и сопостановщиком («Ревизская сказка».) Уволился из театра после прихода Эфроса. Вернулся при Губенко. После раскола практически ушел из театра, но продолжал играть роль Воланда. В конце 90-х, по инициативе руководства театра, отношения прервались окончательно.