Николай бурлюк

Похожие вопросы

Литература 30.09.2018 16:08 65 Войткевич Таня

Помогитееее срочно))) Подкорректируйте пожалуйста сочинение!!!!!!! даю 20 баллов

Главными героями п

Ответов: 1

Литература 23.03.2020 21:30 26 Рязанская Лиза

Что по вашему мнению: (1-2 слова) 1) Самое важное в учебе: 2) Самое трудное в учебе: 3) Самое прос

Ответов: 1

Литература 02.08.2018 17:25 28 Стрижкин Назар

Помогите, пожалуйста, с анализом стихотворения Бурлюка Давида Давидовича«Часов стучит засов…»

Ответов: 1

Литература 15.06.2023 02:26 5 Курбтова Елена

Сделать тест, даю 100 баллов!! 1. Совместите поэта и даты его жизни: а) А

Блок 1)1895 – 1925 б) В

Ответов: 2

Литература 26.10.2020 20:55 16 Плотникова Диана

Помогите составить план к тексту «Самое невероятное» Г.Х.Андерсен Ганс Христиан Андерсен — Самое н

Ответов: 1

Литература 23.05.2018 02:36 20 Черномашенцев Богдан

напишите биографию А. А. Фета самую краткую биографию заранее спс

Ответов: 1

Литература 21.02.2019 03:13 6 Фигура Владимир

Напишите краткую биографию о Марке Твене дам 14 балов за биографию из 4-5 предложений.

Ответов: 1

Литература 01.08.2020 12:06 21 Kiselev David

Напишите пожалуйста очень краткую биографию Языкова Николая Михайловича Заранее спасибо)

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 15:15 4 Казанцева Марианна

Помогите с тестом по литературе по роману Л. Н. Толстого Война и Мир 1. «Везде, где в моем романе

Ответов: 2

Литература 14.06.2023 23:25 3 Субботина Дарья

Тест по Война и Мир 1-2 том 1. Укажите годы жизни Л.Н.Толстого: А) 1832-1912 Б) 1837-1915 В) 18

Ответов: 2

Ночная езда.

I.

Op. 11.

Стихают смех и разговоры
Во мраке дремлющих аллей.
Шутливые смолкают споры
О том, кто Настеньки милей, –
К нам тихие приходят горы
Из затуманенных полей.
Всем надоел костер дымящий
И игры в прятки и кольцо,
И поцелуи в темной чаще,
И милой нежное лицо, –
Морфея поцелуи слаще:
Идут к от’езду на крыльцо.
«Алеша! где моя крылатка?
Вы с ней носились целый день». –
– «Вы знаете, какой он гадкий!» –
– «Вы осторожней – здесь ступень» –
– «Я вообще до фруктов падка,
Теперь merci, – мне кушать лень» –
– «Ты, мамочка, садись в коляску,
А девочки займут ландо:
Она не так, как этот тряска;
Мишель и я махнем бедой». –
– «Сергей, не забывай же нас-ка!» –
– «Маруся, приезжай средой!»

II.

Прохладной пылью пахнет поле
И ровен рокот колеса.
Усталый взор не видит боле
Как бесконечны небеса; –
Душе равны и плен и воля, –
Ее питает сна роса.
В распутий равнодушной раме,
Наш старомодный фаэтон
С зловеще – черными конями,
В ночи как Ассирийский сон,
Вдруг промелькнул перед глазами,
На миг раздвинув томный тон.
Девицы, спутницы веселья, –
Под колыхание рессор –
(Из пледов сделал им постель я)
Уснули, как вакханок хор;
И он – дневных тревог похмелье –
Лелеет, как любовный вор.
И как укромных исполнений,
Так и безумия дворцов,
Он постоянный добрый гений –
Венечный цвет земных концов,
Денных забот и утомлений
Всегда последний из гонцов.
Его покоящим объятьям
Мы отдаемся без стыда,
Неприкрываясь даже платьем,
А он, как теплая вода,
Покорен ласковым заклятьям,
Целует нежно без следа.
И целомудренная дева,
Которую пугает страсть,
Ему, без робости и гнева,
Спешит красы отдать во власть, –
Как обольстительница Ева
Плоды падения украсть.
Ну, как не возроптать желанью,
На греков, чьей виной Морфей,
Не Артемида с гордой ланью,
Нам смертным льет напиток фей. –
Ужель осталось упованью
Во сне единственный трофей?!

Прирожденный вожак

После Баварии Давид учился в Париже и в 1910 году вернулся на Родину, поступив в Московское училище. Там обучали основам живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Давид Бурлюк, биография которого и так пестрит встречами со многими великими людьми, встречается с Маяковским. Благодаря своему дару верить в людей и разбираться в их характерах Давид сразу замечает в неприметном полуголодном мальчишке талантливого поэта.

Через три года вместе с Маяковским Давид Бурлюк был исключен из училища. В то время он активно участвовал в публичных выступлениях, собраниях и диспутах на тему современной живописи и поэзии.

Благодаря своему природному дару прирожденного вожака Давид собирает вокруг себя очень много единомышленников. Он организует первый футуристический центр «Галея», в котором объединяет литераторов и художников. Бурлюк становится признанным лидером русского авангарда.

Самые известные картины Давида Бурлюка

Картины Давида Бурлюка — отражение его богатого внутреннего мира и вечного стремления к чему-то новому. В работах автора видим разные приемы, стили и жанры:

  • «Портрет матери» (1906) — результат увлечения художника импрессионизмом. Короткие мазки, как будто созданные торопливо, создают впечатляющую игру оттенков.
  • «Волы» (1908) — использованы приемы авангардного фовизма. Широкие линии, яркие цвета — картина напоминает работы знаменитого Анри Матисса (Henri Matisse).
  • «Портрет моего дяди» (1910-е) — образец кубофутуризма — одного из направлений, которым увлекался живописец. Во время турне по Сибири в 1918-1919 годах Бурлюк создавал такой портрет во всех гостиницах, обычно на скорую руку.
  • «Жница» (1915) — картина слоем толщиной в пять сантиметров. Фактура материала говорит о том, что автор подмешивал в краску песок или глину. В работе видим фигуры животных и людей, напоминающие древние рисунки на стенах пещер.
  • «Японка, сеющая рис» (1920) — создана под влиянием японской культуры. Яркий пример футуризма, где с помощью повторения линий и фигур достигается ощущение движения.
  • «Цветок бананового дерева» (1921) — воспоминание о жизни на японском острове Огосавара. Экзотика местной природы вдохновляла на создание красочных произведений.
  • «Рабочие» (1924) — написана в Америке, где художника поразили небоскребы и люди, работающие на внушительной высоте без страховки. Бурлюк создал картину размером два на три метра, но продать ее не удалось. Некоторое время она пролежала свернутой, после чего сохранилась лишь часть работы, где были изображены лица рабочих.

Биография

По неподтверждённым сведениям, отцом Никифорова был крупный жандармский чин.

Никифоров коллекционировал «всё». В числе многого другого в его коллекции было собрание компасов.

Современники Никифорова свидетельствовали о его редком коммуникативном даре — он легко находил общий язык со многими знаменитыми людьми. Был дружен с художником Георгием Карловым и поэтом Николаем Глазковым, ценил своё общение с футуристами Василием Каменским и Алексеем Кручёных.

Сергей Бирюков писал о Никифорове:

Человек этот во всех отношениях потрясающий, обладавщий невероятной энергией <…> Без Никифорова город бы обеднел. Его длинная, поджарая, хармсовская прямо, фигура пересекает город вдоль и поперек. Он знает каждый закоулок, всех старожилов. Страстный коллекционер, собирающий всё подряд, но отдающий предпочтение искусству. Невероятно везучий в собирательстве. Выдающийся рассказчик. Устные рассказы Никифорова записали его приятели, и он выпустил пару тонких книжек в 60-е годы. В рассказах правда была неотличима от выдумки. Так он демонстрировал во время лекций, которыми зарабатывал на жизнь, то «перстень Шаляпина», доставшийся ему каким-то чудесным образом, то найденный в Тамбове нож для разрезания книг, сделанный из того же металла, что знаменитая Индийская колонна. Он всерьёз утверждал, что настоящей и единственной любовью Маяковского была Евгения Ланг и в доказательствo этого показывал мне фарфоровую чашку, которую поэт подарил девушке, а потом Ланг якобы подарила её Никифорову.

Заметки в газетах за Никифорова писали знакомые журналисты, и благодаря им он стал членом Союза журналистов СССР. Никифоров, по свидетельству Сергея Бирюкова, фактически занимался журналистским менеджментом и газетными провокациями, рассказывая журналистам невероятные истории, которые те затем пересказывали в газетах.

Никифоров занимался пропагандой малой графики и экслибриса; благодаря ему в Тамбове появилось движение малографистов. Редактор местной молодёжной газеты писатель Георгий Ремизов публиковал эту графику в своей газете.

«Сын» Давида Бурлюка

Давид Бурлюк

В конце 1956 года Никифоров написал первое письмо «отцу русского футуризма» Давиду Бурлюку, в 1920 году эмигрировавшему из России. Бурлюк был не только участником русского авангарда, но и его собирателем. В детстве Давид Бурлюк, сын управляющего в имении князей Оболенских, учился в тамбовской гимназии, и в тамбовчанине Никифорове он увидел родственную душу и земляка. По возрасту Бурлюк годился Никифорову в отцы и в переписке нередко называл его «сын Коля». В конце 1950-х годов, после почти сорокалетнего отсутствия на родине, Бурлюк вместе с женой Марусей приехал в Москву. Посетить Тамбов ему не разрешили, и Никифоров приехал к нему на встречу в Москву, став обладателем множества рисунков и нескольких живописных работ Бурлюка и полного комплекта номеров издававшегося Бурлюком журнала «Цвет и рифма». Второй раз Бурлюк приехал в Москву незадолго до смерти и почти получил разрешение посетить Тамбов, но власти СССР во избежание встречи Бурлюка и Никифорова отправили последнего по туристической путёвке в Индию.

Незадолго до своей смерти Никифоров передал часть своей коллекции в частный музей Сергея Денисова, к которому после смерти Никифорова попал и фонд Бурлюка. В 2011 году Денисов за свой счёт издал 726-страничное собрание писем Давида Бурлюка. Сам Никифоров мечтал о создании в Тамбове музея Давида Бурлюка на материалах своей коллекции, но его желание не было осуществлено.

Сергей Бирюков вспоминал о Никифорове в связи с Бурлюком:

И действительно подлинная история — это дружба с Давидом Бурлюком, с которым его познакомил, вероятно, Кручёных. И Николай Алексеевич настолько понравился Бурлюку, что тот тут же решил его усыновить! Бурлюк слал в Тамбов оригиналы своих работ, журналы, связал Никифорова с художником Рокуэлом Кентом, который тоже стал ему посылать свою графику. Никифоров стимулировал работу Бурлюка-портретиста, он посылал ему карточки своих возлюбленных, а Бурлюк в ответ — портреты маслом. Бурлючью коллекцию Никифорова я видел собственными глазами, он, зная мой интерес к футуристам, — допустил! Бурлюка он именовал папой. Позднее заказал визитку с надписью «Никифоров-Бурлюк».

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 31.10.2023 01:33 21 Aliyev Axmed

Сравнить героев сказа «Левша» с сказкой «Малахитовая шкатулка»

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:33 19 Кострик Алинка

Яким ви уявляєте світ пушкінської поезії?

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:32 21 Подолянчик Светлана

Пожалуйста помогите для читательского дневника мое впечатление о повести Богомолов Иван. Мое впеча

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:31 27 Свирида Тимофей

Расскажите историю о белгородском киселе. как она характеризует жителей этого города

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:31 28 Мирная Анастасия

Тема басни И.А.Крылова «Кукушка и петух»

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:30 12 Кадышев Ильяс

Подберите синонимы к словам отрок,осада, дружина.

Ответов: 2

Литература 31.10.2023 01:30 21 Земляной Дима

Срочно Сочинение чему посвящен рассказ муму План 1.Какое впечатление произвёл на вас рассказ? 2.О

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:29 19 Angil Jefry

Сделайте анализ стихотворения Лермонтова «блистая, пробегают облака» (Пожалуйста, пользуетесь пометк

Ответов: 1

Литература 31.10.2023 01:28 20 Панова Настя

привет! напиши пожалуйста 5-7 фактов про Антония Погорельского. Толькл не надо про то что его имя пв

Ответов: 2

Литература 31.10.2023 01:27 18 Жукова Рина

Скажите какая рифма в стихотворении Тютчева цецерон, плииииииз

Ответов: 1

НИКОЛАЙ ДАВИДОВИЧ БУРЛЮК (1890-1920)

МАТЕРИ

Улыбка юноше знакома От первых ненадежных дней, Воды звенящей не пролей, Когда он спросит: «мама дома?»

Луч солнца зыбкий и упругий Теплит запыленный порог, Твой профиль, мальчик, слишком строг Для будущей твоей подруги. 1912

НОЧНАЯ СМЕРТЬ

Из равнодушного досуга Прохваченный студеным вихрем Площадку скользкую вагона Ногою судорожною мину, И ветви встречные деревьев, Взнеся оснеженные лица, Низвергнутся в поляны гнева, Как крылья пораженной птицы. 1914

Зеленой губкой Деревья над рекой Еврейской рубкой Смущен Днепра покой Шуршат колеса Рвет ветер волос В зубах матроса Дитя боролось. 1914

ЖАЛОБА ДЕВЫ

Сухую кожу грустной девы Гладит ветер географических пространств На скалах столбчатых горы…

Ни солнце на небесном зеве Ни плотность каменных убранств Ни первоцветия дары

Не веселят худого тела.

— Зачем тепла и света больше Пролито в русские пределы, Когда во Франции и Польше

И в зиму кровь поля согрела? 1915

Биография

Родился 9 (21) июля  в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила стали художниками, Николай — поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.

Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина). В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля.

В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в . Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.

Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 80 км от Уфы. За два года, проведённые здесь до отъезда, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).

В эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.

В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».

В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.

Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1949 году супруги совершили путешествие по югу Франции, по следам Ван Гога. В 1962 они путешествовали по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.

Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома. Елена Шварц откликнулась на известие о его смерти стихами:

О русский Полифем! Гармонии стрекало Твой выжгло глаз, Музыка сладкая глаза нам разъедала, Как мыло, и твой мык не слышен был для нас.

Николай Давидович Бурлюк

Николай Давидович Бурлюк (1890-1920) – русский поэт и прозаик.

Родился в семье управляющего имением, агронома; его братья Давид и Владимир, а также сестра Людмила Бурлюк-Кузнецова – видные деятели русского футуризма.

Окончил Херсонскую мужскую гимназию, а в 1914 – Петербургский университет (физико-математический факультет, историко-филологическое отделение).

Вместе с братьями и сестрой Николай активно печатался в изданиях кубофутуристов («Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу»).

Однако его поэтика по сути далека от нарочито «грубой», урбанистической и словотворческой (анти)эстетики Давида Бурлюка, Кручёных, Маяковского; для него характерны импрессионистическая образность, показ «сновидений», мифологические образы, установка на музыкальность, в этом он ближе из футуристов к Елене Гуро. Как и Гуро, он писал лирическую прозу («Глухонемая», «Артемида без собак», «Сбежавшие музы» и др.).

Автор теоретических статей («Поэтические начала», «Supplementum к поэтическому контрапункту»).

Член литературой группы «Гилея» (1910). Николай – автор ряда статей, формулирующих основные принципы футуристической литературы («Поэтические начала»).

Николай Бурлюк проявлял интерес к акмеизму, принимал участие в заседаниях «Цеха поэтов», дружил с Николаем Гумилевым, в 1914 году отказался подписать манифест футуристов «Идите к чорту», где в оскорбительных выражениях характеризуются акмеисты.

В следующем году Бурлюк последний раз печатается (в альманахе «Весеннее контрагентство муз», 1915) и навсегда пропадает с литературного горизонта: в 1916 мобилизован в действующую армию, после окончания школы прапорщиков (1917) – на Румынском фронте, затем служил в разных армиях эпохи Гражданской войны на Украине, в зависимости от того, под чью мобилизацию попадал.

В 1919-1920 скрывался от всякой мобилизации; в декабре 1920 года в Херсоне явился на учет в РККА как бывший офицер, но был арестован и приговорен 25 декабря 1920 г. к расстрелу в превентивных целях, «желая скорее очистить РСФСР от лиц подозрительных, кои в любой момент свое оружие могут поднять для подавления власти рабочих и крестьян».

27 декабря 1920 г. приговор приведен в исполнение.

Обстоятельства гибели Николая Бурлюка долгое время оставались неизвестными и опубликованы только в 2001 г. Эмигрировавший в США Давид Бурлюк знал о расстреле брата, но, вероятно, скрывал этот факт из опасности повредить престижу своей семьи в СССР.

Я вновь живу как накануне чуда.

Дней скорлупой пусть жизнь мне строит козни;

Печалей, радостей бессмысленная груда

– Мне только плен коварнопоздний

Но чую разорвется пленка

И как птенец вторично в мир приду,

И он заговорит причудливо и звонко

«По бороздам лучей скользящих…».

Op. 10.

По бороздам лучей скользящих
Ложится отблеск огневой.
Диск солнца, горизонт дымящий,
Одел оранжевой фатой.
Повсюду побежали тени: –
От бурьянов, могил, копиц,
И, провожая час вечерний,
Отчетлив голос чутких птиц.
Завяли пыльные побеги
Ветров торивших колеи.
Им проезжавшие телеги
Давали тело – вид змеи.
Теперь бессильные поникли
На зелень придорожных трав:
(И мы ведь к отдыху привыкли.
За день от суеты устав).
Зацвелый запад рассыпает,
Красы, как лепестки цветок,
И алым отсветом смягчает
Звездами блещущий восток.
Степи притихнувшей пустыня
В час на вечерний – сфинкса лик,
Чей тихо шепчущий язык
Пронзает сталью звездных пик.

Футуризм в массы

С талантливой подачи выходят несколько футуристических сборников, в создании которых, помимо Давида Давидовича, принимают участие Крученых, Маяковский и Хлебников. Помогая печататься юным писателям и поэтам, поддерживающим футуристические настроения, Бурлюк большой упор делает на общение с народом. Он старается как можно больше и чаще организовывать литературные встречи и вечера, поясняя «собратьям» по цеху, что так стих быстрее уйдет в массы. Бурлюк самостоятельно ездит по образовательным учреждениям, читая лекции на темы футуризма в поэзии и живописи. Вместе с Маяковским он исколесил более 28 городов, включая Казань, Тифлис, Кишинев и др.

Приезжая в новый город, друзья размалевывали себе лица и, как веселые шуты, ходили и рекламировали свои будущие выступления. Их шествия походили на карнавал, на шуточный поход петрушек и уличных зазывал. Такой метод привлечения масс придумал, соответственно, Давид Бурлюк. И люди шли за ним, за его идеями, за стихами Маяковского и футуризмом, тогда еще не известным широкой публике.

Надо отметить, что друзья собирали не только обычных слушателей, но и довольно высокие чины. Программа была подобрана таким образом, что в ней были и «жгучие» стихи Маяковского, и спокойные, лиричные музыкальные баллады, и юмористические миниатюры. Компания старалась найти ключ к душе каждого слушателя, от обычного сапожника до генерал-губернатора.

1890—1920?

Николай Давидович Бурлюк — поэт и прозаик, младший брат Давида Бурлюка. После херсонской гимназии учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Петербургского университета. Впервые выступил в 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» и тогда же в первом футуристическом сборнике «Садок судей I», участвовал и в других нашумевших изданиях гилейцев-будетлян («Пощечина общественному вкусу». «Садок судей II», «Дохлая луна»).

Подписываясь под манифестами своих друзей-футуристов, разделяя их теоретические установки (слово как мифотворчество, расшатывание синтаксиса и метра, повышенная роль словесной массы, помарка как прием и т. д.), на практике Н. Бурлюк был мало похож на правоверного будетлянина. Напротив, его художественные пристрастия могут быть восприняты скорее как рецидив безнадежно архаического (для футуристической тоники) четырехстопного ямба. «Пьяным трубачом неисчислимых весен» называл себя Н. Бурлюк. Его подлинность и самобытность — в непосредственном восприятии природы, в искусстве улавливать и передавать прежде всего ее непроявившиеся, переходные состояния — от зимы к весне, от лета к осени и т. д. «Я люблю гулять ночью, — говорит поэт в одной из страниц своей лирической прозы, — но не в городе. Нет. Я люблю гулять ночью только там, где город обрывается — в парках, по набережным, по крышам» («Артемида без собак»). «Безлюдные», лишенные каких-либо бытовых и социальных примет жизни, стихи эти воссоздают «метафизический» образ поэта-отшельника, живущего в мире «сумрачных тайн», «звезд», «облаков», «солнечных полян», «далеких островов». С похвалой о стихах Н. Бурлюка отзывались Брюсов, Пяст, Гумилев.

….

* * *

С легким вздохом тихим шагом
Через сумрак смутных дней
По равнинам и оврагам
Древней родины моей,
По ее цветным лесам,
По невспаханным полям,
По шуршащим очеретам,
По ручьям и болотам,
Каждый вечер ходит кто-то
Утомленный и больной,
В голубых глазах дремота
Греет вещей теплотой.
И в плаще ночей широком,
Плещет, плещет на реке,
Оставляя ненароком
След копытом на песке.

1910

556

* * *

Как после этого не молвить,
Что тихой осени рука
Так нежно гладит паука,
Желая тайный долг исполнить,
Как после этого не вянуть
Цветам и маленькой траве,
Когда в невольной синеве
Так облака готовы кануть.
Как после этого не стынуть
Слезами смоченным устам,
Когда колеблешься ты сам,
Пугаясь смерти жребий вынуть.

31 августа 1910

* * *

Что если я, блуждая втуне
По этим улицам и дням,
Веселый странник накануне
Пути к далеким островам.
Что если я совсем случайно
Попал под Северный венец
И скоро выйду наконец
Из жизни сумрачные тайны.
Что если я, заснув в туманах
Печально плещущей Невы,
Очнусь на солнечных полянах
В качаньи ветреной травы.

Сентябрь 1910

* * *

Пред деревом я нем:
Его зеленый голос
Звучит и шепчет всем
Чей тонок день, как волос
Я ж мелкою заботой
Подневно утомлен
Печальною дремотой
Согбен и унижен.

<Осень 1913>

557

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

«Поэт и крыса – вы ночами…».

Op. 2.

Поэт и крыса – вы ночами
Ведете брешь к своим хлебам;
Поэт кровавыми речами
В позор предательским губам,
А ночи дочь, – глухая крыса –
Грызет, стеня, надежды цепь,
Она так хочет добыть горсть риса,
Пройдя стены слепую крепь.
Поэт всю жизнь торгует кровью,
Кладет печать на каждом дне
И ищет блеск под каждой бровью,
Как жемчуг водолаз на дне;
А ты, вступив на путь изятий,
Бросаешь ненасытный визг, –
В нем – ужас ведьмы с костра проклятий,
След крови, запах адских брызг.
А может быть отдаться ветру,
В ту ночь, когда в последний раз
Любви изменчивому метру
Не станет верить зоркий глаз? –
А может быть, когда узнают
Какой во мне живет пришлец,
И грудь – темницу растерзают,
Мне встретить радостно конец? –
Я говорю всем вам тихонько,
Пока другой усталый спит:
«Попробуй, подойди-ка, тронька, –
Он, – змей, в клубок бугристый свит».
И жалит он свою темницу,
И ищет выхода на свет,
Во тьме хватает душу – птицу,
И шепчет дьявольский навет;
Тогда лицо кричит от смеха,
Ликует вражеский язык:
Ведь я ему всегда помеха, –
Всегда неуловим мой лик

Ответы на вопрос

Отвечает Мартынова Эллина.

Ответ:

Николай Давидавич Бурлюк(1882-1967) :поэт ,теоретик футуризма

прозаик ,художник .Родиля на хуторе Семиротовщина

Харьковской губернии.Отец -выходец из «купцов-казаков».С 1885г, продав хутор,занимал доожность управляющего в ряде имений Харьковской ,Курской ,Тверской,Московской Херсонской губернии.

Мать-урожденная Л.И Михневич сестра фельетониста В.И Михневича .Младшие братья Владимир и Николай

стали художниками.

Давид учился в в гимназиях .Сумы .Тамбова,Твери.

1892 увлекся живопесью благодаря художнику В.Первухину

Первое стихотворение Бурлюк датирует в 1897г

1898 поступает в Казанское художественное училище

1899 поступает в Одесское художественное училище

однако в 1901 вернулся в казань

Отвечает Баскаков Владислав.

Николай Давидович Бурлюк (1886-1917) — русский художник, поэт, лидер футуристического движения. Родился в Харькове, активно участвовал в формировании российской футуристической и анархо-футуристической культур. Совместно с Маяковским основал «Будетлин». Художественные эксперименты отразились в живописи, поэзии, театре. Погиб в ходе Гражданской войны в России.

Библиография[править | править код]

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Майкл Голд. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. Нью-Йорк, A.C.A. Gallery, 1944.
  • Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М.: АСТ, 1997. — 448 с.
  • Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма» / Государственный Русский музей; Авторы статей: Евгения Петрова и др.; Автор-составитель каталога: Елена Баснер и др.; Автор-составитель хроники Ольга Шихирева; Фотографы: Владимир Дорохов и др.. — СПб.: Б. и., 2000. — 239 с.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Деменок Евгений. Давид Бурлюк: Инстинкт эстетического самосохранения. — М.: Молодая гвардия, 2020. — (ЖЗЛ).

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030 Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: