Примечания
- Большая советская энциклопедия:
- ↑ Экк Николай Владимирович // Большая советская энциклопедия:
- ↑ . bigenc.ru. Дата обращения: 14 июля 2019.
- ↑ История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. – M.: НИИК ВГИК, 2012, c. 592.
- История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. – M.: НИИК ВГИК, 2012, c. 593.
- История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. – M.: НИИК ВГИК, 2012, c. 592–593.
- Фомин В. И. Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материк, 2005, с. 446–447.
- Фомин В. И. Кино на войне. Документы и свидетельства. – М.: Материк, 2005, с. 448.
- . www.m-necropol.ru. Дата обращения: 14 марта 2022.
- www.moscow-tombs.ru. Дата обращения: 14 марта 2022.
Карьера
Во время Евромайдана Дульский состоял в националистической праворадикальной организации «Белый молот», которая была создана в марте 2014 года. Он самолично участвовал в тех трагических для Украины событиях. Позднее блогер разочаровался во власти и стал разоблачать тех, кто был виновен в разжигании конфликта на его родине. В одном из интервью он открыто говорил о том, что на Майдане участвовали три снайперские группы, которые расстреливали невинных людей.
Дульский основал общественную организацию «Гражданский контроль «Наждак»» и стал ее лидером. Цель их деятельности – установление социального, справедливого, равноправного общества на Украине, борьба с коррупцией, алчностью, пороками общества. Соратники Николая под его руководством боролись с подпольным бизнесом, процветающим в городе Киеве и области: с казино, борделями, продажей контрафактного алкоголя, незаконными застройками.
Сегодня Николай активно выступает против «Азова», «Правого сектора», незаконно пришедшего к власти правительства. В основном свою деятельность он ведет как известный блогер в сети интернет. Некоторые негативно настроенные против него деятели Украины считают Дульского предателем и пособником Кремля.
Биография
По собственному признанию, сделанному на допросе в НКВД 17 августа 1936 года, его настоящая фамилия, имя, отчество – Ивакин Юрий Витальевич, родился не в 1902 году, как указано в паспорте, а 15 сентября 1896 года. Его отец служил на Курской железной дороге на разных должностях, жил в Малаховке и там умер. Документы были подделаны с целью скрыть службу офицером царской армии.
В 1916 году был призван из университета в школу прапорщиков. До июля 1917 года служил в Москве в 193-м пехотном полку, где был выборным членом солдатского комитета. Затем был направлен в Персию, где служил в Тавризе в 110-м полку Русского экспедиционного корпуса. После Октябрьской революции через Тифлис и Баку отправился Россию. В феврале 1918 года приехал в Москву, «жил под Москвой в Горках, на учёт как бывший офицер не встал и на призыв не явился».
Его хороший знакомый, доктор Казимир Эрнестович Экк дал ему метрическую выписку своего сына Николая Владимировича Экка 1902 года рождения. Легализовавшись таким образом, осенью 1919 года поступил в Московский университет. В конце 1919 года ушёл добровольцем в железнодорожные войска и служил в Саратовской железнодорожной дивизии. В марте 1920 года был демобилизован.
В 1920—1921 годах учился в Мастерской коммунистической драматургии в Москве. Свой творческий путь начал как актёр, а затем и как режиссёр-лаборант в театре В. Э. Мейерхольда.
В 1928 году окончил Госкинотехникум (ГТК).
В 1928—1936 годах — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм».
На его счету попытка первого советского фильма по Шекспиру, первый советский звуковой, первый советский цветной, первый украинский цветной фильм, первый безочковый стереоскопический цветной.
В 1941 году, находясь в эвакуации в Ташкенте, снимал фильм о чехословацком сопротивлении «Буква В» («Голубые скалы»). Приказом начальника Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 22 ноября 1941 года за срыв плана по окончанию фильма, расхлябанность и низкий идейный уровень отснятого материала был освобождён от режиссёрской работы в кинематографе.
В 1942—1946 годах для политуправления Среднеазиатского военного округа поставил четыре спектакля, в том числе «Русские люди» (1942).
Умер 14 июля 1976 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище (участок № 54).
Блогерство
Дульский зарегистрировал два канала на YouTube: один русскоязычный в 2017 году, второй – на украинском языке, весной 2021 года. На первый подписаны 582 тысячи человек. На второй, где блогер называет себя Микола Дульський, – 445 тысяч. Количество просмотров его видео впечатляет. В тот же день, когда Николай выкладывает новый ролик, более 500 тысяч зрителей успевают посмотреть его.
Причина такой популярности заключается в том, что на своем украинском канале Дульский в последнее время много говорит о положении на Украине, ситуации в Приднестровье, об испорченных отношениях между Китаем и США и о многом другом. Темы горячие, а видео выходят практически каждый день. Недавно Николай пропал на неделю, многие переживали по этому поводу. Когда вышел после молчания первый ролик, более 6000 неравнодушных написали блогеру слова поддержки.
Более 27 тысяч поклонников в курсе всех комментариев Николая на его канале в Телеграме, который был создан в феврале 2020 года и называется «Дульский live».
На платформе ТикТок у Николая также есть аккаунт, но подписчиков здесь немного, да и видео не так интересны, как на YouTube. Так же обстоят дела с личным блогом в Инстаграме. О своей жизни он там не пишет, в основном болеет душой за Украину и критикует власть.
Страницу Николая ВКонтакте ведут администраторы. Последняя запись на стене датируется 2017 годом.
Николай Экк
Возраст: 121
Николай Владимирович Экк (урождённый Юрий Витальевич Ивакин). Родился 1 (14) июня 1902 года в Риге — умер 14 июля 1976 года в Москве. Советский режиссер театра и кино, сценарист, актер, драматург. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Снял первый советский звуковой полнометражный фильм «Путёвка в жизнь» (1931) и первый советский цветной фильм «Груня Корнакова» (1936).
Юрий Ивакин, ставший широко известным как Николай Экк, родился 1 (14 по новому стилю) июня 1902 года в Риге.
В Гражданскую войну воевал на стороне белых. Именно с этим связано, что он сменил имя, отчество и фамилию на Николай Владимирович Экк. До конца 1930-х жил по поддельным документам, пока сам не раскрыл свое настоящее имя.
В 1920-1921 годах учился в мастерской Коммунистической драматургии в Москве.
В 1928 году окончил Государственную школу кинематографии (ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова).
В 1921-1927 годах — актёр и режиссёр-лаборант Театра В.Э. Мейерхольда.
Также параллельно с учёбой был руководителем драмкружков в Комитете угнетенных трудящихся Востока, в МГУ, в Китайском университете и других клубах Москвы.
Автор пьес «Красные орлята» (1925), «ПСР» («Партия свободных ребят», 1925).
В 1928-1936 годах — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (ныне — имени Горького).
С 1929 года начал снимать кино как режиссер.
В 1931 году Николай Экк стал постановщиком первого советского звукового полнометражного фильма — «Путёвка в жизнь» о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне имени Г.Г. Ягоды под руководством М.С. Погребинского в первые годы советской власти. В этой картине свои первые роли в кино сыграли Рина Зелёная и Георгий Жжёнов.
Звук был записан с использованием системы «Тагефон», разработанной в СССР П.Г. Тагером.
Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 года в снятом в аренду киностудией «Межрабпомфильм» для кинотеатра «Колосс» Большом зале Московской консерватории. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции. Режиссёр фильма Николай Экк был признан лучшим режиссёром по опросу зрителей I МКФ в Венеции. Далее фильм прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 странами.
В 1936 году Николай Экк снял первый советский полнометражный цветной фильм (создан двухцветным виражным способом) «Груня Корнакова» — о бунте работниц большого фарфорового завода в дореволюционной России.
После 1939 года попал в опалу в связи с тем, что обнаружилось его проживание по поддельным документам — причём, он сам сознался в том, что был офицером Белой армии и воевал против Советской власти.
В 1946-1956 годах занимался литературной деятельностью.
В 1967 году Николай Экк снял первый советский стереоскопический фильм по безочковому методу «Человек в зеленой перчатке». В основе фильма история жизни циркового артиста, эквилибриста Льва Осинского. По сюжету во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу врага во время одной из операций Григорий Ковелло, используя цирковое мастерство, выполняет задание, но получает ранение в руку. Когда же война окончена, герой возвращается в цирк и вскоре создает великолепный номер-эквилибр на одной руке.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Николай Экк умер 14 июля 1976 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище (участок № 54).
В 2002 году В 2002 году Почта России выпустила художественный маркированный конверт с оригинальной маркой, посвящённый 100-летию со дня рождения Н.В. Экка.
Личная жизнь Николая Экка:
Жена — Валентина Семёновна Ивашёва (1915-1991), советская актриса театра и кино. Снялась во многих фильмах мужа, в частности, сыграла главную роль в фильме «Груня Корнакова».
Валентина Ивашёва — жена Николая Экка
Фильмография Николая Экка:
1936 — Груня Корнакова — дядя Андрей
Режиссерские работы Николая Экка:
1929 — Как надо и как не надо (короткометражный)
1930 — Как надо и не надо
1931 — Путёвка в жизнь
1933 — Одни знакомые
1935 — Карнавал цветов (документальный)
1936 — Груня Корнакова
1938 — Сорочинская ярмарка
1962 — Когда идёт снег… (короткометражный)
1963 — Мамочка и два трутня (короткометражный)
1967 — Человек в зелёной перчатке
Сценарии Николая Экка:
1929 — Как надо и как не надо (короткометражный)
1931 — Путёвка в жизнь
1933 — Одни знакомые
1935 — Карнавал цветов (документальный)
1936 — Груня Корнакова
1938 — Сорочинская ярмарка
1962 — Когда идёт снег… (короткометражный)
1963 — Мамочка и два трутня (короткометражный)
последнее обновление информации: 15.03.2023
Николай Экк «Путёвка в жизнь» / Nikolai Ekk «Road to Life» (1931 film)
«Путёвка в жизнь» — советский художественный фильм о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти, основанный на опыте подмосковной Болшевской трудовой коммуны . Первый советский художественный звуковой фильм. Премьера состоялась 1 июня 1931 года в снятом в аренду киностудией «Межрабпомфильм» для кинотеатра «Колосс» Большом зале Московской консерватории.
В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 странами.
В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение — отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних.
Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…
В ролях:
- Йыван Кырла — Мустафа «Ферт»
- Михаил Джагофаров — Колька «Свист», Николай Ребров
- Александр Новиков — Васька «Буза»
- Николай Баталов — Николай Иванович Сергеев, организатор трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников
- Мария Антропова — Мария Скрябина, детский социальный инспектор
- Михаил Жаров — Фомка Жиган, главарь шайки
- Мария Гонта — Лёлька «Мазиха»
- Владимир Весновский — отец Кольки
- Регина Янушкевич — мать Кольки
- Николай Гладков — Самгин, торговец-нэпман (нет в титрах)
- Владимир Уральский — заведующий распределителем деткомиссии ВЦИК (нет в титрах)
- Рина Зелёная — девушка из шайки Жигана (нет в титрах)
- Гликерия Богданова-Чеснокова — девушка из шайки Жигана (нет в титрах, эпизод был вырезан, остались только общие планы)
- Виктор Лазарев — беспризорник (нет в титрах)
- Георгий Жжёнов — беспризорник (нет в титрах)
- Николай Романов — беспризорник (нет в титрах)
- Василий Качалов — текст за кадром
Над фильмом работали:
- Авторы сценария: Николай Экк, Регина Янушкевич, Александр Столпер
- Режиссёр: Николай Экк
- Оператор: Василий Пронин
- Художники: Иван Степанов, А. Евмененко
- Звук: Евгений Нестеров
- Композитор: Яков Столляр