Детство и молодость в Великобритании
Александра Петровна Кропоткина родилась в 1887 году в Лондоне. Именно там в этот момент проживали ее родители: анархист Петр Кропоткин и его супруга Софья Ананьева-Рабинович. Если верить Вячеславу Маркину и Евгению Шанцеру, авторам издания «Петр Алексеевич Кропоткин. 1842-1921», чета назвала дочь Александрой в память о погибшем брате Кропоткина. Ребенок был долгожданным, поэтому неудивительно, что девочка всегда была окружена любовью и заботой. Часто бывая вдали от дочери, Петр Кропоткин слал ей трогательные письма. Впрочем, Александра ни отца, ни мать тоже не огорчала. Так, в издании «Встречи с прошлым» за 1984 год имеются упоминания Бернарда Шоу, с которым был дружен Кропоткин, о том, что «Саша много работает и хорошо сдает экзамены».
Впоследствии Александра Кропоткина посвятила свою жизнь журналистике. Тогда она и встретила своего будущего мужа. Бедный русский эмигрант Борис Лебедев работал в Лондоне корреспондентом московских газет, занимался переводами, в том числе и пьес Бернарда Шоу. Кропоткины с радостью приняли Лебедева в семью. Молодожены отвечали родителям взаимностью. Мало того, свою дочь Лебедевы назвали в честь дедушки Пьеррой. Об этом эпизоде из биографии Александры Кропоткиной пишет в своей книге «Неизвестный Кропоткин» и Вячеслав Маркин. Казалось бы, семейная жизнь Александры Кропоткиной, как и карьера, складывалась вполне успешно.
Служить бы рад, прислуживаться тошно!
В роду Кропоткиных достаточное количество родовитых предков. Фамилия Крапоткин (а именно такое написание фамилии было принято до 1917 года) происходит от прозвища современника Ивана III князя Дмитрия Васильевича Крапотки. Сам князь Петр Алексеевич был прямым потомком атамана запорожских казаков Ивана Сулимы. В 1862 году будущий революционер заканчивает Пажеский корпус и получает чин офицера. И вот, пожалуй, первый бунтарский шаг Петра Алексеевича – он добровольно отправляется в Сибирь для несения службы в казачьих частях. При дворе поступок был расценен как величайшая глупость.
Возвращение Кропоткина в Россию
После «Февральской революции» 1917 года ему разрешили вернуться в Россию, где его с большим энтузиазмом приняли современники. Ему предложили министерство образования, но он отказался, потому что любое принятие этого предложения противоречило бы его анархистским идеям. Он твердо верил в советы (советы солдат и рабочих), которые составят основу бесклассового общества. После захвата власти большевиками в октябре 1917 года его энтузиазм сменился разочарованием. По его словам, большевики показали, что революции не должно происходить, то есть авторитарными методами. Он посвятил последние годы своей жизни написанию « Истории этики» , которую так и не завершил.
Петр Алексеевич Кропоткин умер от воспаления легких 8 февраля 1921 года в городе Димитрове, Россия. Его похороны прошли в Москве с разрешения Ленина и их посетили тысячи человек. Это был также последний раз во времена Советского Союза, когда черный флаг анархизма демонстрировался в российской столице.
Советуем почитать: Владимир Ленин
Биография
Родился в Москве. Князь, происходит из древнего рода Рюриковичей, отец – генерал-майор. Среднее образование получил в 1-й Московской гимназии, окончил с отличием Пажеский корпус (1862), был произведён в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, в Амурском казачьем войске, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, в Маньчжурии, где занимается геологическими исследованиями; трудится в комиссиях – по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также над составлением проекта городского самоуправления, но постепенно закоренелая система бюрократии на местах похоронила идею реформистского преобразования, что глубоко задело П. А. Кропоткина. В 1867 он уходит в отставку и поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1868 был избран членом Русского географического общества.
В 1872 Кропоткин встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Интернационала (реальным лидером которой был Михаил Бакунин). По возвращению в Россию активно занимается пропагандой, является одним из инициаторов «хождения в народ», состоит в кружке «чайковцы». В 1874 был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В Петропавловской крепости по личному распоряжению Александра II П. А. Кропоткину были предоставлены бумага и перо для написания работы «Исследования о ледниковом периоде», в которых позже он обосновал ледниковую теорию – одну из важнейших в науках о Земле. В 1876 при помощи Степняка-Кравчинского бежал из тюремного госпиталя, покинул Россию и прожил в эмиграции более 40 лет. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. Во Франции осуждён на пять лет за проповедь анархизма. Три года провёл во французской тюрьме, но был амнистирован и уехал в Англию. Здесь он пишет большое количество работ, посвящённых теории анархизма и другим проблемам.
Вернулся в Россию в июне 1917, ответив отказом на предложение Керенского стать министром, заявив, что считает «ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, предложенной ему Временным правительством. П. А. Кропоткин был разочарован Февральской революцией, тягостное впечатление произвела и встреча с анархистами, грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с Лениным. После Октябрьской Революции, которую он встретил в целом положительно (он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов), Кропоткин переезжает в подмосковный Дмитров, где, несмотря на трудные условия жизни, продолжает работу над новой книгой. Развитие ситуации, красный террор и диктатура партии большевиков заставляет его более критически отнестись к революции.
В своих философских воззрениях Кропоткин был последователем Огюста Конта и Герберта Спенсера. Критически относился к «метафизической» традиции. Упрекал в «схоластике» представителей немецкого классического идеализма, в первую очередь Гегеля. На смену «отвлечённому философствованию», считал Кропоткин, должен прийти «истинно научный метод». Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.
Петр Кропоткин сделал выдающийся вклад в геологические и географические науки. Его деятельность началась с научных экспедиций в Сибири, позже он был секретарем Российского Географического общества.
Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений и ввел термин вечная мерзлота. Доклад о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи он сделал 21 марта 1874 года, а на следующий день был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в Петропавловскую крепость. В тюрьме ему было позволено читать и работать, и там он подготовил еще несколько трудов.
Умер Кропоткин в Дмитрове под Москвой 8 февраля 1921 года.
Оправданные опасения
Октябрьская революция застала Кропоткина в Москве. Он неоднозначно отнесся к происходящему: с одной стороны, он приветствовал факт свержения буржуазии, с другой, — опасался, что новые хозяева не захотят делиться своей властью, а уж тем более отдавать ее народу. По твердому убеждению Петра Алексеевича революция должна быть всенародной и внеклассовой. Большевики предложили Кропоткину кремлевскую квартиру, спецпаек, при этом Луначарский лично просил его жену Софью Григорьевну повлиять на мужа, чтобы тот принял помощь новой власти.
Не трудно догадаться, что и на этот раз Кропоткин взбунтовался и отверг предложение. Он перебирается в подмосковный Дмитров, и, несмотря на непростые условия жизни, продолжает активную деятельность и работу над новой книгой «Этикой». В 1921 году Петр Алексеевич тяжело заболевает. Ленин направляет к нему лучших врачей, ему предлагают усиленное питание и спецпаек. Однако от всех привилегий Кропоткин снова отказывается. Он умрет «незаметно», скромно, никому не доставив хлопот этой «процедурой». Прощаться с «известнейшим русским революционером» придут тысячи людей, а у его гроба будут стоять в почетном карауле выпущенные из тюрьмы друзья-анархисты.
« Почему за невесту надо давать приданое
Философия
Критика капитализма
Кропоткин указал на то, что он считал ошибками феодализма и капитализма. Он считал, что они создают бедность и искусственную нехватку и продвигают привилегии. Вместо этого он предложил более децентрализованную экономическую систему, основанную на взаимопомощи, взаимной поддержке и добровольном сотрудничестве. Он утверждал, что тенденции для такого рода организации уже существуют, как в эволюции, так и в человеческом обществе.
Кропоткин не соглашался с марксистской критикой капитализма, включая трудовую теорию стоимости, считая не было необходимой связи между выполненными работами и ценами на товары. Напротив, его атака на институт наемного труда была больше основана на власти работодателей над работниками, чем на извлечении прибавочной стоимости их труда. Кропоткин утверждал, что эта власть стала возможной благодаря защите государством частной собственности на производственные ресурсы.
Сотрудничество и конкуренция
В 1902 году Кропоткин опубликовал свою книгу Взаимопомощь: фактор эволюции., который дал альтернативный взгляд на выживание животных и человека. В то время некоторые «социальные дарвинисты », такие как Фрэнсис Гальтон, предложили теорию межличностной конкуренции и естественной иерархии. Вместо этого Кропоткин утверждал, что «именно эволюционный упор на сотрудничество, а не на конкуренцию в дарвиновском смысле, способствовал успеху видов, включая человека». В последней главе он писал:
В животном мире мы видели, что подавляющее большинство видов живет в обществах и что в общении они находят лучшее оружие для борьбы за жизнь: понимаемое, конечно, в ее в широком дарвиновском смысле — не как борьба за чистые средства существования, а как борьба со всеми природными условиями, неблагоприятными для вида. Виды животных, у которых индивидуальная борьба сведена к ее самым узким рамкам, а практика взаимопомощи достигла наибольшего развития, неизменно являются самыми многочисленными, наиболее процветающими, и наиболее открыты для дальнейшего прогресса. Взаимная защита, которая достигается в этом случае, возможность достижения старости и накопления опыта, более высокое интеллектуальное развитие и дальнейшее развитие социальных привычек обеспечивают сохранение вида, его расширение и дальнейшую прогрессивную эволюцию. Нежелательные же виды, напротив, обречены на распад.
Виды анархизма
Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.
Базовый принцип анархо-индивидуализма заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.
Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.
Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.
Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.
Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.
9 марта 2021
Подпишитесь на нас
Почти по Дюма
В марте 1874 года Кропоткин выступает в Географическом обществе с докладом, в котором излагает свои умозаключения по поводу существовавшей ледниковой эпохи. Доклад становится сенсацией. На следующий день Кропоткина арестовывают, но не за доклад, а за членство в революционном кружке. Арестанта направляют в Петропавловскую крепость. По личному велению Александра II, который высоко ценил ученую работу Кропоткина, в камеру доставляют перо и бумагу, а также создают условия, чтобы узник мог писать. Именно здесь Петр Алексеевич формулирует обоснование своей ледниковой теории «Исследования о ледниковом периоде». Напряженная работа и условия содержания негативно отражаются на здоровье заключенного и его с симптомами цинги переводят в арестантский госпиталь, откуда Кропоткин сбегает летом 1876 года и эмигрирует из России.
Петр Кропоткин Алексеевич краткая биография
Аристократ Петр Кропоткин родился 27 ноября 1842 года ( 9 декабря 1842 года по григорианскому календарю ) в Москве. Он был сыном смоленского князя Алексея Петровича Кропоткина, имевшего на работе большие имения и 1200 рабовладельцев. Его мать была дочерью казачьего генерала. В 1857 году в возрасте 14 лет он присоединился к элите последователей, которые готовили детей русской аристократии к военной карьере. Он оставался в Санкт-Петербурге, где располагалось военное училище до 1862 года, после чего он присоединился к русской армии.
Во время своего ученичества, помимо жестокого и бесчеловечного военного обучения, он самостоятельно изучал французские энциклопедии и историю Франции и познакомился с либеральными духами, которые в то время ощущали свое присутствие в России. Он ценил решение царя Александра II отменить рабство в 1861 году, но сомневался в последовавшей за ним «либеральной репутации».
С 1862 по 1867 год служил офицером в Сибири. Параллельно с военными обязанностями он изучал животный мир местности и занимался географическими исследованиями. Во время пребывания в Сибири он изучал книги французского анархиста Пьера-Жозефа Прудона, английского либерального мыслителя Джона Стюарта Милля и соотечественника интеллектуала Александра Герцена, «отца русского социализма», каким он был. Эти духовные поиски в сочетании с его опытом положения крестьян в Сибири заставили его в 1872 году объявить, что он анархист.
В 1867 году он уволился из армии, что вызвало недовольство его отца. Он поступил в Санкт-Петербургский университет изучать математику и одновременно продолжил географические исследования в Швеции и Финляндии за счет Русской географической службы. Результаты его исследований сразу же обеспечили ему признание и проложили путь к блестящей научной карьере. Однако в 1871 году он ушел с поста генерального секретаря Русского географического общества и, отказавшись от унаследованного им титула князя, посвятил свою жизнь делу социальной справедливости.
В марте 1874 г. он был арестован за подрывную деятельность и заключен в тюрьму. Благодаря своему аристократическому происхождению он получил ряд привилегий, в том числе продолжение своей научной работы. Летом 1876 года, незадолго до суда, он сбежал с помощью своих друзей. В ту же ночь он повеселился со своими друзьями в роскошном ресторане в Санкт-Петербурге, справедливо полагая, что полиция его там искать не будет.
На следующий день он сел на корабль, направлявшийся в Англию. После непродолжительного пребывания в Халле он вернулся в Швейцарию и в 1878 году взял на себя руководство газетой своих знакомых, часовщика Jura Le Révolté ( «Революционер» ), и в то же время опубликовал различные революционные брошюры.
После убийства царя Александра II ( 1 марта 1881 г.) народником Николаем Рисаковым он был депортирован по просьбе правительства России. Он переехал во Францию, где был арестован и заключен в тюрьму на три года по обвинению в революционной деятельности. Он был освобожден в 1886 году и поселился в Англии, где оставался в течение следующих тридцати лет.
«Явная уголовщина»
11 апреля 1918 года на заседании ВЧК был утверждён план ликвидации анархистских точек. Действовать решили безотлагательно — в ту же ночь.
В операции участвовали чекистские подразделения, 4-й Видземский полк латышских стрелков и 1-й автоброневой отряд ВЦИК, а также части Московского гарнизона. Отряды чекистов и красноармейцев одновременно окружили занятые анархистами особняки, выставили против них броневики и потребовали сдать оружие и освободить помещения. Благодаря численному превосходству чекисты подавили сопротивление анархистов за несколько часов.
- Феликс Дзержинский среди ответственных работников ВЧК. Слева направо: Сергей Уралов, Константин Волобуев, Михаил Васильев-Южин, Феликс Дзержинский, Иван Ксенофонтов, Григорий Мороз, Василий Савинов
- РИА Новости
На следующий день, 12 апреля, в газете «Правда» появилось сообщение о ночных событиях: «…Большинство особняков после самого незначительного сопротивления сдались и выдали оружие. Отчаянное сопротивление оказали засевшие в доме «Анархия» на Малой Дмитровке, на Поварской улице, в доме №9, в особняке Цейтлина и на Донской улице. На Поварской улице пришлось взорвать ворота, и только тогда осаждённые сдались и выдали оружие. На Малой Дмитровке анархисты, видимо, знали о предстоящем разоружении и приготовились к обороне: были выставлены пулемёты в окнах и на крышах соседних домов, расставлены часовые и даже поставлено горное орудие. На предложение сдаться раздались ружейные выстрелы, было брошено несколько бомб. После оживлённой перестрелки со стороны анархистов раздался рёв пушки. Тогда решено было обстрелять дома, где они засели, артиллерией. Первыми же выстрелами было сбито выставленное анархистами горное орудие, вторыми разбит подъезд дома «Анархия», ещё несколько снарядов — и осаждённые сдались».
По итогам ночной операции были убиты или ранены около 30 анархистов, среди чекистов ранения получили 12 человек.
Также по теме
«Отцы национализма»: как товарищество «сечевых стрельцов» повлияло на украинскую идеологию
Украинское войсковое формирование «Сечевые стрельцы» было образовано на Галичине 18 марта 1913 года. На его базе австро-венгерские…
Британский дипломат и тайный агент Брюс Локхарт так описывал освобождённые особняки: «На Поварской, где раньше жили богатые купцы, мы заходили из дома в дом. Грязь была неописуемая. Пол был завален разбитыми бутылками, роскошные потолки изрешечены пулями. Бесценные картины изрезаны саблями. Трупы валялись где кто упал. Среди них были офицеры в гвардейской форме, студенты — 20-летние мальчики и люди, которые, по всей видимости, принадлежали к преступному элементу, выпущенному революцией из тюрем. Это было незабываемое зрелище. Большевики сделали первый шаг к восстановлению дисциплины».
Около 400 арестованных анархистов через некоторое время доставили на допрос в Кремль. Их состав оказался весьма разношёрстным: здесь были женщины, подростки, а также люди с сомнительной репутацией — уголовники и бывшие заключённые.
Двенадцать анархистов приговорили к расстрелу, остальных перевели в Бутырскую тюрьму. Как пишет Ратьковский, те, кто получил высшую меру, представляли для населения «яркий пример срастания анархизма с явной уголовщиной».
В частности, историк упоминает руководителя группы «Граком» по фамилии Лапшин-Липковиц.
«Он, согласно следственным материалам, стремясь получить признание о спрятанных ценностях, практиковал скальпирование жертв с дальнейшим поливанием одеколоном и другие виды пыток», — говорится в книге «Дзержинский. От «Астронома» до «Железного Феликса».
Разоружение анархистов в Москве послужило толчком к проведению подобных акций по всей стране.
Приехавший в 1919 году в Россию английский писатель Герберт Уэллс так охарактеризовал апрельские события: «Бандитизм был поставлен к стенке в Москве весной 1918 года».
Петр Алексеевич Кропоткин: биография и вклад в историю
Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) – русский анархист и революционер, один из наиболее влиятельных представителей анархистского движения. Родился в знатной семье и получил высшее образование. Однако его убеждения против политической системы России привели к его революционной деятельности в юности. В 1872 году Кропоткин был арестован и осужден на жизнь, но сумел бежать из России и провел последующие годы в эмиграции в Швейцарии, Англии и Франции.
Кропоткин был убежденным анархистом, который призывал к отмене всех государственных структур и созданию анархистского общества. Он также активно пропагандировал теорию экономического взаимодействия между людьми и абсолютную свободу личности
Кропоткин признавал важность прямой демократии и революционного насилия как средства достижения политической цели
Кропоткин стал знаменитым своими книгами, в которых он осуждал капитализм и предлагал анархистское общество как альтернативу. В его произведениях «Взаимная помощь», «Этика анархии», «Семикняжие во Франции», он опровергал социальный дарвинизм и доказывал преимущества кооперации и сотрудничества.
- Кропоткин внес значительный вклад в историю анархистского движения, став одним из наиболее известных и влиятельных анархистов в мире.
- Он призывал к свободе личности и экономическому равенству, а также активно пропагандировал прямую демократию и революционное насилие как средства борьбы.
- Книги Кропоткина посвящены пропаганде анархизма и опроверганию теорий социального дарвинизма.
Жизнь и творчество Кропоткина продолжают влиять на многие социальные движения в разных странах мира до сих пор. Он стал символом свободы и борьбы против несправедливой власти, а его идеи о свободе и равенстве продолжают вдохновлять многих людей в мире к изменению социальной системы.
Идеи анархизма
Анархистский идеал – это:
-
отсутствие власти;
-
свобода от принуждения;
-
свобода ассоциаций;
-
взаимопомощь;
-
разнообразие;
-
равенство;
-
братство.
Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.
Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.
Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.
По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.
Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.
Клитовченко Петр Федорович
Старейший собор города Кропоткина с приходом отца Петра, начал играть заметную роль в жизни не только горожан, но и жителей окрестных станиц. Собор требовал большого ремонта. С 1977 года, благодаря усилиям отца Петра, начались ремонтно-реставрационные работы внешнего и внутреннего убранства собора. За два года, ценой больших усилий настоятеля собора была смонтирована система отопления и газовая котельная, проведены малярные работы, построена крестильня и подсобные помещения с пекарней. Московский художник-реставратор сделал купольную и настенную роспись, реставрацию алтарной части.
В 1986 году отец Петр был назначен настоятелем главного собора Кубани Свято-Екатерининского (город Краснодар).
В 1987 году переведен настоятелем в Свято-Троицкий храм города Армавира.
В 1991 году указом владыки Исидора протоиерей Петр переведен в город Кропоткин. С его возвращением для Свято-Покровского собора был приобретен набор колоколов, обновлен иконостас и многие иконы на стенах собора, завершено перекрытие куполов медными листами и произведена позолота крестов на куполах. Стараниями отца Петра при храме возродилась воскресная школа для детей и взрослых.
Более 30 лет отец Петр настоятельствовал в Свято-Покровском соборе города Кропоткина.
В 2006 году с благословения митрополита Исидора в сосновом бору на территории микрорайона-1, построен храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Нарек его именем этим отец Петр — вдохновитель и организатор строительства, а с 2008 года и настоятель этого храма.
Усердными трудами благочинного церквей Кропоткинского округа митрофорного протоиерея отца Петра, построены и обновлены храмы, возведены колокольни и поклонные кресты не только на территории Кропоткинского благочиния, но и в других благочиннических округах.
В память о своей матушке, он построил на кладбище города Кропоткина часовню в честь святой Елисаветы.
Протоиерей Петр за многолетнее служение и полезные труды на благо Православия был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, двумя орденами преподобного Серафима Саровского II и III степеней, приказом атамана Международного Союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское» награжден Крестом «За возрождение Российского Казачества». В 2001 году Клитовченко Петру Федоровичу присвоено звание «Ветеран труда».
Усердные труды отца Петра находят поддержку у районных и городских властей. В 2002 году ему вручена премия краевой газеты «Вольная Кубань» в номинации «Человек года», в 2017 году в номинации «Духовное имя Кубани» удостоен почетного титула «Духовное имя района».
Здравствуй, Россия, я вернулся!
В 1917 году в возрасте 74 лет Петр Алексеевич Кропоткин возвращается в Россию, где он со свойственной ему энергией погружается в водоворот событий. В печати широко освещается это событие. Многочисленные новые общества и комитеты пытаются заполучить Кропоткина в почетные члены. В июле, после признания «неограниченных полномочий и неограниченной власти» Временного правительства начинаются аресты большевиков. Керенский предлагает «старому эмигранту» войти в состав Временного правительства, предлагая любой пост на выбор. Кропоткин отвечает отказом. Он также отвергает предложение ежегодной пенсии, которую предлагает ему новая власть. Несмотря на это, в целом он поддерживает Временное правительство, хотя российские анархисты, «грубые развязные молодые люди», действующие по принципу вседозволенности, крайне разочаровали Петра Алексеевича.
Le Revolte
Великолепный французский позволяет Кропоткину вести активную агитацию и пропаганду. В 1879 году он выпускает газету «Бунтарь» («Le Revolte»). Через два года швейцарские власти по настоятельной рекомендации Москвы, объявляют Кропоткина «опасным революционером» и выдают предписание на выезд из страны. Петр Алексеевич перебирается во Францию. Через год его арестовывают по обвинениям в причастности к организации лионских взрывов. Кропоткина приговаривают к пятилетнему тюремному заключению. Год тюрьмы оборачивается для него значительным ухудшением здоровья, но только в 1886 году он получает свободу благодаря «заступничеству» левых депутатов и петициям общественников.
Детство и юность
Петр родился в Москве 9 декабря 1842 года в дворянской семье. Родословная Кропоткиных насчитывала 13 поколений. Она принадлежала к царственной династии Рюриковичей. Род прославился, благодаря смоленскому князю Дмитрию с прозвищем Кропотка, который был на службе Ивана Грозного.
Отец князь Алексей Петрович Кропоткин – генерал-майор, известный дворянин. Был крупным помещиком, владел тремя крупными имениями. Мать, Екатерина Николаевна Сулима, была дочерью генерала. Дед – выходец из запорожских казаков участвовал в Отечественной войне 1812 года. Мать была образованной женщиной и обладала добрым характером. Ее любили и уважали дворовые люди. Она умерла, когда сыну шел 4 год.
Детские годы Петр провел в имении отца. Он рос и формировал свой характер под влиянием двух разных кругов. Являясь представителем дворянства, он с состраданием и уважением относился к труду крестьян.
Домашним воспитанием мальчика занимался его старший брат Александр и его учитель, а по совместительству студент университета А.П. Смирнов. Дружба и близость с братом продолжалась долгие годы.
В 1853 году был отправлен в Первую Московскую гимназию, где получил среднее образование. Затем в возрасте 15 лет был зачислен в Пажеский корпус. Это заведение считалось лучшим военным училищем
Особое внимание преподавателей было направлено на естественные науки, обучение иностранным языкам, экономике и политике, а также дополнительному образованию: этикету, танцам и езде на лошадях
Еще находясь в стенах учебного заведения, у юного Петра сформировалась стойкая критическая оценка действительности. Он понимал, что антикрепостнические настроения в обществе растут и скоро должны грянуть изменения. После подписания царского манифеста об отмене крепостного права он утвердился в том, что он должен способствовать развитию либерализма в стране.
Петр Кропоткин в молодости
Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно
Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).
Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.
Михаил Бакунин
Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.
Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.
Петр Кропоткин
Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.
Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.
Нестор Махно (1888-1934) – украинский революционер-анархист. Во время гражданской войны 1917-1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией Украины. В родном городе Гуляйполе он объединил вокруг себя местных жителей, у которых пользовался большим авторитетом.
Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.
Нестор Махно. РИА «Новости
С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.
Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.
История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.
Анархия Петра Кропоткина
В теории анархо-коммунизма, на основе которой частная собственность и неравные доходы будут заменены свободным распоряжением товарами и услугами, Кропоткин сделал большой скачок в развитии анархистской экономической мысли. Он заменил принцип оплаты труда принципом удовлетворения потребностей. Каждый оценивал свои потребности и получал с общих складов все, что считал необходимым. Кропоткин представлял себе общество, в котором люди будут выполнять как физический, так и умственный труд. Члены каждого кооперативного сообщества будут работать с 20-го по 40-й год. Четырех-пяти часов в день было бы достаточно для комфортной жизни, а разделение труда дало бы возможность для множества приятных занятий.
Чтобы подготовить людей к этой счастливой жизни, Кропоткин основывал свои надежды на обучении детей, которое будет развивать их умственные и физические способности
В нем особое внимание уделялось гуманитарным наукам и основным принципам математики и естествознания. Обучение будет основано не только на книгах, но и на обучении в сельской местности с непосредственным наблюдением и действием
Основу книги составляют статьи, написанные Кропоткиным для французских газет «Le Révolté» («Бунтовщик») и «La Révolte» («Бунт»)
Он считал, что в будущем анархическом мире, который будет основан на взаимопомощи, с антиобщественным поведением будут бороться не закон и тюремное заключение, а человеческое понимание и моральное принуждение сообщества.
Кропоткин прославился больше своими сочинениями, чем своими действиями, хотя сначала он отправился в авантюрное путешествие как революционер, которое он описывает в своей автобиографии « Мемуары революционера» (1899). Его жизнь была образцом высоких моральных целей и сочетания интеллекта и действия, которым он учил на всех уровнях. Он не проявлял эгоизма, двуличия, страсти к власти, событий, которые повредили имиджу многих других революционеров.
По этим причинам им восхищались не только его товарищи, но и многие, что обозначение «анархист» означало не что иное, как убийство кинжалом или бомбой. Оскар Уайльд считал его одним из двух по-настоящему счастливых людей, которых он когда-либо встречал.