Василий меркурьев

Страницы творческой биографии

  1. 1923 год. Меркурьев по комсомольской путевке отправляется поступать в Петроградский Институт сценических искусств. Педагог курса Леонид Вивьен приглашает его к себе в труппу. Через год студент впервые снимается в кино в крошечном эпизоде.
  2. 1926 год. Завершение учебы. Первая роль на большой сцене — отставной унтер в постановке «Правда — хорошо, а счастье лучше». Юношу приглашают в Ленинградский театр стажеров.
  3. 1928 год. Меркурьев гастролирует по всей стране с Театром актерского мастерства.
  4. 1932 год. Сезон в Самаре. Меркурьев ставит спектакль «Правда Барабошевых». Вивьен приглашает любимого ученика в Театр Красной Армии. Одновременно начинается его педагогическая деятельность.
  5. 1934 год. Актер встречает свою судьбу — актрису и режиссера Ирину Мейерхольд. Супруги вдвоем набирают курс.
  6. 1937 год. Переход в Пушкинский театр драмы, окончательный и на всю жизнь. Зрители тепло принимают его режиссерские работы: «Чапаев», «Мещане», «Три сестры».
  7. 1941 год. Эвакуация в Новосибирск, где Василий Васильевич до 1943 года работает в ТЮЗе художественным руководителем.
  8. 1944 год. Возвращение в Ленинград.
  9. 1945 год. Премьера «Небесного тихохода» приносит настоящую всенародную известность и славу. Весельчак и балагур лейтенант Туча стал любимцем зрителей: его узнавали и окружали на улицах целыми толпами. Друзья шутили, что из-за Меркурьева стоят трамваи.
  10. 1947 год. Съемки в «Золушке» добавляют актеру популярности. Сказку смотрит и любит не одно поколение зрителей. Фильм «Глинка» приносит Меркурьеву очередную награду — Сталинскую премию. Государство высоко оценивает его заслуги присуждением звания заслуженного артиста РСФСР.
  11. 1949 год. Работа в «Повести о настоящем человеке» также отмечена Сталинской премией. В следующем году Василий Васильевич становится профессором института театра, музыки и кинематографии. За выдающиеся заслуги в искусстве получает Орден Трудового Красного Знамени.
  12. 1952 год. Участие в картине «Донецкие шахтеры» приносит актеру третью Сталинскую премию. Приглашения на съемки следуют одно за другим. Чаще всего предлагают комедийных персонажей, которые так полюбились народу.
  13. 1954 год. Выходит в прокат один из самых известных его фильмов — «Верные друзья». О разноплановости мастера сцены говорят его следующие работы: Мальволио в Двенадцатой ночи» и боцмана Догайло в «Танкере «Дербент».
  14. 1955 год. Меркурьев удостаивается звания народного артиста РСФСР.
  15. 1957 год. Драма «Летят журавли» с его участием получает главный приз кинофестиваля в Каннах — «Золотую пальмовую ветвь».
  16. 1960 год. Получает почетное звание Народный артист СССР.
  17. 1974 год. К семидесятилетию и за большие заслуги в театральной деятельности Меркурьеву вручается орден Ленина.
  18. 1976 год. Ирина Мейерхольд специально для мужа запускает спектакль «Рембрандт». У него начинаются проблемы со здоровьем, но сцена не отпускает. Меркурьев играет Бурцева в пьесе «Пока бьется сердце», и это название становится почти символичным для него.
  19. 1978 год. До премьеры спектакля «Рембрандт» остается несколько дней, когда его везут в больницу прямо с репетиции. 12 мая великого мастера сцены не стало. Похоронен Меркурьев на Волковском кладбище. По его завещанию вместо траурного марша звучит любимая песня в исполнении Федора Шаляпина.
  20. 1979 год. Государственная премия имени К.С. Станиславского за спектакль «Пока бьется сердце» присуждается народному любимцу посмертно.

Актер Василий Меркурьев

Фильмография

  • 1945 — «Небесный тихоход»
  • 1946 — «Глинка»
  • 1947 — «Золушка»
  • 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
  • 1950 — «Донецкие шахтеры»
  • 1954 — «Верные друзья»
  • 1954 — «Мы с вами где-то встречались»
  • 1955 — «Двенадцатая ночь»
  • 1956 — «На подмостках сцены»
  • 1957 — «Летят журавли»
  • 1960 — «Повесть пламенных лет»
  • 1969 — «Дворянское гнездо»
  • 1970 — «Семь невест ефрейтора Збруева»
  • 1972 — «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
  • 1973 — «Москва — Кассиопея»
  • 1975 — «Ксения, любимая жена Федора»

фото: https://24smi.org Петр (справа) с родителями

Удивительно, но Петр Меркурьев, родившийся в знаменитой актерской семье, никогда не мечтал стать актером, но снимался всю жизнь.

Замечательный актер Петр Меркурьев был внуком Всеволода Мейерхольда и сыном гениального Василия Меркурьева, которого знаем по фильмам «Верные друзья», Небесный тихоход», «Летят журавли» и многих других. У него немало главных ролей, запомнившихся и полюбившихся зрителям.

фото: https://avatars.mds.yandex.net Меркурьев-старший (справа) в фильме «Верные друзья»

Но далеко не все вспомнят роли Петра, его сына, внешне похожего на своего деда В. Мейерхольда.

Благодаря этой схожести (дед и внук все-таки) Меркурьев младший в двух фильмах играл собственного деда («Есенин» и «Я – актриса»).

фото: http://fb.ru Петр Меркурьев (слева) в фильме «Есенин»

Петр был очень талантливым человеком, и талант его был многогранен. Он прекрасный музыковед, работал в хоровых студиях, в газете «Музыкальное обозрение». Учился в двух музыкальных училищах, а потом в Харьковском институте искусств (дирижерское отделение). Он всю жизнь посвятил музыке. Но при этом снимался в кино, у него почти семьдесят ролей, в основном эпизодических.

Уже подростком Петр определился с профессией – только музыка и все, что с ней связано. Однако уже в пятнадцать, благодаря случаю, снялся в фильме «Невские мелодии» (1958 год). Подросток согласился, не известив отца, который был тогда на гастролях. Уже потом Василий Меркурьев одобрит работу сына, со всей искренностью похвалит его. Но молодой человек останется предан музыке.

Наверное, Петр Меркурьев думал, что на этом его актерская карьера завершена. Но его стали приглашать на небольшие роли. Он соглашался, но любимое дело – музыку – никогда не оставлял.

У него много эпизодических ролей, в том числе и «Мы из джаза». Снимался в фильмах «Бригада», «Охота на изюбря», где сыграл профессора, была у него небольшая роль и в фильме «Ликвидация».

фото: http://lostpic.net «Мы из Джаза» (П.Меркурьев справа)

Кино присутствовало в его жизни всегда, не отпускало его, хотя он не считал себя великим актером, каким был его отец.

Мало что известно о его личной жизни, говорят, что она у него не сложилась, он поэтому весь был в работе. А вообще запомнился человеком добродушным, светлым. Он, несомненно, был талантлив, но никогда не козырял своим талантом, жил без малейшего налета звездности. Даже своим знаменитым происхождением никогда не пользовался, считая, что все должен сам.

фото: https://muzobozrenie.ru

Петр Меркурьев умер в 2010 году, ему было 67 лет.

  • https://24smi.org/celebrity/16654-vasilii-merkurev.html
  • https://zen.yandex.com/media/kinoklub/kak-slojilas-jizn-petra-merkureva-syna-znamenitogo-sovetskogo-aktera-vasiliia-merkureva-5cda3086849658051f76ac2d

Фильмография

  • 1958 — Невские мелодии — Игорь
  • 1965 — Сердце матери — заключённый (нет в титрах)
  • 1966 — Не забудь… станция Луговая — Близорукий
  • 1969 — Князь Игорь — Ерошка
  • 1971 — Шутите? (новелла «Вандербуль бежит за горизонт») — отец Вандербуля
  • 1971 — Мальчики — милиционер
  • 1971 — Дорога на Рюбецаль — немец
  • 1971 — Драма из старинной жизни
  • 1971 — Достояние республики — фотограф
  • 1972 — Дела давно минувших дней… — Кемберовский
  • 1973 — Москва — Кассиопея — академик Курочкин
  • 1973 — Чиполлино — синьор Петрушка, воспитатель графа Вишни
  • 1973 — Берега
  • 1973 — Дела сердечные — ресторанный выпивоха
  • 1974 — Отроки во Вселенной — Курочкин
  • 1975 — Звезда пленительного счастья — декабрист
  • 1975 — Они сражались за Родину — Раколов
  • 1976 — Опровержение — Альберт, сотрудник редакции (озвучил Артём Карапетян)
  • 1978 — Дуэнья — монах
  • 1978 — Супруги Орловы — Студент Харитонов
  • 1979 — В одно прекрасное детство — клоун Анатолий Дуров
  • 1979 — Забудьте слово «смерть» — Кальянов
  • 1980 — Коней на переправе не меняют — участник совещания (нет в титрах)
  • 1980 — Я — актриса — Мейерхольд
  • 1981 — Будем ждать, возвращайся — Савелий
  • 1982 — Нас венчали не в церкви — реакционер, попутчик Синегуба в поезде
  • 1983 — Прости меня, Алёша
  • 1983 — Мы из джаза — Егор
  • 1983 — Одиноким предоставляется общежитие — гость на новогоднем празднике
  • 1984 — Рассмешите клоуна — спутник Гали на представлении
  • 1984 — Мёртвые души — Иван Иванович-Кувшинное рыло
  • 1985 — Иди и смотри — Глеб Васильевич
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле — дирижёр
  • 1986 — Михайло Ломоносов — учитель младшего класса Фары в Спасской школе
  • 1987 — Акселератка — Красновязов
  • 1987 — Забытая мелодия для флейты — дирижёр Тамбовского хора
  • 1987 — В Крыму не всегда лето — Прошенко
  • 1988 — Фантазёр
  • 1988 — Защитник Седов — четвёртый заключённый
  • 1989 — Филипп Траум — Фишер, органист
  • 1991 — Человек со свалки — Ефим Осипов
  • 1992 — Грех — заведующий автобазы
  • 1993 — Приговор
  • 1993 — Сны — гипнотизёр Ренуар
  • 1994 — Незабудки — отец Софьи Михайловны
  • 1995 — Ширли-мырли — гость на свадьбе
  • 1996 — Ревизор — Христиан Иванович Гибнер
  • 1999 — Не послать ли нам… гонца? — врач-психиатр
  • 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  • 2002 — Бригада — профессор
  • 2002 — Дружная семейка — директор зоопарка
  • 2003 — Последний поезд — почтальон Крейцер
  • 2004 — Долгое прощание — завлит театра, Борис Миронович Маревин (Боб)
  • 2005 — Есенин — Мейерхольд
  • 2005 — Охота на изюбря
  • 2007 — Завещание Ленина — преподаватель
  • 2007 — Ликвидация — Петюня
  • 2008 — Вероника не придёт — Григорий Августович (обитатель дома престарелых)
  • 2008 — Трудно быть богом — Гур
  • 2008 — Застава Жилина — Иван Герасимович, сосед Жилиных по квартире
  • 2008 — Золушка 4×4. Всё начинается с желаний — отец Золушки
  • 2009 — Исаев — заведующий отделом рекламы
  • 2009 — Аптекарь (реж. Баршак Александр) — дядя Коля
  • 2011— Чокнутая — архивариус

Семейная история

Меркурьев рос в многодетной семье. Братья актера:

  • Леонид (1896—1915) — воевал в Первую мировую войну, где и погиб.
  • Александр (1898—1942) — руководил хлебозаводом, умер от истощения в блокаду.
  • Евгений (1900) — музыкант. После революции 1917 года с братом матери Генрихом покинул Россию.
  • Пётр (1906—1940) — инженер большого завода. Попал под сталинские репрессии и скончался в тюрьме.
  • Владимир — умер в девятилетнем возрасте.

Актер был дважды женат:

  • Антонина Павловна Павлычева (1900-1977) — однокурсница Меркурьева, брак продлился 10 лет.
  • Ирина Всеволодовна Мейерхольд (1905-1981) — дочь знаменитого режиссера В.Э. Мейерхольда, актриса и режиссер. Супруги 44 года были вместе.

Первая жена — Антонина Павлычева

Дети Меркурьева:

  • Анна (1935 г.р.)
  • Екатерина (1940 г.р.)
  • Петр (1943—2010) — музыкант, хоровой дирижер, актер, журналист. Сыграл в кино более 80-ти ролей.

Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд

Дети погибшего брата Петра, жившие у Меркурьева:

  • Виталий.
  • Евгений — киноактер. Играл в сериале «Каменская», «Мастер и Маргарита».
  • Наталья.

По дороге из эвакуации прибавилось еще двое малышей, которые потерялись в войну, и Ирина Всеволодовна забрала их с собой. В 1947 году после радиопередачи, в которой Василий Васильевич упоминает про это обстоятельство, нашлась родная мама детей.

Василий Меркурьев с детьми

Детьми Меркурьева были и его студенты, к которым он относился тепло и заботливо. В трудные послевоенные годы репетиции в мастерской не начинались, пока ученики не будут накормлены. Любви Василия Васильевича хватало на всех.

ШТУРМ «ЗОЛОТОГО ХРАМА»

В военном отношении эта операция оказалась успешной: экстремистов удалось выбить из храма. Но в глазах общественности она потерпела неудачу. Один из биографов Индиры Ганди так описывает реакцию местного населения на штурм «Золотого храма»: «Для большинства сикхов военная акция, в результате которой храм сильно пострадал, усугублялась большим количеством человеческих жертв. Сикхские террористы поклялись отомстить. Не проходило дня, чтобы они не угрожали смертью премьер-министру, ее сыну и внукам».

Индира Ганди не сомневалась, что ее жизнь в опасности

Премьер-министру не раз предлагали убрать из личной охраны всех сикхов, но эта мера предосторожности, по-видимому, показалась главе правительства излишней

Беант Сингх служил в охране премьер-министра около десяти лет и сопровождал Индиру Ганди в нескольких поездках за границу. Но она не знала о том, что Беант Сингх имел тесные связи с группой сикхских экстремистов — с теми, кто поклялся отомстить за осквернение «Золотого храма». Неудивительно, что этот человек оказался самой подходящей кандидатурой на роль убийцы Индиры Ганди.

Религиозный фанатизм оказался сильнее личной преданности: Беант Сингх согласился выполнить задание заговорщиков. Он нашел соучастника в лице Сатванта Сингха, молодого полицейского, недавно зачисленного в службу безопасности премьер-министра.

Индира Ганди понимала, что ее жизни угрожает опасность. 30 октября 1984 года, за день до гибели, она говорила: «Сегодня я жива, а завтра, может быть, и нет… Но каждая капля моей крови принадлежит Индии». Это были слова, произнесенные мужественным и благородным человеком.

На утро 31 октября у премьер-министра была запланирована встреча, которой Индира Ганди ожидала с особым удовольствием, — телеинтервью с известным английским писателем, драматургом и актером Питером Устиновым. Она долго выбирала наряд, остановившись на шафранового цвета платье, которое, по ее мнению, должно было эффектно смотреться на экране. Поколебавшись, сняла пуленепробиваемый жилет, посчитав, что он ее полнит. Простительное в иной ситуации проявление чисто женского тщеславия на этот раз стало фатальным.

Беант Сингх и Сатвант Сингх стояли на одном из постов, расположенных вдоль дорожки, ведущей из резиденции премьер-министра к ее офису. Именно туда и направлялась в сопровождении охраны Индира Ганди. Подойдя к охранникам-сикхам, она приветливо улыбнулась. Выхватив пистолет, Беант Сингх трижды выстрелил в премьер-министра. Одновременно Сатвант Сингх прошил тело Индиры Ганди автоматной очередью. Убийцы были тут же схвачены открывшей ответную стрельбу охраной. Беант Сингх закричал: «Я сделал, что хотел. Теперь вы делайте, что хотите». Ему не удалось увернуться от пуль — одна оказалась смертельной. Второй убийца был ранен, но выжил.

В то время как Индира Ганди умирала от пуль собственных телохранителей, Питер Устинов и его съемочная группа ожидали встречи с премьер-министром. Один из этих людей вспоминает: «Я услышал три одиночных выстрела, а затем автоматную очередь. Видно, убийцам хотелось выполнить свою зада

чу на все сто процентов. Они не оставили жертве ни единого шанса…»

Взрывом возмущения ответила Индия на злодейское убийство премьер-министра. Народный гнев обрушился на сикхов. По всей стране прокатилась волна стихийных выступлений против сикхских экстремистов, сопровождаемая насилием. Власти пытались защитить невиновных, но в течение последующих недель жертвами бесчинств стали сотни жителей Пенджаба. Правительство так и не узнало, кто отдал приказ убить Индиру Ганди. Многие до сих пор уверены в том, что это дело рук двух фанатиков-одиночек.

В историю своей страны Индира Ганди вошла не только как первая женщина, возглавлявшая в течение нескольких лет правительство Индии. Умный и энергичный политик, она много сделала для укрепления международного авторитета государства, ставшего одним из лидеров Движения неприсоединения к военным блокам. И сегодня имя Индиры Ганди с уважением произносится на ее родине и во всем мире.

Театр

Вскоре после окончания театрального вуза Василия позвали в Театр стажеров, где ему доверили роль Силы Грозного. С ней артист не расставался до конца дней, а вот труппу покинул уже спустя 2 года по приглашению своего мастера.

Леонид Вивьен решил объединиться с талантливыми учениками, чтобы организовать Театр актерского мастерства. Но и на этой сцене исполнитель играл недолго, вскоре примкнул к Самарскому краевому театру. Там Меркурьев попробовал силы в качестве режиссера — поставил спектакль «Правда Барабошевых».

Василий Меркурьев в молодости /

После того как в 1933 году Вивьен стал художественным руководителем Театра Красной армии, он вновь позвал к себе ученика. Некоторое время театр существовал в качестве передвижного, а позже произошло объединение с труппой Театра имени ЛОСПС.

В 1937-м Василий Васильевич перешел в Театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина следом за учителем, где тот стал главным режиссером. Спустя год после закрытия своего театра Мейерхольд поставил на сцене «Пушкинского» спектакль «Маскарад», доверив Меркурьеву играть Казарина.

Грянувшая Великая Отечественная война заставила артиста перевезти огромную семью из 11 человек в Сибирь. В Нарыме Томской области он 2 года руководил театром, а с 1944-го по 1945-й был худруком новосибирского ТЮЗа.

Из эвакуации артист вернулся в послевоенный Ленинград и продолжил выходить на театральные подмостки. Особой популярностью у театралов города пользовались спектакли «Высокая волна» и «Сын века», где любимый артист перевоплощался в драматические образы.

Гастроли

Регулярно участвует в международных гала-концертах, в частности, выступал в концертных программах «Роберто Болле и его друзья», «Владимир Малахов и его друзья». Является одним из постоянных партнеров Светланы Захаровой, с которой много выступает за рубежом.
В концерте под эгидой Малахова (Япония, 2004 г.) выступал с Полиной Семионовой, исполнив па де де из «Спящей красавицы» и «Па де де Чайковского» (хореография Дж. Баланчина).
Снимался для традиционного венского новогоднего концерта (замок Эггенберг близ Граца, 2003 г., прямая трансляция по ТВ, хореография Б. Эйфмана).
2009 г. — с Чулпан Хаматовой выступил в спектакле «Бедная Лиза» на музыку Л. Десятникова (постановка А. Сигаловой). Премьера спектакля, вошедшего в репертуар Театра наций, состоялась на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.
2011 г. — выступил в партии Базиля в балете «Дон Кихот» (редакция Р. Барры) с Баварским государственным балетом (Мюнхен, Китри — Екатерина Крысанова);
участвовал в мировой премьере номера «Объект перемен» на музыку Ф. Шуберта «Смерть и девушка» (часть II Andante con moto) в обработке для камерного оркестра Г.Малера (хореография П. Лайтфута и С. Леон), показанного в рамках программы «Диана Вишнева: Диалоги» на сцене Мариинского театра.
2012 г. — выступил в партии Эспады на премьере новой редакции балета «Дон Кихот» (редакция М. Мессерера) в Михайловском театре.
2013 г. — выступил в балете «Дон Кихот» (постановка Е. Хасяновой) с труппой Донецкого национального академического театра им. А.Б. Соловьяненко в рамках XX Международного фестиваля «Звезды мирового балета» (Донецк, партнерша — Екатерина Крысанова);
принял участие в Вечере хореографии Алексея Ратманского в Ла Скала («Русские сезоны», партнерша — Светлана Захарова).
2014 г. — выступил на I Транссибирском фестивале в Новосибирске (организатор Вадим Репин), исполнив со Светланой Захаровой номер «Крики вдали» на музыку Т. Альбинони (хореография Э. Льянга);
в программе Fringe/»На обочине» Эдинбургского фестиваля, исполнив номер «Log In/Log Out» на музыку М. Монк (хореография Сусаны Б. Уильямс) и фрагмент собственного балета «Крик» в рамках Показов международных хореографов/International Choreographers Showcase, постоянно проводимых С.Б. Уильямс и ее труппой Dance Forms Productions;
на сцене Московского театра Новая опера участвовал в мировой премьере балета «Fortuna vis Lucem»с труппой Московского государственного музыкального театра пластического балета «Новый балет» (хореография Ф. Вентрильи, партнерша — Анна Антоничева).

Детство и юность

Будущий актер родился в уездном городке Острове Псковской губернии весной 1904 года. Мама – немка Анна Гроссен, прибывшая с братом Генрихом в Россию, до замужества работала экономкой. Выйдя замуж за торговца дегтем и снетком Василия Меркурьева, женщина родила супругу шестерых отпрысков, мальчиков.


Актер Василий Меркурьев

Судьба сыновей Меркурьевых сложилась трагично. Первым ушел из жизни младший сын, 9-летний Владимир. Старший Леонид погиб в огне Первой мировой. Петр попал в жернова сталинских репрессий в конце 1930-х, сгинул в тюремных застенках. Александр, директор Ленинградского хлебозавода, умер от истощения в блокадном городе во Вторую мировую.

Судьба помиловала двоих сыновей – Василия, ставшего известным на всю страну артистом, и старшего на 4 года Евгения Меркурьева, композитора и дирижера. 18-летний Евгений покинул страну после Октябрьской революции вместе с дядей Генрихом.

Творческое начало проявилось в Василии Меркурьеве в юности: в 16 актер дебютировал на подмостках. Васе, посещавшему театральный кружок, доверили роль в спектакле «Борис Годунов». Парень увлекся игрой и вскоре порадовал зрителей еще в нескольких постановках. О другой профессии, кроме актерской, Меркурьев не мечтал.


Василий Меркурьев в молодости

В 1923 году 19-летний островчанин стал студентом Ленинградского института сценических искусств. Одаренному юноше повезло — его зачислили в класс коллеги Всеволода Мейерхольда и ученика Владимира Давыдова, профессора и театрального педагога Леонида Вивьена.

Курс, на котором учился Меркурьев, изобиловал талантами. Здесь шлифовали актерское мастерство будущие легенды ленинградских подмостков Николай Симонов, Юрий Толубеев и Виталий Полицеймако.

Дело было в Острове

Все, кто знали Василия Васильевича, говорят, что он был человеком необыкновенной доброты. Но беда в том, что поколения меняются, а с поколениями уходит и память, исчезают реальные свидетельства, и вот уже даже некоторые взрослые люди в Острове, не говоря уже о детях, забыли, почему они живут на улице Меркурьева. В обиходе островичей стали даже появляться устные новообразования «Меркурьево», «Меркурьевка»… Но когда их спрашивают об имени Меркурьева — некоторые в ответ пожимают плечами. 

«На одном из домов на улице имеется доска, где написано, в честь кого названа улица, но она небольшая, чаще всего была грязная и незаметная, что на нее мало кто обращал внимание. Поэтому многие молодые, либо не знают, либо забыли, что Меркурьев – это известный артист, что он родился в Острове. Поэтому мы и создали мемориальный музей Василия Васильевича Меркурьева

– Рассказывала при нашей встрече Людмила Ильичева, водя меня тогда по одной комнате музея, от стены к стене, у которых едва умещались экспозиции, посвященные жизни и творчеству актера. Кстати, в музее в первые годы после открытия постоянно обитали школьники, у кого есть время – шли сюда на переменах, после уроков. А потому что здесь интересно, ведь в музее можно не только познакомиться с великим актером, но и с бытом островичей того времени, с предметами обихода. Вот и во время моего знакомства с музеем, в нем было несколько школьников, которым Людмила Ильичева с увлечением рассказывала об этапах островской истории

Поэтому мы и создали мемориальный музей Василия Васильевича Меркурьева. – Рассказывала при нашей встрече Людмила Ильичева, водя меня тогда по одной комнате музея, от стены к стене, у которых едва умещались экспозиции, посвященные жизни и творчеству актера. Кстати, в музее в первые годы после открытия постоянно обитали школьники, у кого есть время – шли сюда на переменах, после уроков. А потому что здесь интересно, ведь в музее можно не только познакомиться с великим актером, но и с бытом островичей того времени, с предметами обихода. Вот и во время моего знакомства с музеем, в нем было несколько школьников, которым Людмила Ильичева с увлечением рассказывала об этапах островской истории.

На фото: фотографии из жизни Василия Меркурьева и его семьи из коллекции школьного музея

Можно только радоваться, что великий актер, педагог — Василий Меркурьев долгие годы жизни бывший профессором Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, имеет в родном городе постоянный уголок. Но так пока и не появился в Острове восстановленный домик семьи Меркурьевых, где бы мог разместиться не уголок, а самостоятельный большой музей актера, к тому же, Почетного гражданина Острова. И оказалось, что инициативы такие были…

Кадр из фильма «Небесный тихоход» с участием Василия Меркурьева 

«Как-то летом, после открытия музея, к нам приезжали артисты из Петербурга, из театра, где служил Василий Васильевич, в том числе Галина Тимофеевна Карелина, которая с 1958 года работала вместе Меркурьевым, она есть у нас на многих фотографиях вместе с Василием Васильевичем. – Рассказывала тогда Людмила Ивановна. — Тогда же был у нас и его сын – Петр Васильевич, который сказал: «Конечно, музей в этих стенах – это хорошо, но давайте восстановим дом, в котором родился и жил Василий Васильевич и семья…». Были тогда даже желающие привезти бревна, чтобы собрать сруб, тем более дом стоял рядом со школой, там, где сейчас парк, и можно было бы дом восстановить и сделать в нем самостоятельный музей. Петр тогда размечтался: «как было бы хорошо, если бы одну половину дома отвести под мемориальную часть, где собрать и разместить вещи, фотографии, а во второй части дома можно было бы разместить маленький зал и показывать фильмы с участием Василия Васильевича. Здесь могли бы выступать актеры, проводились бы встречи с молодыми артистами, зазвучали стихи и песни».

Игорь ДОКУЧАЕВ,

Фото автора 

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Репертуар в Большом театре

2006
Ян («Болт» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Хозе («Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина, хореография А. Алонсо)
Мельник («Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Мясина)
Рыбак («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
солист («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Петр («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске

2007
Борис («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Принц («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова) — дебют состоялся на гастролях театра в Вашингтоне
солист («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) — был в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
солист («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона)
Тореадор («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Бирбанто («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солист («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Джеймс («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)
Жером («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) — участник премьеры этого балета в Большом театре
Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях театра в Японии

2009
Учитель («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)
Тета/Хронос («Захарова суперигра» Э. Пальмьери в постановке Ф. Вентрильи) — первый исполнитель
Красс («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)

2010
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева)
ведущая партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
Дроссельмейер («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

2011
Люсьен («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)

2012
партия в балете «Remanso» (хореография Н. Дуато)
Студент («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)

2013
биде, пешеходы, вальс («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка)
Петр Леонтьевич («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
Пепинелли («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)

2014
эмбрионы («Квартира»)
Месье Дюваль («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера) — первый исполнитель в Большом театре
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников)

2016
Злая фея Карабос («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, в редакции Ю.Григоровича)
партия в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон)

2018
Каренин («Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера)

Участвовал в проектах Большого театра «Мастерская новой хореографии» — в 2006 г. выступил с Екатериной Крысановой в номере «+2» на музыку Г.Ф. Генделя в постановке Вячеслава Самодурова (Лондон), в 2008-м с ней же исполнил «Драматическую поэму», вошедшую в I отделение «Мастерской» — по мотивам «Скрябинианы» Касьяна Голейзовского.
В 2007 г. выступил в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале «Территория», а затем в рамках «Мастерской новой хореографии».

В 2011 г. учредил именную стипендию для лучших студентов Башкирского хореографического колледжа, в 2012-м — именной приз на Открытом международном конкурсе «Арабеск» — «За правду образа, эмоциональность и выразительность».

В 2014 г. попробовал себя в качестве хореографа, поставив балет «Крик» на музыку С. Упэна, Ж. Ванденбрука, Э. Меллека, Дж. Соллима, А. Торга, М. Рихтера, П. Васкса, Р. Вагнера по мотивам романа Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

В 2015 г. стал членом жюри Национальной театральной премии «Золотая маска».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: