Аятолла Хомейни биография
Аятолла Хомейни был иранским шиитским священнослужителем, лидером революции, свергнувшей шаха Реза Пехлеви в 1979 году и коренным образом изменившей международные отношения в более широком регионе Западной Азии. Сразу после иранской революции Хомейни правил Ираном как абсолютный политический и религиозный лидер до своей смерти в 1989 году.
Сагид Рухолла Мусави Хомейни родился 17 мая 1900 года в городе Хомейни в Иране. Он был сыном и внуком мулл, религиозных лидеров мусульман-шиитов. Когда ему было пять месяцев, его отец был убит по приказу местного феодала, и мальчик рос со своей матерью и тетей, а после их смерти – со старшим братом Мортазы, позже аятоллой Пасадидехом. По национальности Аятолла Хомейни – иранец.
Аятолла Хомейни в 20 лет
Он посещал различные исламские семинарии и в 1922 году поселился в Куме, священном городе шиитов в Иране. Как шиитский ученый и учитель, он написал несколько книг по исламской философии, праву и этике, но завоевал первых сторонников в своей стране своей откровенной оппозицией авторитарному режиму шаха, его яростным осуждением западных влияний и несовместимостью с исламской чистотой. . В 1950-х он получил титул аятоллы, верховного религиозного лидера, а в начале 1960-х – великого аятоллы, вместе с которым он стал одним из высших религиозных лидеров иранских шиитов.
В то же время шах приостановил работу парламента и запустил агрессивную программу модернизации Ирана, известную как «Белая революция», которая включала в себя эмансипацию женщин, сокращение религиозного образования и мелиорацию земель, что расстроило большие цифликады страны.
Осуществление этой политики снизило сильное влияние духовенства, но также имело серьезные последствия для иранского общества: оно нанесло ущерб сельской экономике, привело к быстрой урбанизации и вестернизации, разрушило традиционные социальные нормы и ценности и вызвало обеспокоенность по поводу демократии и прав человека. Оппозиция его политическим шахам объединила консервативных клерикалов, светских левых и другие силы, которые часто находили точки соприкосновения под знаменами шиитской идентичности.
↑ Борьба с «белой революцией»
В 1963 году шах Мохаммед Реза Пехлеви инициировал масштабный комплекс реформ, получивший название «белой революции». Политика правителя и до этого шла вразрез с традициями ислама: шах ненавидел религию и пытался покончить с ней раз и навсегда. Реформы 1963 года явились закономерным итогом устремлений прогрессивного монарха.
В частности, реформы подразумевали следующие шаги:
- Основание огромного количества производственных предприятий, включая машиностроительные, металлургические, самолётостроительные и автомобилестроительные;
- Иран должен был превратиться в крупную индустриальную державу;
- Выкуп обрабатываемой земли у помещиков и продажу крестьянам по доступной цене;
- Национализацию лесов и пастбищ, которые становились общественным достоянием;
- Открытие высших учебных заведений, готовивших национальные кадры в разных сферах науки и производства;
- Либерализацию всей общественной и политической жизни страны.
Всё это вызвало поддержку у прогрессивной части иранского общества, однако значительная часть народа, необразованного и отсталого по своей сути, воспротивилась шахским реформам. Одним из признанных «борцов за справедливость» и стал аятолла Хомейни. Начал он с выступлений, критикующих действия шахского правительства, за что несколько раз попадал в тюрьмы.
Полиция также совершила нападение на медресе Хомейни в Куме, при этом погиб один учащийся.
Аресты и погромы духовного лидера вызывали массовые протесты, поэтому властям приходилось выпускать Хомейни на свободу. В конце концов его выслали в Турцию. Однако светская Турция, построенная Мустафой Кемалем Ататюрком, также не приняла священника-экстремиста, поэтому тот перебрался вначале в священный для шиитов иракский город Неджеф, а затем уехал в Париж.
Образование
Хотя семья Хомейни была иранской исламской веры, хомейни начал изучать ислам в своей молодости. Он получил начальное образование в сельской мечети, а затем поступил в среднюю школу в городе Арек. В этой школе он получил образование в области религии и арабского языка.
Позже Хомейни отправился в Ком в Тегеране, чтобы продолжить обучение, но за короткое время он был вынужден покинуть город и вернуться в свой родной город Хомейн после того, как его брат был убит полисом.
Несмотря на это, Хомейни продолжил свои учебные занятия и в 1923 году был приглашен преподавать в медресе Хомейн. В 1924 году, после краткого пребывания в Ираке, он вернулся в Иран и начал путь к власти.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Интимное мыло и красные линии России (4/1) |
М + Ж: пара как инженерная система (5/4) |
Свобода! Свобода? Свобода… (5/3) |
Цифровые деньги (5/2) |
Стоит над Россией Алёша, душ наших вечный комбриг!/Памяти Алексея Мозгового/ (5/2) |
Новые источники энергии. Часть 1 (5/1) |
Благотворительность или налоги? (5/1) |
Интимное мыло и красные линии России (4/1) |
Слово мафия в Задании №3 ЕГЭ по русскому языку (3/2) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Главный итог уходящего года (5/5) |
Маски и перчатки убивают (5/5) |
Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции (5/4) |
Заметки на полях: Снова о дискурсе (5/4) |
М + Ж: пара как инженерная система (5/4) |
Контакт с “тонким миром” (5/4) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Правила мусульман ▪ Жизнь по правилам ислама ▪ Традиции и требования
Кто такой Аятолла Хомейни?
Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1902-1989) – это лидер исламской революции в Иране в 1979 году, выдающийся духовный и политический деятель иранского народа. Он был главным соперником династии Пехлеви, повергнув ее и провозгласив Исламскую Республику Иран.
Как Аятолла Хомейни стал лидером Исламской Революции?
Хомейни был давним оппонентом абсолютной монархии, в частности, династии Пехлеви, и призывал иранский народ к борьбе за свободу и справедливость. Он сумел объединить под своим знаменем всех недовольных режимом и создал организацию исламской революции, которая благодаря своей макиавеллистской умелости и наичтожительному религиозному фанатизму смогла уничтожить диктаторский режим Пехлеви.
Как Аятолла Хомейни изменял Иран во время своего правления?
Аятолла Хомейни проводил реформы, которые изменяли страну на корню. Он предлагал разные политики, которые помогали избавить народ от ранее существующих гнетов и угнетения. Хомейни производил мощные изменения в политической сфере Ирана, в общественной жизни и области экономики.
Что привлекало людей к религиозному лидеру Аятоллe Хомейни?
Аятолла Хомейни был крайне популярен среди иранцев, т.к. представлял собой своего рода национальную и религиозную символику. Многие люди считали его мудрейшим и выдающимся политическим деятелем, человеком, который должен был изменить жизнь иранского народа к лучшему.
Был ли Аятолла Хомейни контрреволюционером?
Аятолла Хомейни был скорее революционером. Он считал, что Иран должен оставаться в рамках исламской культуры и традиций, и переделал структуру общества таким образом, чтобы это стало возможным. Он стоял на защите исламской революции и протестовал против всех форм контрреволюционной деятельности.
Каковы были достижения и провалы Аятоллы Хомейни в политике Ирана?
Достижения Аятоллы Хомейни включают в себя свержение диктаторского режима, нажившего врагов в целом мире, и неизбежность повторной консолидации страны под каким-то руководством. Некоторые вещи, которые он реализовал, оцениваются весьма положительно, например, сохранение и поддержка исламского образа жизни. Провалы Аятоллы Хомейни могут быть связаны с изменением структуры экономики государства и реформированием образования.
Частые вопросы Столпы ислама Расписание намазов Традиции мусульман Жизнь праведников Правила намазов Тексты молитв
Аят для легких родов: молитва, которая поможет избежать боли и страха
Как Аятуль Курси защищает от Шайтана и Джинов перед сном: рекомендации
Высший руководитель[править | править код]
Избраниеправить | править код
Иран |
Статья из серии Политическая системаИрана |
|
Внешние видеофайлы |
---|
Лидер Исламской революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни скончался 3 июня 1989 года. На следующий день собрался Совет экспертов и после 20-часового заседания 60 голосами из 74 присутствующих членов Совета Али Хаменеи был избран Высшим руководителем (Рахбаром) Ирана. Его кандидатуру выдвинул Садек Хальхали, известный как «судья-вешатель». Изначально аятолла Али Мешкини, аятолла А.-К. Мусави Ардебили и аятолла М. Реза Гольпайгани предложили Совету экспертов сменить единоличный пост Высшего руководителя на Высший Совет, проголосовав сразу за троих. После того, как Совет экспертов отказал им, аятолла Гольпайгани выставил свою кандидатуру самостоятельно, но проиграл Али Хаменеи.
Принцип главенства исламского шиитского духовенства в государственном управлении, который лежит в основе иранского государственного устройства, называется Велаят-е Факих (перс. ولایت فقیه, дословно — «опека законоведа»). В данных условиях ни одно решение не вступает в силу, не будучи одобренным Высшим руководителем (Вали-е Факих). Даже демократически избранный кандидат на тот или иной пост требует утверждения Высшим руководителем.
Хаменеи значительно расширил влияние Высшего руководителя, передав ему (то есть себе) некоторые президентские полномочия, связанные с контролем работы меджлиса, президентской администрации, совета министров, судебной системы, Корпуса Стражей Исламской революции, средств массовой информации, вооружённых сил, разведки, полиции, а также различных негосударственных организаций, фондов, советов и бизнес-сообществ.
На момент смерти Хомейни Али Хаменеи не имел даже титула аятоллы, тогда как Конституция Ирана требовала, чтобы на посту Высшего руководителя был марджа (великий аятолла) («тот, кому следует подражать», интерпретатор ислама). Аятолла Хомейни не был доволен кругом потенциальных кандидатов в свои преемники, поэтому за три месяца до кончины он назначил комиссию по пересмотру конституции таким образом, чтобы Высшим руководителем мог стать «любой эксперт в исламском праве и обладающий приемлемыми управленческими умениями». К 4 июня поправка к Конституции ещё не была одобрена на референдуме (всенародный плебисцит состоялся 28 июля), поэтому, избрав Хаменеи, Совет экспертов формально назначил его временным руководителем до вступления в силу поправок.
Хаменеи получил титул марджи лишь в 1994 году. После кончины Мохаммада Али Эраки, носившего этот титул, Сообщество руководителей духовных семинарий Кума объявило марджей Али Хаменеи. При этом некоторые аятоллы выступили против, в их числе было 4 марджи, среди которых — Мохаммад аль-Хусайни аль-Ширази. Хотя для того, чтобы получить этот титул, достаточно согласия лишь нескольких аятолл, Хаменеи отказался быть марджей для иранцев, приняв титул марджи для шиитов за пределами Ирана.
Фетва против создания ядерного оружияправить | править код
Хаменеи издал фетву, в которой говорилось, что производство, накопление и применение ядерного оружия запрещено исламом. В августе 2005 года фетва прозвучала в официальном заявлении иранского правительства на заседании МАГАТЭ в Вене. Однако группа бывших иранских дипломатов заявила, что Хаменеи в разговоре с представителями служб безопасности и разведки Ирана сказал, что изданная им фетва не запрещает мусульманам ИРИ разрабатывать ядерное оружие. Влияние и исполнение фетвы оказались под вопросом и по ряду других причин: вероятности того, что она была выпущена в рамках шиитской доктрины «такия» (форма дозволенного в интересах защиты веры), или того, что Хаменеи может изменить или и вовсе отменить её в будущем — тем более, что такой случай в истории уже был, когда Верховный лидер Хомейни во время ирано-иракской войны отменил свою фетву против оружия неизбирательного действия и приказал возобновить разработки такого оружия, в том числе и ядерных бомб.
Годы в изгнании
За годы пребывания в изгнании Хомейни разработал теорию о том, как будет выглядеть государство, основанное на исламских принципах и возглавляемое духовенством, под названием «Велаят-э факи». Он преподавал свою теорию в местной исламской школе, в основном другим иранцам. Он также начал делать видеозаписи своих проповедей, которые были ввезены контрабандой и проданы на иранских базарах. Благодаря этим методам Хомейни стал признанным лидером иранской оппозиции правительству шаха. Оппозиция действительно набирала обороты.
В 1975 году толпы собрались на три дня в религиозной школе в Куме и могли перемещаться только с помощью военной силы. В ответ Хомейни выпустил ликующее заявление в поддержку протестующих. Он объявил, что «свобода и освобождение от оков империализма» неизбежны.
Больше протестов произошло в 1978 году в защиту Хомейни, и снова было жестоко подавлено иранскими правительственными силами. После этих протестов шах почувствовал, что изгнание Хомейни в Ираке было слишком близко для комфорта. Вскоре после этого Хомейни столкнулся с иракскими солдатами, и ему был предоставлен выбор: либо остаться в Ираке и отказаться от любой политической деятельности, либо покинуть страну. Он выбрал последнее. Хомейни переехал в Париж, который должен был стать его последним местом жительства до его триумфального возвращения в Иран.
Во время своего пребывания там он защищал себя от критиков, которые обвиняли его в том, что он жаждет власти, с помощью таких заявлений, как «Именно иранский народ должен выбирать своих способных и заслуживающих доверия людей и давать им обязанности. Однако лично я не может принять какую-либо особую роль или ответственность «.
Хомейни: личная жизнь и его роль в истории Ирана
Аятоллах Рухоллах Хомейни является одним из самых значимых исторических лидеров Ирана. Родившийся в местности Керманшах в годы Первой Мировой войны, его личная жизнь отличалась глубокой религиозностью и посвящением богослужению. В то время как Иран очень быстро перерос из феодального государства в монархию, Аятоллах Хомейни выступал против существующего режима, потому что он считал его американизированным и прямо во вред исламской культуре и традициям.
Жизнь Аятоллы Хомейни была переполнена множеством событий, принципиальным из которых можно назвать его главную идею — создание исламского государства. В 1962 году она была изгнана из Ирана, и что более интересно, удачно приобрела статус лидера и мистического гуру. Несмотря на это, он сумел вернуться в 1979 году и установить свой новый исламский режим, который длился более 30 лет, и принес свои успехи в научной и общественной жизни Ирана.
В завершение можно сказать, что Аятоллах Хомейни сыграл крайне важную роль в истории Ирана. Он оказал неоценимое влияние на исламизацию Ирана, и сегодня он всегда будет признан как один из самых влиятельных лидеров всех времен. Можно сказать, что Хомейни — это историческая фигура, которая изменит исход современной Иранской истории, хотя его личная жизнь была весьма спартанской и имела мало общего с традиционным стилем жизни политического лидера.
Политический и религиозный лидер
Когда Ha ири умер в 1930 году, Рухолла Боруджерди стал его преемником в качестве наиболее важного исламского деятеля в Куме. В результате, Бруджерди получил Хомейни в качестве повторителя. Интересно отметить, что как Ha ири и Бруджерди полагал, что религия не должна вмешиваться в государственные дела
Таким образом, в то время как лидер Ирана Реза-шаха, ослабила полномочия религиозных лидеров и способствовало более секуляризованный страны, самые мощные религиозные деятели в Иране молчала, и призвал своих последователей делать то же самое
Интересно отметить, что как Ha ири и Бруджерди полагал, что религия не должна вмешиваться в государственные дела. Таким образом, в то время как лидер Ирана Реза-шаха, ослабила полномочия религиозных лидеров и способствовало более секуляризованный страны, самые мощные религиозные деятели в Иране молчала, и призвал своих последователей делать то же самое.
Кроме того, то же почтительное поощрялось, когда Реза-шаха, сын Мохаммед Реза Пехлеви, обратился к США за помощью подавления протестов демократических реформ в Иране и капитал, Тегеран, в 1950-х годах. Один из тех, кто были приглушены верованиями старших религиозных лидеров был Хомейни.
Невозможно говорить против того, что он видел, как страна, оставив свои исламские корни и ценности позади, Хомейни повернул свои усилия к обучению. Он начал развивать группу преданных учеников, которые стали его верными сторонниками в его дни, как исламский революционер. 31 марта 1961 года аятолл Боруджерди умер и Хомейни был в состоянии взять на себя мантию, оставленную покойным религиозным лидером. После публикации его трудов по исламской науке и доктринам, многие иранцы начали видеть Хомейни как Марью-й Таклид (люди для подражания).
В 1962 годе Хомейни начал протестовать намерения шаха. всерьез. Его первый акт неповиновения должен был организовать улемов (религиозных лидеров) против предложенного закона шаха, что бы эффективно закончить требование для выборных должностных лиц, чтобы быть приведен к присяге побежал. Это действие было только начало в длинной череде событий, который изменит иранскую политику навсегда.
В июне 1963 года Хомейни выступил с предложением, что если шах не изменил направление политического развития Ирана, народ был бы рад видеть его покинуть страну. В результате, Хомейни был арестован и провел в тюрьме. Во время своего заточения, люди вышли на улицы с криками о его освобождении, и были встречены правительством с военной силой. Тем не менее, это было почти за неделю до беспорядков была решена. Хомейни был проведен в тюрьме до апреля 1964 года, когда ему было разрешено вернуться в Кум.
Шах продолжал развивать тесные связи с Соединенными Штатами, и быть тем, что Хомейни считается «мягкой» на Израиль. Это побудило Хомейни произнести его убеждение, что евреи будут взять на себя Иран и США рассмотрели все иранцы быть немного больше, чем рабов в Америку и западные идеалы. После доставки других воспалительных речей осени 1964 г., Хомейни был арестован и выслан в Турцию. Предотвращена турецким законом от ношения традиционной одежды в священнослужителя и ученый, Хомейни поселился в Наджаф, Ирак в сентябре 1965 г. Он оставался там в течение 13 лет.
Вступление в движение Имама Хомейни
На арену политической борьбы герой нашего разговора вступил в 1962 году, когда пребывал в Куме. В тот период начались революционные движения и протестные кампании Имама Хомейни против угодной США антиисламской политики Мухаммада-Резы Пехлеви. Хаменеи отчаянно боролся за интересы революционеров на протяжении 16 лет. Несмотря на множество перипетий (взлеты, падения, тюремные заключения и ссылки), он не видел на своем пути никаких угроз. В 1959 году аятолла Хаменеи был отправлен по поручению от Имама Хомейни к богословам Хорасана и аятолле Милани с посланием о том, как духовенству нужно вести агитационную программу в мохарамме, разоблачать политику Шаха, а также разъяснять положение вещей в Иране и Куме. Выполнив это задание, Али Хаменеи отправился с агитационной деятельностью в Бирджанд, где, после призыва Имама Хомейни, приступил к разоблачительской и пропагандистской деятельности против Америки и режима Похлеви.
2 июня 1963 года будущий президент Ирана был схвачен представителями закона и провел одну ночь под арестом. Утром следующего дня его отпустили на свободу при условиях прекращения проповедования и нахождения под наблюдением. После кровавых событий 5 июня аятолла Хаменеи снова была заключен в тюремную камеру. Там он в тяжелейших условиях пробыл десять дней. Будущий лидер страны подвергся всяческим истязаниям и пыткам.
Цитаты
- Первая школа ребенка — материнские колени
- Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей
- Если общество обернется к Богу, то будет жить в условиях, исполненных справедливости и покоя
- Не поверю, что человек, не имеющий моральных принципов, может служить народу
- Будьте уверены, что если кто-то говорит “я”, это “я” Сатана
- Если цель будет Божественной, то ее ждет победа
- Источник спасения в самом народе
- Защита Истины и Ислама является наивысшим богослужением
-
Ислам — религия борцов за истину и справедливость; религия тех, кто желает свободы и независимости, школа борцов-антиимпериалистов
- Пророки старались не поднимать меча, кроме как против порочных людей, развращающих общество
- Ныне мы находимся в таком положении, что если, не дай Бог, пойдем по кривой дороге, то это припишут Исламу
-
Молитва выводит человека из мрака. Когда человек покидает этот мрак, он становится человеком, действующим для Всевышнего, он работает, но делает это в угоду Богу, сражается во имя Него, убивает и восстает для Него. Молитва не тормозит человеческой деятельности
- Непобедим народ, для которого мученическая смерть является счастьем
- Не воспитав себя, невозможно изменить страну
- Победа достигается кровью, а не мечом
- Знайте, что мировая и дьявольская пропаганда, направленная против вас, свидетельствует о вашем могуществе
- Правительства состоят на службе у народа. Их дело служить, а не править
- Власть должна считать себя частью народа
- Достойные, не позволяйте, чтобы ваше место заняли недостойные
- Чем более высокая и значительная цель поставлена, тем труднее и мучительнее путь к ней
-
Мы не страшимся сверхдержав, в наших руках нет всех этих пресловутых средств человеческого истребления, но наша вера укрепляет наше мужество
- Человек бесчеловечен, пока стремится жить, прикрываясь пулеметами, пушками и танками
-
Мы не против радио, мы против разврата; мы не против телевидения, мы против средств, служащих чужим, тормозящих развитие нашей молодежи и лишающих нас человеческих ресурсов
- Мы хотим цивилизации, основанной на чести и гуманизме
- Мой завет всем пишущим и ораторствующим: хотя бы раз останьтесь наедине со своей совестью
- Знания в злобном уме губительнее невежества
-
Мое завещание всем мусульманам и обездоленным мира заключается в том, что вы не должны сидеть сложа руки и ждать, пока правители ваших стран и иностранных государств принесут вам в дар свободу и независимость…
[]
Личность
Рухоллах (перс. /араб. ) — арабское иранизированное имя, переводится как «Божий дух». Мусави, перешедшее из имени отца сейида Мустафы Мусави, говорит, что его род восходит к седьмому святому и непорочному имаму Мусе аль-Казиму, а следственно к пророку Мухаммеду.
Преподавал в Куме, в 50-е годы получил титул «аятолла». С 1963 года находился в оппозиции к шахскому режиму Ирана. Его арест повлек самые крупные волнения за десятилетие, свыше 1000 убитых. Был выслан властями в Турцию, затем переехал в Ирак, в 1978 году — в Париж.
В январе 1979 года возглавил исламскую революцию в Иране. Через две недели после бегства шаха, 1 февраля 1979 года, вернулся в Иран. 11 февраля назначил временное правительство во главе с Мехди Базарганом.
В соответствии с Конституцией, принятой в декабре 1979 года, занял пост Высшего руководителя Исламской Республики Иран. Проживал в городе Куме, но деятельно участвовал в политической жизни страны.
Из иностранных политических лидеров встречался только с Ясиром Арафатом и Э. А. Шеварднадзе. На многочисленные поздравительные телеграммы Леонида Брежнева не отвечал. В 1989 году направил личное послание Михаилу Горбачёву, в котором призвал его отказаться от идеологии коммунизма и заявил, что ислам «может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества» (более подробно см. ниже).
В течение своего правления поддерживал экспорт исламской революции в страны региона, рассматривая как возможность такового ирано-иракскую войну. Когда в августе 1988 года он согласился на прекращение войны с Ираком, то решение далось ему тяжело, «как выпить чашу с ядом».
В 2008 году в России знаменитое «Завещание» аятоллы Хомейни было официально признано экстремистской литературой (решением Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008) и 2.06.2008 г. включено в обобщённый список экстремистской литературы Федеральной регистрационной службы РФ. Данное решение суда вызвало протесты в некоторых исламских кругах России. Рассматривая взгляды Хомейни через призму шиизма , можно сказать что он являлся «кафиром», из-за своих взглядов перенятых из суфизма и которые в шиизме рассматриваются как абсолютная ересь и неверие. К примеру :
Хомейни в «Тааликат аля шахри фусус аль-хикам» писал: «Это тайна, которую нельзя разглашать открыто. Что мир — это фантазия в фантазии, иллюзия в иллюзии. Нет в этой обители (в этом мире) кого-либо, кроме Него (Аллаха)».
В книге «Аль-адаб аль-маанавия лис-саля» Хомейни писал: «Знай же, о поклоняющийся, идущий по пути, что ограничение поклонением и просьбами у Истинного, — это не положение единобожников и не совершенный путь, потому что в этом есть то, что противоречит таухиду. Видение поклонения, поклоняющегося и Того, Кому поклоняются, просящего и Того, Кого просят — всё это противоречит таухиду. И в истинном таухиде, который проявляется в сердце, исчезает подобное разнообразие и исчезает видение этих вещей».
В книге «Сирр-ус-саля» Хомейни писал: «Каким же языком и какой речью описать? Весь мир, от высших степеней бытия до самых низших — ничто, поскольку всё, что существует — это Аллах и ничто иное».
В «Тафсире аята «Во Имя Аллаха Милостивого и Милосердного» Хомейни писал: «Нет ничего, кроме Истинного, и всё, что существует, является Его проявлением… И наиболее близким примером этого (соотношения Аллаха и творений) является пример морских волн. Волны не отделены от моря, то есть не существует отдельно моря и волн, а существуют волны моря. И волны являются лишь следствием того, что море их создало… Но истина такова, что нет ничего, кроме моря, а волны являются морем. Тоже самое и с нашим миром. Наш мир является волной».
Биография[править | править код]
Родился 19 апреля 1939 года в Мешхеде (Иран), и был вторым из восьми детей в семье. По происхождению азербайджанец. Он принадлежит к сеидам, потомкам исламского пророка Мухаммеда. Его дед, аятолла Сейед Хоссейн, был видным священнослужителем в Иранском Азербайджане, в частности в Хиабани и Тебризе, а затем перебрался в Ирак, в священный для мусульман-шиитов город Эн-Наджаф. Его отец, аятолла Сайед Джавад Хосейни Хаменеи, являлся учителем медресе, позже — членом городской улемы Мешхеда. Он скончался в возрасте 93 лет. Мать, дочь ходжат-оль-ислама, была родом из Йезда (скончалась в Мешхеде в 1989 году в возрасте 76 лет). Его тётя приходилась супругой шейху Мохаммаду Хиябани, возглавившему в 1920 году в Иранском Азербайджане национально-освободительное движение, направленное против шахского владычества.
«Мой отец был известным богословом. Но в то же время он был крайне благочестивым и вел аскетический образ жизни. Наша жизнь была трудной. Помню, случалось, когда в нашем доме не было ужина. Моя мать с трудом готовила для нас ужин … Это был ужин из хлеба и изюма». |
Али Хаменеи |
В Мешхедской шиитской духовной академии (Хавза) его наставниками были Хадж Шейх Хашем Газвини и Аятолла Милани. В 1957 году он перебрался в теологическую школу в Наджафе, а на следующий год — в Куме, где учился теологии до 1964 года. В Куме он познакомился с аятоллой Хусейном Боруджерди а также с Рухоллой Хомейни. Радикальные взгляды Хомейни оказали сильное влияние на Али, он начал активную антишахскую деятельность. В 1964 году Хомейни был выслан из Ирана, а Али был арестован САВАК в Бирдженде, однако вскоре был отпущен и вновь вернулся в Мешхед. С 1963 по 1975 год он попадал в тюрьму ещё пять раз, проведя в заключении в общей сложности несколько месяцев.
Влияния
По мнению исследователя Сабрины Мервин, «доктрины Рухоллы Хомейни частично являются частью традиции исламских утопий, проходящих через Фараби , Ибн Араби и Молла Садра Ширази , которые сами вдохновлены концепцией добродетельного мудреца, который правит городом в Республика из Платона .
Ссылаясь на выбор термина « Республика» для режима, который он устанавливает, философ Ануш Ганджипур считает, что «он определенно не понимал, что означает Республика в современном смысле слова, но, с другой стороны, в его ушах было сразу звоня в Республику Платона, тексты, которые он преподавал на протяжении всей своей жизни » .
Роль в истории
Аятолла Хомейни сыграл огромную роль в истории Ирана и всего исламского мира. Он был одним из главных идеологов и лидеров исламской революции 1979 года, которая сменила монархический режим шаха на режим исламской республики.
Благодаря своим речам и теологическим трудам, Хомейни привлек к себе огромную популярность среди мусульман Ирана. Он выступал против западных влияний и поддерживал идею создания исламского государства, основанного на исламских законах. В результате, миллионы иранцев поддержали его и стали готовы бороться за исламские принципы.
Революция, возглавляемая Хомейни, привела к свержению шаха Мухаммеда Реза Пехлеви и установлению исламской республики. Как верховный лидер страны, Хомейни внес значительные изменения в политическую систему Ирана, включая введение религиозной исламской революции. Он также был ответственным за создание исламской постоянной революционной комиссии, которая стала одной из главных институций Ирана.
Под руководством Хомейни Иран принял жестко антизападное и антиамериканское положение и стал активно поддерживать исламские и региональные движения по всему миру. Он также был одним из идеологов и организаторов хомейнистского движения, которое проводило террористические акты и атаки в Западной Европе и других странах.
В целом, Аятолла Хомейни оказал огромное влияние на историю Ирана и всего исламского мира. Его идеи и политические реформы продолжают влиять на политическую и религиозную ситуацию в регионе и играют важную роль в формировании исламской идентичности в мире.