Профессиональная деятельность
После окончания общеобразовательной школы в 1999 году Екатерина поступила сначала в Самарское училище культуры, а после продолжила учёбу в Государственной академии культуры и искусств (СГАКИ) на театральном факультете в этом же городе.
В последний год обучения (с 2005 по 2006) дeвyшка повышала свою квалификацию по специальности актёрское искусство в мастерской театрального режиссёра, профессора Фильштинского Вениамина Михайловича (1937 года рождения). Вуз Екатерина окончила в 2006 году.
После окончания академии культуры молодая актриса имела опыт работы в составе труппы Самарского театра драмы имени Горького (2006 по 2010 годы). Среди спектаклей, в которых Екатерина особенно выделялась, были:
- «Униженные и оскорблённые» (Наташа);
- «Доходное место» (Полина);
- «Веницианские близнецы» (Розаура);
- «Стойкий оловянный солдатик» (Крыса);
- «Смешные деньги» (Джейн Перкинс);
- «Примадонны» (Мэг);
- «Ромео и Джульетта» (Синьора Монтекки).
Амплуа на театральной сцене у Екатерины всегда разные. Дебютной киноработой актрисы был в 2010 году детективный сериал режиссёра Максима Бриуса «Прощай, «Макаров»!», где дeвyшка сыграла сразу главную роль криминалиста Боярцеву Екатерину Андреевну. Картина рассказывает о жизни оперативно-следственной бригады.
Фильмография Екатерины на сегодняшний день составляет более 20 картин. Большая часть проектов, в которых снималась актриса – это известные в России телесериалы, такие как «Литейный», «Тайны следствия», «Чужой район» и другие.
За последние несколько лет Екатерину можно было увидеть в таких киноработах: «Инспектор Купер. Невидимый враг» (роль Мисиной), «Крылья империи» (роль Александры Фёдоровны), «Целитель» (роль Головиной), «Шеф. Игра на повышение» (роль Екатерины Федосеевой) и «Великолепная пятёрка» (роль Марии).
Сегодня актриса очень популярна в своей профессии, особенно с удовольствием Екатерину приглашают режиссёры на ведущие роли в телесериалах. На данный момент актриса не служит ни в одном стационарном театре, предпочитает работать в кинематографе.
Известность
Немирович-Данченко разбирался в актерской профессии. Его афоризм «Артиста делают талант, работа и случай» – актуален во все времена. Биография артиста Проскурина – тому подтверждение. Студент «Щуки» снялся в телесериале «Назначение». Киноработа не могла претендовать на признание зрителя.
Партнером по съемочной площадке оказалась студентка Леночка Кареева, папа которой работал режиссером на «Мосфильме». Елена попросила отца присмотреться к своему однокурснику. Когда Алексей Коренев формировал актерский состав для съемок своего шедевра «Большая перемена», в число исполнителей ролей вошел студент Виктор Проскурин.
В 1973 году после выхода фильма на экраны актер Проскурин стал знаменитым
На ММКФ прошёл показ фильма Светланы Проскуриной «Первая любовь»
Короткая ссылка
26 апреля 2023, 16:08
Максим Градов
На 45-м Московском международном кинофестивале прошёл показ драмы Светланы Проскуриной «Первая любовь» — одного из двух российских фильмов, отобранных в основной конкурс. В центре сюжета — двое коллег, которые приезжают отдохнуть на старую турбазу и становятся свидетелями преступления. Лента удивляет как необычными сюжетными поворотами, так и неоднозначным поведением главных героинь.
Фестивальное кино нередко бывает довольно сложным для восприятия массового зрителя, и картина Светланы Проскуриной «Первая любовь», показанная в рамках основного конкурса 45-го ММКФ, — как раз такой случай. Это фильм, в котором количество аллюзий, метафор и скрытых смыслов, безусловно, порадует эстетов, поскольку интерпретировать происходящее на экране можно множеством способов — и для каждого зрителя именно его версия будет казаться единственно верной. А вопрос, что же именно хотел сказать автор, вероятно, так и останется без ответа. Проскурина играет персонажами, атмосферой и образами как опытный жонглёр.
Начинается лента с того, что врач-терапевт Анна, роль которой исполнила Марина Брусникина, едет с коллегой-медсестрой (Лиза Кугай) на старую турбазу. Для Анны возвращение в это место — повод вновь окунуться в знакомую атмосферу детства, ведь именно там она отдыхала со своим отцом, каталась на лодке и рыбачила. Мотивы её спутницы куда менее ясны. Поначалу складывается ощущение, что они вовсе отсутствуют — как и причины сопровождать старшую коллегу в путешествии, поскольку назвать героинь близкими подругами тоже нельзя.
Сама база отдыха кажется чем-то потусторонним: образ создают ветхое здание, хамоватая консьержка, пружинные кровати, обшарпанная мебель и совершенно серые и безликие отдыхающие. Картина дополняется специфическим набором активностей для гостей: игрой в прятки (прелюдия к которой балансирует на грани фильма ужасов), дискотекой в духе сельских мероприятий и другими соответствующими месту развлечениями.
Утро первого дня на отдыхе героини начинают именно с того, зачем приехали: берут у вечно пьяного лодочника Иваныча (Алексей Вертков) плавсредство (сложно назвать эту конструкцию иначе — состояние «транспорта» полностью соответствует окружению) и отправляются на рыбалку. Вскоре они становятся свидетельницами убийства — в камышах неподалёку мужчина (Игорь Верник) топит свою спутницу (Александра Ребенок). Впрочем, всё оказывается совсем не так однозначно, и что там произошло на самом деле — неизвестно до самого финала ленты, где все события встают с ног на голову.
Первый порыв героинь кажется самым правильным и логичным — уехать как можно скорее и заявить в полицию. Но мимолётный проблеск логики быстро гаснет: Анна убеждает спутницу, что «им всё показалось» и нужно оставаться на базе. Вскоре выясняется, что мужчину, который якобы утопил свою жену (а статус этой женщины меняется по ходу развития событий) зовут Георгий, а его супруга спешно покинула турбазу.
Предполагаемый «убийца» начинает навязывать Анне и Лене своё общество, предлагая то отправиться вместе на рыбалку, то сходить на танцы. И героини почему-то соглашаются на его предложения вопреки здравому смыслу.
Также по теме
Зумер с роботом и тростью: на ММКФ представили российскую ленту «Голова-жестянка»
На Московском международном кинофестивале (ММКФ) состоялась премьера фильма «Голова-жестянка» режиссёра Ивана Капитонова. Картина…
Персонаж Верника ведёт себя не менее странно, чем женщины, но ему это можно простить, поскольку он по сути своей тёмная лошадка, которая может оказаться как маньяком, так и просто скучающим бизнесменом, не гнушающимся заводить мимолётные интрижки. Позднее выясняется, что он не отдыхает на базе, а живёт там и любит рассказывать одну и ту же историю своего влечения к жене, которая познакомилась с ним, оставив записку под дворником лобового стекла авто Георгия на парковке.
Сюрреалистичное повествование, наполненное неоднозначными поступками всех действующих лиц, завершается соответствующим финалом — но понять, что именно произошло, невозможно, потому что Проскурина ни на что не даёт прямых ответов.
Актёры определённо справились с непростой режиссёрской задумкой — ни один даже самый удивительный поступок в их исполнении не кажется фальшивым, этим героям явно положено вести себя именно так и никак иначе. Мрачное звуковое сопровождение и цветовое решение дополняют картину тревожными нотками, каких в ней и без того немало.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Личная жизнь
Удача не сопутствовала актеру в поиске своей «второй половинки». На определенном этапе жизни Виктора осеняло: «Вот оно счастье». Спустя время становилось ясно, что счастье с любимой – мираж.
Ольга Гаврилюк
Девушка родилась в 1947 году и была на 5 лет старше своего однокурсника Виктора Проскурина. Разница в годах не ощущалась. Взрыв отношений закончился заключением брака. Через год после их начала семейный союз распался. Плодом любви стала девочка Саша.
Александра Викторовна Бледная связала свою жизнь с профессией родителей. Как и они, девушка закончила «Щуку». Так же, как и у родителей, первый брак закончился разводом. После разрыва отношений с женой Виктор Алексеевич всю жизнь поддерживал хорошие отношения с единственной дочерью.
Миниатюрная, похожая на подростка Ольга всегда выглядела моложе своих лет
Татьяна Проскурина
От своей первой жены Проскурин ушел к актрисе «Ленкома» Татьяне Проскуриной. Отношения развивались феерично! Полная гармония. Счастье. Молодые люди получили семейное гнездо – отдельную квартиру. Но в один из дней Проскурин пришел домой, собрал чемодан и попрощался.
Светлана Колганова
Судьба свела девушку с В.А. Проскуриным на кинопробах в Питере. После посиделок в кафе Светлана вызвалась проводить актера-москвича. Процесс расставания быль столь запоминающимся, что по прибытии в столицу Виктор сразу стал собирать чемодан в присутствии Татьяны.
Ирина Смурова
Предыдущий брак распался с такой же скоростью, как и возник. На горизонте появился молодой художник по костюмам Ирина Смурова. Судя по высказываниям известного актера, этот союз не входил в тройку лучших. Смурова оказалась самой прагматичной из всех жен Проскурина. После смерти актера женщина стала наследницей квартиры на «Покровке» стоимостью более 20 млн рублей.
Ирина Хонда
Женщина оказалась рядом с Проскуриным, когда тот был не в зените славы. Наоборот. Младшая на 19 лет Ирина стала опорой артиста в сложный период жизни. Но и она в 2020 году незадолго до смерти Валерия Алексеевича официально расторгла отношения. Личная жизнь актера Проскурина всегда соответствовала слову «яркая», но, увы, никогда определению «счастливая».
Ирина Хонда поддержала актера в самый трудный период жизни
Путь в профессию
После кинодебюта молодой человек был уверен, что его с нетерпением ожидают театральные вузы столицы. Чтобы не прогадать, Виктор решил испытать судьбу сразу в 3-х учебных заведениях. В школе-студии МХАТа абитуриента смутили конкуренты – сплошь высокие, стройные красавцы и красавицы. Преподаватели «Щепки» не особо церемонились с кандидатом в артисты.
Юноше пришлось выслушать вердикт о «неподходящей для киноискусства внешности». В ГИТИСе забраковали подготовленный для прослушивания номер. В Щукинском училище «придрались» к разрезу глаз. Вторая попытка оказалась удачной. В «Щуке» пришли к выводу, что с глазами «все нормально» и включили Виктора в дополнительный набор.
Интересно: При поступлении в вуз Проскурин установил непревзойденный рекорд учебного заведения. В его сочинении было допущено 90 различных ошибок.
Детство
Биография Виктора Проскурина должна была начинаться словами: «коренной москвич». Но получилось немного иначе. Отец работал на железной дороге сопроводителем грузов. В товарном вагоне для таких работников оборудовался закуток с минимальными удобствами.
Бонусом профессии являлась возможность посмотреть на просторы огромной страны. В одно из таких «путешествий» отец будущего артиста прихватил находящуюся на большом сроке беременности жену. Роды застигли женщину на территории Казахстана.
Виктор Проскурин в детские годы
Отлежав положенный срок в больнице и получив документы о рождении сына, семья вернулась домой, в столицу СССР, в бараки на окраине города. Железнодорожник отец, и мама – работница цементного завода – в своих мечтах видели Витюшу врачом-стоматологом.
Интересно: Позднее мама получила педагогическое образование и стала завучем в школе, где учился сын.
Жизнь распорядилась иначе. После 7-го класса Виктор перешел в вечернюю школу. Самостоятельный 14-летний подросток устроился на фабрику, выпускавшую валенки на резиновой подошве. Работа была вредная, но высокооплачиваемая. Когда сын принес домой первую зарплату, мама расплакалась, подумав, что Витя кого-то ограбил. Деньги были огромные – 400 руб.
Когда после учебы в вузе Виктор стал штатным работником столичного театра, его заработная плата ненамного превышала 100 рублей. Работа на фетровой фабрике полностью удовлетворяла Виктора. Он стал главным кормильцем в своей семье.
Работа
После завершения учебы Виктор Алексеевич был приглашен Ю.П. Любимовым в театр на Таганке. Жизнь в творческом коллективе разочаровала вчерашнего выпускника. Он хотел играть, а выйти на сцену было невероятно сложно. На подмостках сияли «звезды»: Золотухин, Высоцкий, Смехов…
Через год Проскурин оказался в «Ленкоме». Незаметно киносъемки стали занимать все большее место в жизни актера. М. Захаров – руководитель театра – попытался обсудить с Виктором временной баланс отлучек на съемки и работу в театре. Проскурину разговор не понравился, он «бросил» заявление об увольнении. Талантливого артиста принял театр им. Ермоловой.
В 2012 году поступило закономерное предложение: неиграющий актер должен распрощаться с труппой. Компанию Проскурину составила актриса Татьяна Догилева. Театр так никогда и не стал главным местом работы талантливого актера. Как сказал один кинокритик, Проскурин вошел в число тех немногих актеров, которых мы узнаем на телеэкране даже по голосу.
В репертуаре Виктора Алексеевича было много главных ролей, но в очередной раз предпочтение было отдано кинематографу
В прятки со смертью
Жизнь актера несколько раз висела «на волоске». В 1997 году легковушку, которой управлял артист, на скорости протаранила другая машина. Проскурина выбросило из авто. Виктор Алексеевич получил многочисленные переломы. Но главная опасность для жизни исходила от разорванной печени. В большинстве случаев такая травма приводит к летальному исходу.
Повезло! Проезжавший мимо водитель узнал в окровавленном человеке Генку Ляпишева из к/ф «Большая перемена». Не дожидаясь приезда скорой помощи, на своей машине случайный автолюбитель за пару минут домчал актера до ближайшей больницы.
На этом везение не кончилось. Дежурным хирургом медучреждения оказался доктор, специалист по операциям на печени. Спасая жизнь актера, врач применил свои уникальные наработки. Смерть отступила. Период восстановления был сложным. Состояние здоровья не позволяло заниматься любимым делом. Актер «поплыл по течению».
Жизненные проблемы заливались спиртным. Хронический алкоголизм притянул за собой еще одну болезнь – анорексию. В какой-то момент вес Проскурина упал до 42 кг. Актер выпал из своего круга общения. Часто приходил домой избитым. Иногда «скорая» отвозила полуживого Виктора в «Склиф».
Возвращение к нормальной жизни произошло благодаря любимой женщине Ирине Хонде. Удары судьбы на этом не закончились. Врачи диагностировали онкологическое заболевание. Их стараниями удалось купировать болезнь. Последние годы жизни В.А. Проскурин боролся с неизлечимым заболеванием легких. Хворь стала отголоском всех предыдущих недугов.
Захоронен актер на Троекуровском кладбище столицы
Его суть в следующем: легкие безвозвратно отмирают, человеку не хватает воздуха, он задыхается. Незадолго до смерти у артиста произошел серьезный приступ. Подключение к аппарату вентиляции легких на короткий срок сняло проблему. 30 июня 2020 г. произошел рецидив обострения. В этот раз врачи оказались бессильны. Актер умер в 15-й горбольнице Москвы.
Личная жизнь и интересные факты
- О личной жизни Екатерины ничего не известно. Во время интервью журналистам актриса замалчивает эту тему.
- Рост Екатерины Проскуриной – 170 см.
- Актриса имеет очень привлекательную внешность, благодаря которой часто получает приглашения сняться в разных рекламных роликах. Среди рекламных компаний, в которых участвовала Екатерина, можно назвать «Аэрофлот», «Жокей» и многие другие.
- Имеет страницу в социальной сети – Вконтакте, где выкладывает информацию и фотографии, связанные только с творческим процессом. Аккаунта в популярном Инстаграме у актрисы нет.
- На сегодняшний день Екатерина проживает в Санкт-Петербурге.
Сюжет
Странная парочка – коллеги по работе врач-терапевт средних лет Анна Сергеевна (Марина Брусникина) и молодая медсестра Лена (Лиза Кугай) – приезжает на несколько дней в типичный «совковый» загородный санаторий. Для Анны Сергеевны это своего рода «место силы», где она в детстве много времени проводила с отцом. Лена же не разделяет ностальгических сантиментов старшей коллеги и не скрывает, что приехала сюда знакомиться, а для этого нужен кураж, а не стариковское занудство. Но и знакомиться тут на первый взгляд-то и не с кем.
Будни отдыхающих (безликой толпы людей без каких-то определённых социальной принадлежности и возраста) усилиями сотрудников пансионата скрашиваются развлечениями, больше подходящими для дурдома или, на худой конец, пионерского лагеря, типа игры в прятки или сельской дискотеки. Атмосфера безвременья царит повсюду – в одежде, мебели, посуде, постельном белье, социалистических лозунгах на стенах Дома культуры. Всё застыло где-то в советской эпохе, но даже непонятно, в каком десятилетии.
Впрочем, из более-менее серьёзных вариантов времяпрепровождения здесь есть рыбалка. Её приехавшим дамам обещает организовать местный лодочник Василий Иванович (Алексей Вертков).
Но и рыбалка у дам не задаётся – неожиданно они становятся невольными свидетельницами того, как мужчина (Игорь Верник) топит в озере женщину (Александра Ребенок). В панике женщины по-быстрому сматывают удочки, теша себя надеждой, что остались незамеченными. Только на берегу к Лене возвращается здравый смысл и она предлагает «побыстрее свалить и заявить в полицию», но поддержки со стороны Анны не получает – та предпочитает придерживаться политики «моя хата с краю».
Но именно с этого момента в их унылом пребывании в этом санатории намечается какой-то драйв, которого обеим так не хватало. Тем более что мужчина, которого, как выяснилось, зовут Георгий, сам стал предлагать дамам своё общество. И обе, наступая на горло собственному страху перед возможным убийцей, это странное общество принимают, испытывая к Георгию непреодолимое влечение.
Сам Георгий, который в своём номере организовал целый иконостас с портретами той самой женщины (Ребенок), пересказывает всем подряд (Лене, лодочнику Иванычу) историю странного знакомства с ней и того, как он стал заложником своих чувств.
Игорь Верник в роли Георгия.
кадр из фильма.
Фото:
Частые вопросы о Викторе Проскурине
Как популярный киноактер воспринимал современный уровень российского кино?
Крайне негативно. Проскурин утверждал, что все кино пропитано ложью. «Там, где раньше были звезды, сегодня грязь и помойка». При этом артист уточнял, что не осуждает людей, оказавшихся в этом «болоте». Признавал, что и сам является его частью.
Как известный артист победил онкологию?
Этот вопрос Виктору Алексеевичу несколько раз задавали во время различных телешоу. Проскурин не рассказывал какие-то подробности. Его ответ завершался словами: «Никакой победы нет». Болезнь продолжала жить в теле актера.
Счастливый случай
Многие киноактеры, начало творческого пути которых пришлось на 60-е годы, рассказывают удивительную историю: «Ко мне подошел незнакомый человек и предложил сняться в кино». Такое же событие произошло с Проскуриным.
Однажды в «Доме пионеров» среди участников театрального кружка 14-летнего Виктора приметил помощник режиссера, набиравший артистов для съемок фильма «Орлята Чапаева». Поступило предложение посетить киностудию им. М. Горького. Процесс создания фильма очаровал Виктора:
- Съемки проходили в живописных окрестностях г. Сочи. Поездку на всесоюзный курорт можно было расценивать, как бесплатное увлекательное путешествие.
- На время работы над фильмом Виктор был определен в местную школу. Учителя не были строги к приезжим артистам. Вместе с тем багаж знаний был существенно обновлен.
- После выхода фильма в прокат на 17-летнего паренька свалилась известность (пусть и небольшая).
Первая кинороль Виктора Проскурина
Мечты о профессии стоматолога и карьера работника фетровой фабрики показались непривлекательными. Юноша принял решение: «Биография Виктора Проскурина будет навсегда связана с миром кино».
Слово режиссёру
На пресс-конференции режиссёр Светлана Проскурина призналась, что делала «артельное кино» с близкими людьми. Это оператор Олег Лукичёв, которого называет «своими глазами», Юлия Тимофеева, совмещающая две несовместимые профессии: художника и продюсера, сценарист Екатерина Тирдатова, у которой «нет ни одного фальшивого слова у героев и люди разговаривают как люди».
«А актёры – это вообще отдельная статья, – сказала режиссёр. – Мы не ищем хороших или плохих актёров. Они все становятся у нас первостатейными, не потому что я, а потому что они имеют внутри себя волю быть отважными и начать что-то делать по-настоящему, ни с чем не считаясь».
Хоть и не сразу, но «вписался» в команду в совершенно новом для себя амплуа актёр Игорь Верник. Как призналась Проскурина, она его «на эту роль брать совершенно не собиралась», более того – на неё был уже утверждён другой актёр. «Но, видимо, его желание было настолько велико, что он выдал такую пробу! – поделилась она. – Представляете, что может сделать актёр большой, настоящий, тотально осознавая чувство опасности, чего-то страстно желая и на чём-то сосредоточившись. И хотя следующую пробу он сделал плохую, он настолько потряс моё воображение этой собранностью, этой жаждой себя преодолеть, ещё про себя что-то открыть, что я подумала: раз мы один раз это поймали, ну уж как-то насяду я на него, поймаем и ещё!»
Случайный вальс (1989)
Мелодрама, Советский фильм
Режиссер: Светлана Проскурина
В ролях: Алла Соколова, Алексей Серебряков, Татьяна Бондарева
Главная героиня фильма – уже немолодая женщина по имени Татьяна Прокофьевна. Она сохранила свою красоту и повадки обольстительницы, но немного страдает от тоски, и ей необходимо постоянно черпать вдохновение и энергию. Для того, чтобы одолеть тоску, она старается заряжаться энергией от молодежи. Юношеский задор и оптимизм – лучшее средство от хандры, и Татьяна Прокофьевна приглашает к себе юных постояльцев, о которых затем начинает заботиться и щедро опекать… Она одинока, и каждый новый человек в ее доме – словно отдушина, средство отвлечься от тяжелых мыслей и воспоминаний. Она всегда рада, когда дом не пустует, а наполнен людьми.
Гран-при МКФ в Лонкарно 1990 г.
Русский ковчег (2002) (Russian Ark)
Детектив, Драма, Исторический, Русский фильм, Фэнтези
tagHD 720
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Сергей Донцов, Мария Кузнецова, Леонид Мозговой
Человек, наш современник, неожиданно оказывается в Эрмитаже начала ХVIII столетия, не имея ни малейшего представления о том, как он туда попал. Осматривая залы, он встречает иностранца, в котором угадывает черты известного французского дипломата и путешественника ХIХ века. Вместе они путешествуют во времени сквозь 300 лет российской истории. Произведения искусства и памятники культуры возвращают их во времена Российской империи. Два человека, наш соотечественник и француз, спорят о взаимосвязи России и Европы и становятся свидетелями многих исторических событий: Петр Первый устраивает разнос генералу, Екатерина Великая руководит репетицией пьесы, за обедом сидит последний император России вместе со своей семьей. Это путешествие — воспоминание о том великолепии далекого прошлого, по которому тоскуют те, кто никогда в нем не жил…