Биография[править]
Юрий Юрьев родился в Муроме. После гибели родителей воспитывался в детских домах Мурома и Суздаля. Окончив среднюю школу № 1 в Суздале, поступил в Загорский кинотехникум. Отслужив в армии, стал работать киномехаником в суздальском кинотеатре. Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике работал сначала внештатным экскурсоводом. А в 1974 году «связал свою жизнь с музеем, где проработал почти 30 лет сначала техником-звукооператором, потом звонарем». «Живыми» звонами (так называл он своё искусство) стал заниматься в 1984 году. Его учителем был знаменитый звонарь Лоханский, Валерий Владимирович из Архангельска. Начало возрождения традиции колокольного звона в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля, где Юрьев служил звонарём с 1984 года, связывают с его именем.
Участвовал в съёмках художественного фильма «Юность Петра».
Является героем ряда документальных фильмов, в частности, Ю. Ю. Юрьеву посвящён документальный фильм «Звонари (Юрий Юрьев)» из цикла «Образ жизни», демонстрировавшийся телеканалом «Спас».
Ю. Ю. Юрьеву посвящены стихотворные произведения различных авторов, наиболее известно из которых стихотворение «Сказ о суздальском звонаре» М. Л. Матусовского.
За возрождение и развитие музейного колокольного звона Юрьева наградили знаком «За достижения в культуре». А в 2004 году ему присуждена премия имени Варганова А.Д., учреждённая в городе Суздале за заслуги в области культуры . В экспозиции Ризоположенского музея колоколов в Суздале открыт раздел, «посвященный первому современному звонарю Суздаля Юрию Юрьевичу Юрьеву». На малом мониторе там транслируется «фильм на трёх языках о знаменитом суздальском звонаре» . Юрьеву, человеку, который «40 лет был душой Спасо-Евфимиевского собора, его голосом», «своего рода православной святыней», была посвящена программа первого дня II Всероссийского фестиваля духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне» в 2015 году. В этот день «на всех звонницах Суздаля одновременно зазвонили колокола в память о замечательном человеке.
Примечания
- ↑
- Юрьев Юрий Михайлович // Большая советская энциклопедия:
- : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- . Дата обращения: 30 июня 2010.
- Макаров С. М. Театрализация цирка. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С. 170-173. — 288 с. — ISBN 978-5-397-01457-1.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — Т. 46. Фусе — Цуруга. — М., 1957. — 672 с., илл. и карты; 48 л. илл. и карт. (с. 436).
- . Дата обращения: 18 апреля 2013.
- Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
- Новый памятник на Гончарной // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 8 дек.
Творчество
Роли в театре
Александринский театр
- 1893 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина — Милон
- 1893 — «Гамлет» У. Шекспира — Лаэрт
- 1895 — «Горе от разума» А. Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин
- 1895 — «Укрощении супротивной» Шекспира — Люченцио
- 1896 — «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
- 1896 — «Эмилия Галотти» Г. Лессинга — Аппиани
- 1898 — «Борцы» М. И. Чайковского — князь Ветлужский
- 1899 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- 1899 — «Накипь» П. Д. Боборыкина — Переверзев
- 1901 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Ромео
- 1902 — «Ипполит» Еврипида — Ипполит
- 1904 — Фауст И. Гёте — Фауст
- «Эдип в Колоне» Софокла — Полиник
- 1909 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Фердинанд
- 1909 — «На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- 1910 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Акоста
- 1910 — «Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор
- 1910 — «Дон Жуан» Мольера; постановка Вс. Мейерхольда — Дон Жуан
- 1910 — «Шут Тантрис» Э. Хардта; постановка Вс. Мейерхольда — Марк
- 1911 — «Красный кабачок» Ю. Беляева; постановка Вс. Мейерхольда — Смоляков
- 1912 — «Живой труп» Л. Толстого; постановка Вс. Мейерхольда — Виктор Михайлович Каренин
- 1913 — «Эрнани» В. Гюго — Дон Карлос
- 1913 — «На полпути» А. Пинеро; постановка Вс. Мейерхольда — Леонард Феррис
- 1913 — «Борис Годунов» А. Пушкина — Самозванец
- 1915 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Рюи Блаз
- 1916 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Михайла Александрович Ракитин
- 1916 — «Гроза» А. Островского; постановка Вс. Мейерхольда — Борис
- 1916 — «Романтики» Д. Мережковского; постановка Вс. Мейерхольда — Миша Кубанин
- 1917 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; постановка Вс. Мейерхольда — Миша Васильевич Кречинский
- 1917 — «Маскарад» М. Лермонтова; постановка Вс. Мейерхольда — Евгений Александрович Арбенин
- 1923 — «Идеальный муж» О. Уайльда — Роберт Чильтерн
- 1923 — «Царь Фёдорвей Иоаннович» А. К. Толстого — Борис Годунов
- 1924 — «Сарданапал» Дж. Байрона — Сарданапал
- 1926 — «Пушкин и Дантес» А. Каменского — Дантес
- 1927 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Василий Иванович Беркутов
- 1928 — «Павел I» Д. С. Мережковского — Граф Пален
- «Антоний и Клеопатра» Шекспира — Марк Антоний
- 1936 — «Лес» А. Н. Островского — Геннадий Демьянович Несчастливцев
и др.
Театр катастрофы
«Царь Эдип» Софокла — Эдип (1918)
БДТ имени М. Горьковатого
- 1919 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера; постановка А. Н. Лаврентьева — маркиз Поза
- 1919 — «Макбет» У. Шекспира; постановка Ю. М. Юрьева — Макбет
- 1920 — «Отелло» У. Шекспира; постановка А. Н. Лаврентьева — Отелло
- 1920 — «Король Лир» У. Шекспира; постановка А. Н. Лаврентьева — повелитель Лир
Театр имени Вс. Мейерхольда
1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; постановка Вс. Мейерхольда — Миша Васильевич Кречинский
Фильмография
- 1913 — Глаза Баядерки — живописец Ганс
- 1913 — Душегубец — Роберт де Роэ
- 1936 — Серьезный парень — Юлиан Николаевич Степанов
- 1936 — Малыши капитана Гранта — капитан Том Грант
Биография
Родился в сельце Поняки (ныне Калязинский район, Тверская область) (по другим источникам — в Москве) в семье калязинского помещика, мирового судьи Михаила Андреевича Юрьева (род. ок. 1841 — ум. 13 февраля 1882 г.).
Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. Учился в 1-й Московской гимназии, но не закончил.
В 1889 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС) (класс А. И. Южина), затем перешёл на драматические курсы Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина) (класс А. П. Ленского), что давало ему возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра: в 1892 году дебютировал в спектакле «Северные богатыри» по пьесе Г. Ибсена (Торольф) и «Граф де Ризоор» В. Сарду.
Ю. М. Юрьев
В —1917 годах был одним из ведущих актёров Александринского театра в Санкт-Петербурге. Заметный период творческой биографии актёра в этом театре связан с именем Вс. Э. Мейерхольда. Играл центральные роли в его постановках.
В 1918 году, желая возродить античную трагедию, в которой театральная постановка неразрывно связана со зрителями, актёр на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Первым спектаклем нового театра стал «Царь Эдип» Софокла, в главной роли выступил он сам; вслед за ним был поставлен шекспировский «Макбет». Спектакли игрались на арене цирка Чинизелли; однако «Макбет» оказался последней осуществлённой в «Театре трагедии» постановкой: в том же году Ю. Юрьев принял участие в создании другого театра — Большого драматического (БДТ) и стал одним из ведущих его актёров.
Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, в котором актёр играл маркиза Позу. На этой сцене сыграл Макбета, Отелло и короля Лира в трагедиях У. Шекспира, но в 1921 году, в результате конфликта с руководством театра, покинул БДТ.
Портрет кисти А. Я. Головина
В 1922—1928 годах был художественным руководителем Александринского театра, который в те годы именовался Государственным театром драмы, одновременно играя по две-три премьеры в год.
В 1929—1932 годах был актёром московского Малого театра. В 1933 году ушёл в Государственный театр имени Вс. Мейерхольда.
В 1935 году вернулся в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина. В сезоне 1938/1939 годов в связи с 45-летием его сценической деятельности театр возобновил поставленный ещё в 1917 году В. Э. Мейерхольдом «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
В годы войны подготовил «Вечер классического монолога», состоящий из фрагментов спектаклей «Отелло», «Лес» и «Маскарад», с которым выступал в воинских частях. Летом 1942 года участвовал в шефских концертах для населения. Художественный руководитель театра Л. С. Вивьен писал в отчёте о поездке: «Артисты театра работали без выходных. Утром — репетиции новых постановок, вечером — два-три концерта. Бывали дни, когда старейший мастер нашего театра Ю. М. Юрьев выступал по четыре раза в день» (Л. С. Вивьен. Театр имени Пушкина в Нарыме. «Советская Сибирь», 30 сентября 1942 г.).
Могила Ю. М. Юрьева на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга
Последний раз актёр вышел на сцену в роли Отелло 12 января 1945 года.
На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Неоднократно выступал в роли Арбенина, постепенно трансформируя этот образ исходя из собственного жизненного опыта. «Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтический образ новые и живые психологические детали, приближал этот образ к требованиям художественной правды», — пишет [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-752-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия].
Кроме того, актёр работал на радио, выступал на эстраде как чтец («Эгмонт» И. В. Гёте и др.), снимался в кино (художник Ганс в фильме Г. Якоби «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова («Строгий юноша» режиссёра А. М. Роома, 1936) и капитана Гранта («Дети капитана Гранта» режиссёра В. П. Вайнштока, 1936).
С 1898 года работал как театральный педагог — преподавал на Санкт-Петербургских драматических курсах, в Школе русской драмы при Александринском театре, в Ленинградском театральном институте. Среди учеников: народные артисты СССР А. Ф. Борисов, И. П. Дмитриев и М. И. Царёв, доктор искусствоведения Л. И. Гительман, кандидат искусствоведения Н. А. Рабинянц, народные артисты РСФСР В. Т. Кибардина и Я. О. Малютин, заслуженные артисты России С. В. Григорьева и С. А. Полежаев.