Детские годы Валентины
В 1940 году, 25 февраля, в Киеве родилась Валентина. Мама и бабушка девочки были польками. Так как костела в городе не было, бабушка, глубоко верующий человек, крестила внучку в православном храме, а когда она подросла, ходила с ней на службу в Лавру. В то время Валентина не знала, что их семья относится к знатному польскому роду. После смерти мамы она в наследство получила семейный герб дворянского рода Рогозиных XIV века. Фамилия у Валентины была отцовская. Отец Дмитрий Шарыкин умнейший был человек, военный летчик, автор задачника по электронным машинам. Из-за начавшегося у отца на фронте романа родители развелись.
О том, что Валентина станет актрисой, как ее мама, которая была примой в киевской оперетте, девочка знала с детства. Она почти все время пропадала в театре, ей нравилась театральная жизнь: спектакли, овации, восхищенные зрители. Отчим, третий муж матери, был недоволен работой жены в театре, что привело к разрыву отношений. В результате мать с десятилетней Валентиной бежит от него в Иркутск, не оставляя адреса. Вот такой поворот в биографии Валентины Шарыкиной. Личная жизнь мамы, неудавшаяся в Киеве, привела их в Сибирь. Девочке очень нравился этот сибирский город, особенно люди и учителя в школе, в основном из бывших ссыльных. В своих воспоминаниях Валентина Дмитриевна писала:
«У ШИРВИНДТА ОЧЕНЬ УМНАЯ ЖЕНА»
— Ваше отношение к Валентину Плучеку?
— С ним было очень интересно работать, и постановки у него были колоссальные. Он говорил, что мы его краски, а он — художник, он нас варьирует и видит, кто что должен играть… У меня к нему отношение, если можно так сказать, резко положительное. И ко мне он не приставал со своими любезностями. Да, было дело, как-то пытался поухаживать за мной, и я сказала: «Я очень люблю свой театр!» «Ну и люби свой театр!» — отрезал Плучек. Какое-то время не давал мне ролей, но потом я ему понадобилась как краска и опять работали вместе.
— Про него говорят, что был просто отъявленный донжуан, это правда?
— Дело в том, что там, где власть у мужчины, — это закономерность. Посмотрите, что сейчас творится в офисах и так далее. Ну и режиссеры пытаются использовать свое положение. Кому нравятся мальчики, кому — девочки.
— Но Ширвиндт, нынешний худрук Сатиры, он же не такой?
— У Александра Анатольевича очень умная жена, которая ему все прощала. Думаю, и у него были какие-то романы. Мужчина не может быть без романов.
— Недавно вся страна гудела по поводу внебрачного сына Спартака Мишулина…
— Спартачок прежде всего замечательный актер. Это просто чудо, мы с ним столько вместе играли! На редкость заразительный партнер!.. А что касается его второй семьи, я ничего об этом не знала. У нас в «Кабачке» (в знаменитом «Кабачке «13 стульев» Шарыкина играла пани Зосю, а Мишулин — пана Директора. — Ред.) была такая шутка: «Слышали, у пана Директора родилась тройня. Все три матери чувствуют себя хорошо». Я только знала, что Спартачок очень любил свою жену Валю и дочь Карину. Он так долго мечтал об этой девочке, и наконец она родилась. Спартак и на операцию лег из-за дочки, чтобы продлить себе немного жизнь. Ему хорошо сделали шунтирование, но не проверили почки, и во время операции они отказали. Наступила смерть.
— Трагическая судьба оказалась и у Романа Ткачука.
— Да, тоже был замечательный человек. И тоже увлекался женщинами, у него были страстные романы. Но любил Ромочка только одну — свою жену Майю, она была завлитом, кажется, на телевидении. Рома боялся оставлять ее одну — она начала пить. И он пил вместе с ней. Потом она выпила какую-то отраву… А Ромочка кому-то из наших актеров сказал, что если Майка умрет, то он уйдет за ней. И он допил то, что было в ее стакане. Утром нашли их обоих мертвыми. И похоронили под одним крестом.
Миронов привел ее в театр, но потом сплетни их развели.
Театр Сатиры
Андрей Миронов сыграл большую роль в жизни Валентины Шарыкиной. Она вспоминает: «Андрюша был светлым, лучезарным человеком, актером огромного таланта и обаяния, с потрясающим чувством юмора». Благодаря Андрею Валентина Шарыкина попала в знаменитый Театр Сатиры. А произошло это так. Учась на четвертом курсе, она стала готовиться к показу в театр «Современник». Миронов же в это время репетировал отрывок для Театра Сатиры. Накануне показа у Андрея заболела партнерша, и он попросил Валентину подыграть ему. Она подыграла, да так и осталась в этом театре вместе с Мироновым.
Творческий путь актрисы в Театре Сатиры начался со спектакля «Проделки Скапена» Мольера
Блестящая работа молодой актрисы уже тогда привлекла внимание зрителей. Потом были: Эльмира в спектакле «Тартюф, или Обманщик» Мольера, Серафима Владимировна в спектакле «Бег» по Булгакову, Миранда в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М.Фриша, Поля в «Бане» Маяковского, Зоя Берёзкина в его же «Клопе», Чебоксарова в «Бешенных деньгах» Островского, Габи в «Восьми любящих женщин» Тома
Героиням Шарыкиной всегда были присущи естественность, очарование, нежность и одновременно некоторая строгость, и это придавало им особый шарм.
На сцене Театра Сатиры Валентине Дмитриевне посчастливилось работать вместе с выдающимися мастерами: Верой Васильевой, Ольгой Аросевой, Зоей Зелинской, Георгием Менглетом, Анатолием Папановым. О всех них актриса отзывается с большой теплотой, уважением и благодарностью.
Много лет Валентина Шарыкина играла роль мамы Малыша в знаменитом спектакле «Малыш и Карлсон», в котором просто блистал Спартак Мишулин. «Очень талантливый человек был, и уж если выходил на сцену, то согнать его оттуда было невозможно», — вспоминает актриса.
Пряталась под шляпой
В «Кабачке» Шарыкина снималась в течение 15 лет. В эту юмористическую «мыльную оперу» на роль официантки Шарыкину пригласил завтруппой Театра Сатиры Георгий Зелинский, режиссёр-постановщик «Кабачка».
«Так я стала пани Зосей, роль которой играла, пока „Кабачок“ жил на экране. Мне очень нравилось петь и танцевать, в передаче делала это с большим удовольствием», — рассказывала «АиФ» актриса. Надо сказать, что не только советские зрители мгновенно полюбили программу, но и в Польше эту передачу оценили и присвоили актёрам «Кабачка» звание заслуженного артиста Польской Народной Республики.
И тем не менее участие в программе «Кабачок „13 стульев“» имело и свои минусы. Актриса Наталья Селезнева рассказывала «АиФ», что эта работа вызывало очень сильную ревность со стороны худрука Театра Сатиры Валентина Плучека по отношению к участникам программы, актёрам его труппы. Он упрекал артистов в том, что они обрели «дешевую славу».
Валентина Шарыкина. Фото: www.globallookpress.com/ Archive Sovexportfilm
«Вопреки желанию Плучека мы пришли туда и остались до последней серии. Но популярность, которая у нас появилась после «Кабачка „13 стульев“, помогала нам только в одном: добывать продукты. В остальном же она мешала. Мы ведь не гнались, как многие современные артисты, за славой. Поэтому повсеместная узнаваемость нас всех больше тяготила, чем радовала. Я хорошо помню, как артистка нашего театра Валечка Шарыкина рассказывала, что она надвигала шляпу на лицо, чтобы её не узнали на улице и не бросились с нею общаться как с пани Зосей», — рассказывала в интервью «АиФ» Селезнева.
Шарыкина рассказывала, что её отношения с давним своим приятелем Андреем Мироновым тоже претерпевали нелучшие времена из-за «Кабачка». Именно по его протекции, кстати, артистка попала в Театр Сатиры — не пройдя «конкурс» в «Современник», Миронов стал советовать и Шарыкиной, которую, в отличие от него, в труппу пригласили, уйти в Театр Сатиры вместе с ним. Мол, куда тебе с твоим мягким характером в «Современнике» работать — там тебя загрызут. А потом так и вовсе началась банальная актерская ревность.
«В самом начале он тоже пробовался в „Кабачок“, но не прижился там, не понравился. Я слышала от редактора передачи, что после двух его появлений на экране зрители стали писать в студию письма: мол, уберите этого артиста с наглым взглядом», — рассказывала Шарыкина. Миронов тогда ещё не был звездой — ещё не вышли на экраны сделавшие его всенародным любимцем «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Увидев, как Шарыкина стала популярна благодаря «Кабачку», Миронов начал ей советовать уйти: «Как ты пришла туда — сразу всё испортилось».
Испортились и их отношения, которыми так дорожила Шарыкина. Плата за славу была высока, успеха Миронов своей доброй приятельнице не простил.
«ПЕЛЬТЦЕР МЕНЯ НЕДОЛЮБЛИВАЛА»
— У вас в театре играл замечательный артист Георгий Менглет, сейчас незаслуженно забытый. Каким он вам запомнился?
— Жорик и Нина Николаевна Архипова — это была удивительная пара. И у них были удивительные отношения: Жорик жить без нее не мог, и они друг другу все прощали. Менглет, например, любил схватить молоденькую девочку за грудь. И как-то одна актриса пожаловалась Архиповой: «Нина Николаевна, а что ваш муж все время хватает за грудь?» «А тебе что, жалко?» — последовал ответ.
Имея такого мужа, невозможно было не обладать чувством юмора. И Георгий Павлович ко всему относился с улыбкой, с иронией. Но всегда боролся за Нину Николаевну, старался работать с ней вместе. Помню, когда пришла в театр, меня ввели на роль Зои Березкиной в спектакле «Клоп», а ее играла Нина Николаевна. Менглет играл Баяна. И он, конечно, расстраивался, что жена не участвует в спектакле и что в Италию она не поехала с этой ролью, но даже слова мне не сказал, и я не чувствовала никакой обиды. Вот Нина Николаевна сердилась, не могла себя сдержать.
— У вас в театре были и знаковые актрисы. С кем-то из них дружили?
— У меня добрые отношения всегда были с Верой Кузьминичной Васильевой. Вот гениальный человек в том плане, что ни с кем никогда не ссорилась. Верочка — дипломат потрясающий! Скажем, Ольга Аросева на нее наскакивала, а она: «Олечка, хорошо-хорошо, я так и сделаю».
Вот Аросева обладала по-настоящему мужским характером. В принципе, ко мне по-доброму относилась. Но когда забывала какую-то реплику, все сваливала на меня и отчитывала.
Не моего характера человек, поэтому иногда с ней бывало трудновато. Но она вообще женщин не очень любила. На телевидении как-то разбирали песенку одну с оператором. Аросева входит и говорит: «Ну сколько вы будете с ней заниматься? Пора мной заняться!» Конечно, мне обидно было, я же совсем молоденькая. А проходит время, она мне говорит как ни в чем не бывало: «Валька, дай мне твои часики». «Пожалуйста», — отвечаю. На нее нельзя было обижаться, просто такой характер — резкий и дерзкий.
— А Татьяна Пельтцер как к вам относилась?
— Если честно, недолюбливала. Не было у нас с ней контакта. Пельтцер славилась своим непростым характером. Например, перед выходом на сцену она должна была непременно с кем-то поругаться, чтобы возбудиться. Все это знали, но что поделаешь?
— Зато у вас, кажется, удивительно мягкий характер. Всех оправдываете, даже тех, кто делал вам больно.
— А как иначе? Не годится жить по принципу: каждое лыко в строку. Я просто очень верующий человек, много читала Евангелие, и там написано: что посеешь, то и пожнешь.
— Андрей Миронов говорил, что вы не умеете работать локтями. Роли, наверное, можно получить в «кулачном бою», но любовь зрителей — никогда. А вас любят и ждут новых встреч.
— И я очень надеюсь, что снова выйду на сцену и встречусь с моим любимым зрителем. Ведь именно театр, зрители, коллеги и воспоминания о тех, кто ушел, дают мне силы справиться со всеми неприятностями и идти дальше…
Ирина Тульчинская.
Фото: PERSONA STARS,
Институт
После окончания школы будущая актриса решила пойти по стопам матери и попробовать свои силы в актерском мастерстве. Девушка поехала в Москву. Первым учебным заведением, в которое она пыталась поступить, стала Школа-студия МХАТ. Попытка была неудачной: абитуриентка слетела со второго тура, забыв текст. В Щукинском училище Валентина Шарыкина была уже смелее. Она читала отрывок из «Анны Карениной» и была принята на курс Иосифа Рапопорта. На первом курсе новоиспеченная студентка была по-прежнему зажатой и стеснительной. Ей повезло, что старостой группы был Андрей Миронов. Он стал заниматься со студенткой, готовя самостоятельный отрывок по мотивам произведения Антона Чехова «Загадочная натура». Миронову удалось раскрыть талант будущей артистки. Кроме того, в биографии Валентины Шарыкиной появился надежный товарищ.
Личная жизнь
Первый муж актрисы Игорь на момент зарождения чувств учился на вечернем отделении Щукинского училища. Молодые люди познакомились в пансионате, куда дал путевки профком. Однако после вуза парень не реализовался в актерской профессии и устроился работать на Московский автозавод имени Лихачева. Через 5 лет на съемках фильма «Майор Вихрь» Валентина влюбилась в Евгения Ташкова и ушла от Игоря.
Вскоре «пани Зося» с ужасом узнала, что режиссер женат на актрисе Екатерине Савиновой, которая неизлечимо больна. Чтобы забыть любимого мужчину, Шарыкина вышла замуж за актера Марка Туманова. Ташков уговаривал Валентину не регистрировать отношения с артистом оперетты, но женщина была непреклонна в намерении порвать с режиссером.
Марк оказался добрым и заботливым мужем, помогавшим Шарыкиной совмещать работу в театре и на телевидении. Но когда Валентина находилась на гастролях в Магнитогорске, Ташков прислал актрисе телеграмму с известием, что Екатерина Савинова трагически погибла.
Валентина Шарыкина и ее муж Юрий / SYL.ru
После возвращения Шарыкиной в Москву режиссер каждый вечер поджидал любимую у театра. Однажды женщина сдалась и ушла к Евгению Ивановичу, взяв на себя заботы о его сыне-подростке.
Фактический брак с Ташковым продлился 10 лет. Затем режиссер влюбился в юную Татьяну Васильеву, игравшую главную роль в фильме Евгения Ивановича по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», и женился на девушке.
Следующий брак с врачом-хирургом актриса предпочитает не вспоминать — муж сильно пил. Счастье в личной жизни Шарыкина обрела с инженером Юрием Владимировичем Извековым, союз с которым длится десятки лет.
Детей у актрисы нет. Единственная беременность от Ташкова закончилась выкидышем. В доме Извекова и Шарыкиной всегда живут кошки и собаки. Кроме постоянных питомцев, это найденыши, которым супруги подыскивают заботливых хозяев.
Пани Зося
Роль пани Зоси в музыкальном «Кабачке 13 стульев», который приобрел в стране невероятную популярность, стала настоящим триумфом в творческой карьере актрисы. Валентина снималась во всех выпусках «Кабачка», который не сходил с экранов телевизоров почти пятнадцать лет.
Как-то в интервью актрису Валентину Шарыкину спросили о том, не считает ли она, что роль официантки Зоси отняла у нее какие-то роли в театре или кино. На что та ответила, что образ Зоси здесь ни при чем. Хотя Плучек, художественный руководитель Театра сатиры, попрекал артистов, принимавших участие в съемках, дешевой славой. «Вы теперь маски! — кричал он. — На большие роли у меня можете больше не рассчитывать».
С мужчинами не везло
С первым своим мужем Валентина познакомилась в Доме отдыха актеров. Это было зимой. На горке, где она пыталась кататься на лыжах, ее от падений удерживал молодой человек. Он был из среды артистов. В Москву вернулись вместе, стали жить вместе, а вскоре расписались. Бабушке внучкин избранник не понравился, он напоминал ей приказчика. Брак долго не просуществовал. Мешало мещанство супруга, его ревность и придирки.
Режиссер Евгений Ташков появился на горизонте, когда Валентина Шарыкина снималась в эпизодической роли танцовщицы в фильме «Майор Вихрь». Завязался роман, но, когда Валентина узнала, что у Ташкова есть жена, больная бруцеллезом, прекратила с ним отношения, как ей казалось, навсегда.
Но судьба опять соединила их вместе. После смерти жены Евгений уговорил Валентину вернуться к нему. Она понимала, что Ташкову сложно будет заниматься сыном и театром, поэтому вернулась, но только из-за Андрея, его сына. Когда Андрей был студентом Щукинского училища, они с Евгением Ташковым расстались, причем хорошими друзьями. Впоследствии он женился на молодой актрисе, но это уже другая история.
Кино
Несмотря на загруженность в театре и на телевидении, актриса оставила свой след и в кинематографе. Фильмы с Валентиной Шарыкиной также заслуживают внимания. Первую роль звезда получила в 1962 году. Она сыграла Веру в военной драме Евгения Карелова «Третий тайм». В следующем году актрису утвердили на роль Бригиты в экранизации оперы Чайковского «Иоланта». В 1966 году в копилке Валентины появились сразу три роли:
- Шуры в знаменитой мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра»;
- Люси в драме Марлена Хуциева «Июльский дождь»;
- эпизодическая роль в драме о советских летчиках «Дни летные».
В 1967 году актриса сыграла небольшую роль в военной драме своего гражданского мужа Евгения Ташкова «Майор Вихрь». Позже режиссер снял возлюбленную еще в одной картине: драме «Дети Ванюшина». В ней Валентина воплотила образ Людмилы Красавиной. В семидесятые годы актриса снялась в следующих ролях:
- Вера в музыкальной мелодраме Александра Муратова «Умеете ли вы жить?»;
- Елизавета в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие»;
- стюардесса Маша Терехова в музыкальной комедии Ольгерда Воронцова «Алло, Варшава!»;
- эпизодическая роль в сказке Александра Птушко «Руслан и Людмила»;
- актриса Катенька Колпакова в историческом фильме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы»;
- Клавдия Корнеевна в детском фильме Игоря Ветрова «Ни дня без приключений»;
- Марина Киселева в детективе Станислава Говорухина «Контрабанда»;
- Валерия Назарова в детективной драме «Преступление»;
- небольшая роль второго плана в музыкальном фильме Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь».
Далее, следовал перерыв в кино в течение двенадцати лет. Лишь в 1988 году Валентина снялась в сказке Леонида Горовца «Поляна сказок». Роль была эпизодической, после которой вновь последовал двенадцатилетний перерыв. С 2000 года актрису вновь стали приглашать в кино. Она воплотила такие образы, как:
- мама главной героини в комедии Дмитрия Иванова «Витрина»;
- генеральша Иволгина в черной комедии Романа Качанова «Даун Хаус»;
- домработница в музыкальной комедии Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый 2»;
- Людмила Телепнева в драме Сергея Урсуляка «Долгое прощание»;
- небольшая роль в комедийном сериале «Большие девочки»;
- забавная старушка в телеромане Александра Канановича «Проводница, или рельсы счастья»;
- Матильда Воронина в сериале Александра Замятина «Аэропорт 2»;
- Генриетта в комедийной мелодраме Александра Карпиловского «Снежный ангел»;
- небольшая роль в молодежном сериале «Своя команда»;
- Мария Рюмина в детективном сериале Александра Калугина «Вернуть на доследование»;
- доктор «смерть» в детективном сериале «Экстренный вызов».
Театральное училище
Валентина, окончив школу, перебралась с мамой в Москву, куда она приехала сначала на гастроли, а потом ей предложили работу в театре. Вот здесь детская мечта стать артисткой осуществилась. Валентина поступила в Щукинское театральное училище и училась на одном курсе с будущей знаменитостью — Андреем Мироновым. Почему-то учеба на первом курсе не ладилась, в молодости Валентина Шарыкина была стеснительной и какой-то зажатой, поэтому преподаватели порекомендовали старосте курса, которым и был Миронов, помочь отстающей студентке, но на второй курс все-таки перевели.
С поставленной задачей Миронов справился. Их совместная работа «Загадочная натура» по Чехову имела огромный успех. Дальнейшая учеба в училище, на удивление педагогов, шла без замечаний. А в 1962 году, по окончании училища, ей был вручен диплом с отличием.
Пани Зося
Кроме работы в Театре сатиры, Валентина Шарыкина была задействована в телевизионном музыкально-развлекательном шоу «Кабачок 13 стульев». Подобная передача выходила на телеэкранах СССР впервые. Она очень быстро заслужила всенародную любовь. За пятнадцать лет, в течение которых длилось шоу, зрители так привыкли к его персонажам, что называли задействованных актеров их именами. «Кабачок» был создан Георгием Зелинским, который был заведующим труппы Театра сатиры. Он пригласил Шарыкину на роль польской девушки Зоси, работающей официанткой. Ей нравилась работа в шоу. С артистами вели занятия преподаватели вокала и хореографии.
Фото Валентины Шарыкиной стали появляться в популярных журналах. Передачу транслировали и в Польше. Все актеры, задействованные в ней, были удостоены званием заслуженных артистов этой страны. Когда шоу закрыли, Валентина поняла, что существует и другая сторона медали. Актрису перестали приглашать в кино. Режиссерам казался образ пани Зоси слишком навязчивым. Они не хотели, чтобы героинь Шарыкиной отождествляли с ним.
Семья
Личную жизнь Валентины Шарыкиной можно считать сложившейся. В молодости у актрисы были отношения с кинорежиссером, сценаристом и актером Евгением Ташковым. Он снял Валентину в трех своих картинах. Но дальнейшие отношения не сложились. О причинах расставания актриса предпочитает не откровенничать.
Со вторым мужем актриса познакомилась на улице. Поздним вечером Валентина возвращалась с очередного спектакля и услышала за собой чьи-то шаги. Актрисе стало страшно. Дойдя до уличного фонаря, она обернулась и громко спросила незнакомца, зачем он ее преследует. Мужчина сам испугался от неожиданности. Им оказался Юрий Извеков, ставший впоследствии мужем Валентины. Он далек от мира искусства, является российским ученым. Шарыкина признается, что Юрий повстречался в ее жизни в очень сложный период. Он оказал ей настоящую поддержку. Жизнь с Извековым сделала актрису счастливой женщиной.
Своего ребёнка потеряла
Что же касается личной жизни, то первые ее два брака были непродолжительными, а сложные отношения с режиссером Евгением Ташковым продлились целых 10 лет. «Когда мы познакомились, он был женат на Екатерине Савиновой, — говорила Шарыкина. — Она тогда очень серьезно болела, и я не имела морального права уводить его из семьи».
Артистка тогда вышлa зaмуж, но на одном из мероприятий встретила Ташкова — он уже был вдовцом. «Он стал настаивать на возобновлении отношений. Я противилась, но тут и муж мой начал ревновать. Брак развалился, и я решила утешить Ташкова», — говорила в интервью одному из известных журналов артистка.
Валентина заменила сыну Ташкова мать. Своих детей Бог не дал — ребенка она потеряла. «У меня был сильный токсикоз, я очень страдала. Кто-то тогда мне сказал, что ребенок может родиться с отклонениями. Я так переволновалась, что на этом фоне случился выкидыш. Ташкова не было рядом, он даже не знал. Евгений Иванович не хотел детей», — признавалась актриса в СМИ.
После 10 лет отношений режиссёр увлёкся молодой актрисой Татьяной Васильевой. «Бог меня наказал за этот грех», — решила артистка, чувствующая вину перед мужем, от которого ушла к Ташкову.
Женское счастье артистка в итоге обрела в браке с инженером Юрием Извековым. Те, кто видел пару в самом начале их отношений, пророчили им скорое расставание — ведь Валентина и Юрий были из абсолютно разных миров.
Валентина Шарыкина. «Кабачок „13 стульев“» (1966-1980)
Но, как говорит актриса, именно эти различия в мировоззрении помогли им сохранить отношения. Муж всегда радовался всем успехам Валентины и никогда не ревновал к славе. Что же касается былых испытаний в личной жизни, артистка говорит, что все они — «плата за успех в профессии».
https://aif.ru/culture/person/bog_menya_nakazal_chem_zaplatila_za_uspeh_valentina_sharykina
Фильмография
1962 — Третий тайм — Вера
1963 — Иоланта — Бригита
1966 — Дни лётные
1966 — Старшая сестра — Шура
1966 — Июльский дождь — Люся
1967 — Майор Вихрь — девушка, танцующая в ресторане
1971 — Умеете ли вы жить?
1971 — Егор Булычов и другие — Елизавета
1971 — Алло, Варшава! — стюардесса Маша Терехова
1972 — Руслан и Людмила
1972 — Приваловские миллионы — актриса Катенька Ивановна Колпакова
1972 — Ни дня без приключений — Клавдия Корнеевна
1973 — Дети Ванюшина — Людмила Красавина
1974 — Контрабанда — Марина Киселёва
1974 — Бенефис Савелия Крамарова — камео
1976 — Преступление — Валерия Назарова
1976 — Волшебный фонарь — прекрасная поселянка
1988 — Поляна сказок
2000 — Витрина
2001 — Даун Хаус — генеральша Иволгина
2004 — Слепой
2004 — Ландыш серебристый-2
2004 — Долгое прощание — Ляля Телепнёва (в старости)
2004 — 2013 — Кулагин и партнёры
2005 — Мошенники
2006 — Ты — это я
2006 — Большие девочки
2006 — Случайный попутчик
2006 — Рельсы счастья
2006 — Аэропорт-2
2007 — Снежный ангел
2007 — Своя команда
2009 — Вернуть на доследование — Мария Юрьевна Рюмина
2010 — Экстренный вызов. Доктор смерть
2010 — Воронины — Татьяна Алексеевна, новая пассия Сергея Геннадьевича
2011 — Ельцин. Три дня в августе — Эмма Язова
2011 — Ласточкино гнездо
2012 — Верю
2012 — Праздник взаперти
2012 — Счастливы вместе
2013 — Истребители
2013 — Муж счастливой женщины
2013 — Точка взрыва
2014 — Братаны-4
2015 — Вакантна жизнь шеф-повара
2016 — Против всех правил
2018 — Любовь по ошибке
2019 — А у нас во дворе… 2 — смотрительница музея
Возвращение в спектакль
Вернуться в спектакль Валентине Шарыкиной невольно помогла Вера Васильева. Она играла в «Женитьбе Фигаро» роль графини. Перед самыми гастролями Васильева заболела. Директор театра стал искать ей замену. Шарыкина первой вызвалась на исполнение роли. В успех этого предприятия многие не верили. Сама Валентина ужасно волновалась. На первой репетиции, промахнувшись мимо кресла, она упала на пол. Первой мыслью актрисы стала уверенность, что ее уволят из театра. Но, когда все присутствующие на сцене и за кулисами разразились неудержимым хохотом, Шарыкина вздохнула с облегчением. А в конце репетиции актриса впервые поймала на себе взгляд Андрея Миронова, полный уважения и гордости. Так актрису утвердили на роль графини. А когда Васильева вышла с больничного, спектакль играли двумя составами.
Разлад дружбы
Первое время работы в театре проходило для начинающей актрисы успешно. Ей сразу досталось несколько достойных ролей. Одной из них стала роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро». Партнером по спектаклю стал Андрей Миронов. Он был очень влюбчив и не мог играть чувства, если партнерша не привлекала его как женщина. Андрей сразу признался в этом Валентине, а позже сделал все, чтобы на роль Сюзанны взяли его протеже — молодую актрису Татьяну Егорову. Валентина Шарыкина никогда не отличалась склочным характером, поэтому тихо отошла в сторону. После этого случая ей доставались роли в массовке на протяжении долгих тринадцати лет. На Миронова у актрисы сначала была обида, они какое-то время не общались. Но потом приятельские отношения возобновились. Мягкий характер Валентины никогда не позволял ей надолго сердиться на кого-либо.
Фильмы
В кино Шарыкина дебютировала в 1962 году, снявшись в военно-спортивном фильме «Третий тайм» режиссера Евгения Карелова. Заметны роли актрисы в картинах «Старшая сестра» Георгия Натансона и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Сильное впечатление на зрителей произвел персонаж Шарыкиной в военной драме «Майор Вихрь» — танцовщица в ресторане.
Валентина Шарыкина в роли танцовщицы (кадр из фильма «Майор Вихрь»)
В 70-х годах 20-го века актриса часто снималась в экранизациях классических произведений («Егор Булычев и другие», «Приваловские миллионы», «Дети Ванюшина»). В фильмографии Шарыкиной есть детективы, фильмы-сказки и киноопера. В начале третьего тысячелетия Валентина Дмитриевна сыграла в картинах молодых режиссеров Романа Качанова («Даун Хаус») и Сергея Урсуляка («Долгое прощание»).
Актриса Валентина Шарыкина: пани Зося из Кабачка «13 стульев» и её тернистый путь к счастью
Актриса Валентина Шарыкина: пани Зося из Кабачка «13 стульев» и её тернистый путь к счастью
Так получилось, что самой известной ролью красавицы Валентины Шарыкиной стало её участие в «Кабачке «13 стульев»». Почти 15 лет она была известна всей стране как пани Зося. Несмотря на всенародную славу и любовь, Шарыкина долго искала личное счастье . Как получилось, что она воспитывала сына актрисы Екатерины Савиновой и почему так мало снималась в кино?
Валентина Шарыкина родилась в 1940 году. Девочка росла в творческой атмосфере: её мама после Свердловской консерватории выступала в оперетте. И маленькая Валя колесила с мамой по стране во время гастролей.
Конечно, Шарыкина уже не мыслила себя вне мира искусства. И в 1962 году она окончила Щукинское училище. Получив диплом, Валентина устроилась в Театр Cатиры и начала сниматься в кино.
В первые годы карьеры Шарыкина сыграла в фильмах «Дни лётные», «Старшая сестра», «Июльский дождь» и в фильма-опере «Иоланта».
Очаровательную актрису заметили создатели развлекательной программы «Кабачок «13 стульев»», и в 1966 году вся страна узнала Валентину как «пани Зосю». В ближайшие 15 лет имидж одной из официанток кабачка станет неотъемлемой частью образа Шарыкиной.
Но у популярности была другая сторона: из-за телепрограммы Валентина пять лет совсем не появлялась в кино. Репетиции «Кабачка» отнимали очень много времени. Артисты занимались с балетмейстерами, посещали музыкальные мастер-классы. Да ещё и на театр нужно было найти время.
К счастью, в 70-х Шарыкина смогла вернуться в кино и запомниться ролями в фильмах «Егор Булычов и другие», «Алло, Варшава!», «Дети Ванюшина», «Ни дня без приключений». И всё же «самой-самой» роли Валентина так и не дождалась.
Режиссёры видели в Шарыкиной только пани Зосю и не могли найти для неё подходящую роль. А тут ещё и «Кабачок» закрыли. Так главным делом жизни для Шарыкиной стал Театр Сатиры. В 90-х актриса совсем не появлялась в кино, а с «нулевых» начала сниматься в сериалах. Часто Шарыкиной предлагают роли бабушек и эпизоды.
Личная жизнь Валентины Шарыкиной была такой же переменчивой, как и её актёрская доля. И найти счастье актриса смогла только после череды неудач.
Первый брак Шарыкиной закончился из-за разногласий. Она вышла замуж ещё студенткой: Игорь учился на другом курсе «Щуки». Но после учёбы найти работу как актёр не смог (устроился на завод), а Валентина прославилась как пани Зося. Их взгляды разошлись. А вскоре на съёмках фильма «Майор Вихрь» Шарыкина познакомилась с режиссёром и актёром Евгением Ташковым.
Валентина не захотела скрывать правду от супруга и сразу подала на развод. В Ташкова актриса влюбилась сразу и уже видела себя в подвенечном платье. А потом неожиданно узнала: Евгений женат на актрисе Екатерине Савиновой (знаменитой Фросе Бурлаковой), у них есть сын.
Переходить дорогу Савиновой она не могла и не хотела, поэтому сразу ушла от Ташкова. А чтобы скорее забыть его, не раздумывая, приняла предложение выйти замуж за актёра Марка Туманова. Через пару лет, когда Екатерина Савинова ушла из жизни, Ташков снова появился на пути Шарыкиной. Он настаивал: им нужно всё начать сначала.
И актриса решилась: она ушла от мужа и стала женой Ташкова. Шарыкина воспитывала его сына от Савиновой, как родного. И сама мечтала о детях. А вот Ташков больше не хотел появления наследников. Но однажды Шарыкина сообщила новость: у них будет пополнение. Правда, ребёнок так и не появился на свет из-за волнений и проблем со здoровьем.
Через 10 лет Валентину Шарыкину ждало новое испытание. Ташков увлёкся актрисой Татьяной Васильевой — будущей звездой фильма «Уроки французского».
Первая мысль в голове Шарыкиной: это расплата за то, как она поступила с брошенным мужем Марком Тумановым. В итоге Ташков женился на Татьяне, и она стала известна как Татьяна Ташкова.
Счастье Валентина Шарыкина обрела только с инженером-нефтяником Юрием Извековым. Хотя знакомые не верили в долговечность брака, он длится больше 40 лет.
83-летняя актриса уверена: Юрий не рeвновал её к славе и поклонникам. Они из двух разных миров, именно поэтому смогли сберечь семью. Шарыкина так и не стала мамой, но благодарна судьбе за встречу с настоящим счастьем.
По материалам — Отдохни