Министр транспорта в годы Великой Отечественной войны
Качалов Василий Иванович – известная фигура советской истории второй половины XX века. Родился в 1902 году на Украине, где в юности увлекся авиацией. Сначала служил в Красной Армии, а затем получил образование в Харьковском авиационном институте. После окончания учебы он остался на институте работать преподавателем.
Со строительством первых самолетов он познакомился еще в годы учебы. В 1931 году он нашел свое место в Центральном Аэрогидродинамическом институте и в дальнейшем принимал участие в создании и испытаниях различных моделей самолетов. Он был одним из первых, кто осуществил полет на реактивном самолете в качестве испытателя.
В годы Великой Отечественной войны Качалов был назначен министром транспорта СССР, что позволило ему сделать огромный вклад в перевозку войск и вооружения на фронты, а также в организацию эвакуации людей и промышленности из захваченных немцами территорий.
После войны Качалов продолжил заниматься авиацией, был избран депутатом Верховного Совета СССР и на протяжении нескольких лет возглавлял научно-исследовательский институт механики Министерства авиационной промышленности. Его имя навсегда вписано в историю советской авиации и транспорта в целом.
Личная жизнь
В Василии Качалове присутствовали барство и размах, но в то же время доброта и нежелание огорчать людей. Он любил общение, природу, длительные прогулки и застолья, с удовольствием устраивая их у себя дома. Его квартира повидала огромное количество известных личностей, среди которых был и Сергей Есенин. Тот подружился с доберманом хозяина по кличке Джим, написав прекрасное стихотворение «Собаке Качалова».
С 1900 года до своей кончины Василий Качалов был женат на Нине Николаевне, которая после болезни осталась хромой и не могла выступать на сцене. Он помог ей заняться режиссурой. На своё 50-летие сыграл Николая I в спектакле о декабристах, поставленном супругой. Ему приписывают огромное количество романов, в том числе длительную связь с актрисой, женой великого человека. Но он не оставил семью, любя своего единственного сына Вадима.
Он щедро отдавал себя людям, бесконечно обожая сцену. Помимо спектаклей, вёл грандиозную концертную деятельность, оставив после себя огромное количество записей, доступных сегодня. В 1928 году он снялся в немом кино «Белый орёл» (режиссёр Я. Протазанов). Во время съёмок «Путёвки в жизнь» (1931) именно ему доверили чтение стихов о беспризорниках, создающих настроение картины. Государство оценило его заслуги присвоением звания Народного артиста СССР (1936).
Библиография
- Виленкин В. Я. Качалов. Москва, 1962
- Чушкин Н. Н. Гамлет — Качалов. М., 1966
- Марков П. А. О театре. М., 1977
- «Три года недобровольного изгнания». «Качаловская группа» Художественного театра. Май 1919 — май 1922. Письма. Приложения: Н. А. Подгорный. Воспоминания (1919), Дневник поездки за «Качаловской группой» (1921) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 5 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 363—494.
- «…Сам бы поехал только в Россию» Письма В. И. Качалова периода гастролей МХАТа в Европе и Америке (1922—1924) / Публ., вступит. статья и коммент. М. В. Львовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 197—288.
Василий Иванович Качалов
КАЧАЛОВ Василий Иванович (наст. фам. Шверубович) (1875—1948) — российский и
советский драматический актер, народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской
премии (1943).
С 1900 г. служил в Московском Художественном театре. Актер высокой
интеллектуальной
культуры и огромного обаяния, исполнитель 55 ролей, в том числе в пьесах: А. П.
Чехова (Тузенбах — «Три сестры», Трофимов — «Вишневый сад), А. М. Горького
(Барон — «На дне»). Создал выдающиеся образы в произведениях У. Шекспира (Гамлет
— «Гамлет»), А. С. Грибоедова (Чацкий — «Горе от ума»), Ф. М. Достоевского (Иван
Карамазов — «Братья Карамазовы»), Л. Н. Толстого (От автора — «Воскресение»),
Вс. Иванова (Вершинин — «Бронепоезд 14-69»).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 219-220.
КАЧАЛОВ (наст, фамилия —
Шверубович) Василий Иванович (30.01/11.02.1875-30.09.1948),
русский актер, народный артист СССР (1936). Родился
в Вильно в семье священника. Студентом
юридического факультета Петербургского
университета участвовал в драматическом кружке,
руководимом В. Н. Давыдовым. На сцене с 1896 (театр А.
С. Суворина — Петербург, 1896 — 97, Товарищество М. М.
Бородая, Казань, Саратов, 1897-1900). С 1900 — в труппе Московского
Художественного театра. Актер высокой
интеллектуальной культуры, редкого по
музыкальности голоса, “темперамента мысли” и
огромного обаяния, Качалов исполнил во МХАТе 55
ролей.
Среди лучших ролей Качалова
дореволюционного периода: Берендей
(“Снегурочка” А. Н. Островского), Чацкий
(“Горе от ума”, А. С. Грибоедова), Иван
Карамазов (“Братья Карамазовы” Ф. М.
Достоевского), Гамлет и Юлий Цезарь (в пьесах В.
Шекспира), Глумов (“На всякого мудреца довольно
простоты” А. Н. Островского), Каренин (“Живой
труп” Л. Н. Толстого), Горский (“Где тонко, там
и рвется” И. С. Тургенева). В инсценировке
“Воскресения” Л. Н. Толстого (1930) в роли “От
автора” Качалов, по словам К. С. Станиславского,
создал “новый жанр — голос автора, его душу”.
Выступал на эстраде с исполнением стихов и прозы,
а также авторских литературно-музыкальных
композиций.
Качалов (наст. фам. Шверубович) Василий Иванович (1875, г. Вильно — 1948, Москва) — актер. Род. в семье священника. Еще будучи гимназистом, К. играл в любительских спектаклях и по совету знаменитого трагика П.Н. Орленева решил посвятить себя театру. В 1893, окончив гимназию, К. уехал в Петербург, поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та и играл в спектаклях студенческого кружка. После спектакля «Лес» А. Н. Островского, в к-ром К. сыграл роль Несчастливцева, за кулисы пришли писатель Н.Г. Гарин и художник И.Е.Репин и посоветовали студенту поступить в настоящую труппу. К. встретился с А.С. Сувориным, главой театра Лит.-художественного общества, взявшим нового актера, но предупредившим: «У вас тяжелая фамилия! Для театра не годится. Перемените». Случайно прочтя в газ. о смерти какого-то В.И. Качалова, К. взял себе этот псевдоним. В 1897 — 1900 К. играл в провинциальных театрах. Он рассчитывал завершить юридическое образование, но это оказалось невозможным из-за занятости. В 1900 К. поступил в труппу Художественного театра (МХТ) в Москве и стал ведущим актером, определившим творческое лицо театра. Он добился всеобщего признания в пьесах Чехова, Горького, К. Гамсуна, Шекспира и др. К. обладал редким сценическим обаянием, пластичностью, великолепным голосом. Участвовал в гастрольной поездке в 1919 — 1922 по Европе. В 1922 вернулся в Москву и вновь отправился с театром на гастроли в Европу, затем в Америку. В 1924 К. был удостоен звания заслуженного, а в 1927 — народного артиста Республики. В 1935 скупой на похвалы К. С. Станиславский назвал К. «великим актером». Лауреат Сталинской премии и орденоносец, К. выступал со стихами и прозой на радио, дважды снялся в кино.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВАСИЛИЯ КАЧАЛОВА
Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.
Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович – участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков… Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал “Илиаду” Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками.
Василий Качалов в молодости
Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: “Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам – школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену – страдайте и работайте”.
Театральная карьера
В Санкт-Петербурге в 1896 году поступил актёром в Театр Литературно-артистического общества, фактическим обладателем которого был А. С. Суворин (1834—1912; обладатель и редактор газеты «Новое время»).
Суворин выдумал сценический псевдоним Качалов, заменивший неблагозвучную фамилию Шверубович. Играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе приятельства М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900).
По другой версии, случаем прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в предстоящем познакомился с его отпрыском, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Елизаветы Тиме, и сказал ему эту историю. Потом они сдружились.
Биография
Василий Иванович Шверубович (Качалов) родился в городе Вильно 30 января (11 февраля) 1875 года в семье священника отца Иоанна.Увлечение театром у Василия началось в детстве, с подражания заезжим гастролерам (особенно ему запомнился Мамонт-Дальский). В гимназии Шверубович — участник всех спектаклей. Подколесин, Ноздрев, Хлестаков… Ученик шестого класса сыграл эти роли за один год. На торжественном концерте в гимназии он так проникновенно читал «Илиаду» Гомера, что ему аплодировал весь зал. Монологи Гамлета, Отелло, Уриэля Акосты были в его репертуаре на переменах между уроками. Молодой актер П.Н. Орленев, послушав его декламацию, благословил Василия: «Вы просите у меня совета, поступить ли вам в драматическую школу. Да вы сам — школа! Вы учиться никуда не ходите. Вас только испортят. Поступайте прямо на сцену — страдайте и работайте».Осенью 1893 года Шверубович стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Он также поступил в театральный кружок Сидорова. Успешно сыграв роль Валера в мольеровском «Скупом», Шверубович перешел в любительский кружок прославленного актера В.Н. Давыдова.Роль старого актера Несчастливцева принесла ему настоящий успех. Случилось это в ноябре 1895 года, когда в зале Благородного собрания в Петербурге прошел спектакль «Лес». Первая в жизни рецензия! И написал ее Н.Н. Гарин-Михайловский. «Нельзя не признать большого таланта в таком исполнителе, как Шверубович, игравшем Геннадия Несчастливцева».Проучившись четыре года в университете, Василий не стал сдавать государственных экзаменов. В 1896 году студент-любитель Шверубович становится актером Качаловым. При поступлении в Суворинский театр он не знал, как подписаться. И тут его взгляд случайно упал на траурное объявление в «Новом времени»: «В бозе почил Василий Иванович Качалов». Шверубович решительно подписался: «Василий Качалов».В суворинской группе Качалов играл третьестепенных, неприметных персонажей без имени и лица. Иногда звали выступить в чужих театриках и кружках. Соглашался он на любые роли, лишь бы играть и играть.И было другое. Винные возлияния. Случайные увлечения… Беззаботная актерская братия увлекала на трактирные кутежи и утехи. Но Шверубович сумел вовремя остановиться.Летом он гастролировал по городам России в труппе артиста В.П. Далматова, затем подписал контракт с казанским антрепренером М.М. Бородаем.Труппа Бородая часть сезона проводила в Саратове. За два с половиной года Качалов переиграл свыше двухсот пятидесяти ролей! В свой бенефис он исполнил роль Шаховского в пьесе «Царь Федор». Саратовская газета писала: «Приятный, звучный голос, отличные, сдержанные манеры, умение преображаться в различных ролях от ворчливых стариков до бурливых молодцов и чванных джентльменов, естественная горячность в драматических местах — это Качалов…»В Казани он познакомился со своей будущей женой. Нина Николаевна Литовцева вместе с ним играла в Казанском театре. Молодые мечтают опять работать в одном театре. Однако судьба пока разъединяет их.27 февраля 1900 года Качалов приехал в Москву, чтобы стать артистом Художественно-Общедоступного театра. Для знакомства, или, как выразился режиссер Немирович-Данченко, чтобы «нащупать, что он может», Качалову следовало показаться в двух картинах «Смерти Грозного»: сначала в роли Бориса Годунова, потом царя Грозного. Актер безнадежно провалился в обеих ролях. За кулисы к нему пришел К.С. Станиславский. Отметив «богатые данные», он тут же оговорился: «Вам предстоит ужасная работа над самим собой. Я даже не знаю, сумею ли объяснить вам, какая именно». Вскоре Качалова перестали вызывать на репетиции. Но он с завидным упрямством приходил в театр.
Страница 1 из 6 | Следующая страница
Другие биографии:
Лесли Нильсен | Олег Янковский | Москвин Иван Михайлович | Леонов Евгений Павлович | Комиссаржевская Вера Федоровна |
КАЧАЛОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ: достигший значительных высот, история личности, который изменил мир
Наследие и влияние на современную космонавтику
Качалов Василий Иванович был одним из первых советских космонавтов. Своей историей он смог вдохнуть жизнь в космонавтику, которая сегодня представляет собой одну из самых развитых и перспективных областей науки и техники. Качалов взлетел в космос на корабле «Восток-1» в 1961 году, став первым человеком в космосе.
Сегодня мы можем заметить, что технологии, использованные при ее создании, оказали грандиозное влияние на развитие современной космонавтики. Не только технологический прогресс ускорился, были организованы международные космические программы и открыты совершенно новые возможности, которые еще не представляли в 60-е годы прошлого века.
Наследие Качалова делает нашу науку и технику лучше и усовершенствованней: новые методы исследования космоса, новые корабли и ракеты, новые источники энергии — все, что сегодня есть в космонавтике, в основе было заложено Качаловым и его командой.
- Качалова смогут помнить и следующие поколения, поскольку он живет в каждом новом достижении человечества.
- Благодаря ему и совершенно неожиданно появилась новая грандиозная опасность, которую со временем люди и эти проблемы уже не раз смогли решить.
- Он был человеком-легендой, которого никто не забыл, даже когда его уже давно нет с нами.
Творчество
Василий Качалов в роли Баста, 1911-1915 гг.
Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая
- «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
- «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
- «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
- «Гамлет» У. Шекспира — Горацио
- «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент
Московский Художественный театр
- — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
- 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Г. Ибсена; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
- 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
- 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
- — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
- 1901 — «Дикая утка (пьеса)» Г. Ибсена — Экдаль
- 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
- 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
- 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
- — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
- 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
- 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
- — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
- 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
- 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
- — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
- 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
- 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
- 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
- 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
- — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
- 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
- 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
- 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
- — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
- — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
- 1907 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Пимен
- — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
- 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
- — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
- — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
- 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
- — «У жизни в лапах» К. Гамсуна — Пер Баст
- 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
- 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
- — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
- 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
- — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
- — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
- — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
- — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
- — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
- — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
- — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
- 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
- — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
- — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
- — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
- — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
- — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
- — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
- — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий
Озвучивание
- — Стрекоза и муравей (анимационный)
- — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
- — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
- — Картина (анимационный) — текст от автора
ГАСТРОЛИ
Много писали о его мягком обаянии. А для него, как он сам говорил: “Чацкий был прежде всего дорог как борец, как рыцарь свободного духа и герой общественности”.
В 1919 году начинаются скитания “художественников” по южным городам, затем смерч войны уносит дальше и дальше – за пределы родины. Труппа из 36 человек была радушно принята в Болгарии. Уже первые концерты с участием Качалова прошли с огромным успехом.
1921-й год встретили в Праге. На премьере “Гамлета”, состоявшейся в старинном замке возле Праги, среди многих почетных гостей присутствовал немецкий актер Сандро Моисеи. С того дня между ним и Качаловым завязалась близкая дружба. Переводивший их творческие споры, сын Качалова – Вадим Шверубович вспоминал: “Одной из мыслей, которую я мучительно уяснял себе и переводил каждому из них, оказалась общая обоим и одновременно высказанная: “Самую большую радость (ликование) актеру дает абсолютно искреннее горе, отчаяние, не сыгранное, а ощущаемое им на сцене, – радость именно в самый момент самого сильного горя”. У них обоих были слезы на глазах, когда выяснилось, что это у них – общее.
В Берлине Качалов часто выступал с концертной программой, впервые начал читать “Скифы” и “Двенадцать” А. Блока.
Качалов и его сын Вадим Шверубович
В сентябре 1922 года после короткого отпуска Качалов вновь выехал на гастроли. Прощаясь с родной землей, он ощутил неизбывную тоску. “Скучаю без Москвы, – писал Василий Иванович своим близким. – Скучаю самым настоящим образом. Утешаюсь работой, мечтой о роли царя Федора…”
Вновь Берлин, Прага, Загреб. В местном театре состоялась премьера спектакля “Царь Федор” с новыми исполнителями – Станиславским в роли боярина Шуйского и Качаловым в роли царя Федора. По общему мнению, новый исполнитель царя играл “хорошо, очень, очень хорошо”.
Этим же спектаклем театр открыл зимний сезон в Париже. Город очаровал Качалова своей поэтичностью.
“Царем Федором” начались гастроли и в Америке. В первый же вечер Качалова встретили аплодисментами и проводили цветами. Не меньший успех имел он и в спектакле “На дне” в роли Барона. Работать приходилось много и напряженно. Иной раз в спектакле “Три сестры” Качалов, сыграв Тузенбаха, перегримировывался в Вершинина. Иногда из вечера в вечер, в продолжение недели, играл трудную роль Анатэмы.
Весной театр отправился в глубь страны – Чикаго, Филадельфию, Бостон. Гастроли и тут проходили с шумным успехом. Наибольшие лавры доставались Качалову, которого американская пресса признала величайшим артистом мира.
Творчество
Казанско-Саратовское товарищество актёров под руководством М. М. Бородая
- «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Дудукин
- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Шаховской
- «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Грозный
- «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого
- «Гамлет» — Горацио
- «Юлий Цезарь» У. Шекспира — Кассий
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Президент
Московский Художественный театр
- 1900 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка К. С. Станиславского — Царь Берендей
- 1900 — «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» ; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Рубек
- 1900 — «Геншель» Г. Гауптмана — Посетитель пивной (ввод)
- 1900 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Эльмс, Григорий Годунов(ввод)
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Вершинин
- 1901 — «Дикая утка» Г. Ибсена — Экдаль
- 1901 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Тригорин (ввод)
- 1901 — «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Эрнст Лахман
- 1901 — «В мечтах» Вл. И. Немирович-Данченко — Князь Старочеркасов
- 1902 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Гарабурда (ввод)
- 1902 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах (ввод)
- 1902 — «На дне» М. Горького — Барон
- 1903 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Хильмар Теннисен
- 1903 — «Юлий Цезарь» У. Шекспира; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Юлий Цезарь
- 1903 — «Одинокие» Г. Гауптмана; постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — Йоганн Фокерат (ввод)
- 1904 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Пётр Сергеевич Трофимов
- 1904 — «Там, внутри» М. Метерлинка — Дед
- 1904 — «Слепые» М. Метерлинка — Слепой
- 1904 — «Иванов» А. П. Чехова — Николай Алексеевич Иванов
- 1904 — «У монастрыря» П. М. Ярцева — Бартенев
- 1905 — «Блудный сын» С. А. Найдёнова — Максим Коптев
- 1905 — «Привидения» Г. Ибсена — Пастор Мандерс
- 1905 — «Дети солнца» М. Горького — Протасов
- 1905 — «Блудный сын» С. Найдёнова — Максим Коптев
- 1906 — «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий
- 1906 — «Бранд» Г. Ибсена — Бранд
- 1907 — «Стены» С. А. Найдёнова — Копейкин
- 1907 — «Борис Годунов» — Пимен
- 1908 — «Росмерсхольм» Г. Ибсена — Росмер
- 1908 — «У царских врат» К. Гамсуна — Карено
- 1909 — «Анатэма» Л. Н. Андреева; постановка Вл. И. Немировича-Данченко — Анатэма
- 1910 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов
- 1910 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Иван Карамазов
- 1910 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Ракитин (ввод)
- 1911 — «У жизни в лапах» — Пер Баст
- 1911 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Каренин
- 1911 — «Гамлет» У. Шекспира; постановка Г. Крэга — Гамлет
- 1912 — «Где тонко, там и рвётся» И. С. Тургенева — Горский
- 1912 — «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева — Георгий
- 1913 — «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому — Ставрогин
- 1914 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- 1915 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дон Жуан
- 1916 — «Будет радость» Д. С. Мережковского — Фёдор Иванович
- 1918 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Астров (ввод)
- 1922 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Царь Фёдор (ввод)
- 1923 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев (ввод)
- 1924 — «Доктор Штокман» Г. Ибсена — доктор Штокман (ввод)
- 1924 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов (ввод)
- 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля, Д. С. Мережковского — Николай I
- 1927 — «Бронепоезд 14—69» Вс. В. Иванова — Вершинин
- 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Артем Аладьин
- 1930 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора
- 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Нароков
- 1935 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин
- 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка В. И. Немировича-Данченко (новая редакция) — Александр Андреевич Чацкий
Роли
- 1928 — Белый орёл — губернатор
- 1931 — Путёвка в жизнь — вступительное и заключительное слово
Мемориальная таблица на доме в Вильнюсе, в котором провёл детские годы КачаловМемориальная доска в Казани
Озвучивание
- 1936 — Стрекоза и муравей (анимационный)
- 1943 — Георгий Саакадзе — Шадиман Бараташвили (роль С. А. Закариадзе)
- 1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — закадровый текст
- 1965 — Картина (анимационный) — текст от автора
Архивные кадры
- 1958 — Искусство большой правды (документальный)
- 1964 — Качалов (документальный)
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Родились в один день
Дата рождения: 11.02.1875. Возраст: 146. Знак зодиака: Водолей (информация о знаке). Гороскопы для Водолея: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 288 дней.
БАТРУТДИНОВ Тимур Тахирович
Резидент Комеди Клаб
1 место
ДЕНИСОВА Татьяна Викторовна
Хореограф
2 место
ШАРОНОВ Андрей Владимирович
Заместитель мэра города Москвы по вопросам экономической политики
3 место
ВОЛОЖ Аркадий Юрьевич
Генеральный директор компании «Яндекс»
4 место
ПОПРАВКО Сергей Геннадьевич
Первый заместитель генерального директора – главный операционный директор ПАО «Совкомфлот»
5 место
БЕЗБОРОДОВА Милена
Участник телепроекта “Дом-2”
6 место
БУЛАВИН Владимир Иванович
Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
7 место
ЧЕРМАШЕНЦЕВ Евгений
Директор по инфраструктуре
8 место
КРИЧЕВСКИЙ Григорий
Генеральный директор
9 место
БАЙДАКОВ Сергей Львович
Префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы
10 место
ШЕЛДОН Сидни
Американский писатель
11 место
Александр Зарецкий
Генеральный директор НПФ Сбербанка
12 место
ЯКУНИН Анатолий Иванович
Начальник ГУ МВД России по г. Москве, генерал-майор полиции
13 место
СОЛДАТОВА Наталия Эдуардовна
Актриса
14 место
ГОЛЬБЕРТ Владимир Львович
Депутат Московской областной Думы VI-го созыва на непостоянной основе
15 место
Вклад в развитие фигурного катания
Каждый спортсмен, сделавший значимый вклад в историю фигурного катания, является легендой. Одним из таких легендарных фигуристов стал Качалов Василий Иванович.
Родившийся 21 марта 1904 года в Санкт-Петербурге, Василий Качалов начал заниматься фигурным катанием в детстве. Через несколько лет он уже выиграл свой первый турнир и начал свой путь на вершину фигурного катания. В 1931 году он завоевал свой первый чемпионский титул СССР, а спустя два года стал чемпионом мира.
Вклад Василия Ивановича в развитие фигурного катания был огромен. Он стал пионером в использовании музыкального сопровождения для выступлений, создал новые элементы программы, которые позже стали нормой для всех фигуристов. Он также внес свой вклад в развитие фигурного катания в России, помогая десяткам молодых талантов стать профессионалами.
- Создание новых элементов программы
- Использование музыкального сопровождения
- Помощь в развитии молодых фигуристов
Сегодня, почти 50 лет спустя после его смерти, Василий Качалов остается легендой фигурного катания и продолжает вдохновлять поколения спортсменов. Его вклад в развитие этой прекрасной спортивной дисциплины навсегда останется в истории фигурного катания.
Биография
Василий Шверубович родился в Вильне (ныне — Вильнюс, Литва), в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля Никольской церкви, из белорусского шляхетского рода. Дядя — Хрисанф — тоже священник, имел намерение убедить своих прихожан в том, что, имея веру хоть в горчичное зерно, можно приказать горе сдвинуться — и она сдвинется, — убедить, сотворив чудо. В этой своей попытке потерпел фиаско и за смущение верующих был заточен на три года в монастырь со строгой епитимьей. Мать происходила из хорошей полупольской (в девичестве — Воржековская), полулитовской (Гинтовт по матери), но давно обрусевшей православной семьи. Кроме Василия, в семье было ещё два сына: Анастасий окончил юридический факультет Петербургского университета и служил в Привислянском статистическом управлении главным статистиком; Эразм избрал военную карьеру, служил в Малороссийском драгунском, а позже в Приморском драгунском полку, которым он под конец своей службы командовал.
Василий учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским; в одном выпуске с ним был Б. Горев; одноклассник и неразлучный друг — Константин Галковский, впоследствии литовский композитор Константинас Галкаускас.
Гимназистом Шверубович участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Очень любил петь гимны своего дяди Хрисанфа и исполнял их на какой-то им самим выдуманный мотив и с карикатурно-белорусским акцентом, которым хорошо владел, и мог не только говорить, но и читать с акцентом стихи. Одним из его «номеров» было исполнение монолога Чацкого гродненским семинаристом. Сам он только к окончанию гимназии и в Петербургском университете с трудом избавился от этого акцента .
Окончив гимназию в 1894 году, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 году на студенческих каникулах играл вместе с В. Ф. Комиссаржевской во время её гастролей в пьесе Г. Зудермана «Бой бабочек». Позднее выступал в Вильне и Ковне на гастролях Московского художественного театра .
В Санкт-Петербурге в 1896 году Качалов стал актёром в Театра Литературно-артистического общества, фактическим владельцем которого был А. С. Суворин (1834—1912; владелец и редактор газеты «Новое время»). По одной версии, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов», заменивший «неблагозвучную» фамилию актёра . По другой версии сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Елизаветы Тиме, и рассказал ему эту историю.
Качалов играл на провинциальных сценах в гастрольной труппе В. П. Далматова, в труппе товарищества М. М. Бородая в Казани и Саратове (1897—1900). По воспоминаниям сына, он имел немалый рост (1 м. 85 см.), но был худ, бледен, брит, близорук, узкоплеч сравнительно с гигантами старшими братьями.
В 1900 году Качалов был принят в труппу Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» А. Н. Островского. Поначалу он довольствовался эпизодическими ролями, чуть позже уже дублировал К. С. Станиславского в ролях Тригорина и Вершинина в пьесах А. П. Чехова «Чайка» и «Три сестры» и в течение нескольких лет стал одним из ведущих актёров театра. Уже в 1905 году в одном из писем Станиславский писал о том, что как актёр был вынужден уступить первенство Качалову. Среди его лучших работ дореволюционного периода — чеховские Тузенбах, Петя Трофимов и Иванов, Барон в пьесе М. Горького «На дне», Иван Карамазов и Николай Ставрогин в инсценировках романов Ф. М. Достоевского.
«Обладая неотразимым сценическим обаянием, — пишет Инна Соловьёва, — чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обостренностью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа „героя-неврастеника“, Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал своё мастерство артиста „театра живого человека“, который строили создатели МХТ». Увлечённый поисками Станиславского и Немировича-Данченко, актёр не раз отклонял приглашения на императорскую сцену.
Последние статьи
-
За употребление каких продуктов на Руси можно было понести суровое наказание сегодня, 12:20 -
Почему распался первый брак Ангелы Меркель, и За что второй муж канцлера заслужил звание «Призрак оперы» сегодня, 10:42 -
Короткий и яркий путь Динамита: Загадка раннего ухода спортсмена, шоумена и актера Владимира Турчинского сегодня, 09:15 -
Как внучка художника и сын анархистов создали бренд «сказочных» украшений: Les Nereides 27.09.2021, 21:03 -
Пурпурная лихорадка: как в древности гибли люди и животные из-за прихоти царей 27.09.2021, 19:13 -
Какие шедевры оставила после себя супружеская пара художников викторианской эпохи: Чарльз и Кейт Перуджини 27.09.2021, 16:28 -
В чём секрет культового фильма «Лабиринт», споры о котором не утихают и десятилетия спустя 27.09.2021, 14:38 -
7 отечественных фильмов о зрелой любви, которые дарят надежду 27.09.2021, 13:38 -
Как сложилась судьба главных актеров популярного сериала 90-х «Дикий ангел» 27.09.2021, 11:47 -
7 звёздных пар, которые считают гостевой брак залогом семейного счастья 27.09.2021, 10:28
Все статьи
Появление в Художественном театре
По прибытии в феврале 1900 года в МХТ В. Качалову предстояло показаться К. С. Станиславскому. Была выбрана сцена, где ему следовало поочерёдно предстать в двух образах: Бориса Годунова и Ивана Грозного. Наработанные в провинции штампы сыграли свою отрицательную роль – показ был безнадёжно провален. Василий Качалов не опустил руки и продолжил ежедневно ходить в театр, наблюдая за игрой выдающихся актёров того времени. К постановке готовилась «Снегурочка», но никому не поддавалась роль Берендея. Станиславский решил дать начинающему актёру ещё один шанс и не ошибся.
После репетиции он обнял В. Качалова, проделавшего огромную работу над собой и уловившего требования художественных руководителей театра. Триумфальный дебют состоялся в сентябре 1900 года, открыв перед актёром блестящую перспективу. Среди его первых ярких работ:
- Роль Барона в спектакле «На дне», о которой М. Горький отозвался с восхищением.
- Цезарь в одноимённом спектакле В. Шекспира.
- Роли в пьесах А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Трофимов) и «Три сестры» (Тузенбах).