Биография
Вера Пашенная родилась в семье известного актёра Николая Рощина-Инсарова (реальная фамилия — Пашенный); её сестра,Екатерина Рощина-Инсарова, в 1919 году эмигрировала.
В 1904—1907 годах обучалась у Александра Ленского в Столичном театральном училище.
С 1907 года — актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей величавую Марию Ермолову, Вера Пашенная стремительно достигнула признания и стала ведущей актрисой головного драматического театра Рф. Посреди ролей — Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренева), Васса («Васса Железнова» М. Горьковатого), Древняя хозяйка («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки).
С 1914 года преподавала на драматических курсах при Малом театре.
В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких столичных театрах: в бывшем Театре Корша (1921), Замоскворецком театре (1923—1924), Музыкальной студии МХАТа под управлением Вл. Немировича-Данченко (1924); по приглашению К. С. Станиславского участвовала в забугорных гастролях МХАТа (1922—1923).
В 1924 году вкупе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором.
С 1933 года правила несколькими курсами, с 1941 года — доктор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.
В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала тут Народный театр.
Вера Пашенная погибла 28 октября 1962 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь
Вера Пашенная два раза была замужем:
1-ый супруг — актёр Витольд Полонский.
2-ой супруг — актёр Владимир Фёдорович Грибунин.
В Москве Вера Пашенная проживала по адресу: ул. Огарева (на данный момент Газетный пер.), 1/12. На доме установлена мемориальная доска.
Творчество
Роли в театре
На театральной сцене Вера Николаевна Пашенная сыграла более 100 ролей.
- 1907 — «Дельцы» И. И. Колышко — Вера
- 1907 — «Джентльмен» А. И. Сумбатова — Кэт
- 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Аннушка
- 1908 — «На покое» А. И. Куприна и А. И. Свирского — Маша
- 1908 — «Франческа да Римини» Габриеле д’ Аннунцио — Франческа
- 1908 — «Казённая квартира» В. А. Рышкова — Таня Дедявкина
- 1908 — «В борьбе за мужчину» К. Фибих — Христиана Мюллер
- 1909 — «Белая ворона» Е. Н. Чирикова — Липа
- 1909 — «Жены» Д. Я. Айзмана — Наденька
- 1909 — «Бедная невеста» А. Н. Островского — Марья Андреевна
- 1910 — «В старые годы» И. В. Шпажинского — Клавдия
- 1910 — «Старый обряд» А. Н. Будищева — Татьяна Кондарева
- 1926 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Любовь Яровая
- 1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова — Таланова
- 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Вениамин Цыганков — Анна Андреевна
- 1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Борисовна Железнова
- 1957 — «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки — хозяйка Нискаувори
- 1960 — «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский — Ламбрини
- 1961 — «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: Вера Пашенная, М. Н. Гладков — Марфа Игнатьевна Кабанова
Почта России, 2012 г., (ЦФА (ИТЦ) #237-окр/12; Михель #PSo227).
Фильмография
- 1912 — Бесприданница — Лариса
- 1912 — Гроза — Катерина
- 1912 — Тайна дома № 5 — куртизанка Эльза
- 1919 — Поликушка — Акулина
- 1920 — Хромой барин — Катенька Мордвинская
- 1952 — Горе от ума — Хлёстова
- 1952 — Волки и овцы — Мурзавецкая
- 1953 — Васса Железнова — Васса Борисовна Железнова
- 1956 — Дорога правды
- 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
- 1958 — Идиот — Генеральша Епанчина
- 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
Деятельность в послевоенный период
В 50-х годах Вере Пашенной предлагали все более серьезные роли, женщин в возрасте, с большим жизненным опытом и тяжелой судьбой. Она играла Кабаниху в «Грозе», старую хозяйку Нискавуори в «Каменном гнезде». А самая выдающаяся роль, по мнению самой актрисы, была непревзойденная Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Спектакль даже был снят на пленку.
Всего на сцене Вера Пашенная сыграла больше ста ролей. Многие роли приносили ей настоящее вдохновение и несказанное удовольствие. К примеру, чаще всего ставились спектакли с ее участием по Островскому: «Волки и овцы», «Доходное место», «На бойком месте», «Без вины виноватые».
Кроме театральных работ, Веру Пашенную приглашали на радио, она участвовала в озвучивании спектаклей для детей и взрослых. В частности, ее голосом говорят герои: Лариса из «Бесприданницы», Катерина из «Грозы», Мурзавецкая из «Волков и овец», Васса Железнова, Епанчина из «Идиота».
Кроме того, из-под пера Веры Пашенной (ее детища) вышли книги о театральной деятельности. Их было три: «Моя работа над ролью», «Искусство актрисы», «Ступени творчества», которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров.
Тяжелая болезнь
В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.
В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.
Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.
Дебют в театре
В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.
В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.
Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.
Последняя роль
В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.
Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы – решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.
Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.
Раннее замужество
Незадолго до выпуска из Московского театрального училища Вера Пашенная, фото которой можно увидеть в статье, решила связать жизнь с довольно известным актером по имени Витольд Полонский. Венчание состоялось для молодых людей в июне 1905 года.
Вскоре новоиспеченные супруги переехали в небольшую комнату на Петровке, аренду которой оплачивали совместными усилиями.
В замужестве Вера Пашенная стала посвящать все свободно время работе в театре. Помимо прочего, начинающая актриса готовилась к рождению первого ребенка. Супруг молодой актрисы стал выказывать недовольство ее занятостью на сцене. Вскоре ни один день в доме молодоженов не обходился без скандалов.
Осенью 1906-го Пашенная Вера Николаевна, актриса, родила дочь, которую назвали Ириной. Однако даже появление на свет первенца не спасло семью от скоропостижного развала. Когда девочке исполнилось 3 года, знаменитая актерская чета окончательно решила расторгнуть брак.
Растеряева улица (1959)
Комедия, Советский фильм
Режиссер: Виктор Рыжков
В ролях: Абрам Незнамов, Владимир Головин, Александр Грузинский
Липа и Вера – подруги с детства. После окончания пансиона перед каждой из девушек открылась дорога в жизнь. Липе поневоле пришлось выйти замуж за бестолкового чиновника Толоконникова. Вера же вышла замуж за красивого гусара. Но что у первой, что у второй девушки жизнь не сложилась. Липа кое-как сбежала от чиновника и уехала из родного города. Вера же, проведя несколько лет с гусаром, рассталась с ним и вернулась домой в Растеряевку. Вернувшись на родину, девушка была поражена тем, что здесь ничего не изменилось даже по происшествие нескольких лет. Всё те же дома, стены и обитатели с их причудами. Вот только Липы не было.
Биография[править | править код]
Вера Пашенная родилась в Москве в семье известного актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный), происходившего из помещичьей семьи. Мать — Евгения Николаевна Пашенная, в молодости играла в любительских театрах, но затем оставила сцену ради семьи. Вскоре родители расстались и мать вышла замуж за Николая Петровича Кончаловского, заменившего Вере отца.
В 1904—1907 годах училась у Александра Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища.
С 1907 года выступала на сцене Малого театра. Заменив в одном из спектаклей Марию Ермолову, быстро добилась признания и вскоре стала ведущей актрисой театра.
С 1914 года начала преподавать в драматических классах училища, впоследствии известного как Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.
В 1921 году играла в Театре Корша (3-й театр РСФСР. Комедия), с 1923 по 1924 год — в Замоскворецком театре Петра Струйского, в 1924 году — в Музыкальной студии при МХАТ под руководством Владимира Немировича-Данченко; в 1922—1923 годах по приглашению Константина Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа.
Всего на театральной сцене Пашенная сыграла более ста ролей.
В 1924 году вместе с Надеждой Смирновой организовала Театр-студию из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре и стала его директором.
В 1936 году, отправившись на гастроли в Игарку, основала там Народный театр.
С 1933 года руководила несколькими курсами Щепкинского училища, а в 1941 году ей было присвоено звание профессора. Руководитель кафедры актёрского мастерства училища с 1945 года.
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей и сцен с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений Пушкина, Некрасова, Короленко, Горького, Полевого, Пановой в её исполнении.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная скончалась 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья
- Отец — Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия Пашенный, 1861—1899), драматический артист.
- Мать — Евгения Николаевна Пашенная.
- Отчим — Николай Петрович Кончаловский.
- Сестра — Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (1883—1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
- Первый муж — Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), актёр.
- Дочь — Ирина.
- Второй муж — Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933), актёр.
Вера Пашенная: дети, мужья
В браке актриса была дважды. Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза.
Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим. Через год после росписи влюбленные обвенчались в церкви. В этом супружестве у них родилась дочь Ирина. Спустя три года Витольд и Вера развелись.
В 1913 году актриса вышла замуж во второй раз и тоже за актера — Владимира Грибунина. С ним она прожила длительное время.
Не стало Веры Пашенной в конце октября 1962 года. Несколько лет она боролась с онкологией. Практически до последнего дня играла в любимом театре.
На всякого мудреца довольно простоты (1952)
Драма, Советский фильм, Спектакль
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Александр Островский
Режиссеры: Анатолий Дорменко, Владимир Сухобоков
В ролях: Игорь Ильинский, Михаил Царев, Евдокия Турчанинова
Фильм-cпектакль Государственного Академического Малого театра по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского. Молодой человек из небогатой семьи Егор Дмитриевич Глумов, побуждаемый честолюбием, хочет сделать карьеру. Он ловко льстит, лицемерит, угодничает, умело пользуясь слабостями своих покровителей, а втайне высмеивает их тупость и пошлость в своем дневнике. Постепенно Глумов втирается в доверие к своему богатому родственнику Нилу Федосеевичу Мамаеву и его жене Клеопатре Львовне. Мамаевы знакомят Глумова с влиятельными людьми Крутицким и Городулиным. Легко завоевав их расположение, Глумов попадает в дом богатой московской барыни Турусиной в качестве претендента на руку ее племянницы. Он готов пойти на все, чтобы ускорить эту выгодную свадьбу.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Пашенная Вера Николаевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ ČSFD (чеш.) — 2001.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
- ↑ Рощин-Инсаров Николай Петрович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑ Толченова Н. П. Живая Пашенная. — 2-е изд., перераб. — М.: Советская Россия, 1987. — С. 4. — 126 с.
- ↑ «К 120-летию со дня рождения Веры Николаевны Пашенной» «Живая Пашенная». Малый театр (28 июня 2007).
- ↑ Полонская И. В. Вера Николаевна Пашенная. Статьи. Воспоминания. — М.: Искусство, 1971. — С. 242. — 304 с.
- ↑ Театр П. П. Струйского | Topography of Terror, Moscow
- ↑ В. А. Гапеенко. Авторский блог Валентины Гапеенко: «Вера Пашенная и театр её имени».
- ↑ «Присуждение учёных званий выдающимся мастерам театрального искусства». «Известия» № 87 (7463) от 13 апреля 1941 года
- ↑ Пашенная Вера Николаевна. Новодевичье кладбище.
- ↑ Толченова, с. 6.
- ↑ Пашенная Вера Николаевна. KM.ru.
- ↑ Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933)
- ↑ ГОМЕРОВСКОЕ РОДСТВО ПОЭТОВ. Часть 1-я
- ↑ Спектакль «Гроза» Архивировано 19 июня 2009 года., страница аудио архива театра
- ↑ Пашеная Вера Николаевна (1887—1962)
- ↑ О департаменте