История[править | править код]
До создания государстваправить | править код
Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 4068 дней], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1900 дней]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.
Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара
С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода.
Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
После создания государстваправить | править код
С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).
Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны.
По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).
Современная жизнь кибуц
Кибуцы сегодня посещает множество туристов, но и среди местных жителей многие проявляют интерес к подобным поселениям, даже если не имеют в планах переселяться в подобные общины и становиться их членами. Это можно пояснить тем, что поселения такого типа лишены городской суеты и пыли, и позволяют отдохнуть и телом, и душой.
Детские праздники кибутцев особенно популярны, как и детские сады — израильтяне уверяют, что в таких детских садах дети имеют возможность чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом, и при этом достаточно активно развиваются. Однако если углубиться в вопрос устройства детских садов, то можно сделать вывод, что они вполне схожи с привычными нам учреждениями дошкольного уровня, созданными в СССР.
Но главная особенность поселений в других моментах. В кибуцы в Израиле условия проживания обычно следующие:
- получить определенные услуги возможно по номеру члена кибуца, которому соответствует индивидуальный счет для этого;
- прямого почтового сообщения с кибуцами нет, и почту забирают в подобные поселения передвижные почтовые «отделения»;
- кибуцы могут быть религиозными и нерелигиозными, и это важная деталь для тех, кто выбирает населенный пункт для проживания (для туристов это несущественно обычно);
- нет никакого строгого контроля за тем, что делает человек в своей жизни и с собственным домом, и управляющий аппарат не ограничивает свободу людей;
- нет необходимости отчитываться перед управленцами, а управление передано в руки общего собрания (принцип самоуправления).
Ранее в подобных населенных пунктах вовсе отсутствовал денежный оборот, однако со временем жители пришли к логичному выводу, что необходимо зарабатывать деньги извне вместо внутреннего товарооборота. Именно потому на сегодняшний день общедоступными остаются детские сады и праздники, а остальное требует денег и трудоустройства. Чтобы получить жилье и оказание определенных услуг, представители таких общин вынуждены работать, как и все остальные, на предприятиях и заводах, и платить соответствующие налоги на содержание каждого из жителей.
Ранее в кибуцах были популярны общие столовые, прачечные и другие заведения, однако на фоне того, что в поселениях начали ходить деньги, и появился денежный оборот, каждый стал стремиться питаться и стирать самостоятельно, потому подобные организации уже перестали быть актуальными. Это создает множество социальных проблем, связанных в основном с неприятием изменений пожилым населением, а также с неумением в общей массе населения заботиться о себе самостоятельно. Но с каждым годом поселения все более становятся цивилизованными и осовремениваются.
Таким образом возможно говорить, что на сегодня практически исчезла идеологическая составляющая. Появились разные слои населения и жители населенных пунктов пользуются достаточно активно благами цивилизации.
Для тех, кого интересуют кибуцы в Израиле — что это, и как они устроены, можно отметить, что это достаточно современные и красивые, но все еще необычные национальные поселения.
Современные кибуцы юга Израиля
Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.
Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» — группа.
Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.
Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину
israel experience, израильский опыт.
Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.
Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе «Первый дом на Родине», кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита — ульпаны.
Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.
Актриса Сигурни Уивер (х/ф «Чужие») , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.
На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.
В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.
Но трудности были не только в быту. Кибуц
Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».
По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!
И это далеко не единственный преуспевающий кибуц в Израиле.
Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, — 3,4 млрд шеек.
Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.
Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.
Изреэль – 480 млн шек.
Рамат – Йоханан – 250 млн шек.
Мааварот – 240 млн шек.
Ревивим – 230 млн шек.
Шамир – 227 млн шек.
Саса – 220 млн шек.
Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.
Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.
Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 — 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.
Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.
Основная стратегия кибуцев юга Израиля — повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.
Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.
Израильские кибуцы: что это такое
Изначально израильские кибуцы представляли собой сельскохозяйственные коммуны. Это — небольшие сообщества, где каждый из членов выполняет определенную, предписанную ему работу. Деньги члены кибуца не получают, но взамен могут пользоваться абсолютно всеми благами, которые предоставляет им кибуц. Отсутствие прямого денежного оборота — это именно то, что радикально отличает кибуцы от множества других подобных сообществ. Кибуцы могут быть общинными (это традиционная форма), обновленными, а также городскими. Помимо этого, кибуцы могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Впрочем, синагоги пристуствуют в каждом кибуце. Организация кибуцев представляет собой нечто вроде модели коммунизма, реализация которой оказалась возможна благодаря небольшому размеру сообществ, а также слаженной работе их членов. В некоторых случаях, члены кибуцев могут получать часть денег на руки — чтобы иметь возможность что-либо покупать вне территории кибуца. Само собой, в функционировании кибуцев не обходится и без проблем, например, довольно часто актуализируется квартирный вопрос. Тем не менее, желающих попасть в кибуц всегда хватает.
Как возникали и развивались кибуцы
Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.
В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.
Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.
Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.
В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.
Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.
Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.
В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.
Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.
С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.
Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.
Конец коллективного обучения
Кибуцы развивались, и с середины 1950-х годов, а тем более с 1970-х годов, эти изменения сильно повлияли на образование. Люди в кибуцах хотели, чтобы их дети жили дома, а не в детском доме, поэтому совместные спальные места были прекращены.
Стандартизация методов обучения и введение экзаменов в школах кибуца положили конец многопрофильному обучению. Многие представители молодого поколения, рожденного в кибуцах, уехали в большие города, поэтому население кибуца сокращалось и старело. Многие кибуцы также прошли процесс приватизации, и высшее образование стало преобладающим, наряду с уменьшением роли сельского хозяйства.
Все эти и другие причины привели к ухудшению коллективизма и победе индивидуализма . Это положило конец коллективному обучению.
Ора Авиезер объясняет:
Интересные факты
О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные:
- Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания всю страну.
- Общины уже давно считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира, они владеют акциями крупных производственных компаний.
- Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные регионы стран на планете.
- Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.
- Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии.
- Последние 10-летия созданием построек в общинах занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн. Архитектура кибуцей была представлена в павильоне Венецианского биеннале в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.
- Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты (в т.ч. и некоторые знаменитости), мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались здесь жить.
В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность и гордость кибуцников осталась прежней. Поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологии пока рано.
Равные среди лучших
Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, созданная на основе общего имущества, самоуправления, одинаковых условий жизни и работы, разделения продуктов труда поровну между всеми членами. Первые кибуцы появились в начале XX века на территории Османской империи и Палестины — именно здесь, согласно священным текстам, находилась Земля обетованная. Молодые евреи из разных стран приезжали сюда при поддержке Всемирной сионистской организации для создания сельскохозяйственных поселений. Когда в 1947 году ООН приняла план раздела Палестины на еврейскую и арабскую части, кибуцы стали основой для будущего государства Израиль: они смогли обеспечить его продуктами сельского хозяйства и сыграли большую роль в обороне страны во время войны за независимость. В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму, остальные разделили хозяйство на коллективную и частную собственность. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами и занимаются турбизнесом.
271 — общее количество кибуцев в Израиле. Примерно 125 из них появилось до образования государства Израиль. Около 60 функционирует по оригинальной модели. Порядка 20 являются религиозными кибуцами.
160 000 человек проживает в кибуцах (~2,1 % еврейского населения Израиля).
47 % сельскохозяйственной продукции Израиля производится в кибуцах.
Вклад в промышленность — 8 %, в туризм — 10 %.
Статья Екатерины Сехиной была опубликована в журнале «Вокруг Света» №10, 2016
Программы репатриации в Израиль
Программа возвращение евреев в Израиль – это комплекс мероприятий для лиц еврейской национальности, направленный на содействие в изучении Израиля, переселении в страну и адаптации в израильское общество на новом месте проживания для разных групп и категорий иммигрантов. Реализация программ репатриации возложено на Еврейское агентство (“Сохнут”), действующее от имени правительства. “Сохнут” оказывает полную информационную и иную необходимую поддержку репатриантам, дает им понимание, стоит ли репатриироваться в Израиль, сопровождает процесс переселения на каждом его этапе.
Для реализации способностей и возможностей репатриантов агентство разработало множество программ интеграции для разных категорий. Это и краткосрочные программы для знакомства с государством, и учебные программы для детей и молодежи, программы трудоустройства для специалистов и множество других программ.
Рассмотрим подробнее, что предполагает программа репатриации в Израиль в 2020 году.
Учебные программы для детей и молодежи
Еврейское агентство предлагает множество как кратко-, так и долгосрочных программ для детей и молодежи, которые планируют (в том числе в будущем) связать свою жизнь с Израилем. Рассмотрим самые популярные:
- IL – детский лагерь в Израиле, в котором ежегодно летом на протяжении 10 дней отдыхают, знакомятся с еврейской культурой и традициями русскоязычные подростки возрастом 13-17 лет из разных стран мира.
- Проект ELI (Educational Leaders Institute) – годовой курс мадрихов (молодых вожатых и ведущих групп), по результатам прохождения которого можно устроиться на работу в один из лагерей агентства.
- НААЛЕ – программа, продолжительностью 3-4 года для школьников из разных стран мира, имеющих право на репатриацию и желающих закончить школьное обучение в Израиле и получить уже израильский аттестат.
- СЭЛА-МИР – программа подготовки молодых людей в возрасте 17-21 год, имеющих право на возращение, для поступления в израильские высшие и профессиональные учебные заведения. Продолжительность программы – 10 месяцев.
- MASA – проект стажировки и обучения в Израиле для молодых людей и семейных пар в возрасте 18-30 лет. Длительность программы 6-12 месяцев. Проект предусматривает множество программ разной направленности, в том числе студенческие, молодежные, религиозные. Возможно направление в качестве волонтера в фонды помощи репатриантам в Израиле.
Программы абсорбции
Для полноценной адаптации репатриантов в израильском обществе Еврейское агентство разработало несколько программ абсорбции, в рамках которой мигрантам предоставляется помощь со значительной частью бытовых проблем. Самые известные программы:
- “Первый дом на родине” – программа для семей и несемейных людей среднего возраста (28-45 лет), предусматривающая расселение в кибуцах – израильских сельскохозяйственных коммунах. Репатриантам предоставляется жилье, они освобождаются от большинства бытовых забот и могут тратить все свое время на изучение языка и адаптацию. В кибуцах также есть заведения для детей.
- Муниципальная абсорбция – проект, в рамках которого мигранты сами выбирают город и место проживания, но их адаптация проходит в тесном сотрудничестве с куратором и муниципалитетом. Набор льгот в каждом городе индивидуальный. Например, в Ашдоде муниципалитет предоставляет временное жилье и бесплатно обучает ивриту в ульпане, а в Рамле жилье предоставляется только на срок до 7 дней.
- Программы репатриации молодежи – комплекс программ для молодежи и молодых специалистов еврейского происхождения в возрасте 18-35 лет, которым предоставляется временное жилье, питание и временное место работы для скорейшей адаптации и изучения иврита.
Профессиональные программы
В сотрудничестве с государственными и частными структурами и работодателями агентство разработало множество программ профессиональной адаптации и трудоустройства репатриантов. Человек, решившийся на переезд, может найти работу в соответствии с имеющимся опытом либо пройти переподготовку и получить уже новую профессию.
На сегодня действуют программы для специалистов самых разных профессиональных направлений:
- врачи, медсестры и учителя;
- водители автобусов и грузовых автомобилей;
- программисты и разработчики;
- работники оздоровительных и детских оздоровительных и воспитательных центров;
- инженеры, техники, электрики, специалисты по техобслуживанию ТС;
- операторы, конструкторы и деревообработчики;
- повара, тренеры, спасатели, строители и многие другие.
Больше информации про программы профессиональной подготовки здесь.
Сельская жизнь
Израильтяне, проживающие в сельской местности, в основном живут в кибуцах или мошавах . Кибуц – это коллективное сообщество , жители которого работают на благо общества. Хотя многие кибуцы были приватизированы, жители обычно живут общинами. Кибуцы по большей части самодостаточны и имеют свои школы. Большинство кибуцев занимается сельским хозяйством, хотя некоторые перешли на промышленное производство.
Мошав также является коллективным сообществом, но земля делится между жителями, каждый из которых получает равную сумму и должен выращивать свою продукцию. Сообщество поддерживается коллективным налогом, который одинаков для всех жителей, в результате чего хорошие фермеры живут лучше, чем плохие.
Мошава другой тип сельской земледельческой общины в Израиле, но в отличие от кибуцев или мошавы, вся земля находится в частной собственности. Мошав shitufi другого типа кооперативного села в Израиле, где вся продукция и услуги обрабатываются коллективно, в то время как решения потреблений остаются обязанность отдельных домохозяйств.
Коммунальные поселения – это сельские или пригородные города, где все население организовано в кооператив и может наложить вето на продажу любого дома или собственности нежелательному покупателю, обычно работают за пределами города и должны платить только небольшой налог на недвижимость для поддержания жизни города. и его общественные объекты. Большинство домов – это дома на одну семью , хотя в некоторых есть квартиры . Из-за тщательного отбора при продаже недвижимости большинство жителей коммунального поселения разделяют единую идеологию, религиозные взгляды, желаемый образ жизни, а некоторые принимают только молодые пары с детьми. Другие израильтяне, проживающие в сельской местности, живут в домах и небольших общинах, основанных Еврейским национальным фондом и расположенных в Негеве .
Считается самой комфортной и успешной программой адаптации в Израиле для семей
«Первый дом на Родине» — для семей с детьми.
Первый дом на Родине – программа репатриации для семей и несемейных репатриантов до 45 лет.
«Первый дом» приглашает семьи провести первые полгода или год после репатриации в кибуце, а значит в зелёных уютных посёлках, в сообществе, где сильны идеи взаимопомощи и добрососедства.
Ключевые преимущества программы можно сформулировать в двух словах: иврит и дети.
Первый дом на Родине предлагает интенсивный курс иврита для всех взрослых членов семьи. Спокойная и размеренная кибуцная жизнь и ивритоязычное окружение позволят семьям сосредоточится на изучении языка. Мы верим, что в первые полгода репатрианты строят фундамент своей будущей жизни в Израиле, и во многом он зависит от изучения иврита.
Кибуц – тихий зеленый «оазис» в стороне от городской суеты. Построенные Израильскими первопроходцами в начале 20 века и являвшиеся в прошлом коммунами, занимавшимися в основном сельским хозяйством, сегодняшние кибуцы — это скорее коттеджные поселки с благоустроенной территорией и хорошо развитой инфраструктурой. В среднем кибуце проживают от 150 до 200 израильских семей, то есть на 300-400 взрослых до 250 детей дошкольного и школьного возраста. В каждом кибуце есть и пожилые люди, которые располагают свободным временем и всегда готовы помочь новым репатриантам практиковать иврит. В среднем в каждом кибуце временно на программе проживают 3-5 семей репатриантов.
Современные кибуцы сильно отличаются от тех, что были в прошлом веке: уже давно сельское хозяйство не является их основной сферой деятельности, а жители — люди разных специальностей — работают не только в кибуце, но и на различных предприятиях за его пределами.
Однако, неизменной осталась идея добрососедства и взаимовыручки. Благодаря отзывчивым и общительным соседям вы с первых дней получите не только моральную поддержку, но и погружение в языковую среду, а значит, и возможность быстрой адаптации.
Дети в кибуце получают уникальную возможность быстрой социализации. Они чувствуют себя комфортно, быстро адаптируются, много находятся на свежем воздухе и в окружении сверстников. Программа рассчитана на семьи с детьми разных возрастов – от яслей и садиков до старшей школы.
С первых дней пребывания в Израиле участников программы сопровождает координатор из кибуца, сотрудник местного совета округа и работник министерства абсорбции.
История Пурима
Евреи отмечают Пурим в память о событиях, по преданию происшедших в древней Персии в 355 году до нашей эры во времена правления царя Ахашвероша. Этого царя мы хорошо знаем из истории Древней Греции под именем Ксеркс, или Артаксеркс.
Во времена Ахашвероша в огромном персидском царстве, в котором царила относительная веротерпимость, жили в том числе евреи, исповедовавшие монотеистическую религию (веру в единого Бога). Все шло хорошо, пока царедворец Аман, обидевшись на уважаемого при дворе еврея Мордехая не замыслил уничтожить всех последователей иудаизма. Дело в том, что Мордехай (который был приближен ко двору за то, что в свое время спас царю жизнь) отказался поклониться тщеславному Аману. Мордехай вовсе не был гордецом, скорее наоборот: будучи богобоязненным, он не мог кланяться никому, кроме Бога. Однако злой Аман затаил обиду и оклеветал перед царем всех евреев.
Ахашверош поверил навету и отдал приказ уничтожить все еврейское население своего царства. Царь даже также кинул жребий, когда должна была начаться резня. Выпало на 13 число месяца адар (конец февраля — начало марта). («Пурим» на иврите означает жребий, отсюда название праздника).
Узнав о страшном жребии, Мордехай уговорил свою племянницу Эстер принять участие в смотринах претенденток на освободившееся место царицы. Мордехай надеялся, что его племянница сумеет переубедить Ахашвероша, и тот отменит кровавый приказ. Эстер, которая была хороша собой, приглянулась царю и стала одной из его жен.
Надо сказать, Ахашверош был довольно суровым властителем: место жены освободилось после того, как он изгнал свою предыдущую супругу — знатную Астинь (Вашти) из древнего уважаемого рода. Царица провинилась, отказавшись танцевать обнаженной во время царского пира.
Юная Эстер сначала колебалась, когда Мордехай потребовал от нее подвига во имя спасения своего народа, но затем решилась. Рискуя не только быть изгнанной, но и лишиться жизни, она явилась перед царем незваной, что по тем временам было неслыханным поступком. Однако красота, роскошный наряд и благоухание девушки (помогли драгоценные благовония) так поразили Ахашвероша, что он согласился принять участие в пире, который устроила для него Эстер. Во время пира молодая царица призналась, что она еврейка и попросила у царя милости и заступничества.
Ахашверош поверил своей жене, велел казнить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая, но резню отменить не смог. Царский приказ, скрепленный жребием, отменить не мог даже тот, кто его отдал. Однако в виде особой милости царь разрешил евреям вооружиться и дать отпор погромщикам. В жестоком бою, который произошел 13 адара, как можно догадаться, евреи одержали убедительную победу, иначе праздновать было бы нечего.
Отношение к здоровью в Израиле
Медицинское обслуживание в стране с одной стороны гарантирует помощь каждому жителю, потому что взносы в медицинскую кассу и страховку производятся в обязательном порядке. С другой — в медицинских учреждениях встречаются очереди на обслуживание, и отдельно нужно оплачивать услуги стоматолога.
В Израиле существует «медицинский туризм» для приезжих для лечения онкологии, сердечных заболеваний, пересадки костного мозга и проведения ЭКО – там всё на высоком уровне. А также климат, терапия на берегах мертвого моря приезжим позволяют вернуть свое здоровье.
Развитие профессионального спорта и спортивной медицины также есть в культурной жизни страны.
К популярным видам спорта среди израильтян относят:
- Велоспорт и велопрогулки.
- Дайвинг. Зафиксирован высокий процент лицензированных аквалангистов.
- Единоборства и водные лыжи.
Законы кибуцев
Главными идейными вдохновителями создания сообществ стали И. Трумпельдор и Маня Шохат, которые считали такое движение ответом на все экономические и политические проблемы, сложившиеся из-за недостатка земель в стране, подходящих для заселения.
Жизнь в кибуцах Израиля проходит по определенным правилам, с соблюдением установленных законов:
- коллективный труд на благо сообщества с целью интенсификации и увеличения производства;
- принципы самоуправления в распределении работ и времени;
- равные условия жизни для всех (коммунизм);
- права всех жителей равны;
- каждый член сообщества несет ответственность по отношению к другим;
- все сферы хозяйства и общинная жизнь подчиняются четкой дисциплине;
- каждый работник кибуца свободен в своих религиозных, политических и партийных убеждениях;
- женщины имеют право открывать новые сферы труда;
- дети воспитываются и питаются в общине до совершеннолетнего возраста;
- пожилые работники имеют обеспечение по старости;
- при выполнении домашней работы (стирка, приготовление еды, уборка и т.д.) женщины и мужчины наделены равными правами;
- каждый член кибуца может участвовать в решении производственных проблем и повышении своей квалификации.
Первые репатрианты и члены кибуцев считались пионерами национального движения переселенцев, которое ставило целью равенство и социальную справедливость. Покупка земель для организации кооперативных товариществ проходила при содействии организаций «Еврейское колонизационное общество» и «Еврейский национальный фонд».