Как в германии наказывают чиновников за коррупцию

Коррупционные скандалы в Германии

Несмотря на то что благодаря принятым со стороны правительства ФРГ и федеральных земель мерам коррупционная деятельность подавляющего большинства чиновников крайне низка, Германию то и дело сотрясают громкие скандалы, связанные, прежде всего, с топ-чиновниками и топ-менеджерами страны.

Среди наиболее известных следует упомянуть:

  • «Аферу Флика» 1975-1981 гг., в ходе которой концерн Флика был освобожден от уплаты налогов в размере 1 млрд марок, а в партийные кассы нелегально были сделаны пожертвования;
  • дело премьер-министра Баварии Макса Штрайбля в 1993 г., когда оборонный заказ был передан самолетостроительной компании друга Штрайбля за денежное вознаграждение;
  • «Черную кассу» Гельмута Коля 1999 г., когда было установлено, что федеральный канцлер Германии принимал нелегальные пожертвования в партийную кассу ХДС;
  • «брендовую коррупцию». За взятки в России, Нигерии, Турции, Италии, Вьетнаме, Литве и других государствах концерн «Сименс» в середине 1990-х гг., в 2005, 2006 и 2008 гг. был наказан штрафами в два млрд евро. Автомобильные концерны «Ман», «Даймлер», «Фольксваген» были оштрафованы за подкуп представителей властей за выгодные контракты.

Среди причин подобных явлений часто называют нежелание Бундестага ратифицировать Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, которая была подписана Германией еще в 2003 году. Также критикуют практики «финансовой амнистии» через пять лет после совершения экономического преступления, разрешение политическим партиям не отчитываться за спонсорские взносы менее 50 тысяч евро.

В результате – справедливые упреки и критика со стороны партнеров по ЕС и мирового сообщества, а также все новые скандалы, среди которых особое место заняли дела «Берлинского аэропорта» и Пера Штайнбрюка.

Берлинский аэропорт имени Вилли Брандта — «долгострой» века

Столица объединенной Германии нуждалась в новом аэропорте, который смог бы заменить три старых (Шенефельд, Темпельхоф и Тегель). Новый современный аэропорт-хаб с годовой нагрузкой в 47 млн пассажиров должен был стать самым большим аэропортом в мире, площадью 1,5 тыс. га.

И хотя проект был выполнен оперативно, дальнейшее его воплощение в жизнь стало постоянно стопориться: только согласование проекта длилось более 10 лет, не говоря уже о поиске финансов, подборе строительных компаний.

Строительство началось в сентябре 2006 года. Сроки же сдачи аэропорта в эксплуатацию постоянно переносились: на осень 2010-го, июнь 2012-го, апрель 2013-го, осень 2013-го… Сегодня конечной датой завершения строительства называют октябрь 2020 года.

Каждый перенос сроков сопровождался повышением стоимости строительства – с начальных 1,7 до сегодняшних 6,6 млрд евро. За это время архитектурный план сильно устарел: зоны обработки багажа и залы для пассажиров слишком малы и не смогут справиться с потоком пассажиров, инфраструктура аэропорта имеет серьезные проблемы с проводкой, системой пожаротушения, запасными выходами.

Журналисты газеты Bild провели исследование, которое показало, что деньги немецких налогоплательщиков брошены на ветер, коррупционная составляющая – около 3 млрд евро, а главную роль в этом играют муниципалитет Берлина, премьер-министр Бранденбурга и федеральное правительство страны.

Компания-оператор FBB уже пережила несколько смен руководителей, при этом официальными причинами затягивания строительства называют технические трудности и неисправности, а также нехватку средств.

Пер Штайнбрюк: дело о гонорарах

Экс-министр финансов Германии в правительстве Ангелы Меркель и вице-председатель СДПГ Пер Штайнбрюк «прославился» в 2012 году своими тесными контактами с финансовыми кругами. Бывший финансист, депутат Бундестага вместо участия в заседаниях парламента регулярно читал лекции в разных банках и страховых компаниях, получая за это больше семи тысяч евро в месяц как оплату дополнительной деятельности депутатов Бундестага. Так, в течение 2009-2012 гг. Штайнбрюк дополнительно «заработал» более 1 млн 250 тыс. евро.

Чиновник отказался раскрыть данные о своих дополнительных заработках и прибегнул к уловке – переложил свои нелегальные доходы на супругу. В 2013 г., после поражения А. Меркель на выборах, Пер Штайнбрюк ушел из большой политики и занялся финансовой деятельностью в одном из голландских банков.

[править] Примечания

  1. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
  2. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
  3. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
  4. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
  5. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
  6. Противодействие коррупции среди госслужащих в разных странах. Справка
Коррупция
Европа  Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия • Румыния • Сан-Марино • Северная Македония • Сербия • Словакия • Словения • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азия  Абхазия • Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • Китай • КНДР • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Палестина • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Южная Корея • Южная Осетия • Япония
Америка  Ангилья • Антигуа и Барбуда • Аргентина • Аруба • Багамы • Барбадос • Белиз • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Колумбия • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Парагвай • Перу • Сальвадор • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • Сент-Люсия • США • Суринам • Тринидад и Тобаго • Уругвай • Чили • Эквадор • Ямайка
Африка  Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • ДР Конго • Египет • Замбия • Западная Сахара • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • ЦАР • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эсватини • Эфиопия • ЮАР • Южном Судане
Австралия и Океания  Австралия • Новая Зеландия • Палау • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Науру • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Федеративные Штаты Микронезии • Фиджи
Темы  Индекс восприятия коррупции • Группа стран по борьбе с коррупцией

Борьба с коррупцией: наиболее эффективные методы в условиях Германии

Успешная борьба с коррупцией возможна и зависит от многих факторов. Несмотря на то что антикоррупционные меры в Германии не настолько брутальны, как, скажем в КНР, где коррупционеров просто расстреливают, немцы добились в противодействии ей значительных успехов.

В 1997 году в ФРГ вступил в силу «Закон о борьбе с коррупцией», были внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс. 17 июня 1998 г. была издана Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией в органах управления, на основании которой в федеральных землях были приняты законодательные акты по противодействию этому явлению, созданы специальные органы по расследованию коррупционных преступлений при управлениях полиции.

Коррупционные действия в Европе приобрели «цивилизованные» формы: использование благотворительных фондов для перевода денежных средств, скрытое поощрение госслужащих за лоббирование интересов в виде предоставления услуг, завышения цен на контракты.

Противодействие коррупции включает в себя целый комплекс мер. Это различные виды наказания:

  • лишение свободы – от шести месяцев до десяти лет (в зависимости от степени тяжести преступления), лишение права занимать определенные должности – §358 УК;
  • конфискация имущества нарушителя, добытого нечестным путем, в пользу государства – §73 УК. Данный вид санкций получил в Германии наиболее широкое распространение. Конфискация превращает незаконную собственность в общественное благо, восстанавливает социальную справедливость, при этом не изолируя преступника. «Неустойчивые» граждане получают сигнал, что наказание неотвратимо, а экономическая привлекательность правонарушения равна нулю;
  • непропорционально высокие относительно суммы иска штрафы и залоги. Нарушитель рискует потерять намного больше, чем приобрел бы в результате коррупционных действий.

Преступники также караются косвенным образом – используется фактор необратимости последствий: все данные о лице, совершившем правонарушение, вносятся в различные базы данных, что вредит чистоте кредитной истории, аннулирует резюме при поиске работы.

Следующая составная комплекса мер – создание «горячих» телефонных линий и телефонов доверия, поддержка анонимных сообщений немецких граждан о замеченных коррупционных действиях. Освобождение от уголовной ответственности возможно лишь при условии своевременного отказа от незаконных действий и уведомления об этом компетентных органов.

Особое внимание уделяется мерам по предупреждению коррупции:

  • организация публичных дискуссий с участием представителей власти и политических партий;
  • определение круга должностей, наиболее подверженных коррупционным искушениям;
  • усиление внутриведомственного контроля и надзора;
  • постоянная ротация кадров;
  • регуляция вопросов принятия подарков;
  • повышение правовой квалификации сотрудников
  • ограничение совмещения госслужбы с предпринимательской деятельностью;
  • обязательное проведение конкурсов при распределении госзаказов.

Лица, которые занимали высокие государственные посты, после истечения срока госслужбы должны получить соответствующее разрешение правительства на занятие коммерческой деятельностью, иначе их действия могут быть оценены как коррупционные.

Государство, со своей стороны, компенсирует все ограничения и повышенные требования к своим служащим высоким жалованием, различными выплатами, карьерным ростом, высокой пенсией и другими льготами.

Коррупция в Германии: определение и распространение

В ФРГ коррупцию определяют как преступное использование должностных полномочий в государственном управлении, экономике, политике или неправительственных организациях для извлечения материальной или нематериальной выгоды без законных на то оснований.

Уголовный кодекс Германии четко классифицирует и конкретизирует коррупционные действия:

  • дача и получение взятки депутатами разного уровня, в том числе и в отношении избирателей – §108е УК ФРГ;
  • дача и получение взятки в торговом обороте, в том числе воздействие на конкуренцию – §299, §300;
  • «пассивная» коррупционная деятельность: незаконное приобретение выгоды и получение взятки – §331, §332;
  • «активная» коррупционная деятельность: обеспечение незаконного получения прибыли и дача взятки – §333-335;
  • бездействие должностного лица при исполнении служебных обязанностей – §336.

Коррупция в Германии не институализирована и не носит системного характера. Можно прожить здесь не один год и ни разу не столкнуться с ее проявлениями: никто не вымогает деньги за «липовые» справки, школьные отметки и прочее.

Статистика коррупции свидетельствует о том, что большее распространение получила чиновничья коррупция (при том, что государство за верную службу предоставляет чиновникам социальные гарантии) и коррупционные действия в сфере бизнеса.

Исследование проводилось по 100-балльной шкале неправительственной международной организацией Transparency International (TI).

Ну, и о самом интересном — о цифрах

В 2014 году Европарламент в Антикоррупционном отчёте ЕС (ACR) оценил коррупцию внутри ЕС в 120 млрд евро. Более поздних оценок этого органа найдено не было. Однако цифра явно заниженная, так как Европол в своих ежегодных оценках даёт размер коррупции уже в 280-300 млрд евро. Но и эта величина не соответствует истине. Куда большую оценку назвала в 2016 году такая известная американская исследовательская организация как RAND Corporation, которую никак не назовешь предвзятой по отношению к ЕС. В своём докладе The Cost of Corruption in Europe — Up to €990 Billion (£781.64 Billion) она оценила объём коррупции в ЕС до 990 млрд евро в годовом исчислении.

youtube.com/user/EUHomeAffairs
В 2014 году Европарламент в Антикоррупционном отчёте ЕС оценил коррупцию внутри ЕС в 120 млрд евро.

Зададимся вопросом — в какую величину оценивается коррупция в России? В 2018 году Счётная палата России выявила финансовых нарушений на сумму почти в два трлн рублей. Эти нарушения не все попадают в категорию коррупционных, там есть и нецелевое расходование средств, но с учётом бытовой коррупции посчитаем, что отечественные мздоимцы обирают бюджет и карманы граждан на сумму в два триллиона.

ach.gov.ru
В 2018 году Счётная палата России выявила финансовых нарушений на сумму почти в два трлн рублей.

То есть в пересчёте на душу населения их коррупция превышает нашу более чем в 12 раз! Извините, но мы по сравнению с ними дети… И не надо здесь кивать, что у них доходы выше. Усреднённый уровень жизни в ЕС, с учётом стран Восточной и Южной Европы, примерно равен российскому, а может и меньше. После такого сравнения, говоря о нашем якобы «137-м месте в индексе коррупции», на ум приходит пословица: «Чья бы корова мычала…»

Разумеется, это не повод согласится с уровнем нашей коррупции, которая остаётся самым большим тормозом для экономики и самым несправедливым инструментом перераспределения национальных благ.

На Западе «распил» — норма

А теперь, прежде чем в очередной раз негодовать и охать на тему наших мздоимцев, немного практической информации из сферы международной торговли, имеющей непосредственное отношение к «коррупционной невинности» вышеуказанных «учителей». Первую историю, приключившуюся в 1999 году, рассказал бывший консультант одной весьма известной индийской компании, занимавшейся производством резинотехнических изделий из натурального каучука для автопрома и других секторов машиностроения. Компания эта в тот момент пришла в Россию, чтобы заново наладить бизнес, который она хорошо практиковала с Советским Союзом. Её представителей интересовало всё, что касалось делового климата, и особенно размеры «откатов» при заключении контрактов. Период тот в нашей стране был особый, началось активное восстановление экономики после кризиса 1998 года, и спрос на резинотехническую продукцию был весьма высок. Когда консультант сказал, что нынешняя ситуация в их рыночной нише характеризуется дефицитом, и торговля вполне возможна без «откатов», индусы прямо-таки неестественно удивились:

— В России можно торговать без взяток?! Это неправда, все мировые СМИ пишут, что у вас без коррупции не сделаешь в бизнесе и шагу.

Консультанта это возмутило, и он задал вопрос:

— Но почему тогда вы не предлагаете «откаты», например, той же «Даймлер-Бенц» (производитель «мерседесов») и другим европейским автопроизводителям?

wikipedia.org
Штаб-квартира компании Daimler-Benz AG в Штутгарте-Унтертюркхайме. 1990 год.

— Почему не предлагаем?! — возмутился, в свою очередь, индус. — Ещё как предлагаем. Более того, нам их торговые представители ставят условия: «Без «отката» не будет контракта», — индус хорошо владел русским языком, так как ряд лет представлял интересы компании в СССР.

— И сколько берут немцы? — в вопросе нашего соотечественника звучала даже не ирония, а издевка, так как в голове прочно сидели штампы о немецкой приверженности к закону и порядку.

— В зависимости от размера партии — 10-20 процентов. Если мы с тобой поедем в Германию, ты увидишь это на практике.

— А Америка? — консультант решился на свой последний аргумент, что эта страна уж точно даст фору всем, кто покушается на мораль и нравственность.

— Всё тоже самое, — индусу были непонятны откровенно наивные вопросы. — Не подмажешь — не поедешь. Я приезжаю к любому американскому автопроизводителю, достигаю доверительного уровня общения и мне называют «цифру». Везде так. Ты пойми, наёмному менеджеру, что в США, что в Европе, глубоко плевать на интересы акционеров компании. Если есть возможность получить взятку и не попасться — он обязательно возьмёт. И не думай, что этим занимаются какие-то одиночки. Отделы маркетинга и закупок легко вычисляют мою норму рентабельности и знают, сколько я им смогу вернуть из суммы контракта, чтобы при этом не выпасть из общерыночного уровня цен на эту продукцию и не быть в чём-то заподозренным.

— И вы что, носите им взятки в офис в коробках из-под ксерокса?

О другом случае поведал российский бизнесмен, занимавшийся поставками металлолома в Испанию. Корабль с его грузом стоял у причала в Барселоне и готовился к разгрузке, в этот момент к нему пришли чиновники порта и заявили открытым текстом: «Вы здесь хорошо зарабатываете, и мы предлагаем вам поделиться. Вот номер счёта в офшоре, куда вы должны перевести 10% стоимости контракта».

flickr.com
Офшоры являются весьма эффективным инструментом государственной коррупции и отмывания денег.

Далее поясняют, что знают норму рентабельности его бизнеса, и отдать им их долю будет справедливо. «И эта Европа ещё учит нас бороться с коррупцией?!» — возмущению нашего соотечественника не было предела.

Эти случаи отнюдь не единичные, а системные, и многие предприниматели это неофициально охотно подтвердят.

Ссылки

Мифы и не-мифы о Западе

Мифы о Западе  Западная система здравоохранения • Свобода слова на Западе • Миф:Президенты-велосипедисты • Мифы о Западе
Не-мифы о Западе  Коррупция в США • Коррупция в Канаде • Коррупция в Евросоюзе • Полицейская жестокость • Судебный беспредел • Операции западных спецслужб против России • Двойные стандарты Запада • Ложь западных СМИ • Ложь западных политиков • Планы Запада по нападению на СССР • Расширение НАТО • Вмешательства США в смену власти • Поддержка Евромайдана американцами • Поддержка Украины американцами • Финансирование Западом оппозиции в России • Западные диссиденты
Мифы Запада  Сланцевый газ • Идеология содомии • Мифы о Северной Корее

Проблемы России

Общественная безопасность  Информационная война против России • Сепаратизм в России
Преступность  Взяточничество • Грабежи и разбои • ДТП • Изнасилования и покушения на изнасилование • Кражи • Преступления с наркотиками • Теракты • Тяжкий вред здоровью • Убийства и покушения на убийство • Хулиганство
Пороки и смертность  Потребление алкоголя в России (статистика) • Курение в России • Туберкулёз в России • Безопасность дорожного движения в России
Коррупция  Коррупция в России • Список освещаемых в СМИ коррупционных дел • Статья 20 Конвенции ООН против коррупции
Экономика  Закрытие трамвайных систем в России
Мировые проблемы  Потребительские кредиты • Экология

Китай — 45 баллов и 67-е место в ИВК-2021

Считается, что в этой стране самое жесткое законодательство в этой сфере — за мздоимство можно получить смертную казнь. При Си Цзиньпине борьба с коррупцией была объявлена на всех уровнях вертикали власти как «Охота на тигров и мух» (на крупных и мелких чиновников). Ее цель — внедрить страх перед наказанием и показать, что взяточнику не помогут высокопоставленные покровители.

Вилка наказаний за коррупционные правонарушения в Китае достаточно широкая:

  • дача или получение взятки — срок до 5 лет;
  • взятка с отягчающими обстоятельствами — от 10 лет до пожизненного заключения с конфискацией имущества;
  • хищение госимущества — до смертной казни;
  • если виновный признается до суда и раскаивается, его могут освободить от наказания.

Объясняются такие результаты китайской спецификой:

  1. Еще до середины 90-х годов государственные предприятия Китая существовали как «государство в государстве». Продавая продукцию по рыночным ценам, разницу с госценой они оставляли себе. Направляя ее, в первую очередь, на доходы менеджмента. В итоге сложилась ситуация, при которой разница между доходами госслужащих и экономического сектора составляла десятки раз. При этом чиновники всегда обладали полномочиями, «интересными» для бизнеса. В такой системе сложно удержаться от мздоимства.
  2. Характерная черта китайского общества — гуаньси. Это система подарков, подношений, банкетов с целью «задобрить» уважаемого человека, который может оказать какую-то помощь. Гуаньси существует не только среди чиновников, но и среди обывателей. 
  3. Закон не работает в равной мере для всех. Представители партийной элиты часто остаются безнаказанными, чтобы не снижать авторитет партии в народе. Есть показательные процессы, но они единичны.
  4. Парадокс в том, что увеличение числа громких коррупционных дел отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность страны. Китай делает ставку на экономический рост, поэтому не объявляет публично многие антикоррупционные разработки. 

Тем не менее, опыт Китая может быть полезен в силу схожести многих процессов с Россией. Наряду с ужесточением наказания, в этой стране активно занимаются профилактикой коррупции и созданием кодекса поведения для чиновников. Внедряются этические принципы про моральный облик госслужащего не только на работе, но и в личной жизни. Вводятся, как и в России, запреты для чиновников иметь иностранные счета.

Наказания также применяются не топорно, а с психологическим подходом. Громкие процессы для публичного осуждения влекут строгое наказание. Но затем чиновнику откладывают срок смертной казни, заменяют высшую меру на пожизненное или освобождают от ответственности, если «понятливые» родственники передают имущество в доход государства. Главное в китайской системе — не тяжесть наказания, а страх перед его неотвратимостью.

Коррупция в Италии

Хищение средств, выделенных на восстановление Аквилы

В конце 2013 года выяснилось, что были расхищены средства, выделенные на восстановление города Аквила. Город Аквила серьёзно пострадал от землетрясения 2009 года, 90 % жителей города остались без крыши над головой.

На восстановление города были выделены 8 млрд евро, однако сейчас выяснилось, что при строительстве сметы завышались в 2,5-3 раза, а заново отстроенные дома сделаны так плохо, что опасны для проживания. Город утопает в строительном мусоре, 22 тысячи человек до сих пор живут во времянках. В растратах при восстановлении, разумеется, была замешана и знаменитая итальянская мафия.

Основные подходы в антикоррупции

Уникальных методик в этой сфере не придумано. Все страны в разной степени варьируют три подхода:

  1. Ужесточать ответственность.
  2. Заниматься профилактикой: создавать систему обнаружения фактов подкупа и взяточничества, контролировать доходы и расходы чиновников, выявлять и предотвращать конфликт интересов.
  3. Создавать законодательно такие условия, при которых коррупция будет невозможна: например, проводить антикоррупционную экспертизу нормативных актов, практиковать постоянную ротацию чиновников.

Есть еще один подход — не замечать коррупцию, считая ее частью государственной системы. Но, как показала практика Венесуэлы и Филиппин, такая политика приводит к народным волнениям и частой смене государственных лидеров.

Рассмотрим, какие подходы используют страны, где с коррупцией все-таки борются.

Что в итоге

Опыт других стран показывает, что успех в борьбе с коррупцией возможен только при системном подходе «наказание + профилактика + прозрачные законы и процедуры». Цифровые реестры лицензий и аттестаций, где каждое изменение записи оставляет свой «след»; электронные очереди и отмена многих справок снижают вероятность злоупотреблений полномочиями.

Ужесточение наказания, его публичность и неотвратимость действуют больше на виновных. Для подавляющего числа чиновников эффективнее профилактические мероприятия: контроль за доходами и расходами; предотвращение конфликта интересов; общественный контроль их деятельности.

Россия внедряет эти методы. Но пока запутанным и коррупциогенным остается законодательство о госзакупках; регулирование иностранных инвестиций. Также не всегда понятны правила назначения руководителей предприятий и госучреждений. И совсем «темный лес» — контроль расходов, а также доходов и имущества ближайшего окружения чиновника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: