Примечания
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Пред. научн.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с ил. — М.: Советская энциклопедия, 1973 год
- Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
- . www.belcanto.ru. Дата обращения: 29 сентября 2019.
- . Дата обращения: 11 февраля 2010.
- . Дата обращения: 11 февраля 2010.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 6 марта 2016.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- . Дата обращения: 1 сентября 2021.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2013.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2016.
- . Дата обращения: 30 мая 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 12 мая 2019.
- . Дата обращения: 11 февраля 2020.
- . Дата обращения: 1 сентября 2021.
- Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева — прошлое и настоящее со взглядом в будущее. — М., 2002. — 552 с. — С. 416. ISBN 5-8122-0302-4
- . Дата обращения: 23 февраля 2016.
- . Дата обращения: 24 июля 2012.
Личная жизнь Ирины Архиповой
Вторым мужем Архиповой стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились в Италии во время ее стажировки в «Ла Скала». Но и этот брак был неудачным и вскоре распался. Познакомившись в 1966 году с третьим мужем, Ирина не расставалась с ним до самой смерти. Молодой певец Владислав Пьявко был на шестнадцать лет моложе своей супруги.
Детей у пары не было, но к тому времени Владислав уже был отцом четверых детей, а Ирина матерью единственного и самого любимого сына Андрея. В 1972 году родился внук, которого тоже назвали Андреем. Андрей Андреевич Архипов, как и его бабушка, получил техническое образование по специальности «электронное машиностроение», а затем окончил консерваторию.
В настоящее время он артист Большого театра. У Андрея есть дочь Ирочка, названная в честь прабабушки. Ира была ее любимицей, и тоже очень любила прабабушку. Сына Андрея Ирина Константиновна похоронила за четыре года до своей смерти. Ему было шестьдесят лет, Андрей не смог справиться с тяжелой болезнью. Сама Ирина скончалась в 2010 году в возрасте 85 лет.
Ирина Константиновна Архипова
(2 января 1925, Москва, СССР — 11 февраля 2010, Москва, Российская Федерация) — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель, Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).
Музыка с пеленок – начало биографии Ирины Архиповой
Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу.
Ирина Архипова в молодости
Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.
Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.
Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)
Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.
Выбор профессии
Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело профессия архитектора, к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.
Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.
В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой
Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов
В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.
Путь к успеху
В школе ее сразу перевели на несколько классов вперед. Училась она игре на пианино, но учителя уже тогда отмечали и ее выдающийся голос. Закончить обучение девушке не позволила начавшаяся война.
Семью эвакуировали в Ташкент, и там Ирина выпустилась из школы и с 1942 года училась в филиале Московского архитектурного института, и не думая о музыкальной карьере.
В 1944 году Ира с родителями смогла вернуться в Москву, где продолжила обучение. Она старательно училась на архитектора и видела в этом свое будущее, но находила время и для внеурочной деятельности. Она стала заниматься со старшекурсницей-вокалисткой из Московской консерватории. Однако не имевшая педагогического опыта студентка не смогла дать девушке последовательное вокальное образование, и в итоге Ирина только разочаровалась в своих способностях.
Новая страница ее пути к сцене открылась, когда в ее институте возник вокальный кружок, который вела Надежда Малышева. Именно здесь девушка освоила основы вокального искусства и поставила голос, а ее новая наставница снова подарила ей веру в себя.
В 1948 году Ирина получила диплом и стала работать в архитектурной мастерской. Она занималась проектированием жилых домов в Москве, и по ее чертежам был построен Финансовый институт.
Но оставить пение, даже уже став архитектором, девушка не могла, и Малышева неизменно поддерживала в ней стремление к карьере вокалистки. Она же отправила Иру поступать в Московскую консерваторию
Ее приняли на вокальное отделение, и сначала юная певица совмещала вечерние занятия с работой в мастерской, но затем окончательно оставила архитектуру ради занятий музыкой.
Девушка перевелась на дневное отделение и направила все свое внимание любимому делу. Уже во время обучения она начала выступать в спектаклях Оперной студии и привлекла к себе внимание
Пела ведущие партии из «Евгения Онегина» Чайковского и «Снегурочки» Римского-Корсакова. В 1951 году ее пригласили петь на радио.
В 1953 году Ирина оканчивает консерваторию. Педагогика ее не привлекала — она хотела выступать на сцене, поэтому пошла в Большой театр. Однако молодую певицу не приняли, и тогда она уехала в Свердловск. Здесь она сразу поступила в труппу Театра оперы и балета и дебютировала с ролью Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова.
Ирина год проработала в театре, когда решила участвовать в международном вокальном конкурсе в Варшаве. Выиграв, она получила возможность выступать с концертами по всей России.
После выступления в Ленинграде ей предложили работу в северной столице. Но одновременно был получен приказ от Министерства культуры о переводе певицы в Москву, так как теперь в Большой театр Архипову уже пригласили сами его руководители. В театре в это время шла работа над обновленной постановкой «Кармен» Жоржа Бизе, и эта роль стала московским дебютом певицы, а затем принесла ей международное признание. Артистку хвалили не только за голос, но и за искусство перевоплощения.
«Кармен» Большой театр
- С поступлением в Большой театр карьера Архиповой переживает резкий подъем. Она выступает в операх «Война и мир», «Фальстаф» и «Аида», а затем начинает гастролировать по Европе.
- Но мировую известность ей приносит именно роль Кармен. В 1959 году знаменитый певец Марио Дель Монако приезжает в Москву, чтобы составить ей пару в новой постановке оперы Бизе. Затем уже он приглашает Архипову петь с ним в Риме и Неаполе. Ирина Константиновна была первой русской артисткой, поступившей в зарубежные труппы. В прессе она заслужила звание лучшей в мире Кармен.
- Архипова гастролировала по всей Европе, а затем побывала на всех самых известных сценах мира — в театре «Ла-Скала» в Милане, лондонском Ковент-Гардене и нью-йоркском Карнеги-холле. В США, Польше и Финляндии она вела мастер-классы по вокальному искусству.
- В 1974 году возвращается в родную консерваторию в качестве преподавателя. В 1984 году заслуживает звание профессора.
- В 1980-е годы проходит цикл концертов, посвященных русским романсам, на которых Архипова выступает под аккомпанемент пианиста Ивари Ильи. Затем певица становится постоянным членом жюри международных музыкальных конкурсов, в том числе в Италии, Испании, Бельгии, Франции и Греции.
- В 1990-х пишет книги о своей жизни и музыкальной карьере — «Музы мои» и «Музыка жизни». В 2005 году выходят ее мемуары «Бренд по имени «Я»».
- В консерватории Ирина Константиновна преподает до 2003 года. Однако и после этого уже пожилая певица не переставала принимать участия в судьбах молодых артистов, создав фонд, поддерживавший юные таланты.
- В январе 2010 года Архипову госпитализировали с патологией сердца, а 11 февраля она скончалась. 13 февраля была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Детские воспоминания
Ирина Архипова – певица, биография которой началась в Москве. Девочка родилась в январе 1925 года в семье интеллигентных и очень музыкальных людей. Ее отец – инженер Константин Ветошкин – был невероятно творческим человеком, он играл на четырех музыкальных инструментах – рояле, балалайке, гитаре, мандолине. Эта приверженность музыке тянулась еще с давних времен рода Ветошкиных. Когда-то в семье родителей Константина Ивановича существовал целый семейный оркестр. Мама Архиповой – Евдокия Ефимовна Галда – пела в Большом театре. Ирина Константиновна вспоминает: «У мамы был очень красивый голос с мягким тембром, папа всегда восхищался ее талантом. Родители любили посещать концерты, оперные спектакли, балет». Живая музыка постоянно звучала в родительском доме, Ирина слышала ее с детства.
Партии
Оперная студия Московской консерватории
- 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Ларина
- 1953/1954 — «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков — Весна-Красна/Лель
- 1953/1954 — «Царская невеста» Н. А. Римский-Корсаков — Дуняша/Любаша
Свердловский театр оперы и балета
- 1954 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Полина/Миловзор
- 1954 — «Таня» Г. Г. Крейтнер — Мария Шаманова
- 1954/1955 — «Аида» Дж. Верди — Верховная жрица/Амнерис
- 1955 — «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
Большой театр
- 1957 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
- 1957 — «Мать» Т. Н. Хренников — Ниловна
- 1958 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргский — Марина Мнишек
- 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковский — Княгиня
- 1958 — «Её падчерица» Л. Яначек — Дьячиха
- 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргский — Марфа
- 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганов — Хаят
- 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьев — Элен Безухова
- 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьев — Клавдия
- 1962 — «Не только любовь» Р. К. Щедрин — Варвара Васильевна
- 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Педж
- 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
- 1967 — «Мазепа» П. И. Чайковский — Любовь
- 1967 — «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминов — Комиссар
- 1976 — «Садко» Н. А. Римский-Корсаков — Любава
- 1977 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Графиня
- 1979 — «Золото Рейна» Р. Вагнер — Фрикка
- 1983 — «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюк — Клитемнестра
Другие театры и концертные залы
- 1959 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжский — Лаура (Колонный зал дома союзов)
- 1969 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский — Жанна д’Арк (Концертный зал им. П. И. Чайковского)
- 1970 — «Трубадур» Дж. Верди — Азучена (Латвийский академический театр оперы и балета, Рига)
- 1973 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика («Штаатс-Опер», Висбаден)
- 1975 — «Ариана и Синяя Борода» П. Дюк — Нурис («Гранд-Опера», Париж)
- 1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца (Театр Гольдони, Ливорно)
- 1989 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Графиня (Большой зал Московской консерватории)
- 1992 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Филиппьевна (Театр «Шатле», Париж)
Ирина Александровна Архипова
Возраст: 41
Ирина Александровна Архипова (II). Родилась 29 апреля 1982 года. Российская актриса театра и кино.
Ирина Архипова родилась 29 апреля 1982 года.
В 2007 году окончила ВГИК им. С.А. Герасимова, мастерская народного артиста, профессора В.Н. Шиловского. Дипломные спектакли: «Волки и овцы» по А.Н. Островскому — М.Д. Мурзавецкая; «8 женщин» по Р. Тома — Шанель (постановка В.Н. Шиловский, режиссёр Валерия Бородина).
Играла в Театре «Школа Современной Пьесы»: «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А.П. Чехова (автор спектакля Иосиф Райхельгауз, роль Полина Андреевна Шамраева).
Играла в антрепризе «Ключ для двоих» — Милдред (режиссер В.Н. Шиловский).
С 2012 года актриса МХАТ им. М.Горького.
С 2005 года снимается в кино. Сыграла небольшие роли в лентах «Полиция Хоккайдо. Русский отдел» (Таня), «Закон и порядок: Преступный умысел -3» (Светлана Миллер), «Люди Шпака» (Инна), «Большая нефть» (Степанида), «Лето Индиго» (Люся), «Выхожу тебя искать-2» (Лена), «Дело чести» (Людка), «Две зимы и три лета» (Сусанна Обросова), «Ёлки 1914» (Антонина), «Ёлки 5» (Оля) и др.
Ирина Архипова в сериале «Дело чести»
Ирина Архипова в сериале «Две зимы и три лета»
Рост Ирины Архиповой: 180 сантиметров.
Личная жизнь Ирины Архиповой:
Подробности своей частной жизни не разглашает.
Фильмография Ирины Архиповой:
2005 — С Дона выдачи нет — эпизод
2007-2011 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел — Таня
2007-2009 — Огонь любви — Люба
2008 — Тяжёлый песок
2008 — Москва. Голоса ускользающих истин — Софья
2008 — Закон и порядок: Преступный умысел -3 — Светлана Миллер
2008 — Дети белой богини — Света, медсестра
2009 — Час Волкова — 3 — Мария Пронская
2009 — Петля — Рита
2009 — Люди Шпака — Инна, жена Неходы
2009 — Две сестры-2 — сестра Анастасия
2009 — Большая нефть — Степанида
2010 — Час Волкова — 4 — Людмила
2010 — Любовь и прочие глупости — Клава
2010 — Знаки судьбы
2010 — Ёлки (киноальманах) — Оля-2
2010 — Гаражи — секретарь Кантораки
2011 — Час Волкова-5 — медсестра
2011 — Лето Индиго — Люся, вожатая, руководящая детским хором
2011 — Ёлки-2 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2011 — Голубка — Галя Крохта, жена мичмана
2012 — УГРО. Простые парни-4 — Раиса
2012 — Выхожу тебя искать-2 — Лена, бывшая девушка Козырева, парикмахер
2012 — Без следа — медсестра
2013 — Я все помню — эпизод
2013 — Репетиции — медсестра скорой
2013 — Пропавшие без вести — Галина
2013 — Зайцев +1 — медсестра
2013 — Ёлки 3 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2013 — Дело чести — Людка, бандерша
2013 — Две зимы и три лета — Сусанна Обросова
2014 — Чао, Федерико! — Ольга
2014 — Ёлки 1914 — Антонина
2015 — Семейный бизнес-2 — Валентина
2015 — Озабоченные, или Любовь зла — жена Вадика
2015 — Бабий бунт, или Война в Новосёлково — Соня
2016 — Ёлки 5 — Оля, жена Жени
2017 — Серебряный бор — эпизод
2017 — Ёлки новые
Немного о себе
Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества.
И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь – другого времени для тебя не будет
Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова
Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.
В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.
О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился – у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Дорога к призванию
На свет будущая знаменитая оперная дива появилась 2 января в Москве. Девочка родилась в очень музыкальной и интеллигентной семье в 1925 году. Отец-инженер виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах. Когда-то в его семье существовал настоящий домашний оркестр. Мама пела в Большом театре.
Дочери старались с ранних лет прививать любовь к искусству. Одаренный ребенок прекрасно рисовал и замечательно пел. Мама решила отдать ее в фортепианный класс музыкальной школы при столичной консерватории. Из-за болезни девочка занятия посещать не могла.
Позднее Ирина училась Ольга Фабиановны Гнесиной в известном училище. Одновременно с игрой на пианино ученица пела в школьном хоре. Родители видели музыкальную одаренность дочери. Но оба полагали, что пение – не самый лучший выбор профессии.
Так как девочка отличалась прекрасными способностями к черчению и рисованию, мама с папой предложили ей попробовать стать архитектором. Весомым аргументом стало увлечение дочери работами известнейших скульпторов Мухиной и Голубкиной.
Семью эвакуировали в военное время в Ташкент. Там будущей оперной приме удалось поступить в также вывезенный Архитектурный институт. Одновременно с учебой Архипова посещала при нем вокальную студию. Педагог Надежда Малышева познакомила талантливую ученицу с искусством оперы.
Благодаря преподавательнице Ирина Константиновна смогла научиться правильно трактовать музыкальные произведения, чувствовать их, понимать, изучила романсовую литературу. В институте проходило и самое первое выступление будущей певицы. Так как преподаватели и учащиеся ценили искусство, концерты являлись частью их жизни.
Заслуги
Ирина Константиновна получила звание народной артистки СССР и стала лауреатом Ленинской премии за свои творческие достижения и вклад в развитие вокального искусства. Изначально не помышлявшая о карьере певицы девушка не могла оставить любимого занятия и продолжала заниматься пением несмотря на ранние разочарования. В итоге, сначала покорив публику на родине, она завоевала славу и признание по всему миру.
Свои знания и умения она стремилась передать новому поколению певцов и отдала десятилетия своей жизни преподаванию. Даже оставив работу в преклонном возрасте, она не перестала заботиться о будущем вокального искусства и организовала собственный фонд поддержки молодых певцов.
Ирина Константиновна Архипова (1925-2010) известна как певица, обладающая уникальным меццо-сопрано, лауреат многочисленных вокальных конкурсов, Народная артистка СССР и Герой социалистического труда. В 1953 году Ирина Константиновна окончила Московскую государственную консерваторию, получив до этого образование в Московском архитектурном институте.
Уже в 1954 году певица начала выступать на сцене Свердловского государственного оперного театра, исполняя партии исключительно для меццо-сопрано. На протяжении 32 лет (начиная с 1956 года) Ирина Константиновна работала на сцене Большого театра. Огромную популярность начинающей звезде принесла партия Кармен в опере Бизе – ее первая работа в Большом. Кроме оперных партий артистка была популярна и как исполнительница концертного репертуара.
Архипова обрела огромную известность и за рубежом, гастролируя по странам Европы – в Великобритании, Италии, Германии и другим. Благодаря своему упорному труду длиною в жизнь Ирина Архипова стала примой русской оперной сцены 20 века. Критики сравнивают ее неимоверной красоты и тембра голос с глубиной проникновения в образ Шаляпина. Артистка умело пользовалась природностью своего уникального голоса, завораживая зал и перенося слушателей в другой мир. Оно обожала тихие и спокойные дачные дома, где могла часами петь и наслаждаться тишиной и свежим лесным воздухом.
Архипова никогда не предпочитала легких путей, выбирая партии, требующие особого подхода, свойственного именно ей. Она всегда вкладывала душу в каждое выступление, магически воздействуя на слушателя.
Музыка с пеленок — начало биографии Ирины Архиповой
различных инструментахБольшого театраживую музыкуродительском домемузыкальную школу
Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.
Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.
Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)
Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.
Карьерный прорыв и важнейшие роли
Карьера Ирины Архиповой начала стремительно развиваться после ее победы на Международном конкурсе имени Тескуе в Брюсселе в 1963 году. Этот успех стал толчком к приглашениям на выступления во многих оперных театрах мира.
Наиболее значимыми ролями в ее репертуаре являются Маргарита из оперы «Фауст» Гуно, Кармен из одноименной оперы Бизе, Любовь из «Пиковой дамы» Чайковского и другие. Благодаря своей мощной и экспрессивной голосовой технике, Архипова могла с легкостью исполнять как драматические, так и лирические партии.
Своим талантом и харизмой Ирина Архипова покоряла публику во многих странах. Она выступала на самых престижных оперных сценах, включая Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Венскую государственную оперу и другие.
Но наиболее запоминающимися ролями в карьере Архиповой можно назвать ее участие в постановках оперных произведений композитора Дмитрия Шостаковича. Наиболее известные произведения Шостаковича, которые она исполняла, это роли Кати Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» и Катюши Лопахиной в комической опере «Леди Макбет Мценского уезда» на либретто Самуила Маршака.
Опера | Роль |
---|---|
Фауст | Маргарита |
Кармен | Кармен |
Пиковая дама | Любовь |
Леди Макбет Мценского уезда | Катя Измайлова |
Леди Макбет Мценского уезда (комическая) | Катюша Лопашина |
Личная жизнь
Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был Евгений Архипов, которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав – оперный тенор – познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.
Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. Владислав Пьявко и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской – еще одной примы Большого театра – разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца – Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней…».
А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.
Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.
Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.
Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.
Достижения в оперной сфере
Ирина Архипова считается одной из величайших оперных певиц своего времени. Она пела в множестве знаменитых оперных театров по всему миру и сотрудничала с самыми известными дирижерами и музыкальными коллективами.
В ее репертуаре были такие знаменитые роли, как Лючия в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, Леконть в «Евгении Онегине» Чайковского и Борис Годунова в опере «Борис Годунов» Мусоргского.
Ее голос отличался великолепной мощью и выразительностью. Она прекрасно передавала эмоции персонажей и мастерски подходила к интерпретации музыкальных произведений. Благодаря этим качествам, Ирина Архипова стала неотъемлемой частью множества постановок опер и концертов.
Год | Событие |
---|---|
1961 | Дебютировала на сцене Большого театра в Москве в роли Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» |
1962 | Получила приглашение на гастроли в Концертном зале имени Чайковского в Москве |
1964 | Дебютировала на сцене Королевской оперы в Ковент-Гардене с ролью Амнерис в опере «Аида» Верди |
1972 | Выступила на открытии Метрополитен-опера в Нью-Йорке с ролью Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти |
Ирина Архипова завоевала не только признание зрителей, но и профессиональное признание в лице многочисленных наград и званий. Ее исключительный талант и отличные исполнительские качества сделали ее самой востребованной оперной певицей своего времени.