Ирина архипова (ii) — биография, новости, личная жизнь

Сообщение о ирине архиповой

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Пред. научн.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с ил. — М.: Советская энциклопедия, 1973 год
  3. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
  4. . www.belcanto.ru. Дата обращения: 29 сентября 2019.
  5. . Дата обращения: 11 февраля 2010.
  6. . Дата обращения: 11 февраля 2010.
  7. . Дата обращения: 13 февраля 2010.
  8. . Дата обращения: 12 мая 2019.
  9. . Дата обращения: 30 мая 2017.
  10. . Дата обращения: 30 мая 2017.
  11. . Дата обращения: 6 марта 2016.
  12. . Дата обращения: 30 мая 2017.
  13. . Дата обращения: 1 сентября 2021.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2013.
  15. . Дата обращения: 30 мая 2017.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2016.
  17. . Дата обращения: 30 мая 2017.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2016.
  19. . Дата обращения: 12 мая 2019.
  20. . Дата обращения: 12 мая 2019.
  21. . Дата обращения: 12 мая 2019.
  22. . Дата обращения: 11 февраля 2020.
  23. . Дата обращения: 1 сентября 2021.
  24. Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева — прошлое и настоящее со взглядом в будущее. — М., 2002. — 552 с. — С. 416. ISBN 5-8122-0302-4
  25. . Дата обращения: 23 февраля 2016.
  26. . Дата обращения: 24 июля 2012.

Личная жизнь Ирины Архиповой

Вторым мужем Архиповой стал переводчик Юрий Волков. Они познакомились в Италии во время ее стажировки в «Ла Скала». Но и этот брак был неудачным и вскоре распался. Познакомившись в 1966 году с третьим мужем, Ирина не расставалась с ним до самой смерти. Молодой певец Владислав Пьявко был на шестнадцать лет моложе своей супруги.

Детей у пары не было, но к тому времени Владислав уже был отцом четверых детей, а Ирина матерью единственного и самого любимого сына Андрея. В 1972 году родился внук, которого тоже назвали Андреем. Андрей Андреевич Архипов, как и его бабушка, получил техническое образование по специальности «электронное машиностроение», а затем окончил консерваторию.

В настоящее время он артист Большого театра. У Андрея есть дочь Ирочка, названная в честь прабабушки. Ира была ее любимицей, и тоже очень любила прабабушку. Сына Андрея Ирина Константиновна похоронила за четыре года до своей смерти. Ему было шестьдесят лет, Андрей не смог справиться с тяжелой болезнью. Сама Ирина скончалась в 2010 году в возрасте 85 лет.

Ирина Константиновна Архипова
(2 января 1925, Москва, СССР — 11 февраля 2010, Москва, Российская Федерация) — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, общественный деятель, Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2005).

Музыка с пеленок – начало биографии Ирины Архиповой

Ирина Архипова родилась в 1925 году в Москве в семье известного инженера Константина Ветошкина. Несмотря на свою техническую профессию, отец Ирины был музыкально одаренным человеком и играл на различных инструментах. Мать, Евдокия Галда, пела в хоре Большого театра. Поэтому живую музыку Ирина слышала в родительском доме постоянно, и с детства ходила в музыкальную школу.

Ирина Архипова в молодости

Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.

Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.

Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)

Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.

Выбор профессии

Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело профессия архитектора, к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.

Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.

В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой

Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов

В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.

Путь к успеху

В школе ее сразу перевели на несколько классов вперед. Училась она игре на пианино, но учителя уже тогда отмечали и ее выдающийся голос. Закончить обучение девушке не позволила начавшаяся война.
Семью эвакуировали в Ташкент, и там Ирина выпустилась из школы и с 1942 года училась в филиале Московского архитектурного института, и не думая о музыкальной карьере.
В 1944 году Ира с родителями смогла вернуться в Москву, где продолжила обучение. Она старательно училась на архитектора и видела в этом свое будущее, но находила время и для внеурочной деятельности. Она стала заниматься со старшекурсницей-вокалисткой из Московской консерватории. Однако не имевшая педагогического опыта студентка не смогла дать девушке последовательное вокальное образование, и в итоге Ирина только разочаровалась в своих способностях.
Новая страница ее пути к сцене открылась, когда в ее институте возник вокальный кружок, который вела Надежда Малышева. Именно здесь девушка освоила основы вокального искусства и поставила голос, а ее новая наставница снова подарила ей веру в себя.
В 1948 году Ирина получила диплом и стала работать в архитектурной мастерской. Она занималась проектированием жилых домов в Москве, и по ее чертежам был построен Финансовый институт.
Но оставить пение, даже уже став архитектором, девушка не могла, и Малышева неизменно поддерживала в ней стремление к карьере вокалистки. Она же отправила Иру поступать в Московскую консерваторию

Ее приняли на вокальное отделение, и сначала юная певица совмещала вечерние занятия с работой в мастерской, но затем окончательно оставила архитектуру ради занятий музыкой.
Девушка перевелась на дневное отделение и направила все свое внимание любимому делу. Уже во время обучения она начала выступать в спектаклях Оперной студии и привлекла к себе внимание

Пела ведущие партии из «Евгения Онегина» Чайковского и «Снегурочки» Римского-Корсакова. В 1951 году ее пригласили петь на радио.
В 1953 году Ирина оканчивает консерваторию. Педагогика ее не привлекала — она хотела выступать на сцене, поэтому пошла в Большой театр. Однако молодую певицу не приняли, и тогда она уехала в Свердловск. Здесь она сразу поступила в труппу Театра оперы и балета и дебютировала с ролью Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова.
Ирина год проработала в театре, когда решила участвовать в международном вокальном конкурсе в Варшаве. Выиграв, она получила возможность выступать с концертами по всей России.
После выступления в Ленинграде ей предложили работу в северной столице. Но одновременно был получен приказ от Министерства культуры о переводе певицы в Москву, так как теперь в Большой театр Архипову уже пригласили сами его руководители. В театре в это время шла работа над обновленной постановкой «Кармен» Жоржа Бизе, и эта роль стала московским дебютом певицы, а затем принесла ей международное признание. Артистку хвалили не только за голос, но и за искусство перевоплощения.

«Кармен» Большой театр

  • С поступлением в Большой театр карьера Архиповой переживает резкий подъем. Она выступает в операх «Война и мир», «Фальстаф» и «Аида», а затем начинает гастролировать по Европе.
  • Но мировую известность ей приносит именно роль Кармен. В 1959 году знаменитый певец Марио Дель Монако приезжает в Москву, чтобы составить ей пару в новой постановке оперы Бизе. Затем уже он приглашает Архипову петь с ним в Риме и Неаполе. Ирина Константиновна была первой русской артисткой, поступившей в зарубежные труппы. В прессе она заслужила звание лучшей в мире Кармен.
  • Архипова гастролировала по всей Европе, а затем побывала на всех самых известных сценах мира — в театре «Ла-Скала» в Милане, лондонском Ковент-Гардене и нью-йоркском Карнеги-холле. В США, Польше и Финляндии она вела мастер-классы по вокальному искусству.
  • В 1974 году возвращается в родную консерваторию в качестве преподавателя. В 1984 году заслуживает звание профессора.
  • В 1980-е годы проходит цикл концертов, посвященных русским романсам, на которых Архипова выступает под аккомпанемент пианиста Ивари Ильи. Затем певица становится постоянным членом жюри международных музыкальных конкурсов, в том числе в Италии, Испании, Бельгии, Франции и Греции.
  • В 1990-х пишет книги о своей жизни и музыкальной карьере — «Музы мои» и «Музыка жизни». В 2005 году выходят ее мемуары «Бренд по имени «Я»».
  • В консерватории Ирина Константиновна преподает до 2003 года. Однако и после этого уже пожилая певица не переставала принимать участия в судьбах молодых артистов, создав фонд, поддерживавший юные таланты.
  • В январе 2010 года Архипову госпитализировали с патологией сердца, а 11 февраля она скончалась. 13 февраля была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Детские воспоминания

Ирина Архипова – певица, биография которой началась в Москве. Девочка родилась в январе 1925 года в семье интеллигентных и очень музыкальных людей. Ее отец – инженер Константин Ветошкин – был невероятно творческим человеком, он играл на четырех музыкальных инструментах – рояле, балалайке, гитаре, мандолине. Эта приверженность музыке тянулась еще с давних времен рода Ветошкиных. Когда-то в семье родителей Константина Ивановича существовал целый семейный оркестр. Мама Архиповой – Евдокия Ефимовна Галда – пела в Большом театре. Ирина Константиновна вспоминает: «У мамы был очень красивый голос с мягким тембром, папа всегда восхищался ее талантом. Родители любили посещать концерты, оперные спектакли, балет». Живая музыка постоянно звучала в родительском доме, Ирина слышала ее с детства.

Партии

Оперная студия Московской консерватории

  • 1953 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Ларина
  • 1953/1954 — «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков — Весна-Красна/Лель
  • 1953/1954 — «Царская невеста» Н. А. Римский-Корсаков — Дуняша/Любаша

Свердловский театр оперы и балета

  • 1954 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Полина/Миловзор
  • 1954 — «Таня» Г. Г. Крейтнер — Мария Шаманова
  • 1954/1955 — «Аида» Дж. Верди — Верховная жрица/Амнерис
  • 1955 — «Кармен» Ж. Бизе — Кармен

Большой театр

  • 1957 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта
  • 1957 — «Мать» Т. Н. Хренников — Ниловна
  • 1958 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргский — Марина Мнишек
  • 1958 — «Чародейка» П. И. Чайковский — Княгиня
  • 1958 — «Её падчерица» Л. Яначек — Дьячиха
  • 1959 — «Хованщина» М. П. Мусоргский — Марфа
  • 1959 — «Джалиль» Н. Г. Жиганов — Хаят
  • 1959 — «Война и мир» С. С. Прокофьев — Элен Безухова
  • 1960 — «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьев — Клавдия
  • 1962 — «Не только любовь» Р. К. Щедрин — Варвара Васильевна
  • 1962 — «Фальстаф» Дж. Верди — Мэг Педж
  • 1963 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Эболи
  • 1967 — «Мазепа» П. И. Чайковский — Любовь
  • 1967 — «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминов — Комиссар
  • 1976 — «Садко» Н. А. Римский-Корсаков — Любава
  • 1977 — «Октябрь» В. И. Мурадели — Графиня
  • 1979 — «Золото Рейна» Р. Вагнер — Фрикка
  • 1983 — «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюк — Клитемнестра

Другие театры и концертные залы

  • 1959 — «Каменный гость» А. С. Даргомыжский — Лаура (Колонный зал дома союзов)
  • 1969 — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский — Жанна д’Арк (Концертный зал им. П. И. Чайковского)
  • 1970 — «Трубадур» Дж. Верди — Азучена (Латвийский академический театр оперы и балета, Рига)
  • 1973 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Ульрика («Штаатс-Опер», Висбаден)
  • 1975 — «Ариана и Синяя Борода» П. Дюк — Нурис («Гранд-Опера», Париж)
  • 1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца (Театр Гольдони, Ливорно)
  • 1989 — «Пиковая дама» П. И. Чайковский — Графиня (Большой зал Московской консерватории)
  • 1992 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский — Филиппьевна (Театр «Шатле», Париж)

Ирина Александровна Архипова

Возраст: 41

Ирина Александровна Архипова (II). Родилась 29 апреля 1982 года. Российская актриса театра и кино.

Ирина Архипова родилась 29 апреля 1982 года.

В 2007 году окончила ВГИК им. С.А. Герасимова, мастерская народного артиста, профессора В.Н. Шиловского. Дипломные спектакли: «Волки и овцы» по А.Н. Островскому — М.Д. Мурзавецкая; «8 женщин» по Р. Тома — Шанель (постановка В.Н. Шиловский, режиссёр Валерия Бородина).

Играла в Театре «Школа Современной Пьесы»: «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А.П. Чехова (автор спектакля Иосиф Райхельгауз, роль Полина Андреевна Шамраева).

Играла в антрепризе «Ключ для двоих» — Милдред (режиссер В.Н. Шиловский).

С 2012 года актриса МХАТ им. М.Горького.

С 2005 года снимается в кино. Сыграла небольшие роли в лентах «Полиция Хоккайдо. Русский отдел» (Таня), «Закон и порядок: Преступный умысел -3» (Светлана Миллер), «Люди Шпака» (Инна), «Большая нефть» (Степанида), «Лето Индиго» (Люся), «Выхожу тебя искать-2» (Лена), «Дело чести» (Людка), «Две зимы и три лета» (Сусанна Обросова), «Ёлки 1914» (Антонина), «Ёлки 5» (Оля) и др.

Ирина Архипова в сериале «Дело чести»

Ирина Архипова в сериале «Две зимы и три лета»

Рост Ирины Архиповой: 180 сантиметров.

Личная жизнь Ирины Архиповой:

Подробности своей частной жизни не разглашает.

Фильмография Ирины Архиповой:

2005 — С Дона выдачи нет — эпизод
2007-2011 — Полиция Хоккайдо. Русский отдел — Таня
2007-2009 — Огонь любви — Люба
2008 — Тяжёлый песок
2008 — Москва. Голоса ускользающих истин — Софья
2008 — Закон и порядок: Преступный умысел -3 — Светлана Миллер
2008 — Дети белой богини — Света, медсестра
2009 — Час Волкова — 3 — Мария Пронская
2009 — Петля — Рита
2009 — Люди Шпака — Инна, жена Неходы
2009 — Две сестры-2 — сестра Анастасия
2009 — Большая нефть — Степанида
2010 — Час Волкова — 4 — Людмила
2010 — Любовь и прочие глупости — Клава
2010 — Знаки судьбы
2010 — Ёлки (киноальманах) — Оля-2
2010 — Гаражи — секретарь Кантораки
2011 — Час Волкова-5 — медсестра
2011 — Лето Индиго — Люся, вожатая, руководящая детским хором
2011 — Ёлки-2 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2011 — Голубка — Галя Крохта, жена мичмана
2012 — УГРО. Простые парни-4 — Раиса
2012 — Выхожу тебя искать-2 — Лена, бывшая девушка Козырева, парикмахер
2012 — Без следа — медсестра
2013 — Я все помню — эпизод
2013 — Репетиции — медсестра скорой
2013 — Пропавшие без вести — Галина
2013 — Зайцев +1 — медсестра
2013 — Ёлки 3 (киноальманах) — Оля, жена Жени
2013 — Дело чести — Людка, бандерша
2013 — Две зимы и три лета — Сусанна Обросова
2014 — Чао, Федерико! — Ольга
2014 — Ёлки 1914 — Антонина
2015 — Семейный бизнес-2 — Валентина
2015 — Озабоченные, или Любовь зла — жена Вадика
2015 — Бабий бунт, или Война в Новосёлково — Соня
2016 — Ёлки 5 — Оля, жена Жени
2017 — Серебряный бор — эпизод
2017 — Ёлки новые

Немного о себе

Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества.

И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь – другого времени для тебя не будет

Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова

Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.

В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.

О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился – у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Дорога к призванию

На свет будущая знаменитая оперная дива появилась 2 января в Москве. Девочка родилась в очень музыкальной и интеллигентной семье в 1925 году. Отец-инженер виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах. Когда-то в его семье существовал настоящий домашний оркестр. Мама пела в Большом театре.

Дочери старались с ранних лет прививать любовь к искусству. Одаренный ребенок прекрасно рисовал и замечательно пел. Мама решила отдать ее в фортепианный класс музыкальной школы при столичной консерватории. Из-за болезни девочка занятия посещать не могла.

Позднее Ирина училась Ольга Фабиановны Гнесиной в известном училище. Одновременно с игрой на пианино ученица пела в школьном хоре. Родители видели музыкальную одаренность дочери. Но оба полагали, что пение – не самый лучший выбор профессии.

Так как девочка отличалась прекрасными способностями к черчению и рисованию, мама с папой предложили ей попробовать стать архитектором. Весомым аргументом стало увлечение дочери работами известнейших скульпторов Мухиной и Голубкиной.

Семью эвакуировали в военное время в Ташкент. Там будущей оперной приме удалось поступить в также вывезенный Архитектурный институт. Одновременно с учебой Архипова посещала при нем вокальную студию. Педагог Надежда Малышева познакомила талантливую ученицу с искусством оперы.

Благодаря преподавательнице Ирина Константиновна смогла научиться правильно трактовать музыкальные произведения, чувствовать их, понимать, изучила романсовую литературу. В институте проходило и самое первое выступление будущей певицы. Так как преподаватели и учащиеся ценили искусство, концерты являлись частью их жизни.

Заслуги

Ирина Константиновна получила звание народной артистки СССР и стала лауреатом Ленинской премии за свои творческие достижения и вклад в развитие вокального искусства. Изначально не помышлявшая о карьере певицы девушка не могла оставить любимого занятия и продолжала заниматься пением несмотря на ранние разочарования. В итоге, сначала покорив публику на родине, она завоевала славу и признание по всему миру.

Свои знания и умения она стремилась передать новому поколению певцов и отдала десятилетия своей жизни преподаванию. Даже оставив работу в преклонном возрасте, она не перестала заботиться о будущем вокального искусства и организовала собственный фонд поддержки молодых певцов.

Ирина Константиновна Архипова (1925-2010) известна как певица, обладающая уникальным меццо-сопрано, лауреат многочисленных вокальных конкурсов, Народная артистка СССР и Герой социалистического труда. В 1953 году Ирина Константиновна окончила Московскую государственную консерваторию, получив до этого образование в Московском архитектурном институте.

Уже в 1954 году певица начала выступать на сцене Свердловского государственного оперного театра, исполняя партии исключительно для меццо-сопрано. На протяжении 32 лет (начиная с 1956 года) Ирина Константиновна работала на сцене Большого театра. Огромную популярность начинающей звезде принесла партия Кармен в опере Бизе – ее первая работа в Большом. Кроме оперных партий артистка была популярна и как исполнительница концертного репертуара.

Архипова обрела огромную известность и за рубежом, гастролируя по странам Европы – в Великобритании, Италии, Германии и другим. Благодаря своему упорному труду длиною в жизнь Ирина Архипова стала примой русской оперной сцены 20 века. Критики сравнивают ее неимоверной красоты и тембра голос с глубиной проникновения в образ Шаляпина. Артистка умело пользовалась природностью своего уникального голоса, завораживая зал и перенося слушателей в другой мир. Оно обожала тихие и спокойные дачные дома, где могла часами петь и наслаждаться тишиной и свежим лесным воздухом.

Архипова никогда не предпочитала легких путей, выбирая партии, требующие особого подхода, свойственного именно ей. Она всегда вкладывала душу в каждое выступление, магически воздействуя на слушателя.

Музыка с пеленок — начало биографии Ирины Архиповой

различных инструментахБольшого театраживую музыкуродительском домемузыкальную школу

Позже она начала посещать школу имени Гнесиных, где ее педагогом была Ольга Голубева, а затем Ольга Гнесина. Родители видели музыкальный талант дочери, но решили, что профессия архитектора позволит лучше устроиться в жизни, чем занятия музыкой.

Когда Ирина пошла в выпускной класс, началась война, и семья уехала в Ташкент, где в 1942 году Ирина поступила в Архитектурный институт. Здесь же через три года она начала учиться в вокальной студии при институте. Педагогом Архиповой была Надежда Малышева. Именно с посещения этой студии и началось настоящее знакомство будущей певицы с оперным искусством. Это стало первой ступенью ее творческой биографии.

Ирина АРХИПОВА. Ж. Бизе Хабанера (Кармен)

Ирина активно занималась в студии, но не меньше усердия проявляла и в подготовке к работе архитектора. Темой для диплома Архипова выбрала проектирование памятника в честь павших в Севастополе солдат. В то время прошло лишь три года с окончания войны, и таких памятников еще не ставили. Поэтому идея казалось новой и необычной. В 1948 году Архипова защитила дипломный проект на «отлично» и закончила учебу в институте.

Карьерный прорыв и важнейшие роли

Карьера Ирины Архиповой начала стремительно развиваться после ее победы на Международном конкурсе имени Тескуе в Брюсселе в 1963 году. Этот успех стал толчком к приглашениям на выступления во многих оперных театрах мира.

Наиболее значимыми ролями в ее репертуаре являются Маргарита из оперы «Фауст» Гуно, Кармен из одноименной оперы Бизе, Любовь из «Пиковой дамы» Чайковского и другие. Благодаря своей мощной и экспрессивной голосовой технике, Архипова могла с легкостью исполнять как драматические, так и лирические партии.

Своим талантом и харизмой Ирина Архипова покоряла публику во многих странах. Она выступала на самых престижных оперных сценах, включая Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Венскую государственную оперу и другие.

Но наиболее запоминающимися ролями в карьере Архиповой можно назвать ее участие в постановках оперных произведений композитора Дмитрия Шостаковича. Наиболее известные произведения Шостаковича, которые она исполняла, это роли Кати Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» и Катюши Лопахиной в комической опере «Леди Макбет Мценского уезда» на либретто Самуила Маршака.

Опера Роль
Фауст Маргарита
Кармен Кармен
Пиковая дама Любовь
Леди Макбет Мценского уезда Катя Измайлова
Леди Макбет Мценского уезда (комическая) Катюша Лопашина

Личная жизнь

Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был Евгений Архипов, которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав – оперный тенор – познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.

Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. Владислав Пьявко и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской – еще одной примы Большого театра – разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца – Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней…».

А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.

Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.

Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.

Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.

Достижения в оперной сфере

Ирина Архипова считается одной из величайших оперных певиц своего времени. Она пела в множестве знаменитых оперных театров по всему миру и сотрудничала с самыми известными дирижерами и музыкальными коллективами.

В ее репертуаре были такие знаменитые роли, как Лючия в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, Леконть в «Евгении Онегине» Чайковского и Борис Годунова в опере «Борис Годунов» Мусоргского.

Ее голос отличался великолепной мощью и выразительностью. Она прекрасно передавала эмоции персонажей и мастерски подходила к интерпретации музыкальных произведений. Благодаря этим качествам, Ирина Архипова стала неотъемлемой частью множества постановок опер и концертов.

Год Событие
1961 Дебютировала на сцене Большого театра в Москве в роли Марины Мнишек в опере «Борис Годунов»
1962 Получила приглашение на гастроли в Концертном зале имени Чайковского в Москве
1964 Дебютировала на сцене Королевской оперы в Ковент-Гардене с ролью Амнерис в опере «Аида» Верди
1972 Выступила на открытии Метрополитен-опера в Нью-Йорке с ролью Лючии в опере «Лючия ди Ламмермур» Доницетти

Ирина Архипова завоевала не только признание зрителей, но и профессиональное признание в лице многочисленных наград и званий. Ее исключительный талант и отличные исполнительские качества сделали ее самой востребованной оперной певицей своего времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: