Оболенский, леонид леонидович (актёр)

Оболенский, леонид леонидович (актёр)

Биография

1911—1920

Родился в семье банковского служащего Л. Л. Оболенского. До 1917 года он воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия, впитывая дух века аристократов. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.

В августе 1919 года в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте».

1920—1936

В 1920—1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры, 1922—1924), а также в театре Красной Армии.

В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В. Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда и познакомился Оболенский с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.

В 1925—1927 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года Леонид Оболенский — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького), был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти».

Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929—1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел», где состоялось знакомство с Марлен Дитрих. А с 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».

Продолжал сниматься в качестве актёра — в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Иоргена» и других. Последний режиссёрский опыт — фильм «Побег Кропоткина» — не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л. В. Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель — Л. В. Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).

1936—1941

В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938 году — краткосрочный арест и возвращение в Москву. В 1939—1940 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».

Перед войной Оболенский — доцент ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов — актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».

1941—1945

Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 году вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен и концлагерь в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский дал согласие стать «хильфсвиллиге» («доброволец-помощник») и был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты, получил более свободный режим передвижения и денежное довольствие.

НАШИ ЛЮДИ

Малышев Андрей Валентинович
Литература

русский писатель

Рахимов Родион Галинурович
Литература

советский и российский писатель, публицист, переводчик, эколог, общественный деятель

K’naan
Литература

сомалийско-канадский поэт, рэпер и музыкант

Iванiв, Виктор
Литература

российский поэт и писатель, кандидат филологических наук

FM-2030
Литература

писатель-фантаст, футуролог и философ, один из основателей трансгуманистического движения

Яшин, Александр Яковлевич
Литература

русский советский прозаик и поэт

Яшен, Камиль
Литература

советский узбекский прозаик, поэт, драматург, общественный деятель

Яшвили, Паоло Джибраэлович
Литература

грузинский советский поэт и общественный деятель

Главные произведения Игоря Оболенского

«Отважный жрец» — первый роман Игоря Оболенского, опубликованный в 2008 году. Главный герой — Энди Ноян, который находится в поиске своего места в жизни. Роман полон острых конфликтов, поворотов сюжета и интересных персонажей.

«Сын леди-агента» — второй роман писателя, вышедший в 2010 году. Он рассказывает историю Деяна Белича, сына знаменитого леди-агента. Он оказывается втянутым в международную интригу, которая требует от него не только знания о дипломатических отношениях, но и навыки выживания.

«Крылья падения» — третий роман писателя, который был выпущен в 2012 году. Эта книга повествует о российском пилоте, попавшем в беду во время боевых действий в Южной Осетии. Герой встречает незнакомку, которую спасает от смерти. Эта встреча изменит его жизнь.

«У петли» — четвертый роман Игоря Оболенского, выпущенный в 2014 году. Эта книга рассказывает о жестоком мире криминальной Москвы и о жизни людей, которые оказались вдали от бед и войн, но которые все равно вынуждены бороться за свое выживание.

Творчество Игоря Оболенского

Игорь Оболенский – талантливый современный писатель, который известен своими яркими произведениями в жанре научной фантастики, приключенческой литературы и детективов. Его книги полны захватывающих историй, неожиданных поворотов сюжета, необычных идей и глубоких мыслей.

Одним из самых известных произведений Игоря Оболенского является цикл романов «Хроники Арканара», в котором писатель создал уникальный мир, полный интересных персонажей, сложных политических интриг и захватывающих событий. Кроме того, Оболенский написал ряд других известных книг, включая «Ключ от всех дверей», «Тайна трех океанов», «Путь мага» и многие другие.

Особенностью творчества Игоря Оболенского является то, что он не просто рассказывает захватывающие истории, но и задумывается о серьезных вопросах, касающихся человеческой природы, морали, этики и любви. Это делает его книги не только увлекательными, но и глубокими, что позволяет читателю не только развлечься, но и задуматься.

  • Приключенческие сюжеты
  • Уникальные миры и персонажи
  • Глубокие мысли о человеческой природе
  • Интересные идеи и повороты сюжета

Игорь Оболенский является одним из самых популярных писателей в жанре и имеет огромную армию поклонников. Его книги переведены на многие языки и проданы миллионными тиражами по всему миру. Все это свидетельствует о том, что творчество Игоря Оболенского имеет заслуженный успех и интересен многим читателям.

Философия Оболенского

Леонид Оболенский не относил себя ни к какой партии или движению

Он пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи, причём сам, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своего литературного наследия

По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе.

  • Первичные чувствования боли, путём сознательного и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля.
  • Желания, относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности.
  • Кроме того, есть ещё альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния.
  • На чувствованиях, происшедших путём эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими.
  • Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения.
  • Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а её проявление для нас.
  • Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога.
  • В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого.

Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 года включительно, перечислены в приложении к русскому переводу «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце, стр. 559 с.; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала «Вопросы философии», в 1893 и 1894 годах — в «Философском Ежегоднике» за эти годы.

Мирные договоры директора Эрмитажа

Но тут судьба понесла Леонида Оболенского по революционным дорогам. В 1915 году он уже — член РСДРП, правда, её меньшевистского крыла. С государственной службы ушёл. А после революции примкнул к большевикам и как человек талантливый, быстро сделал карьеру: член Пермского губернского комитета РКП (б), казначей 3-ей Красной Армии, заведующий отделом налогов и пошлин Наркомата Финансов РСФСР, член Малого Совнаркома. Всё это шло, в общем-то, в рамках его прежней финансовой деятельности.

Но в 1920 году Леонид Леонидович получает назначение в Наркомат Иностранных дел РСФСР и становится дипломатом высокого ранга.

Когда 12 июля 1920 года в Москве был заключён мирный договор с Литвой, то одним из уполномоченных от Правительства РСФСР, кто поставил под этим важным документом подпись, стал Леонид Леонидович Оболенский.

Ещё более важную дипломатическую роль он сыграл в подписании 18 марта 1921 года Рижского мирного договора, завершившего советско-польскую войну. Здесь Леонид Леонидович подписывал документы как заместитель руководителя российской делегации.

Те переговоры с точки зрения современной многие оценивают не однозначно. Ведь они определили новую линию границ между странами. За Польшей оставались западные области Белоруссии и Украины, а РСФСР был обязан выплатить полякам огромную денежную компенсацию, за так называемый, принесённый ущерб в войне. Но не надо забывать об условиях, в которых проходило заключение Рижского договора, и о необходимости налаживания мирных отношений Советской России с другими странами в послереволюционный и послевоенный период.

Дипломатическую деятельность Леонид Оболенский продолжил, участвуя потом в подписании торгового договора между РСФСР, Украиной и Польшей и сменив в Польше в 1923 году Л. М. Карахана на посту советского политического представителя. Эта работа, проделанная им за сравнительно короткий период, позволяет с уверенностью утверждать, что основы нормализации советско-польских отношений были, в значительной степени, заложены нашим земляком в самом начале 20-ых годов XX века.

А потом Госпожа Судьба снова даёт команду — и Леонид Леонидович Оболенский превращается из успешного дипломата в чиновника от культуры: в 1929 году его назначают начальником Главного управления по делам искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР, а вскоре — директором Эрмитажа. В принципе, это его второе «Я», и он только-только начинает разворачивать свою творческую душу.

Как написал в одном из писем его сын, тоже Леонид Леонидович: «…отец в музее ничего не успел продать и ничего переставить. Успел только покрасить Зимний в бирюзовый цвет, каковым он был до того, как его выкрасили в красно-коричневый, цвета запекшейся крови…». К сожалению, большего бывший дипломат Оболенский сделать не успел: он скончался от тяжёлого заболевания в сентябре 1930 года.

Александр Полынкин

Актер, режиссер, звуковик

Леонид Оболенский (1902–1991)

Он вообще к княжескому роду не имел ни малейшего отношения. Родился в 1902 году в Арзамасе в семье банковского служащего. Отец будущего актера, Леонид Оболенский-старший, до революции состоял в стане меньшевиков, а после октября 1917 года перешел на сторону новой власти, стал одним из первых ленинских дипломатов, а в конце жизни ненадолго возглавил “Эрмитаж”.

Дед тоже не относился к аристократам, хоть и был в свое время личностью довольно известной — писатель, поэт, философ, литературный критик, которого знал и ценил Лев Толстой. Он тоже не чурался революционных идей и на волне сочувствия народовольцам в середине XIX века даже отсидел некоторое время в Петропавловской крепости.

Так что семья у героя публикации была совсем не великосветская, а наоборот — революционная и даже самая что ни на есть большевистская. Сам Лёня в юные годы пошел по стопам деда — стал журналистом и отправился на Восточный фронт в качестве корреспондента красноармейской газеты. Там он познакомился с пионером отечественного кинематографа Львом Кулешовым, что круто изменило судьбу. Его первой ролью стал красноармеец в приключенческом фильме “На красном фронте”. Герой Оболенского вступает в схватку с польским шпионом и побеждает его.

Оболенский в фильмах “На красном фронте”, 1920 год и “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков”, 1924 год

А дальше пошло-поехало. Оболенский всерьез увлекся кинематографом, отучился в Первой Госкиношколе (будущий ВГИК). Параллельно играя в театре у Мейерхольда, попробовал себя на режиссерском поприще и, конечно, снимался, став на время самой узнаваемой звездой первых советских кинолент. Когда в кинематограф пришла эра звука, Леонид Леонидович стал активно изучать новые возможности. Поехал в Берлин, стажировался у немецких режиссеров, познакомился с Марлен Дитрих, работал над фильмом “Голубой ангел”.

Вернувшись в Союз, он продолжил сниматься и принимать участие в создании фильмов. Вот только во время “большой чистки”, которая коснулась, в том числе и кинематографа, его стиль назвали “формализмом”, что ничего хорошего не сулило. Опасаясь репрессий, Оболенский уехал в Среднюю Азию, где до 1940 года тихо работал на второстепенных ролях в доме кино и на ашхабадской киностудии. Когда в столице стало поспокойней, он вернулся в Москву и начало Великой Отечественной встретил во ВГИКе, работая над диссертацией по звуковому кино.

Ссылки[править | править код]

  • Пентюхов В. Пленники печальной судьбы, Красноярск, 2008
  • Владимир Пентюхов. Раб красного погона
  • Мурзина М., Хороший отечественный фильм и всего за 5 руб., Известия, 31.03.1992
  • Рояль без ножек, бричка без колес, Заря последней не бывает, Красноярский рабочий, 29.12.1992
  • Шерешевский Л., Труд, Москва, 12.03.1989
  • Хомяков О., Человек-легенда, Урал, 7, 1993, с. 270
  • Штильмарк Р., Падшие ангелы, Душанбе, 1992
  • Миасский рабочий, 26.11.1991, 18.1.1992.
  • Пентюхов В., Артист крепостного театра, Красноярский комсомолец, 24.08.1989
  • Виктор Евграфов. «Арестованный» театр». «Вечерний Красноярск», 08.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Князь, в лагерь извольте…, Красноярский рабочий, 16.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Узники «крепостного театра», Речник Енисея, 17-23.03.2000
  • Владимир Пентюхов. Лебединая песня «крепостного» театра, Красноярский рабочий, 11.02.2003
  • Владимир Пентюхов. Крепостной театр в Заполярье, Красноярский рабочий, 12.08.2005
  • Эдуард Русаков. Владимир Пентюхов: «Графы и князья учили меня искусству!..», Красноярский комсомолец, 09.08.2007
  • Л. Оболенский. От чечетки к психологии движения. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974, с. 150—159.
  • Л. Оболенский. «Это невозможно рассказать». «Красноярский рабочий», 29.12.1992
  • Ридель А., и др. Путешествие в историю
  • Болдырев Н.Ф. Под сенью инока Лаврентия // Болдырев Н.Ф. Пушкин и джаз. Эссе. Внутренние ландшафты. Транскрипции.  : Урал LTD, . C. 372-392.

Литературная карьера и достижения Игоря Оболенского

Игорь Оболенский — автор нескольких десятков произведений, которые получили известность и признание у критиков и читателей. Он начал свою писательскую карьеру в 2007 году, когда публикует свою первую книгу «Нежность и чудовище».

В последующие годы Оболенский стал писать все больше и больше произведений, которые были отмечены различными литературными премиями. Так, его книга «Триумф обезьян» была удостоена премии «Большая книга» в 2011 году, а «Сестры и братья» — премии «Национальный бестселлер» в 2014 году.

Одной из главных особенностей творчества Оболенского является глубокое проникновение во внутренний мир персонажей и умение передать этот мир читателю. Писатель описывает чувства и эмоции своих героев так, что читатель чувствует их на себе, переживая вместе с ними события, описанные в книгах.

  • Игорь Оболенский — автор бестселлеров, которые переведены на несколько языков;
  • Его книги отмечены различными литературными премиями;
  • Писатель умеет передавать чувства и эмоции своих героев, что делает его произведения особенными.
Год Произведение Литературная премия
2011 Триумф обезьян Большая книга
2014 Сестры и братья Национальный бестселлер
2019 Сомнения и решения Русская премия «Книжник»

Добровольное решение

Л. Оболенский в фильме “Иван Бабушкин”, 1985 год

А вот дальше началось то, о чем потом актер Леонид Леонидович Оболенский предпочитал не рассказывать в позднесоветское время. В составе московского ополчения он попал на фронт, а там 38-й полк просто сгинул под Смоленском, угодив в жернова гитлеровского наступления. Но Оболенскому повезло — он не погиб. Оказавшись в окружении, он сдался в плен и пробыл там почти до самого окончания войны. И нет, Леонид Оболенский не сидел в концлагере, не привлекался к тяжелым работам, он добровольно принял новую власть и встал на ее сторону.

Как он сам потом признавался, глядя на стремительное продвижение гитлеровцев, не поверил в победу Красной Армии и попытался приспособиться к новым жизненным реалиям. Можно ли его осуждать за это? Пожалуй, нет. Трусость — не преступление, и вопреки распространенным мифам, многие советские солдаты, вернувшись из плена, не отправлялись прямиком в лагеря, а пройдя проверку, приходили к семьям. Но у Оболенского случай был другим.

Актер стал “хиви” — так немцы называли тех, кто добровольно согласился сотрудничать с ними. Из таких “помощников” формировали добровольческие батальоны и использовали их в тылу для вспомогательных функций. Вот и Оболенский сполна поучаствовал во всем этом. Он служил секретарем при штабе 306-й немецкой пехотной дивизии, где помогал в составлении листовок, а потом зачитывал их в рупор на переднем крае войны. В 44-м стал завхозом “дома отдыха” для добровольцев, где по заданию немецкого командования выявлял кадры для комплектования пропагандистов в армию Власова.

Л. Оболенский в фильме “Чисто английское убийство”, 1974 год

Этот отрезок его жизни многие впоследствии трактовали по-разному. Некоторые историки оправдывали тем, что Оболенскому просто не оставили выбора. Поклонники актера говорили, что он ни на минуту не оставлял надежды сбежать от гитлеровцев (забывая при этом, что тот прослужил у них 1,5 года). Но как бы то ни было, он все-таки сбежал. Только сделал это в 1944 году, когда стало ясно, что рейх обречен и скоро Красная Армия переломит хребет фашистскому зверю.

Часть Оболенского находилась на территории Молдавии. Во время одного из спешных отступлений он раздобыл простую крестьянскую одежду, переоделся и “отстал” от обоза, затерявшись в молдавских лесах. После недолгих скитаний оказался на пороге Кицканского монастыря в 5 километрах от Тирасполя, где его приняли в монашеское братство.

«Любви сияньем осветить…»

Вот о нём, незнакомом до последнего времени орловчанам человеке, и будет мой рассказ. Звали его Леонид Леонидович Оболенский, и родился он в 1873 году в Орле, в семье Леонида Егоровича Оболенского, известного в конце XIX-начале XX века русского философа, социолога, журналиста, писателя, издателя и редактора, о котором шла речь в очерке «Муму» как способ постижения истины».

Все (нет, только основные, пожалуй — А.П.) занятия отца я перечислил недаром. Ведь во многом разносторонность его интересов унаследовал и сын. Правда, в несколько других областях.

Вернусь к одному биографическому моменту нашего героя. Почему до сих пор о нём, как известном земляке, нигде речь не шла? По всей видимости, потому, что место его рождения во всех публикациях, посвящённых ему, отсутствует. Но это место ни какого секрета не представляет.

Дело в том, что Леонид Егорович Оболенский одно время серьёзно увлекался революционными идеями.

Мечтал я душу человека
К сознанью правды пробудить,
Вражду, царящую от века,
Любви сияньем осветить…

так писал он в одном из стихотворений. С целью ближе стать к народу, Оболенский поступил секретарём Калужской земской управы, но через 3 месяца, из-за связей с кружком революционера Каракозова, не только потерял должность, но был арестован и полгода провёл в Петропавловской крепости. Затем его выслали в Буй (небольшой город в Костромской губернии — А.П.) под надзор полиции. Здесь, в ссылке, Леонид Егорович познакомился с замечательной девушкой редкой красоты, бывшей крепостной, Настенькой Каледовой. Они полюбили друг друга и вскоре обвенчались. В 1870 году поднадзорный Оболенский получил разрешение вернуться в Орёл, где в течение восьми лет успешно занимался адвокатурой, — но по-прежнему, под полицейским надзором. Увлечённость революционными идеями у Леонида Егоровича как раз в Орле и закончилась.

Вот в этот спокойный и достаточно обеспеченный орловский период родился у молодой пары сын, названный Леонидом (имя дала мать — в честь отца — А.П.).

Любитель музыки и специалист по финансам

В 1878 году Оболенским разрешили покинуть Орёл, и они переехали в Петербург, где началась самостоятельная жизнь их сына — Леонида-младшего.

По примеру отца, он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, к удивлению родителей, страстно увлечённый музыкой, одновременно учился композиции у выдающего русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. И, хотя Леонид Леонидович не стал ни композитором, ни музыкантом, к этому виду искусства все последующие годы он был неравнодушен: несколько лет издавал и редактировал популярные серии оперных либретто и брошюр «Вопросы массовой музыкальной работы», писал статьи, в том числе, — о выдающемся русском композиторе, авторе опер «Юдифь» и «Рогнеда» Александре Николаевиче Серове.

А когда в Советском Союзе в 1930 году проходила I Всероссийская музыкальная конференция и совещание по вопросам музыки, то руководить ею ЦК ВКП (б) поручил именно Леониду Леонидовичу Оболенскому.

Впрочем, это отдельная страничка его биографии. А начиналось у него всё почти так же, как и у отца. По окончании юридического факультета Леонид Оболенский-младший начал работать в провинции, в городе Арзамасе, податным инспектором. Это была важная должность по линии Министерства финансов. Податные инспектора следили за доходностью подлежащих обложению торгов и имуществ, за правильностью платы налогов в губернии. И мог бы Леонид Леонидович сделать себе блестящую карьеру на этом поприще, тем более, к 1913 году стал членом правления Крестьянского Поземельного Банка и дослужился до чина коллежского советника (шестой в Табели о рангах, соответствует воинскому званию полковника — А. П.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: