Личная жизнь
Писатель был женат один раз. Свою супругу Марию Семёновну Астафьеву-Корякину он встретил, когда лечился в госпитале с ранением. Свадьба состоялась в 1945 г. В 1947 у пары родилась дочь Лидия. Однако она не прожила и года, скончавшись от болезни в возрасте 6 месяцев.
Для семьи это был тяжелый период. Астафьев ушел от жены, но затем вернулся. Через год у пары родилась дочь Ирина, а в 1950 сын Андрей.
Виктор Астафьев с супругой и детьми
Есть сведения, что примерным мужем Виктор Петрович не был. Он частенько ходил на сторону. По информации некоторых биографов у него было двое незаконнорожденных детей.
Творческий расцвет
В конце 50-х годов Виктор Петрович создает серию лирических повестей, сделавших ему настоящее имя — «Перевал», «Звездопад», «Стародуб». В это время его направили учиться в столицу на Высшие литературные курсы, по возвращении с которых семья Астафьевых переезжает в Пермь. Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества.
В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха». В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя — сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой. Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году.
Библиография
Произведения Виктора Астафьева:
Романы:
- «До будущей весны» (1953)
- «Тают снега» (1958)
- «Синие сумерки»
- «Прокляты и убиты» (1995)
Повести:
- «Ангел-хранитель» (1968)
- «Перевал» (1958)
- «Стародуб» (1960)
- «Звездопад» (1960—1973)
- «Кража» (1966)
- «Где-то гремит война» (1967)
- «Последний поклон» (1968)
- «Слякотная осень» (1970)
- «Царь-рыба» (1976)
- «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
- «Печальный детектив» (1987)
- «Так хочется жить» (1995)
- «Обертон» (1995—1996)
- «Фотография, на которой меня нет» (1968)
- «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
- «Весёлый солдат» (1998)
- «Васюткино озеро»
- «Стрижонок Скрип»
- «Зачем я убил коростеля?»
- «Бабушка с малиной»
- «Гуси в полынье»
- «Без приюта»
Современная пастораль:
- «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
- «Людочка» (1987)
- «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)
Пьесы:
- «Черемуха» (1977)
- «Прости меня» (1980)
Его жена тоже была писателем
Мария Семеновна Астафьева-Корякина вслед за мужем начала писательскую карьеру и издала в общей сложности 16 книг. Самое любопытное, что Виктор Петрович к творчеству супруги относился с иронией — и ее это очень обижало.
У них вообще были непростые отношения: она обвиняла его в неспособности содержать семью, в постоянном отвлечении на творчество, даже в изменах. Тем не менее, они прожили вместе 57 лет, в браке родились дочь и два сына.
Все перипетии семейной жизни Мария Семеновна описала в автобиографическом романе «Знаки жизни». Супруг просил жену не публиковать это исповедально-откровенное произведение, но она все-таки решилась на этот шаг. Симметричным ответом Астафьева стала книга «Веселый солдат», где автор изложил свой, «объективный» взгляд на семейную хронику.
Первые шаги
В 1945 году будущий писатель заключил брак с Марией Корякиной. Демобилизовавшись уже женатым человеком, Виктор Петрович переезжает на малую родину супруги в небольшой уральский городок Чусовой. Здесь он проходит обучение в школе рабочей молодежи и трудится на производстве чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком и даже мойщиком мясных туш. В 1951 году он устраивается в местную газету, где был напечатан его дебютный рассказ «Гражданский человек». На протяжении 4-х лет Виктор трудится литсотрудником в этом издании, параллельно занимаясь писательством.
В 1953 году в Перми издается сборник рассказов Виктора Петровича «До будущей весны», а спустя два года выходит детская книга «Огоньки». Детская тематика будет продолжена и в следующих произведениях — «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». В 1957 году писатель поступает специальным корреспондентом в штат областного радио, а на следующий год был опубликован его роман «Тают снега», посвященный колхозной тематике. Эти работы нашли своего читателя и по достоинству были отмечены критиками, что позволило по праву войти в союз писателей РСФСР.
В 1958 году стал членом Союза писателей СССР
К этому времени работы Астафьева стали выходить с завидной регулярностью. Его рассказы публиковались в крупных журналах — «Новый мир» и «Молодая гвардия». Постепенно к Виктору Петровичу стали приходить слава и читательская любовь. В конце 1975 года Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».
Астафьев «зацепил» аудиторию удивительной наблюдательностью, детальностью прорисовки быта и характеров, мастерством воспроизводить на бумаге речевые манеры самых разных людей.
Главные герои Астафьева — простые трудяги: солдаты, рабочие, рыбаки, на плечи которых ложится вся тяжесть жизни.
Астафьев создал собирательный образ рядового солдата, некоего Ваньки-ротного, который тянет на себе почти всю ношу военных будней. Это он стреляет, обороняется, его засыпает в окопе, оглушает, его настигают осколки, контузии, раны. Высокие награды, тем не менее, его почти не замечают, а вот наказаний, «пинков и подзатыльников» от чинов начальствующих он принимает по полной программе. Не секрет, что основные штрихи этого солдата Астафьев срисовал с себя и своих сослуживцев.
Образ получился правдоподобным — читатели верили ему и искренне сопереживали астафьевским персонажам. Почти ко всем, кто не побывал на фронте, пересидев в относительно спокойном тылу, особенно в штабных структурах, Астафьев на всю жизнь сохранил презрительное отношение.
Повесть «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции, изданная в 1976 году, окончательно закрепила писательский успех и принесла не только всесоюзную, но и мировую известность.
Памятник «Царь-рыба» в Красноярске. Фото: Мельников / Wikimedia commons
Критиковал устройство советского общества
По мнению Астафьева, с одной стороны существовала огромная масса людей, которые по преимуществу пребывали в маргинальном состоянии, не желали творчески и интеллектуально развиваться, не верили в перемены к лучшему. Их жизнь была по сути постоянным насилием над собой и ближним, они медленно саморазрушались — а общество тратило много усилий на их исправление.
С другой стороны, в параллельной реальности, существовал «образованный слой», который писатель подвергал не меньшей критике за отсутствие ценного жизненного опыта, мудрости и абсолютное незнание простых людей. Такие «образованцы», по мнению Астафьева, большей частью не способны были сформировать истинную культуру, следствием чего становились новые «разрывы» в ткани общества.
Грани творчества Юрия Астафьева
В КИЦ имени А.С. Пушкина продолжает работать выставка работ волховского художника Юрия Астафьева. Его имя известно горожанам, его картины есть у многих земляков.
Многие маститые художники признают талант Астафьева. Юрию не было ещё и 18 лет, когда он принял участие во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве в 1961 году и был удостоен Диплома лауреата выставки.
В художественное училище имени Мухиной он поступил с первого раза. В приёмной комиссии, когда увидели его работы, сказали: «Только к нам!». Уже тогда специалисты увидели в нём талантливого художника».
В 1968 году открывалась в Волхове больница. Главный врач больницы Соколов поехал в художественное училище, где учился Астафьев, и попросил помочь в оформлении больницы, сказав: «Нет ли у вас студента из Волхова?» И, конечно, выбор пал на Юрия Астафьева. На каникулах он сделал мозаичное панно на западной стене больницы, которое и сейчас украшает здание. Занимался он и интерьерами внутренних помещений больницы.
Окончив художественное училище, Астафьев работал на Волховском алюминиевом заводе инженером по эстетике, создал художественную мастерскую.
Им был создан товарный знак продукции предприятия. По его эскизам к юбилею завода на монетном дворе в Ленинграде были изготовлены памятные юбилейные медали и значки.
В 1977 году Астафьев стал автором и одним из создателей памятного знака «Заводчанам, павшим за Родину». Этот знак и сейчас находится на заводской территории теперь уже Волховского филиала АО «Апатит».
Юрий Васильевич работал над оформлением музея ПОГАТа – Производственного объединения грузового автомобильного транспорта. В КИЦ имени Пушкина одна из музейных экспозиций оформлена Астафьевым.
Астафьев – художник талантливый – это уже признанный факт.
Многие его работы находятся в частных коллекциях. Он работал много и в разных жанрах. Выставка так и называется «Грани творчества», потому что его художественное мастерство было многогранно – он был живописцем, занимался чеканкой, резьбой по дереву…
Астафьев человек – очень скромный, персональных выставок у него не было, в общих выставках художников участвовал. Единственная личная выставка была в здании администрации, но уже после его ухода из жизни.
В настоящее время его работы, которые остались у брата Виктора Васильевича Астафьева, находятся на выставке. Посетив выставку, вы увидите знакомые пейзажи, городские объекты – это напомнит прошедшее время, это встреча с художником. Не упустите возможности встречи с картинами художника, возможности вспомнить его добрым словом.
Юрий Васильевич Астафьев – многогранный, талантливый художник, скромный человек и труженик оставил в истории города, в памяти людей яркий, запоминающийся след.
Виктор Васильевич Астафьев в память о брате издал художественный альбом его работ, он есть в библиотеках города.
Тамара ПЕТРОВА
Фото Виктории Булгаковой
Семья
Жена героя этой статьи – актриса театра им. Вахтангова Лидия Константинова. Известна по фильмам «Точка отсчета» и «В Москве, проездом…». Кроме этих картин в фильмографии актрисы 15 работ.
Астафьев не относился к тем ярким и эпатажным фигурам, о которых слагали легенды. Был он человеком не по-актерски скромным. Однажды, когда он провожал жену и сына на вокзале, один из попутчиков Константиновой принял его за таксиста. Актер не только не возмутился, но даже подыграл заблуждавшемуся пассажиру, натурально исполнив роль водителя.
А каким запомнился Юрий Астафьев коллегам и поклонникам?
Юрий Астафьев
Возраст: 74 (со дня рождения)
Возраст смерти: 41 год
Юрий Григорьевич Астафьев. Родился 12 апреля 1949 года в Душанбе — умер 4 ноября 1990 года в Ялте. Советский актёр театра и кино, сценарист.
Юрий Астафьев родился 12 апреля 1949 года в Душанбе.
В 1971 году окончил Ярославское театральное училище, курс народного артиста СССР Фирса Ефимовича Шишигина. Далее был распределён в Смоленский драматический театр, в котором работал в 1971-1972 годах.
Затем поступил в театральное училище имени Б.В. Щукина, которое окончил в 1975 году.
После окончания Щуки стал актёром Московского театра «Ленком», среди его работ: «Парень из нашего города» К. Симонова — Сафонов, шофёр такси (постановщики М. Захаров и Ю. Махаев); «Юнона и Авось» — моряк; «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — таможенник, чилиец; «Кладбищенский ангел, Я знаю силу слов, Там где мы бывали» по А. Максимову; «Жестокие Игры» — Кай; «Колонисты»; «Гренада» М. Светлова — Талантливый.
С 1972 года начал сниматься в кино, дебютировав в роли Гемфри в фильме «Принц и нищий» по мотивам одноименного романа Марка Твена.
Юрий Астафьев в фильме «Принц и нищий»
Далее были работы в картинах «Судьба барабанщика» (Павел Барышев), «Задача с тремя неизвестными» (Николай Макеев), «Дом, который построил Свифт» (Констебль) и др.
В 1987 году сыграл главную роль в мелодраме Михаила Ершова «Ищу друга жизни» по мотивам повести Михаила Панина «Матюшенко обещал молчать» — история одиноких людей, нашедших себя в человеческом общении и семейном счастье. Сыграл роль Ивана Гущина. Его партнершей на экране выступила Александра Яковлева.
Юрий Астафьев в фильме «Ищу друга жизни»
Позже сыграл в фильмах «Двое и одна» (Андрей Корякин), «Право на прошлое» (Семёнов), «В полосе прибоя» (Алексей Евстифеев), «Жена для метрдотеля» («Седой»), «Дом на песке» (Гера).
Юрий Астафьев в фильме «Ищу друга жизни»
Скончался 4 ноября 1990 года от сердечного приступа во время съёмок фильма «Гроза над Русью» в Ялте. Роль князя Вяземского в этом фильме озвучил Михаил Селютин.
Похоронен актёр на Николо-Архангельском кладбище в Москве (сектор 68-а).
Личная жизнь Юрия Астафьева:
Жена — Лидия Ивановна Константинова (родилась 29 октября 1950 года), советская и российская актриса театра и кино.
В браке у пары родился сын.
Юрий Астафьев и Лидия Константинова
Фильмография Юрия Астафьева:
1972 — Принц и нищий — Гемфри
1976 — Судьба барабанщика — Павел Барышев, пионервожатый
1976 — Приключения Травки — пионервожатый (нет в титрах)
1976 — Ансамбль неудачников (короткометражный) — работник метро
1978 — Парень из нашего города (фильм-спектакль) — Сафонов
1979 — Задача с тремя неизвестными — Николай Макеев
1982 — Дом, который построил Свифт — Констебль
1982 — Гренада (фильм-спектакль) — «Талантливый», гривенник поэта
1984 — Институт бабушек (фильм-спектакль) — Роберт
1986 — Революцией призванный (фильм-спектакль)
1987 — Ищу друга жизни — Иван Федосеевич Гущин
1988 — Я знаю силу слов (фильм-спектакль) — от автора
1988 — Двое и одна — Андрей Корякин, папа Оли
1989 — Право на прошлое (Right for the Past, The / Právo na minulost) — Семёнов
1990 — Там, где мы бывали… (фильм-спектакль) — человек с кинокамерой
1990 — После дуэли (фильм-спектакль) — подполковник Кушинников, следователь
1990 — В полосе прибоя — Алексей Евстифеев, капитан милиции
1991 — Жена для метрдотеля — «Седой»
1991 — Дом на песке — Гера (озвучил Николай Караченцов)
1992 — Гроза над Русью — князь Афанасий Вязeмcкий (озвучил Михаил Селютин)
Озвучивание Юрия Астафьева:
1985 — Политрук Клочков (документальный) — читает текст
1990 — Чудовище (анимационный)
Сценарии Юрия Астафьева:
1988 — Я знаю силу слов (фильм-спектакль)
Детство и юность
Виктор Астафьев коренной сибиряк. Он родился 1 мая 1924 года в маленьком селе Овсянка Красноярского края. Когда Витя был еще совсем юным, началась волна репрессий, под которую попал его отец. Мать во время одной из поездок к нему погибла, и семилетнего мальчика взяли на воспитание бабушка и дедушка. Несмотря на трагический ход событий, этот период жизни оставил в душе будущего писателя светлые воспоминания, которые были изложены в первой части автобиографии.
После возвращения из заключения Петр Афанасьев создает новую семью, решается поехать на заработки в северную Игарку. К тому времени у Вити уже появился сводный брат Николай.
Вскоре случился неприятный эпизод, заставивший быстро повзрослеть будущего писателя. Возвращаясь после очередной путины, отец попал в больницу, и мальчик остался на попечении мачехи. Но она не желала о нем заботиться, поэтому Виктор несколько месяцев проведет в заброшенной парикмахерской. Такая жизнь сказалась и на поведении в школе, и Астафьева отправляют в интернат. Вспоминая об этом времени, он напишет: «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки».
Одним из его преподавателей в интернате оказался местный поэт И. Рождественский, разглядевший в Викторе способности к литературному творчеству и постаравшийся их развить. В итоге одно из школьных сочинений позднее превратится в рассказ «Васюткино озеро».
Воспитывался в детском доме
Сперва Виктор остался на попечении бабушки, но вскоре вернулся отец (на стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно), и мальчик перебрался к нему. Однако жизнь стала не намного легче — отец создал новую семью, их отношения разладились, а с мачехой мальчику и вовсе не удалось найти взаимопонимания.
Вскоре Виктора буквально выставили на улицу — фактически он стал сиротой-беспризорником.
Вынужденно покинув дом, какое-то время он жил в заброшенной парикмахерской
Вскоре государственные органы обратили внимание на бездомного ребенка и отправили его в интернат
«Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы».
Действительно, хорошее в те годы тоже было. Преподаватель русского языка и литературы в детском доме, Игнатий Рождественский, стал другом Астафьева на долгие годы
Много лет спустя писатель вспоминал «требовательность и человеческое внимание» своего учителя. Теплые чувства сохранились в сердце Астафьева и к директору детского дома Василию Соколову
Оба наставника видели, что мальчику легко даются литература и русский язык (хотя из-за проблем с арифметикой его несколько раз оставляли на второй год), и советовали попробовать себя на писательском поприще.
После выпуска из детдома Виктор Астафьев получил первое профессиональное образование в школе фабрично-заводского обучения и стал работать на одной из станций Транссибирской магистрали сцепщиком вагонов, составителем поездов, а некоторое время даже занимал ответственный пост дежурного по вокзалу — единолично распоряжался приемом и отправлением поездов.
Развенчивал миф об особой «сплоченности» народа во время ВОВ
Еще одной темой, которую Астафьев безжалостно поднимал в своем творчестве и в интервью, была широко распространенная идея о невероятном единстве всего советского народа во время Отечественной войны.
Писатель рассказывал случаи из своего боевого опыта, когда раненого солдата могли просто «оставить» умирать, потому что надо было двигаться дальше и «обуза» была не нужна.
Астафьев вспоминал, как сам выносил раненого товарища, пройдя мимо вражеского танка, который даже не стал тратить на них пуль. Фронтовик с горечью отмечал, что проявления «не-братского» отношения к истекающим кровью были типичным фоном военной жизни, и всячески не любил «киношной» и литературной идеализации войны. Считается, что яростное возмущение романтизацией войны и заставило его создавать собственные реалистичные произведения на эту тему.
Виктор Астафьев
Его отца сослали, а мать погибла
На долю Виктора Астафьева выпало тяжелое детство. Когда мальчику исполнилось всего семь лет, его отец был осужден за вредительство и сослан на пять лет в Карелию — на строительство Беломорканала.
«Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…»
Виктор Астафьев с родителями в детстве
Эта ссылка повлекла за собой трагическую смерть матери будущего писателя: когда в очередной раз женщина отправилась на свидание с мужем, лодка, на которой она плыла вместе с другими пассажирами, перевернулась. Лидия Ильинична упала в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Нормального родительского тепла с того страшного момента Виктор Астафьев уже не вкусил до самой смерти.
Сибирский период
В 1980 году Виктор Астафьев возвращается на свою малую родину, где будет жить до своих последних дней. Вдохновленный родной Сибирью писатель написал немало рассказов — «Слепой рыбак», «Мною рожденный», «Медвежья кровь» и многие другие. В 1985 году увидел свет роман «Печальный детектив». После безвременной смерти дочери Виктор Петрович возвращается к рассказам о детстве, изданных в сборнике «Последний поклон».
Здесь, на малой родине была написана, пожалуй, главная книга, посвященная войне — «Прокляты и убиты», отнявшая немало сил и здоровья. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Кроме этого романа, отмеченного Государственной премией России, в 90-е годы создаются повести «Так хочется жить» и «Обертон», было завершено написание произведения «Веселый солдат».
Ушел на фронт добровольцем
Хотя у Астафьева была бронь от призыва (железнодорожники — среди прочих других категорий — ввиду важности выполняемой работы имели «неприкосновенность»), он, как и многие его товарищи, не захотел оставаться в тылу. В первых боях Виктор участвовал в конце 1942 года
Он был шофером, артразведчиком и связистом, воевал на отвлекающем плацдарме (когда огонь вызывают на себя).
На фронте
«Всегда думал, что война — это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается», — писал Астафьев в повести «Где-то гремит война».
Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
«В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнем, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» (из наградного листа на медаль «За отвагу»).
За время войны Астафьев получил тяжелую контузию, осколок в легком, частично потерял зрение, а поврежденную руку чудом сохранил хирург в госпитале.
После лечения от строевой службы его отстранили. Победу Астафьев встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно, где и познакомился с будущей супругой — медсестрой Марией Корякиной.
Ангел Ленкома
Мальчик Юра, послевоенный ребенок, родился в Душанбе, 12 апреля 1949 года.
О семье будущего актера с лучистыми глазами и изящными чертами ничего неизвестно.
Есть информация, что Астафьевы переехали в Ярославль, и именно здесь юноша поступил в местное театральное училище.
Опыта молодой актер набирался на сцене Смоленского театра драмы.
Но этих навыков Юрию оказалось мало, и он отправился в Москву, где поступил в Щукинское училище. А на выпускном спектакле его заметил мэтр Ленкома Марк Захаров и пригласил в свой легендарный театр.
Наиболее успешные спектакли с Юрием Астафьевым: «Парень из нашего города», «Жестокие игры», «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Муриеты».
Это были яркие, но второстепенные роли. Ближе к концу жизни артист сам себе выхлопотал главную роль в «Кладбищенском ангеле», спектакле, сыграть в котором Астафьев так мечтал.
Ему стоило немалых усилий осуществить эту мечту.
Личная жизнь
Со своей супругой Марией Корякиной Виктор Петрович познакомился под конец войны. С разницей в два года у пары рождаются дети — сначала дочь Лидия, которая умерла во младенчестве, затем еще одна дочь Ирина и, наконец, младший сын Андрей. После скоропостижной кончины средней дочери супруги забрали себе на воспитание двоих внуков.
Со временем Мария Семеновна увлеклась литературой и стала писать рассказы. Супруг относился к этому с определенной иронией: «Время есть, так пусть пишет свои книги». Тем не менее ее повести и рассказы, состоявшие из личных воспоминаний, стали активно публиковаться и пользовались определенной популярностью. В 1978 году писательницу приняли в союз писателей. Написав в общей сложности 16 книг, она все годы совместной жизни продолжит оставаться секретарем и нянькой своего мужа.
В 2001 году писатель перенес два тяжелых инсульта. Ему потребовалась медикаментозная помощь за границей, и друзья семьи обратились за содействием к красноярским парламентариям. Они не стали выделять средства, мотивировав отказ неким шовинизмом автора. В итоге Астафьева отправили из больницы домой, где он умер 29 ноября 2001 года. Великий писатель похоронен на кладбище недалеко от родного села.
Служба
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.
Виктор Астафьев — биография
Виктор Петрович Астафьев — советский и русский писатель, один из представителей нового периода отечественной литературы. На долю прозаика выпало немало испытаний: он рано стал сиротой, потеряв мать. А отец и мачеха предпочли выставить мальчика на улицу.
Приют для беспризорников, учеба, а затем Великая Отечественная, вот в каких условиях формировалась личность прозаика. Свое первое произведение Астафьев написал в 27. К тому моменту у него за плечами, несмотря на довольно юный возраст, был огромный жизненный опыт.
Творчество Виктора Астафьева ценилось еще при жизни литератора. Тематики, которые занимали его больше всего — деревня, а также патриотизм в непростые для страны годы.
Пройдя войну, видя собственными глазами ее неприглядные стороны, Астафьев создавал убедительные и красноречивые образы. Его героями были простые люди, не обремененные ни властью, ни особой силой.
Были в творчестве Астафьева и произведения для детей, подростков. Многие из них имели лирико-биографический характер, опирались на опыт самого литератора. Пробовал себя автор и на поприще публицистики, сценарного ремесла, драматургии.
Многие работы прозаика входят в школьную программу по литературе и изучаются в обязательном порядке до сих пор.
Последние роли и ранний уход
Ближе к концу жизни Астафьева, создатели фильмов наконец обратили внимание на актера, разглядев-таки в нем героя. Начались нескончаемые съёмки, которые стоили Юрию Григорьевичу больших душевных сил и самоотдачи
Так же принимающий все близко к сердцу актер, часто изводил сам себя переживаниями по поводу концертов и спектаклей, которые приходилось «пробивать», чтобы дать им творческую жизнь.
Все эти метания и бешеный темп, который Юрий Астафьев задал сам себе, привели к двум перенесенным на ногах инфарктам. А уже третий стал для актера роковым. Его сердце остановилось 4 ноября 1990 года, всего в 41 год.
Три картины, где у артиста ключевые образы, вышли уже после кончины Астафьева. Две из них: «Гроза над Русью» и «Дом на песке» были озвучены другими актерами.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
-
2023-08-04T19:51:59+00:00
Наталья Мешкова
Вот тоже смотрю фильм «Двое и одна»,какие они все яркие, так честно проживали свои роли. Я совсем мало про него знала. Всего 41 год, как будто сейчас для меня умер, я и не знала….
-
2022-09-09T19:41:19+00:00
В фильме » Двое и одна» от него не оторваться. Настоящий мужик. А голос какой манящий. Мало пожил, значит очень душевный был. Жаль таких.
-
2022-05-12T02:55:01+00:00
По поводу фразы «Это были яркие, но второстепенные роли». В спектакле «Жестокие игры» у него была главная роль.
-
2022-04-10T01:49:05+00:00
Юрий Астафьев ушёл не рано и не поздно, как и любой человек, а вОвремя. Не могу ни на секунду представить, чтобы он сегодня снимался в кино в роли бандита, преступника, насильника или какого-нибудь другого злодея, или в откровенной постельной сцене, что сейчас является характерной чертой нашего кинематографа и вообще времени. Талантливые актёры вынуждены заниматься таким «искусством» ради заработка. Юрий Григорьевич — человек целомудренный, верный, скромный и любящий, таких сейчас нет наверное в актёрской среде. Поэтому он ушёл. Ушёл с чистой, незамаранной грехом душой. 12 апреля его день рождения. С Днём рождения, дорогой Юрий Григорьевич и дай Вам Бог Царствие Своё!
-
2021-11-21T09:06:39+00:00
Актер большого таланта,сейчас шёл фильм ,,Двое и одна'»,с большим удоволтствием смотрела ещё раз,да и всегда смотрю когда показывают.
Умер на 78-м году жизни
Виктор Петрович умер 29 ноября 2001 года. В 1999 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а за несколько месяцев до смерти писателя Красноярское Законодательное собрание рассматривало вопрос о выделении Астафьеву ежемесячной надбавки к пенсии в размере 3,5 тысяч рублей.
По итогу слушаний было принято решение «в надбавке отказать» — за «поклеп на армию и предательство всего русского народа».
Еще в 1992 году Виктор Петрович составил завещание:
«Это не юридическое, а человеческое завещание мое, адресованное детям, внукам, друзьям и товарищам. Насмотревшись на то, что делается на наших, современных мне писательских похоронах, как небрежно порой исполняют их заветы и пожелания, я заранее прошу выполнить мои самые необходимые и необременительные просьбы. Похоронить меня рядом с дочерью Ириной, не делайте из похорон шуму и содому. Если священнослужители сочтут достойным, отпеть в ограде моего овсянского дома. Выносить меня прошу из овсянского дома по улице Пустынной, по которой ушли в последний путь все мои близкие люди. Прошу на минуту остановиться возле ворот дедушкиного и бабушкиного дома, также старого овсянского кладбища, где похоронены мои мама, дедушка, бабушка, дядя и тетя. Если читателям и почитателям захочется проводить поминки, то, пожалуйста, не пейте вина, не говорите громких речей, а лучше помолитесь. На кладбище часто не ходите, не топчите наших могил, как можно реже беспокойте нас с Ириной. Ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-нибудь переименовывать, особенно родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю вам всем лучшей доли, ради этого и жили, и работали, и страдали. Храни вас всех Господь».
Могила Виктора Астафьева
Завещание писателя было исполнено, разве что отпевали его не возле дома, а в церкви села Овсянка, которой в 1992 году попросту не было, а к 2001-му она была построена во многом трудами и помощью Виктора Астафьева.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
«Двое и одна»
В 1988 году на экраны вышел фильм, в котором сыграли главные роли выдающиеся актеры советского кино. Но картина не вызвала резонанса. В моде в ту пору был детективный жанр. История, которая легла в сюжет киноленты «Двое и одна», простая и трагичная. Она не вошла в золотую коллекцию отечественного кино. Но эта картина — одна из лучших, которые были созданы на советских киностудиях в восьмидесятые годы.
Однажды немолодой и одинокий человек встретил женщину. Полюбил ее, женился. Нелепая смерть лишила последней надежды на счастье. Главный герой этой истории лишился любимой женщины, а ее маленькая дочь – матери. Но он не отчаялся, а взял на себя ответственность за девочку-сироту. Где-то далеко жил ветреный отец, но на него надежды было мало.
Герой киноленты, которого сыграл Георгий Бурков, полюбил девочку как родную, потому как, согласно его же словам, любить ему больше было некого. Астафьев сыграл в этом фильме роль непутевого отца, чьи чувства к дочери просыпаются лишь после смерти бывшей жены. Он приезжает, и здесь разворачивается драма под названием «Двое и одна».
Игра талантливых актеров придала и без того трагическому сюжету необыкновенную проникновенность. Астафьева сегодня помнят многие именно благодаря роли Корякина, которую он сыграл за два года до смерти.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:
В его честь ежегодно проходит детский футбольный турнир
В середине 90-х годов руководство красноярского детско-юношеского футбольного клуба «Октябрьский» решило провести в честь писателя кубок по футболу. Астафьеву предложили посетить игры.
По воспоминаниям, Виктор Петрович сперва скептически отнесся к самой этой идее, но когда пришел на первый матч и увидел, с каким рвением и самоотдачей играют юные футболисты, окончательно уверился в том, что такой турнир будет нужным и полезным.
Один из руководителей клуба вспоминал: «Его приход в спортзал 106-й школы произвел фурор в рядах юных футболистов, ритм игры ускорился вдвое, дети бились за победу, и один из главных героев матча буквально расплакался от досады, когда близкая победа на последних секундах досталась соперникам. Игра произвела на Виктора Петровича сильное впечатление, он с большим удовольствием вручал призы победителям и терпеливо ставил автографы на свои книги всем выстроившимся в очередь мальчишкам».
Писатель с юными футболистами
Турнир «Кубок Виктора Астафьева» стал ежегодным, существенно разросся и превратился в масштабное спортивное явление, известное далеко за пределами Красноярского края.
Пока позволяли силы, Астафьев старался бывать на всех финальных играх этого турнира.