Испанская архитектура: от арабских влияний до современных тенденций

Готика

Дворцовая архитектура Мадрида.

Дворцы испанской столицы – это отдельная графа местной архитектуры, пройти мимо которой просто невозможно.

Королевский дворец в Мадриде – официальная резиденция испанских монархов, которая служит не только красивейшей архитектурной достопримечательностью столицы страны, но и символом власти. Здание строилось под руководством итальянского архитектора Филиппо Юварру, которого после его смерти сменили другие итальянские мэтры архитектуры. Дворец прекрасен своими внутренними убранствами, где интерьеры выполнены в самых разнообразных стилях, которые гармонично сочетаются друг с другом. Внешний вид дворца весьма официален, и отличается своей монументальностью.

Дворец Линарес, построенный в стиле необраокко, был возведен в конце 19-го века. В своей истории, здание дворца было разрушено практически до основания во время Гражданской войны, но впоследствии, власти восстановили первоначальный вид Линареса. Сооружение имеет небольшие размеры, возвышаясь над улицей на четыре этажа.

Эскориал – уникальное сооружение, имеющее эпохальный внешний облик. Данный дворец расположен вне черты города, и служит главной резиденцией испанского короля. Сооружение возвышается на фоне окружающей дворец зелени, и представляет собой огромный прямоугольник, размерами 208х162 метра. Дворцовый комплекс включает в себя огромное количество элементов – 9 башен, 13 часовен, 15 галерей, 300 келий, 16 патио, более 2600 окон.

Как современные архитекторы используют исторические стили

Архитекторы не всегда стремятся к разрушению традиций и слому шаблонов. Разберемся, как в современной архитектуре переосмысливают классику.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока Дмитрий Беззубцев Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Художественный музей Медоуз (Meadows Museum), Даллас, США, 2001

Некоторые архитекторы отталкиваются не от модернистского, а от классического языка. Как в здании Художественного музея Медоуз в Далласе.

Алгур Медоуз — богатый нефтепромышленник, который часто ездил в Мадрид по делам. Там он вдохновился музеем Прадо и сам собрал большую коллекцию испанского искусства. Поэтому музей его имени тоже решили сделать в классике.

Новое здание музея построено в неопалладианском стиле: крупные белые детали на красном фоне, большой ордер на весь ярус. Используется типичная цветовая схема. Виден серьезный классический подход.

В Москве много подобной архитектуры, есть интересные примеры.

Телеграм-канал Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Абрадж аль-Бейт» (Abraj Al-Bait Towers), Мекка, Саудовская Аравия, 2012

При этом попытки использовать классический язык архитектуры не всегда оказываются удачными. Пример такой неудачи — комплекс высотных зданий «Абрадж аль-Бейт» (Abraj Al-Bait Towers) в Мекке.

Условный историзм. Есть и отсылки к исламской архитектуре, и классические детали вроде ярусов с карнизами.

Нагроможденность. Классическая архитектура предполагает зарегулированность, а здесь где-то неровный объем, где-то стена гармошкой, посередине высокая башня с большими часами.

Неудачные детали. Они смотрятся дешево и вместе создают не самое лучшее впечатление.

1. Центральная библиотека Калгари (Calgary Central Library), Калгари, Канада, победитель AIA Awards 2020 2. Музей Гленстоун (Glenstone Museum), Гленстоун, США, победитель AIA Awards 2020 3. Городская библиотека (City Library), Хайденхайм-на-Бренце, Германия, номинант Brick Award 2020 4. Городской архив (City Archive Delft), Делфт, Нидерланды, номинант Brick Award 2020 5. Отель «Ретрит в голубой лагуне» (The Retreat at Blue Lagoon), Рейкьявик, Исландия, победитель AMP 2020 6. Бизнес-центр «URBO» (Urbo Business Center), Брага, Португалия, победитель AMP 2020

Чтобы продолжить знакомство с современной архитектурой, советуем следить за лауреатами архитектурных премий разных лет.

Вот несколько таких премий

AIA Awards. Пример региональной премии — в ней участвуют только американские архитекторы, но строят они по всему миру.

Brick Award. Интересная номинация — только кирпичная архитектура.

The Architecture MasterPrize (AMP). Премия награждает здания, построенные по всему миру. Отличный способ держать руку на пульсе и видеть, что происходит с современной архитектурой.

Хосе Антонио Чилида

Чилида родился в городе Картоха, в регионе Мурсия, и начал свою карьеру в Барселоне, где он получил образование в Школе архитектуры. В 1941 году он создал свою собственную архитектурную студию и начал работать над различными проектами по всей Испании.

Хосе Антонио Чилида известен своими инновационными и смелыми дизайнами. Он использовал современные материалы, такие как железо и стекло, и экспериментировал с формами и пропорциями. Его работы включают в себя знаменитые здания, такие как комплекс Торре Веласка в Мадриде, Святилище Сант Мишель в Барселоне и модернизацию Паласио Монтерей в Сантьяго.

Чилида также внес значительный вклад в градостроительное планирование. Он разработал планы многих городов, включая Валенсию, Мурсию и Алмансу. Он стремился создать уникальные и привлекательные городские пространства, сочетая современные архитектурные решения с сохранением исторического наследия.

Хосе Антонио Чилида получил множество наград и признаний за свою работу, включая Национальную премию Испании в области архитектуры. Он оставил неизгладимый след в истории испанской архитектуры и продолжает вдохновлять новое поколение архитекторов.

Готическая архитектура

Готическая архитектура – это стиль архитектуры, который развился в Европе в период с XII по XVI век. Он был широко распространен во многих странах, включая Францию, Англию, Германию и Италию.

Основными характеристиками готической архитектуры являются:

  • Стремление к вертикальности: Готические здания стремятся к высоте и вертикальности. Они имеют высокие и стройные башни, высокие своды и стремительные строения.
  • Легкость и воздушность: Готические здания отличаются легкостью и воздушностью. Они имеют тонкие и изящные колонны, арки и окна, которые создают ощущение легкости и прозрачности.
  • Розетки и витражи: Готическая архитектура известна своими красивыми розетками и витражами. Они украшают фасады зданий и создают яркие и красочные световые эффекты внутри помещений.
  • Скелетная конструкция: Готические здания часто имеют скелетную конструкцию, которая позволяет создавать большие открытые пространства и использовать большое количество стекла.
  • Фламбу: Фламбу – это украшение в виде пламени, которое часто используется в готической архитектуре. Оно добавляет декоративность и элегантность к зданиям.

Готическая архитектура была часто использована для строительства церквей и соборов. Она отличается своей величественностью и впечатляющими размерами. Готические соборы часто имеют высокие шпили и башни, а также красивые витражи и розетки.

Готическая архитектура оказала значительное влияние на последующие стили, такие как ренессанс и барокко. Она является одним из самых известных и узнаваемых стилей архитектуры в мире.

Выражение стиля Гауди в архитектуре парка Гуэлья

В 1900 — 1914 годах Гауди работает на созданием парковой жилой зоны в английском стиле. Чтобы реализовать модную в те годы концепцию города-сада Гуэль приобрёл 15 га земли для строительства 62 частных особняков. Экономические неудачи проекта вынудили его наследников продать парк городу. Сейчас в нём находится дом-музей Гауди.

Для этого места Гауди спроектировал два великолепных входных павильона, служащих воротами. Большая орнаментированная лестница ведёт к Гипостильному залу, задуманному архитектором как место для рынка. Эспланада окружена длинной серпантинной скамьёй из сборных бетонных блоков, одетых в керамическую мозаику.

Этот принцип делает его архитектуру органической и некоторые исследователи его творчества называют стиль Гауди экомодерном.

Что такое архитектура в испанском стиле?

Испанская архитектура имеет примерно 400-летнюю историю и на протяжении многих веков была одним из основных стилей строительства. Архитектура Испании известна своими сложными деталями, узорами и грандиозными сооружениями. Когда-то архитектура в испанском стиле ограничивалась великолепными, тщательно продуманными церквями, построенными в 1900-х годах испанскими миссионерами, а затем ее стали использовать домовладельцы по всей Северной Америке.

История испанской архитектуры в Северной Америке

Между 1600 и серединой 1800-х годов, когда испанцы начали прибывать в Америку, они привезли с собой классические испанские строительные конструкции. Эти колонисты могли применять традиционные методы строительства, поскольку они строили свои дома в местах с температурой, схожей с испанской, таких как Калифорния, Флорида и Юго-Запад.

Поскольку на испанскую архитектуру оказали влияние мексиканские и коренные традиции по всей стране, мотивы испанских зданий на Юго-Западе и Юго-Востоке значительно различались.

Открытка с изображением миссии Санта-Крус, основанной в 1793 году, Санта-Крус, Калифорния. Опубликовано Эдвардом Х. Митчеллом, Сан-Франциско, Калифорния. ок. 1909 г; Эдвард Х. Митчелл, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Архитектура испанского стиля, как и многие другие архитектурные формы, в значительной степени зависела от строительных материалов, доступных в то время. Испанские иммигранты могли использовать солому и глину для внутренних и наружных поверхностей, красную глину для своей фирменной красной черепицы, а также дерево для опорных балок и потрясающих открытых балок. Несмотря на то, что эпоха испанского колониального периода завершилась вВ середине 1800-х годов испанские архитектурные методы и стили стали более заметными. На распространение испанской архитектуры повлияли два ключевых события:

  • Рамона В 1884 году был опубликован роман Хелен Хант Джексон. История о маленькой девочке из коренного населения, выросшей в Калифорнии в начале 1900-х гг. Она основательно прославила концепцию Калифорнии и полностью увлекла широкие слои населения США.
  • Калифорнийское сооружение было возведено как классическая испанская миссионерская для Всемирной выставки 1893 года в Чикаго, где каждый штат разработал структуру для демонстрации вещей, произведенных внутри штата.

К 1920-м годам значительно увеличилось количество домов, построенных в стиле испанской миссии. Этот архитектурный дизайн популярен и сегодня, особенно в теплых и сухих регионах США.

Карта испанских миссий, основанных в Альта, Калифорния; Шрути Мухтияр, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.

Работы Гауди

Фото: Каса Мила в Эшампле

Стоит отметить, что над всей архитектурой Испании в современный период преобладает только одно имя – Антонио Гауди. На протяжении 40 лет своей карьеры он подарил Барселоне огромное количество прекрасных зданий, парков и скульптур. По оригинальности он превзошел в своих работах всех испанских архитекторов, так как очень удачно сочетал различные стили: ар-нуво, мавританский, готический и сюрреалистический.

По мере своего развития в его работах стало появляться все больше элементов живой природы. Он копировал формы ящериц или птиц, создавал невероятные композиции из камня. Наиболее диковинной и яркой работой этого архитектора можно считать дом с волнистым фасадом и причудливыми дымовыми трубами Каса Мила в Эшампле, который был возведен в 1905-1907 гг.

Но вершиной его творчества слал храм Саграда Фамилия, который украшало 12 шпилей, мозаика из битого стекла и влетающий под небеса неф. Такому зданию просто нет больше аналогов во всем мире. Начато строительство этого грандиозного здания в 1883 году, а к 1914 он вложил в стройку и реализацию проекта все средства, причем, на продолжение работы архитектор стал просить помощь у своих друзей и меценатов. Умер великий мастер в 1926 году пол колесами трамвая.

Стиль нео-мудехар

В конце XIX века в Мадриде возникло новое архитектурное движение в каччестве возрождения архитектуры мудехар. Нео-мудехар вскоре распространился и на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Айюсо воспринимали искусство мудехар как специфический и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые из особенностей древнего стиля, например, подковообразные арки и украшения для фасадов из кирпича абстрактной формы. Он стал популярным стилем для строительства арен и других общественных сооружений, но также и для жилья из-за использования дешевых материалов, в основном кирпича для создания экстерьеров. Нео-мудехар часто использовался в сочетании с нео-готическими элементами.

Архитектура стекла и железа

Во время промышленной революции железо и стекло использовались в качестве основных материалов исключительно при строительстве вокзалов, хранилищ, производственных зданий и выставочных павильонов. Архитекторами, больше всего повлиявшими на развитие этого стиля, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио, хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовали и другие архитекторы, например, Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер.

в предроманском стиле

Термин прероманский относится к христианскому искусству после классической эпохи и до романского искусства и архитектуры. Он охватывает очень разнородные художественные экспонаты, поскольку они были разработаны в разные века и в разных культурах. Испанская территория может похвастаться богатым разнообразием домашней архитектуры: некоторые из ее ответвлений, такие как астурийское искусство, достигли высокого уровня изысканности для своей эпохи и культурного контекста.

Астурийская архитектура

Сан-Хулиан-де-лос-Прадос

королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена Астура собрались на собрания и решили назначить Пелайо своим лидером. Пелайо присоединился к местным племенам и укрывшимся вестготам под своим командованием с намерением постепенно восстанавливать готский порядок.

Астурийский прероманский стиль — уникальная особенность всей Испании, которая сочетает элементы других стилей, таких как вестготский и местные традиции, создала и разработала свою индивидуальность и характеристики, достигнув уровня изысканности не только в конструкции, но и в эстетике.

Санта-Мария-дель-Наранко

Что касается своей эволюции, то с момента своего появления астурийский прероманский стиль следовал «стилистической последовательности, объединенной с политической эволюцией королевства, ее этапы были четко очерчены». В основном это была придворная архитектура, и можно выделить пять этапов: первый период (737–791) от правления короля Фафила до Вермудо I, второй этап включает в себя правление Альфонсо II (791–842), переходящее в этап стилистического определения. Эти две первые стадии получили название «Пре-Рамиренсе». Наиболее важным примером является церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос в Овьедо с интересной системой системы и сложной программой иконографических фресок, совместимых с римскими настенными росписями. На этом этапе появляются решетки и тройные окна в апсиде. Священная палата Собора Овьедо, Сан-Педро-де-Нора и Санта-Мария-де-Бендонес также принадлежит ему.

Третий период включает правление Рамиро I (842–850) и Ордоньо I (850–866). Он называется «Рамиренсе» и считается зенитом этого благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес новые структурные и декоративные достижения, такие как цилиндрический свод, а также последовательное использование поперечных арок и контрфорсы, что сделало стиль довольно близким к структурным достижениям романского стиля два столетия спустя. Некоторые писатели указали на необъяснимое сирийское влияние богатого орнамента. В тот период процветало большинство шедевров стиля: дворцовые павильоны Наранко горы (Санта-Мария-дель-Наранко и Сан-Мигель-де-Лилло ) и церковь Санта-Кристина-де-Лена были построены в этот период.

Четвертый период относится к правлению Альфонсо III (866–910), когда сильное мозарабское влияние пришло на астурийскую городуру, и использование подковообразная арка расширена. Пятый и последний период, который совпадает с переходом двора к Леону, исчезновением Астурийского королевства и одновременно астурийского прероманского периода.

Архитектура возрождения

Ларреде

В период с конца 9-го века до начала 11-го века в северных христианских королевствах было построено несколько церквей.. Они широко, но ошибочно известны как мозарабская архитектура. Эта архитектура представляет собой совокупность элементов различного происхождения, неравномерно распределенных формы, в некоторых случаях преобладают элементы палеохристианского, вестготского или астурийского происхождения, а в других случаях мусульманское впечатление.

Церкви обычно имеют базилики или централизованные планы, иногда с противоположными апсидами. Главные часовни прямоугольный план снаружи и ультра-полукруглый внутри. Используется подковообразная арка мусульманского воскрешения, несколько более замкнутая и наклонная, чем у вестготов, а также альфиз. Двойные и тройные окна в астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфской капителью, украшенной стилизованными элементами.

Украшение имеет сходство с вестготским, основанным на завитках, свастиках, а также растительных и животных темах, образующих выступающие границы и умеренность внешнего декора. Введены некоторые нововведения, например, большие лопастные кронштейны, поддерживающие очень выраженный карниз. Можно наблюдать отличное владение техникой строительства с использованием тесаного камня, усиленных внешними контрфорсами, и покрытия с помощью сегментированных сводов, в том числе с использованием цилиндрических сводов.

Модернистская архитектура

Создание в 1928 году группы GATCPAC (Grup d’Artistes i Tècnics Catalans per al Progrés de l’Arquitectura Contemporània) в Барселоне, а затем основание GATEPAC (Grupo de Artistas y Técnicos Españoles Para la Arquitectura Contemporánea) (1930 г) архитекторами преимущественно из Сарагосы, Мадрида, Сан-Себастьяна и Бильбао, положили начало существованию двух групп молодых архитекторов, практикующих направление Модерн в Испании. Жосеп Луис Серт, Фернандо Гарсия Меркадаль, Хосе Мария де Аизпуруа и Хоакин Лабайен среди прочих были организованы в трех региональных группах. Другие архитекторы исследовали стиль модерн, основываясь на своих личных представлениях: Касто Фернандес-Шоу с его концептуальными работами, большинство из которых были на бумаге, Хосеп Антони Кодерч с его интеграцией средиземноморского жилья и новыми концепциями стиля или Луис Гутьеррес Сото, в основном работавший под влиянием экспрессионистских тенденций.

рекомендуемая иллюстрация: Павильон Барселоны, 1929 г.

В 1929 году Всемирная выставка прошла в Барселоне, и немецкий павильон по проекту Людвига Миса ван дер Роэ мгновенно стал иконой; объединив минимализм Роэ и понятия истины в материалах с группой «Стиль» (De Stijl), повлиявшей на расположение плоскостей в пространстве. Большая нависающая крыша «парит» и, кажется, что ничем не поддерживается.

Во время и после гражданской войны в Испании и Второй мировой войны Испания оказалась как в политической, так и в экономической изоляции. В результате чего, и наряду с тем, что Франко предпочитал «убийственный, националистического рода классический китч», прогрессивная современная архитектура в Испании в значительной степени была подавлена. Тем не менее, некоторые архитекторы смогли применить достижения в строительстве с официального одобрения, особенно в плодотворной работе Гутьерреса Сото, чей интерес к топологии и рациональному распределению пространства эффективно и с легкостью перемежался с историческими возрождениями и рационалистическими образами. Достижения Луиса Мойя Бланко в конструкциях с кирпичными сводами также заслуживают упоминания. Его интерес к традиционной конструкции из кирпича привел его к глубокому изучению современных формальных возможностей этого материала.

В последние десятилетия жизни Франко новое поколение архитекторов спасло наследие GATEPAC: Алехандро де ла Сота был пионером в этом новом пути, а такие молодые архитекторы, как Франциско Хавьер Саенз де Ойза, Фернандо Игерас и Мигель Фисак, часто со скромными бюджетами, исследовали заводские и коллективные тип жилища.

рекомендуемая иллюстрация: Музей Гуггенхайма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери

рекомендуемая иллюстрация: Аудиторио-де-Тенерифе по проекту Сантьяго Калатравы

рекомендуемая иллюстрация: Город искусств и наук в Валенси

Смерть Франко и возвращение демократии принесли новый архитектурный оптимизм в Испанию в конце 1970-х и 1980-х годах. Критический регионализм стал доминирующей школой мысли для серьезной архитектуры. Приток денег из фондов ЕС, туризм и цветущая экономика укрепили и стабилизировали экономическую базу Испании, создав плодородные условия для развития испанской архитектуры. Появилось новое поколение архитекторов, среди которых были Энрик Мираллес, Карме Пинос, и архитектор/инженер Сантьяго Калатрава. Олимпийские игры в Барселоне 1992 года и в Всемирная ярмарка в Севилье поспособствовали дальнейшему развитию репутации Испании на международной арене до той степени, что многие архитекторы из стран, страдающих от спадов, переехали в Испанию, чтобы помочь ей во время этого бума. В знак признания той поддержки, которую Барселона оказала архитектуре, Королевский институт британских архитекторов наградил Барселону Королевской золотой медалью в 1999 году, в первый раз в своей истории эту награду получил город. Бильбао привлек Фонд Соломона Р. Гуггенхейма для строительства новой галереи, которая открылась в 1997 году. Построенный в деконструктивистской манере Музей Гуггенхайма в Бильбао по проекту Франка Гери стал всемирно известным и единолично улучшил имидж Бильбао на мировой арене. Успех музея был таким грандиозным, что строительство культовых архитектурных объектов в городах, претендующих на повышение их международного имиджа, стало известной стратегией градостроительства под названием «эффект Бильбао».

рекомендуемая иллюстрация: Энрик Мирайес. Рынок Санта Катерина

Обучение архитектуре в Барселоне

Испания – это один из признанных архитектурных центров. Ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться средневековыми замками, готическими соборами, изумительными творениями Антонио Гауди и футуристическими строениями Сантьяго Калатравы.

Осуществляя выбор за тем, где пройти обучение архитектуре за рубежом, стоит, в первую очередь, обратить внимание на страну, где зародились такие архитектурные стили, как изящное испанское барокко и стиль мудехар, гармонично сочетающий в себе арабские и европейские архитектурные приемы и стили. Город Толедо, расположенный недалеко от испанской столицы Мадрида, как единый комплекс внесен в список мирового наследия человечества ЮНЕСКО. По количеству памятников мирового наследия, внесенных в список ЮНЕСКО, Испания уступает лишь Италии

По количеству памятников мирового наследия, внесенных в список ЮНЕСКО, Испания уступает лишь Италии.

Обучение архитектуре в Испании является одним из наиболее популярных направлений получения высшего образования в стране. Даже несмотря на застой в строительном секторе, интерес к профессии архитектора в Испании остается высоким.

Как получить архитектурное образование в Испании

В 1744 году Король Испании Филипп V основал в Мадриде Королевскую Академию Трех Благородных Искусств (живопись, скульптура и архитектура), которая с 1757 года стала выдавать официальный диплом Архитектора. До этого вопрос получения статуса архитектора в Испании регулировался на уровне гильдий. В 1844 году в Мадриде была открыта первая в Испании Высшая техническая школа архитектуры, в 1875 году была открыта Высшая техническая школа архитектуры в Барселоне.

Получить архитектурное образование в Испании можно только в высших учебных заведениях. Традиционно для обучения архитектуре в Испании при университетах образованы специальные Высшие технические школы или университетские центры. Некоторые школы и центры исторически были основаны раньше, чем сами университеты, и затем вошли в их состав. В настоящее время возможность получения архитектурного образования предоставляют около 30 университетов в Испании.

Архитектор в Испании отличается от своих европейских коллег по полноте полученного образования

В Испании большое внимание уделяется инженерной и математической составляющей, в то время как во многих европейских странах профессия архитектора становится постепенно все больше только творческой. Диплом архитектора в Испании позволяет не просто составлять красивые проекты, но и делать необходимые расчеты с инженерной точки зрения, то есть контролировать процесс создания нового здания сначала и до конца. 

Влияние Болонской декларации на изучение архитектуры в Испании

Болонская декларация была подписана в 1999 году. Ее целью стало стремление создать единое европейское пространство высшего образования для взаимного признания дипломов, полученных в разных странах, и тем самым улучшить географическую мобильность выпускников вузов. Присоединение Испании к Болонскому процессу привело к серьезному реформированию учебных планов многих факультетов. По мнению многих специалистов, больше всего изменения коснулись в том числе архитектурных факультетов.

Раньше достаточно было диплома. Однако стоит отметить, что ряд университетов сделали своеобразный синтез и увеличили количество лет Grado до 6 лет, придав ему тем самым статус магистратуры. В таком случае не требуется прохождение дополнительной магистратуры.

Современная архитектура

Современная архитектура – это стиль, который развивается в настоящее время и отражает современные технологии, материалы и общественные потребности. Он отличается от предыдущих архитектурных стилей своей инновационностью, экспериментами и стремлением к уникальности.

Основные черты современной архитектуры:

Минимализм

Современная архитектура часто характеризуется минималистическим подходом, где формы и линии зданий просты и четкие. Отсутствие излишних деталей и украшений создает чувство легкости и простоты.

Использование новых материалов и технологий

Современные архитекторы активно используют новые материалы, такие как стекло, металл, бетон, а также новые технологии, такие как компьютерное моделирование и 3D-печать, чтобы создавать уникальные и инновационные здания.

Устойчивость и экологичность

Современная архитектура стремится быть устойчивой и экологичной. Здания проектируются с учетом энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, а также с учетом воздействия на окружающую среду.

Открытые пространства и социальная адаптация

Современные здания и комплексы часто создаются с учетом потребностей общества. Они предлагают открытые пространства, общественные зоны и места для взаимодействия, чтобы способствовать социальной адаптации и взаимодействию людей.

Современная архитектура представляет собой разнообразие стилей и направлений, которые отражают современные тенденции и потребности общества. Она продолжает развиваться и привносить новые идеи и концепции в мир архитектуры.

Интерьер

Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.

Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.

С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.

Арабская архитектура в Испании – история строительства

На Пиренейском полуострове архитектура возникла с началом римского периода испанской истории. Но разные вандалы привели в упадок все хорошее, что было достигнуто. Появление мусульман в начале восьмого столетия привело к восьмивековому прогрессу, в том числе и в архитектуре. Параллельно в королевствах Пиренеев, где сложились христианские начала зодчества, – процветали романика и готика.

Замок Кока. Архитектурный стиль мудехар

Одновременно с двенадцатого столетия получила развитие смешанная стилистика – мудехар. В нем сочетались европейские конструкции и арабский декор. Позднее добавились стили барокко и неоклассицизм.

Отдельные здания, целые кварталы испанских полисов стали мировым достоянием. По этому рейтингу ЮНЕСКО Испания является второй в мире, пропустив вперед только Италию.

Замок Коломарес

В семьсот одиннадцатом году с севера Африки на Пиренеи переправились новые завоеватели. Освободив большую часть территории, они основали свои поселения, создали государство. Как всегда, первыми создавались города, возводились мусульманские религиозные здания. Их архитектура была новинкой для этих мест. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на объекты арабской архитектуры в Испании (фото с названиями).

Соборная мечеть Кордовского халифата.

Этот комплекс – чудо архитектуры. Русские в таких случаях говорят: два в одном. То есть сначала было построено огромное сооружение для прочтения молитв, через несколько столетий, когда арабов изгнали во время Конкисты, его разрушили. На фундаменте построили католический собор. На месте, где был шикарный купол мечети, возвели 114-метровую башню со шпилем.

Соборная мечеть Кордовы

Арабская архитектура в Испании: кто построил?

Ответ простой: мавританцы, используя опыт мудехаров, помноженный на новые технологии и ум архитекторов.

Соборная мечеть Кордовы – пример этого взаимодействия. Она восприняла веяние колонной архитектуры, ранее не применявшейся в исламских постройках. В огромном зале крыша держалась на 1293 колоннах из ценных пород камня – порфира, сапфира, яшмы, которые свозили со всей Испании. Больше сотни из этого количества – подарок Византии. Для колонн не создавали фундамента, они как бы «росли» из земли.

Кордовская мечеть внутри

Архитектурное наполнение мечети по тем временам – умопомрачительное! Представьте себе, как нужно математически рассчитать проемы между колоннами и заложить на них арочные перекрытия из кирпича. Да так, чтобы каждое такое перекрытие образовывало восьмиугольные звезды.

Альхаферия Сарагосы.

Rрепость с дворцом построены во 2-й половине 11-го века. Здесь размещалась резиденция мавританских правителей. В 15-м столетии их здесь же сменили католические короли. Альхаферия сохранилась до XX века.

Альхаферия в Сарагосе

В некотором отдалении от Кордовы находятся развалины мавританского полиса-дворца. Они видны благодаря работе археологов. А возвел его в десятом столетии халиф Рахман III.

Археологи хотят докопаться до более глубокой истины. Исследования продолжаются.

Сегодня туристам показывают несколько реставрированных ворот, внутреннее помещение халифа, здание для молитв и дворцовые термы. Даже на развалинах можно рассмотреть все великолепие художественной внутренней отделки красками и золотом, изящность перекрытий, по-восточному разрисованных полов и стен. Камень для колонн доставили из древнего Карфагена. Но африканские варвары тогда еще не доросли до понимания красоты, поэтому разорили этот прекрасный полис.

Королевский дворец Алькасар в Севильи

Королевский дворец в Севилье приказал построить христианский правитель, но поручил это дело наемным мусульманским строителям. Украшение – не золото, но смотрится не хуже – твердое дерево, гипс и мозаика.

Осмотрев дворец, путешественники направляются к расположенной неподалеку в этом же городе Хиральде Севильи. В переводе с испанского – это флюгер. В действительности Хиральда сначала была башней главной мечети Севильи, а теперь – башней готического собора. С нее прекрасный вид на город.

Хиральда в Севильи

Альгамбра в Гранаде – архитектурно-парковый комплекс. В него входили мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. Когда арабов изгнали с Пиренеев, остался их последний памятник. Сегодня – это музей мавританского зодчества.

Карта Испании

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Be experienced
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: