Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Судебная система Российской Федерации……………………………….7
1. 1. Принципы правосудия и правовое положение судей…………… 7
1. 2. Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные суды)………………………………………………………..16
1. 3. Суды общей юрисдикции………………………………………… 26
2. Судебная система Федеративной Республики Германии……………..50
2.
1. Принципы правосудия и правовое положение судей…………… 50
2.
2. Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель………………………………………………………………………58
2.
3. Суды общей юрисдикции……………………………………………64
3. Сравнительно-правовой анализ судебных систем Российской Федерации и Федеративной Республики Германии…………………… 77
3.
1. Сравнительно-правовой анализ правосудия и правового положения судей………………………………………………………….77
3.
2. Сравнительно-правовой анализ судов конституционной юрисдикции……………………………………………………………….79
3.
3. Сравнительно-правовой анализ судов общей юрисдикции…….83
Заключение……………………………………………………………………… 91
Список использованной литературы…………………………………………..94
Семейный суд
Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.
К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.
Все семейные конфликты можно условно подразделить на:
семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.
Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.
В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:
- иск на развод;
- иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
- финансовый и имущественный иск;
- иск о признании брака (не)действительным;
- иск о праве на посещение детей, внуков;
- иск об установлении места жительства ребенка;
- иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
- иск об опеке;
- иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
- иск о возвращении похищенного ребенка;
- иск о прекращении насилия в семье;
- иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
- иск об усыновлении (удочерении);
- иск о признании брака (не)действительным;
- иск об изменении имени и т.п.
По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.
Судебная система Германии: структура, особенности, отличия
При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в общих) инстанций.
Конституционный суд является «последней инстанции», т.
Он толкует Конституцию и оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного роспуска политических антидемократических партий.
Действует Конституционный суд в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей каждый.
Следует отметить, что Grundgesetz позволяет также создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее. Основы
Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии
Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение.Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые проводятся открыто и гласно.Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального Правительства зависит от доверия парламента.
Согласно Основному закону федеральное Правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность.Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.Главой государства является федеральный Президент, обладающий ограниченными полномочиями.
ru.knowledgr.com
Судебная власть Германии — система судов, которая интерпретирует и применяет закон в .Немецкая правовая система — гражданское право, основанное на всестороннем резюме уставов, по сравнению с системами общего права.
Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс.
Германия использует любознательную систему, где судьи активно вовлечены в исследование фактов случая, по сравнению с соперничающей системой, где роль судьи — прежде всего роль беспристрастного рефери между обвинителем и ответчиком.Независимость судебной власти Германии исторически более старая, чем демократия в Германии. Организация судов традиционно сильна, и почти все федеральные и государственные действия подвергаются судебному надзору.Судьи следуют за отличной карьерой.
В конце их правового воспитания в университете все студенты юридического факультета должны сдать государственный экзамен, прежде чем они смогут продвинуться к ученичеству, которое предоставляет им широкое обучение за профессию юриста более чем два года.
Закон
Закон Германии
Правовая система Германии — это гражданская система, высшим источником права которой является Основной закон 1949 года Федеративной Республики Германии (который служит конституцией страны), который устанавливает современную судебную систему, но закон, рассматриваемый в суде, исходит из немецких кодексов. ; таким образом, немецкое право носит преимущественно кодовый характер. Судебная система рассматривает (1) публичное право ( öffentliches Recht), то есть административное право (гражданско-правительственные тяжбы или судебные тяжбы между двумя государственными органами) и уголовное право, и (2) частное право ( Privatrecht). Немецкое право, особенно частное право, в основном основано на раннем византийском праве, в частности на Кодексе Юстиниана, и в гораздо меньшей степени на Кодексе Наполеона.
Немецкое право не пропитано правовым позитивизмом до степени наполеоновских правовых систем, поэтому судебная власть Германии не подчиняется законодательной власти; Основной закон прямо наделяет высшую судебную власть Конституционным судом, а также другими федеральными судами и судами каждой земли, и прецедентное право имеет большее значение, хотя и не в рамках систем общего права.
В отличие от состязательной системы, используемой в странах общего права, немецкая система уголовного (и административного) судопроизводства носит следственный характер. Вместо того чтобы разрешать перекрестный допрос между защитой и обвинителями, судьи проводят большую часть судебного разбирательства. Ожидается, что в ходе судебного разбирательства стороны дадут все свои показания судьям, которые затем вызовут и допросят свидетелей, после чего защитник и прокурор могут допросить свидетелей.
Практика вынесения приговоров
Если обвиняемый признан виновным, суд обычно учитывает срок предварительного заключения как часть приговора. Приговоры могут варьироваться от одного месяца до пожизненного и обычно не превышают 15 лет. Обвиняемые, приговоренные к пожизненному тюремному заключению, обычно могут подать заявление об условно-досрочном освобождении через 15 лет, и, если ходатайство отклоняется, обвиняемый может повторно подать заявление по истечении установленного периода не более двух лет. Если суд определит, что существует «серьезность вины», условно-досрочное освобождение может быть отложено на неопределенный срок, превышающий 15 лет.
В дополнение к сокращению срока наказания правонарушителю в исправительной системе Германии предусмотрена форма наказания, называемая условным приговором. В зависимости от преступления, в некоторых приговорах может быть отменено тюремное заключение или тюремное заключение и заменено испытательным сроком. Если лицо признано виновным в совершении преступления, оно может быть приговорено к испытательному сроку без предварительного заключения в тюрьму, если «осужденный должен продемонстрировать, что вынесение приговора само по себе является достаточным предупреждением о том, что он не будет совершать никаких дальнейших преступлений». Несмотря на то, что ему приходится находиться под «надзором инспектора службы пробации», этот человек может избежать негативных аспектов тюрьмы, таких как «оторванность от своей предыдущей жизни, работы и социальных контрактов». Приговоры на срок до шести месяцев или менее автоматически приостанавливаются судом, а также приговоры на срок от шести месяцев до года, если только это «не является необходимым для того, чтобы лицо отбыло наказание для сохранения правопорядка». После отбытия двух третей срока тюремного заключения преступник может быть отсрочен. Процедура отсрочки приговора после отбытия срока такая же, как и ходатайство об условно-досрочном освобождении. Правонарушители, отбывающие пожизненное заключение, также могут быть приговорены к условному наказанию после отбытия не менее пятнадцати лет. Как и любой другой условный приговор, если преступник прервет испытательный срок или совершит другое преступление, его могут лишить свободы и отправить обратно в тюрьму.
Современная структура судебной системы РФ
На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:
- Конституционный суд. Его полномочия заключаются в решении вопросов о признании соответствующим или не соответствующим Конституции РФ конкретного закона, отдельной нормы, статьи, положения и т.д., а также рассмотрение жалоб по вопросам конституционности вынесенного в отношении заявителя постановления, определения.
- Верховный суд, решениями которого осуществляется надзор за нижестоящими судами, в том числе и за арбитражем. При рассмотрении жалобы в Верховный суд РФ могут быть отменены все предыдущие решения по делу и принято новое.Верховный суд РФ – высший судебный орган, правомочный давать официальные разъяснения по применению на практике тех или иных законов.
- апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Принцип организации и полномочия указанных судов в целом с 1 октября 2019 года поменялись. Созданы и уже действуют 5 апелляционных судов, которые рассматривают жалобы на не вступившие в законную силу судебные акты областного, краевого уровня. Девять созданных кассационных судов рассматривают кассационные жалобы на вступившие в законную силу приговоры и решения.
- верховные суды республик, областные и краевые, а также суды городов федерального значения (например, Мосгорсуд) – эти органы судебной власти находятся на одном уровне с друг другом и являются вышестоящими по отношению к районным звеньям. В областных судах функционируют судебные коллегии по гражданским, административным, уголовным делам, которые рассматривают апелляционные жалобы на приговоры, решения и постановления районных судей.
- районные суды общей юрисдикции. Эти суды рассматривают практически все гражданские и уголовные дела, за исключением компетенции мирового судьи и некоторых отдельных дел, подсудных областному уровню (к примеру, по уголовным делам об убийстве нескольких лиц или по гражданским делам с гостайной разбирательство будет проходить в областном суде). Районный суд может выступать и апелляционной инстанцией по отношению к постановлениям мирового судьи, например, именно в районном суде обжалуются постановления об административном правонарушении.
- мировые судьи (суды субьектов) – их компетенция заключается в рассмотрении определенной категории гражданских и уголовных дел, вынесении судебных приказов, постановлений об административных правонарушениях. Это самая первая ступень в судебной иерархии, все остальные суды являются федеральными и вышестоящими по отношению к мировому звену.
Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.
В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.
списка кандидатов
Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.
Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания. В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.
Основным законом, устанавливающим принципы построения и деятельности судов в РФ, является Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Полномочия же каждого из судебных органов определяются множествами федеральных законов, кодексов, иными нормативными актами, а также разъяснениями Верховного суда РФ. Рассмотрим основные функции судов тех уровней, в которые обращаются наиболее часто.
Последние статьи
- Геологические изыскания Севастополь — обеспечение надежности строительства
- Мягкая мебель — комфорт и уют в вашем доме
- Кухни на заказ от компании МВК: индивидуальный дизайн и надежность
- Кухни на заказ от компании МВК: индивидуальный дизайн и надежность
- Матрасы 120х200 в «Конфи Групп»
- Мягкая мебель в интерьере лоджии или балкона
- Джойказино — лучший портал для запуска игровых автоматов
- Казино Эльдорадо – официальное зеркало
8 (495) 741-91-14
Теперь лучшая мебель для дома собрана в одном месте! Мебельный Интернет магазин |
Остерегайтесь подделок! Покупайте мебель в проверенных местах! |
Трудовое право
В области общего судопроизводства существуют четыре инстанции: районный (участковый) суд (Amtsgericht), земельный суд (Landgericht), верховный земельный суд (Oberlandesgericht) и Федеральный верховный суд (Bundesgerichtshof). Большинство гражданских и уголовных дел рассматриваются в районных судах (Amtsgericht). При этом выносит приговор или принимает решение по спорам как правило, только один судья (Einzelrichter). В гражданских делах районный суд занимается при этом спорами “стоимостью” до 5.000 евро. Если же сумма спора или сумма иска (Streitwert) превышает 5.000 евро, то дело в первой инстанции рассматривается в земельном суде (Landgericht).
Трудовое судопроизводство имеет три инстанции: трудовой суд (Arbeitsgericht), земельный трудовой суд (Landesarbeitsgericht) и Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht). В основном в трудовом суде рассматриваются споры связанные с трудовыми отношениями работодателей и работников (Arbeitsverhältnissachen), а также споры по тарифным соглашениям (Tarifvertragssachen).
Рекомендации
- Каспер, Герхард; Цейсель, Ганс (Январь 1972 г.). «Народные заседатели в немецких уголовных судах». Журнал юридических исследований. 1 (1). JSTOR .
- Вулф, Нэнси Трэвис (декабрь 1994). «Народные заседатели в немецких уголовных судах: изменение института». Proc. Являюсь. Филос. Soc. 138 (4). JSTOR .
- Кан-Фройнд, Отто (Январь 1974 г.). «Об использовании и злоупотреблениях сравнительного правоведения». Обзор современного права. 37 (1). JSTOR .
- Вольф, Ганс Юлиус (Июнь 1944 г.). «Уголовное правосудие в Германии». Обзор закона штата Мичиган. 42 (6). JSTOR .
- Der Hitler-Prozeß vor dem Volksgericht в Мюнхене [Суд над Гитлером в Народном суде Мюнхена]. 1924.
Общая юстиция
Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:
- уголовные;
- гражданские;
- семейные;
- наследственные.
Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:
- местные;
- региональные;
- верховные региональные;
- высшие федеральные.
В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.
Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:
- участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
- суды земель (сюда подают апелляции);
- высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
- верховный суд.
Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.
Современные подходы к типологии правовых систем и роль судов в системе органов государственной власти
Историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования, теория систем, роль суда в системе органов государственной власти1 – являются важнейшими методологическими основами современной юридической науки, позволяющими выявить общие и особенные закономерности развития и функционирования судебной системы в целом. В отечественной науке это одно из актуальных направлений, получившее развитие только в конце XX века в связи с отказом от идеологических догм. Так, первый российский учебник по сравнительному правоведению вышел только в 1996 году. Как правило, академические работы в этой области посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане3, либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей4. Комплексное исследование отдельных национальных правовых систем, включающих судебные, остается большой редкостью1. Рассмотрение же отдельно именно судебной системы в научной литературе большая редкость2, имеется в основном справочный материал3, требующий постоянного обновления. Практически не изучен вопрос о методологии изучения и систематизации судебных систем европейских стран. Как представляется автору, и с научной, и с практической точек зрения имеется потребность систематизировано изучить судебные системы европейских государств.
Для этого необходимо, прежде всего, определить некоторые теоретические понятия и методологию изучения. Система вообще есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (целое, составленное из частей)4. Для изучения зарубежных правовых систем имеется методологическая трудность. Дело в том, что труды российских ученых в области теории государства и права посвящены российскому правосудию и судебной власти5. Для европейских государств такой основой является римское право, что находит свое отражение в академических учебных курсах, в вводной части которых умещается вся «теория»: «общество, государство, право; интерпретация юридических норм; право в субъективном смысле» . При этом собственно судам достаточного внимания не уделяется, в то время как это высшая ступень реализации (применения) права. Отсутствует общая теория по поводу роли судов в различных правовых системах, по словам А.Ф. Черданцева, в «одних случаях суды создают право (в странах общего права), в других только применяют, в третьих, могут занимать промежуточное положение»2.
Право в онтологическом смысле представляет собой сложный феномен, состоящий из взаимосвязанных элементов, т.е. представляет собой целостность, систему. Системный подход как средство создания интегральной теории права предложил, в частности, немецкий ученый В. Кравитц. Правда, он неоправданно отождествляет право и правовую систему.3
Необходимо различать понятие «правовая система» от понятия «система права». Трактовка этих понятий носит дискуссионный характер.4 По-разному трактуется и само понятие «правовая система».
Система права понимается как строение права, разделение его на отрасли и институты. Правовая система – более широкое понятие, охватывающее не только право, его источники, но и правосознание, юридическую науку и практику, систематизацию права, правоприменение, толкования, т.е. все правовые явления (в том числе судоустройство и судопроизводство).5 Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, таких как нормы, институты, отрасли права (институциональный аспект); правовые учреждения (необходимо добавить – и судебные) (организационно-структурный аспект)
Административные суды в Германии
Административные суды организуются по трехступенчатой системе. Высшим органом считаются Федеральные административные суды. Суд первой и второй инстанции подчинены землям.
Определение 2
Низовые, первичные инстанции, которые могут рассматривать данные споры – административные суды, а суды второй инстанции – Высшие административные суды (земельные) или Административные судебные палаты.
На каждой земле может существовать только один единственный суд второй инстанции, но иногда несколько земель могут объединяться и создавать один суд второй инстанции, как в случае с Шлезвиг-Гольштейном и Нижней Саксонией.
Федеральные административные суды являются кассационной инстанцией, но иногда и первой (в случае рассмотрения дел, которые имеют большую важность). Большинство дел рассматриваются в судах второй инстанции, в земельных судах, находящихся под административной юстицией
Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства
К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии. Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды
Вынесенные ими решения являются обязательными для донесения в соответствующие ведомства. К примеру, спор между авторами в области технического решения, может быть разрешен в Патентном суде, который представляет Патентное ведомство Германии. Вторая и последняя инстанции в этом случае – это Федеральные административные суды.
Необходимо придавать значение существованию особого порядка того, как рассматриваются иски в административных судах. Особенно в случаях, когда перед судебным разбирательством рассматриваются протесты оспариваемых актов, изданных органами исполнительной власти (в качестве предварительной стадии административного процесса), в органах, которых издали данные акты, на основании жалоб лиц, чьи интересы затрагивались. Во время рассмотрение протестов на формальном уровне преследуется цель обязательства органов, издавших соответствующий акт, рассмотреть его на предмет соответствия законам. Данные протесты могут стать причиной для отмены акта или его части.
Определение 3
Финансовые суды могут подразделяться на несколько уровней: нижняя инстанция и Федеральные финансовые суды. В них рассматриваются споры относительно налоговых деклараций, налогов и сборов.
Определение 4
В трудовых судах рассматриваются дела, которые затрагивают трудовые правоотношения: спор или конфликт на основании тарифного соглашения или устава предприятия, внутренний трудовой распорядок и участие представителей наемных рабочих в организации управления предприятием.
Определение 5
Социальные суды также имеют несколько уровней: земельный суд социальных вопросов и Федеральные социальные суды. Они решают споры относительно проблем с социальными пособиями, пенсиями, страхованием безработных, права оплаты мед. помощи в больничных кассах и т.д.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Правовая система Германии
Современную правовую систему Германии можно представить в качестве двухуровневой правовой системы, которая включает в себя федеральную правовую систему, так называемую «компетенцию компетенций», подразумевающую верховенство федерального права и право федерации посредством различного рода актов изменять собственные полномочия, а также региональные правовые системы, которые представлены правовыми системами субъектов федерации – землями.
Среди наиболее важных составляющих правовой системы Германии на сегодняшний день можно выделить следующие:
- непосредственно право, под которым понимают комплекс правовых предписаний,
- представленных в различных источниках;
- организационно-ресурсные и кадровые элементы системы современного права;
- правосознание общества;
- сложившаяся судебная практика.
Одной из наиболее отличительных черт немецкой правовой системы можно назвать базирующуюся на достаточно высокой юридической технике разработку новых законодательных актов, которые направлены на регулирования различных сфер общественных отношений в стране.
Стоит отметить, что право в Германии можно назвать результатом достаточно продолжительного исторического развития всех немецких земель (государств).
База современной системы ФРГ были заложены после объединения государств в 1867 году в Северогерманский Союз, который через несколько лет трансформировался в Германскую империю. И на протяжении достаточно продолжительного периода, а именно до издания общегерманских законов на территории империи действовали законодательные акты и правовые обычаи вошедших в ее состав различных княжеств и даже городов.
Стоит отметить, что на территории, которые были оккупированы французским завоевателем Наполеоном, продолжали действовать французские законодательные и правовые акты.
На сегодняшний день основой немецкого права можно называть кодексы, которые имеют достаточно длительную историю существования, однако на постоянной основе изменялись. Например, существенная часть изменений был связана с так называемым периодом Веймарской республики, которые принимались не посредством изменений кодексов, а с помощью специальных законодательных актов, которые регламентировали различные области общественной жизни.
Основной закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью право на автономную власть и в абсолютной степени запрещает практику так называемых декретов-законов. Правительственные и прочие подзаконные акты в Германии могут издаваться исключительно в рамках исполнения законов, однако, на практике можно все же найти некоторые исключения из этого правила.
Стоит отметить, что на современном этапе развития Германия не признаёт консолидированных кодексов «нового типа».
Если говорить о немецкой судебной системе, то можно говорить о ее лаконичности и строгости, при этом для нее характерна одна отличительная особенность – отсутствие высшего судебного органа, который был бы способен охватить все отрасли правоотношения. При этом судебная система характеризуется единством судебной практик, которая направлена на обеспечение функционирования совместного сената судов основных направлений правосудия.
Система правосудия характеризуются пятью направлениями, среди которых: общее, трудовое, социальное, административное и финансовое право. Каждое перечисленное направление имеет свою собственную систему судов, а также суд высшего уровня.
Особое место в судебной системе Германии сегодня занимает Федеральный конституционный суд, которые занимается разрешением споров, связанных с нарушением конституции и конституционных прав граждан, а также рассматривает поступающие жалобы на те или иные антиконституционные действия.
Стоит отметить, что решения Федерального конституционного суда выступают в качестве одного из источников права, который существует наряду с различными законодательными актами, т.е. их применение носит обязательных характер для всех органов, в том числе и для судебных органов более низкого уровня. Если у обычного суда при рассмотрении дела возникает сомнение в конституционности подлежащей применению нормы, он имеет право на некоторое время приостановить судебное разбирательства, обратиться с запросом в Конституционный суд, после чего решает дело в соответствии с заключением Конституционного суда.
Кроме федеральных судов основных пяти направлений в германской правовой системы предусмотрены соответствующие суды земельного и местного уровня.
Судья (Richter)
Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.
Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.
Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.
Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.
Слайд 5К компетенции Федерального конституционного суда относятся: 1)
толкование Конституции ФРГ в случаях споров об
объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений; 2) рассмотрение споров и разрешение неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону; 4) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате и некоторых других жалоб.
Социальный суд
Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них .
Досудебное урегулирование социальных споров
Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.