Замужество
Мария Николаевна рано вышла замуж за блестящего юриста Шубинского. Брак этот был скреплен взаимной любовью. Да и не могло быть иначе: только сильное чувство могло соединить дочь бедного суфлера и юношу из богатой дворянской семьи. Но вскоре стало ясно, что семья не сложилась. Винить в этом некого. Просто очень уж разными людьми были они. Много лет прожили Шубинские под одной крышей, относясь друг к другу с уважением и ведя каждый свою жизнь. Гораздо позже Шубинский был избран депутатом Государственной Думы, что дало ему возможность переехать в Петербург, где у него появилась другая семья.
Кто знает, не сказалось ли на отношении к Катерине то, что саму Ермолову жизнь поставила в сходную ситуацию и она не поддалась искушению. А поклонников (и блестящих) у актрисы было немало.
Алиса Коонен (1889 — 1974)
Алиса Коонен родилась 17 октября 1889 года. Она с детства знала, кем хочет стать, и в 16 лет поступила в МХТ. Там она училась у Константина Станиславского. Ее дебют – Гостья в «Горе от ума» на сцене МХТ в 1906 году. Спустя два года Коонен получила первую большую роль – Митиль в «Синей птице».
По воспоминаниям современников, актриса не была красавицей, но покоряла людей. Диапазон ее актерского дарования был широк: ей удавались и «легкие», комические роли, и глубокие трагические. И те, и другие получались у нее как нельзя убедительно.
Алиса Коонен в роли Сакунталы из индийской пьесы
Голос Алисы Коонен сравнивали с раскаленной магмой, «без усилий заполнявшей пространство тысячных залов». Но не только голосом была сильна актриса – Павла Вульф так вспоминала Коонен:
«Никогда не видела актрисы, которая так гениально молчала… Я видела Коонен в спектакле, где она сидела на подоконнике и молчала. Но такой силы был ее внутренний монолог, что он звучал как слова, полные горечи, боли…»
После того, как через много лет актриса оставила театральную сцену, она стала выступать на поэтических вечерах. Записи с ее выступлений, кстати, можно послушать.
Мария Николаевна Ермолова была искренне верующим человеком
Исключительная простота, а в контексте артистической среды — подлинный аскетизм в быту, искренняя и долголетняя привязанность к тем немногим, кто был действительно ей родствен по духу, постоянная готовность прийти на помощь к каждому, кто в ней действительно нуждался, — вот «рецепты» ермоловского достоинства в жизни. И еще — «не так живи, как хочется, а так, как Бог велит». Мария Николаевна была верующим человеком.
Сейчас принято, удаляясь от советского театро-, искусство-, литературе- и прочих «ведений», говорить о том, что тот или иной творец ходил в церковь, имел духовника или, во всяком случае, «глубоко верил в душе». Появились «православная пушкинистика», «православное достоевсковедение» и т. п. И с одной стороны, бывает радостно узнать в ком-то одноверца, а с другой — временами чувствуется здесь какая-то натяжка, какая-то или чрезмерно наивная, или, напротив, не вполне целомудренная легкость в проговаривании важнейших вещей. Отписался. Отмахнулся. Отпихнулся. И даже не всегда понятно — зачем.
Но для Ермоловой, судя по ее переписке, воспоминаниям тех, кто ее знал, и, наконец, поступкам, вера в Христа составляла действительный стержень жизни. Она писала в 1915 году единственной дочери, ради которой пожертвовала многим личным:
А после смерти актрисы в ее бумагах нашли отрывок из стихотворения К. Р. (великого князя Константина Константиновича), переписанный от руки летом 1919 года, «Научи меня, Боже, любить…». Это стихотворение во множестве «изводов» в те годы ходило по Москве как молитва. И были в нем такие слова: «А за Церковь, святую мне мать, научи пострадать даже кровью…» Чем-то отозвалось сердце Ермоловой на эти безыскусственные, но такие «своевременные» строчки. Выдающиеся личности Москвы.
Литература[править | править код]
- Ермолова, Мария Николаевна // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Ермолова, Мария Николаевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Мария Николаевна Ермолова: Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. — М., 1955.
- М. Н. Ермолова. Сборник статей А. И. Южина, Н. Эфроса, П. Н. Сакулина и др. — Л., 1925.
- Лучанский М. Ермолова. — М., 1938.
- Марков П. А. Театральные портреты. Сб. статей. — М.—Л., 1939.
- Щепкина-Куперник Т. Л. О М. Н. Ермоловой. — М.—Л., 1940.
- Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853—1928. — М., 1953.
- М. Н. Ермолова. 1853—1928. , текст Ю. Дмитриева и М. Рогачевского. — М., 1954.
- Тынянова Л. Повесть о великой актрисе. — М., 1966.
Фаина Раневская (1896 — 1984)
Фаина Раневская, настоящая фамилия которой Фельдман, родилась в Таганроге 15 августа 1896 года. С 14 лет она стала посещать занятия в частной театральной студии, и именно тут начинается её увлечение театром. Театральную школу Раневская так и не окончила, уехала в Москву и начала играть во многих театрах.
Фаина Раневская
Актриса была «королевой ролей второго плана». Театровед и биограф Раневской Гейзер писал:
«Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: “Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе и др.»»
Более всего актрисе удавались трагикомические роли: перед зрителем они открывали весь талант актрисы, а ее роли второго плана часто затмевали солистов. Раневская говорила:
«Профессию я не выбирала – она во мне таилась».
Также Раневская известна и своими афоризмами, с одним из которых, кстати, связан псевдоним «Раневская»: как-то раз, выходя из банка, ветер вырвал у актрисы из рук деньги. «Денег жаль, но зато как красиво они улетают!» – заметила она. На что ее спутник заметил, что только Раневская из чеховского «Вишневого сада» могла так сказать.
Краткая биография
Родословная Ермоловой состояла из творческих людей, и талант передался девочке по наследству.
Её дед, находясь в безысходном статусе крепостного, являлся скрипачом. Но, получив свободу, без раздумий направился в театр, где и работал до конца дней. Отец пробовал свои силы на сцене, потом писал водевили. Однако остановился на самой спокойной, но не менее интересной профессии – суфлёра.
Появилась на свет Мария в июле 1853 года. Всё детство провела в театре, где с интересом неотрывно наблюдала за репетициями, подготовками и выступлениями. Возможно, это и помогло пробудить её артистический дар.
Уже в 9-летнем возрасте Ермолова начала обучение в театральном училище. Родители направили её в балетный класс, но ни удовольствия, ни результатов девочка не получала.
Отец как мог поддерживал дочь, а потом даже обратился к одному из педагогов за дополнительными уроками. Вот только имеющий авторитет Иван Самарин вынес вердикт – у ребёнка нет таланта. По мнению знатока, если Мария не прекратит заниматься этим делом, то всю жизнь проведёт в массовке.
Девочку это не расстроило, ведь она неотрывно следила за игрой лучших актёров и набиралась опыта.
Первую небольшую роль девушка получила в 1866 году. Для водевиля «Жених нарасхват» необходима была милая, юная и в то же время
кокетливая героиня. Мария как никто лучше подошла для этого, но похвалы и уважения все равно не получила.
Позже Мария Николаевна получила возможность заменить заболевшую главную актрису в спектакле «Эмилия Галотти». И вот настал час славы. Девушке, которой едва выполнилось 17 лет, хлопали так, что приходилось выходить на бис 12 раз.
После завершения училища Ермолова с лёгкостью попала в коллектив Малого театра и получила комплект ролей комедийно-романтических героинь. Но в каждую из них она добавляла свою нотку трагичности, иронии и загадочности.
Чем взрослее становилась Мария Николаевна, тем чаще получала более серьёзные и глубокие роли.
Один из самых ярких моментов жизни актрисы – собственный бенефис, на котором пьеса «Овечий источник» открыла новое направление театрального творчества – «эпоху романтики».
Увлекалась Ермолова и чтением стихов. Находя небольшие перерывы между репетициями, она блистала на эстраде, озвучивая слова Пушкина, Никитина, Некрасова.
«Заветная мечта исполнилась… Я актриса!»
Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером.
Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра: из суфлерской будки отца она наблюдала за игрой Прова Садовского, Сергея Шумского, Петра Степанова. Сегодня в Театральном музее имени Бахрушина хранится рисунок Леонида Пастернака: маленькая Ермолова с отцом в суфлерской будке. Потом она говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой».
В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой.
Участвуя в массовых балетных сценах, Мария Ермолова продолжала наблюдать за мастерами сцены. В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват». Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища: «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».
Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою главную роль в трагедии. Перед бенефисом Надежды Медведевой — примы Малого театра — заболела актриса Гликерия Федотова, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». Медведева пригласила на замену Марию Ермолову.
Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей, и на коллег. Позже она вспоминала: «Боже! — думала я, — не перенесу, если меня не вызовут ни разу! если я провалюсь!.. Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы… дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой… мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала… Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась… Я актриса!» Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис 12 раз.
Учеба и мечты
Семья Ермоловой была из числа бедных, поэтому большого выбора, куда пойти учиться, у девочки не было. Отец считал, что дети должны с детства привыкнуть к тяготам жизни, и особенно не заботился об их удовольствиях. У девочки даже не было букваря, она училась читать по пьесам, которые в избытке лежали на столе отца. В 9 лет ребенка было решено отдать учиться в Московское театральное училище, там было бесплатное, «казенное» место на балетном отделении, куда Ермолову зачислили. И начались самые тяжелые годы ее жизни. Танцевального таланта у Марии не было, каждый урок для нее был мучением, но педагоги и однокурсники замечали ее артистические способности.
В 13 лет отец смог устроить первый выход дочери на драматическую сцену, ей дали роль в водевиле «Десять невест и ни одного жениха» в Малом театре. Образ Фаншетты был не близок Ермоловой, и успеха она не имела, кроме того, знаменитый актер Самарин вынес приговор: «Никогда ей не быть актрисою».
Но это не мешало Марии мечтать о драматической сцене, он знала все пьесы, которые шли в Малом театре, была уверена в своем призвании, несмотря ни на что. И упорно продолжала осваивать профессию балерины.
Личная жизнь
В 1875 на вечеринке московской интеллигенции Мария познакомилась с молодым аристократом, студентом юридического факультета Николаем Петровичем Шубинским. Летом 1876 года молодые люди встречались в дачном поселке под Москвой, участвовали в литературных любительских вечерах, театральных капустниках. В 1877 пара обвенчалась. В этом же году родилась дочь Маргарита.
Мария Ермолова и Николай Шубинский
Николай Петрович стал выдающимся адвокатом, крупным землевладельцем и конезаводчиком. В начале 20 века пришел в политику – был одним из основателей партии октябристов. Плодотворно работал как депутат Государственной Думы на протяжении 1907-1917 гг.
По воспоминаниям дочери Маргариты Ермолова и Шубинский в жизни не были благополучной парой и постепенно отдалились друг от друга. В 30 лет Мария Николаевна полюбила Константина Михайловича Павлинова, врача, профессора Московского университета. Увлеклась им настолько, что хотела оставить семью и сцену, но ради дочери не стала менять жизнь.
Константин Павлинов
Революция 1917 разделила жизнь супругов окончательно. Шубинский лишился всего – вся его собственность была национализирована. В 1918 году эмигрировал, жил в Константинополе. В 1921 году умер.
Маргарита Николаевна (в замужестве Зеленина) заведовала музеем М. Ермоловой, занималась переводами пьес. Умерла в 1965 году. Ее сын Николай Зеленин, ставший психиатром, в возрасте сорока лет погиб в блокадном Ленинграде.
Детство
Актриса Мария Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в семье, много лет связанной с Малым театром. Ее дед Алексей Семенович, бывший крепостной скрипач князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Дети его стали актерами, танцовщиками. Один из сыновей – Николай – написал даже несколько пьес, поставленных здесь в 50-е годы. Однако, не снискав лавров ни как актер, ни как драматург, он спустился в суфлерскую будку, чтобы (простите за каламбур) подняться до должности главного суфлера. Разумеется, это не очень радовало честолюбивого Николая Алексеевича. «Жизнь – испытание», – учил он детей.
Семья жила в подвальной квартире в тихом углу патриархальной Москвы, в Каретном ряду. Там царили покой и благочестие. Совсем в другой мир попадала Маша, когда отец брал ее с собой в театр. С ранних лет девочка узнала мир кулис. И уже в четыре года заявила: «Я стану великой актрисой». Вскоре она научилась читать, и отцовская библиотека открыла Маше бурный мир. Любовь к чтению сохранится у нее на всю жизнь.
Когда девочке исполнилось девять лет, ее отдали в балетную школу. Легенда гласит, что занятия танцами дарили ей лишь муки, да и сама она, угловатая и неграциозная, не была украшением класса. Из одного жизнеописания великой актрисы в другое переходит эта версия, утешительная для молодых актеров, которые слышат нелицеприятные оценки профессионалов и мечтают о подарке судьбы в виде заболевшего в день премьеры актера. В действительности Маша подавала надежды и как балерина, ведь в этом искусстве артистизм может скомпенсировать недостаток чисто танцевальных способностей. Да и ей балет дал многое: знаменитую гордую стать ее будущих героинь и необыкновенную выразительность взгляда и жеста – в минуты, когда не звучал ее завораживающий голос.
Так или иначе учителя сулили девочке большое будущее на сцене вне зависимости от жанра, в котором ей предстоит выступать. Правда, иного мнения придерживался знаменитый артист Самарин, к которому отец привел ее для оценки драматических способностей. «Пусть пляшет у воды (т.е. в кордебалете – О.М.)», – вынес приговор мастер сцены, дав ей несколько уроков. Впрочем, девочку это отнюдь не охладило. Она продолжала разыгрывать сцены из современных драм и классических трагедий вместе с подругами. А потом настал 1870 год…
Юность
Через два года актриса Ермолова окончила училище и была принята в труппу Малого театра. Оказавшись после первого же выступления в центре внимания публики и критики, она не могла не оказаться столь же центральной фигурой злобных сплетен завистников и особенно – завистниц, которых невольно потеснила. К счастью, ведущие актеры театра сразу заметили одаренную девочку и приняли ее в свой круг. Среди них была, между прочим, и Гликерия Федотова, болезнь которой и позволила состояться удивительному дебюту.
Особенно тепло приняли ее в доме Щепкиных, где собирался кружок московской интеллигенции, центром которого были племянник великого актера Михаила Щепкина – Митрофан Павлович и его жена Калерия Петровна. Юная актриса, не имевшая ни жизненного опыта, ни систематического гуманитарного образования, оказалась среди ученых, литераторов, общественных деятелей. Общение с ними стало ее «университетами».
Вообще, актриса Ермолова была чужда богемного мира. Знакомые говорили, что ее чаще можно видеть закутанной в платок, за печкой, с книжкой в руке, чем на более привычных для актеров сборищах, для которых полтораста лет спустя было найдено весьма точное определение – «тусовка». Читала она с карандашом в руках. Книги Ермоловой испещрены ее замечаниями. Особенно интересно взять в руки пьесы, в которых она играла: значительная часть работы над ролью находила отражение в пометках, оставляемых ею на полях, а иногда и прямо в тексте.
Краткая биография
- 1870, январь – актриса Малого театра Н. Медведева предложила Марии, шестнадцатилетней ученице театрального училища, заменить заболевшую исполнительницу главной роли в своем бенефисном спектакле «Эмилия Галотти». Премьера закончилась триумфом дебютантки. Ермолова с огромным успехом сыграла трагедийную роль, проявив мощный актерский темперамент, поразив публику выразительностью и искренностью переживаний.
- 1871 – окончила театральное училище и принята в труппу Малого театра. Поначалу играла в мелодрамах и комедиях драматургов-современников – Куликова, Дьяченко, Бегичева, Тарновского и небольшие роли классического репертуара. При этом, изображая комедийные персонажи, актриса придавала им неожиданный темперамент и силу характера.
- 1873 – сыграла роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Эта работа ярко свидетельствовала о незаурядном трагическом даровании актрисы.
- 1876 – получила первый бенефис. Для него актриса выбрала драму Лопе де Вега «Овечий источник». Роль Лауренсии, бесстрашно выступившей против насилия, вызвала восторг публики и критики. Спектакль стал триумфом, положил начало романтическому направлению в репертуарной политике театра.
- 1880-1890 – в пьесах А. Островского, И. Шпажинского, В. Александрова, В. Немировича-Данченко, А. Сумбатова-Южина актриса создала ряд образов современниц. Это не только вольнолюбивые светлые личности, но и грешные, мятежные натуры, как, например, Степанида в пьесе В. Александрова «Около денег».
- 1881 – в репертуар актрисы вошла блистательно исполненная роль русской провинциальной актрисы Негиной в пьесе Островского «Таланты и поклонники».
- 1884, январь – второй бенефис актрисы. Она впервые сыграла роль, о которой мечтала несколько лет – Жанны д’Арк в пьесе Ф. Шиллера. Руководство театра скептически отнеслось к выбору пьесы, считая, что постановка обречена на провал, и не выделило на нее средств. Второстепенные роли играли случайные актеры, декорации и костюмы были подобраны из кладовых театра. Успех спектакля благодаря игре Ермоловой был оглушительным – публика засыпала ее дождем из цветов. Эту роль, ставшую еще одним ярким проявлением ее трагического дара, Ермолова считала главной в своем творчестве, исполняла ее 18 лет. Спектакль пользовался огромным успехом и в 1893 году из-за большого количества желающих его увидеть был перенесен на сцену Большого театра.
- 1886 – сыграла роль Марии Стюарт в пьесе Шиллера. Современники называли эту работу величайшим достижением актрисы.
- 1892 – исполнила трагическую роль греческой поэтессы Сафо в одноименной пьесе Ф. Грильпарцера. Работа стала одной из лучших в творчестве Ермоловой.
- 1908 – вернулась на сцену после продолжительного годового отпуска. Публика восторженно принимала актрису, впервые выступившую в роли Кручининой в пьесе Островского «Без вины виноватые». Ермолова создала яркие образы в 18 произведениях великого русского драматурга, выдающимся было ее исполнение ролей Ларисы в «Бесприданнице», Тугиной в «Последней жертве».
- 1910-е – в репертуаре Ермоловой появились возрастные роли: царица Марфа из пьесы Островского, фру Альвинг из «Привидений» Ибсена, княжна Плавутина-Плавунцева («Декабрист») П. Гнедича.
- 1920 – в Советской России отметили 50-летие сценической деятельности Ермоловой. В Малом театре состоялся юбилейный вечер. Ермолова первая в советском государстве была удостоена звания Народной артистки Республики. В пожизненное пользование ей предоставили дом на Тверском бульваре.
- 1924 – стала Героем Труда.
- Значительной и любимой областью творчества для Ермоловой было чтение поэзии на эстраде. Выступать на эстраде начала в первые годы работы в Малом театре. Читала Некрасова, Лермонтова, Тютчева, Плещеева и других русских поэтов. Она завораживала слушателей задушевностью, выразительностью и разнообразием интонаций. С поэтическими программами гастролировала по всей России, участвовала в дивертисментах провинциальных театров.
- 1921, декабрь – последний раз вышла на театральную сцену в пьесе П. Гнедича «Холопы» (по другим сведениям оставила сцену в 1923 году). Последние годы жизни актриса жила замкнуто. Перенесла тяжелую болезнь, не выходила из дома, общаясь с немногими близкими людьми.
- 1928, 12 марта – умерла в Москве. Похоронена в селе Владыкино на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Театральная актриса Мария Ермолова
Любимые роли
Катерина была одной из немногих ролей Ермоловой в пьесах Островского. Уж очень несхожи были взгляды на искусство у этих двух художников. Пожалуй, «Гроза» – единственная настоящая трагедия, написанная драматургом, видевшим жизнь в неразрывном сплетении трагического и комического. Обычно он сам ставил свои пьесы на сцене Малого театра. И почти никогда не включал Ермолову в число «своих» актеров. Сама речь его героинь зачастую просто «не ложились» на язык, привыкший к текстам трагедий европейских авторов. Впрочем, это как раз и имел в виду Островский, говоря: «Западный репертуар портит русского артиста».
Еще сложнее было для Ермоловой воспринять то направление, которое появилось в искусстве в конце XIX века. Чужда была ей проза Чехова: очень уж различны были их позиции, взгляды на творчества. А вот пьесы его приняла. Сам Антон Павлович считал ее актрисой старомодной, хотя исполнение ею роли Татьяны Репиной привело его в восторг
Тут важно отметить, что непонимание Ермоловой нового искусства не означало неприятия, столь часто встречающегося у маститых художников по отношению к начинающим. Вот надпись, которую сделала актриса Ермолова на фотографии, подаренной Александру Таирову: «Вы – по новой вере, я – по старой, но это не мешает нам быть друзьями, потому что искусство, как и солнце, освещает всякие пути, лишь бы честно служили ему и искренно веровали в него!». Зато Станиславский и Немирович-Данченко были ее горячими поклонниками и даже приглашали Ермолову в МХАТ, но она не изменила (а верней – никогда не изменяла) родной сцене, разве что для гастролей
В одной из таких поездок она сыграла «Бесприданницу» со Станиславским в роли Паратова. Воспоминание великого актера и режиссера об этом спектакле многое говорит о ней: «Я почувствовал себя великим человеком». Таково было ее воздействие не только на зал, но и на партнеров: не за счет них она блистала, а поднимала вместе с собой к высотам искусства
Зато Станиславский и Немирович-Данченко были ее горячими поклонниками и даже приглашали Ермолову в МХАТ, но она не изменила (а верней – никогда не изменяла) родной сцене, разве что для гастролей. В одной из таких поездок она сыграла «Бесприданницу» со Станиславским в роли Паратова. Воспоминание великого актера и режиссера об этом спектакле многое говорит о ней: «Я почувствовал себя великим человеком». Таково было ее воздействие не только на зал, но и на партнеров: не за счет них она блистала, а поднимала вместе с собой к высотам искусства.
Лучшие роли
Актриса Ермолова Мария Николаевна обладала мощнейшим трагическим дарованием, за свою жизнь она воплотила на сцене более 300 образов. Но ее главной ролью критики называют Жанну Д’Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Эту пьесу она много лет «отбивала» у цензуры, и только в 1884 году разрешение на постановку было получено. Далее в течение 18 лет спектакль не сходил со сцены, и Ермолова в нем только набирала силу. К лучшим ролям также относятся: Негина в «Талантах и поклонниках» Островского, Кручинина в его же пьесе «Без вины виноватые», Мария Стюарт в пьесе Шиллера, Федра Расина, Гермиона в шекспировской «Зимней сказке».
Театр Марии Ермоловой – это театр переживаний и погружений. Она воплощала собой систему К. С. Станиславского.
Слава актрисы известна сегодня только по отзывам современников, фото Марии Ермоловой не передают всего ее магического обаяния, а на кинопленку ее спектакли не были засняты. Однако известно, что она впечатляла зрителя глубиной и силой переживаний, умела выразить тончайшие душевные движения и настроения.
Мария Николаевна Ермолова
Ермолова Мария Николаевна (3/15.07.1853-12.03.1928), великая русская трагическая актриса. Играла в Малом театре. Выступая в пьесах героического и романтического репертуара (Лауренсия — “Овечий источник” Лопе де Вега, Жанна д’Арк — “Орлеанская дева” Ф. Шиллера и др.), воодушевляла зрителей жаждой справедливости, жертвенности и пламенным протестом против угнетения и насилия. К лучшим работам Ермоловой принадлежат роли в пьесах А. Н. Островского: Негиной (“Таланты и поклонники”), Тугиной (“Последняя жертва”), Кручининой (“Без вины виноватые”). Ее именем назван один из московских театров.
ЕРМОЛОВА Мария Николаевна (1853—1928) — российская и советская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924).
С 1871 г. служила в Малом театре, стала крупнейшей трагедийной актрисой. Своих героинь наделяла бескомпромиссной идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д’Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера), Негиной («Таланты и поклонники») и Кручининой («Без вины виноватые») в драмах А. Н. Островского.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 179.
Ермолова Мария Николаевна (1853, Москва – 1928, там же) – актриса. Род. в семье суфлера Малого театра. С этим театром были связаны самые счастливые воспоминания ее детства. Научившись грамоте, Е. перечитала всю театральную библиотеку отца, мечтала стать актрисой. В 1862 Е. была зачислена “казенное воспитанницей” в Моск. театральное уч-ще на балетное отделение, но никакие танцевальных способностей у нее не оказалось; первое появление на сцене в 1866 в водевиле было неудачным, что нисколько не охладило дебютантку. Отец просил знаменитого актера Самарина позаниматься с дочерью, но тот, послушав Е., заявил: “Никогда актрисой стать не сможет”. Тем не менее все свободное время. Е. с подругами занималась драматическим искусством. В 1870 из-за болезни исполнительницы главной роли выпустили на сцену Е., почти не надеясь на успех. Она записала в дневнике: “Сбылось то, о чем я пять дней тому назад несмела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз”. Но и после этого успеха дирекция не признала в ней драматическую актрису и продолжала использовать в водевилях. В 1871 Е. официально зачислили в труппу Малого театра, где она создала галерею образов, получивших название “ермоловских женщин”. В 1907 Е. ушла из театра в знак протеста против антихудожественного репертуара и бюрократического режима театральных чиновников. Жена богатого помещика, адвоката Шубинского, Е. не была счастлива в семейной жизни, и театр для нее оставался всем. Через год, по просьбе нового руководителя Малого театра А.П. Ленского, она вернулась. Октябрь 1917 не прервал артистической деятельности Е., не пришлось ей страдать и от бытовых лишений. В 1920 сов. общественность торжественно отметила 50-летие ее сценической деятельности. На юбилейном спектакле присутствовал В. И. Ленин. Она первая в стране получила звание народной артистки Республики. Моск. совет предоставил ей в пожизненное владение особняк на Тверском бульваре и ее покой никем не нарушался. Е. оставила сцену в 1922. К.С. Станиславский писал: “Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это – символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности”. Такой и запечатлел Е. в 1905 художник В.А. Серов.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
НОВОСТИ
-
MBFW SS 2021: галактический ремикс в коллекции N.LEGENDA
-
MBFW SS 2021: приглушенные тона и свободный крой в коллекции Marfa Fedorova
-
MBFW SS 2021: авангардный показ от SVARKA
-
MBFW SS 2021: взрыв красок в новой коллекции JULIA DALAKIAN
-
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2020: ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ
-
Рэпер Jay-Z откроет новую школу музыки и спорта в Бруклине
-
Дональд Трамп запретил TikTok в США
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустили клип на песню WAP
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустят совместный трек WAP
-
Netflix выкупает права на показ фильма «Женщина в окне» с Эми Адамс
-
Бывший руководитель киностудии Universal Том Поллок скончался в возрасте 77 лет
-
Microsoft продолжают переговоры о покупке сервиса TikTok
-
Прослушивания в шоу American Idol пройдут в онлайн-формате
-
Умер режиссер «Полуночного экспресса» Алан Паркер
-
Пост Мадонны в Instagram удалили после публикации фейкового контента о COVID-19
-
Пользователей TikTok ждёт онлайн-концерт The Weeknd
-
Креативный директор по обуви Calvin Klein Ульрих Гримм покидает компанию
-
Мэттью Макконахи выпустит мемуары «Зеленые огни»
-
Билли Айлиш выпустила новый сингл «My Future»
-
Лука Гуаданьино представит фильм о Сальваторе Феррагамо на Венецианском фестивале
Дебют
Вечер 30 января 1870 года мог стать весьма неприятным для десятков зрителей, собиравшихся на бенефис актрисы Медведевой в Малом театре. Еще большее огорчение он мог принести самой бенефициантке: спектакль оказался под угрозой срыва из-за болезни исполнительницы главной роли, любимицы публики Федотовой. Впрочем, по прошествии десятилетий это кажется незначительным эпизодом, каких множество в театральной жизни. Да и пройди спектакль с участием Федотовой без срывов, вряд ли он был бы сегодня памятен даже специалистам. Однако усилия по спасению спектакля обернулись не просто удачно прошедшим бенефисом, а одним из звездных часов русского театра.
За несколько дней до спектакля, когда Медведева судорожно искала исполнительницу главной роли, к ней заехала дочь подруги, юная ученица балетного отделения Московского театрального училища. «А у нас есть девочка, которая замечательно играет, – Машенька Ермолова», – сказала она после того, как актриса поделилась с ней своими неприятностями. Что бы сделала другая артистка? Пропустила эти слова мимо ушей? Предложила подающей надежды балерине заехать к ней, чтобы продемонстрировать свои якобы имеющиеся драматические способности?
А скорей всего просто отмахнулась бы от неуклюжей попытки ангажировать свою подругу. Но то ли восхищение девочки одноклассницей повлияло на нее, то ли положение было совсем критическим, а может быть, просто от понимания того, что в искусстве случаются чудеса, актриса не поленилась сама съездить в Театральное училище. Девочка понравилась ей и получила для разучивания текст пьесы. И когда через несколько дней она начала читать монолог, глаза Медведевой увлажнились. «Вы будете играть Эмилию!», – только и могла произнести она. (Для своего бенефиса Медведева выбрала пьесу Г.-Э. Лессинга «Эмилия Галотти».)
Такая же реакция была и у зрителей. Едва на сцену вышла шестнадцатилетняя дебютантка и зазвучал ее глубокий, мощный голос, по воспоминанию современника, «идущий из груди и отдающийся в сердце», зал разразился аплодисментами. А после спектакля Ермоловой устроили овацию. «Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз», – записала она в дневнике.
Успешный дебют
Подъем Марии Ермоловой не был предсказуем и ожидаем. Случайно в 16 лет ей представилась возможность появиться на сцене Малого театра в драматической роли. Прима театра Н. Медведева готовилась к бенефису и срочно искала замену заболевшей Г. Федотовой в спектакль по Лессингу «Эмилия Галотти», и однокурсница Марии посоветовала ее кандидатуру. Успех дебютантки превзошел все ожидания, публика была потрясена искренними и глубокими переживаниями юной актрисы. Ее вызывали на поклон 12 раз, что было неслыханным для дебютантки. Сама Ермолова запишет в дневнике: «Я счастлива сегодня». Но успешный дебют не прекратил ее мучительных занятий балетом, еще два года ей пришлось доучиваться в училище и только по его окончании выйти на желанный путь драматической актрисы.
Майя Плисецкая (1925 — 2015)
Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище и ее взяли в труппу Большого театра. И очень скоро она стала прима-балериной театра. Мир Плисецкая покорила тем, что создала свой собственный стиль, который отличался остротой и графичностью, каждый ее жест был закончен.
Майя Плисецкая
К пластике присоединялся и драматизм актрисы, что создавало очень глубокий образ. Также балерина известна своей невероятной гибкостью и феноменальным прыжком. Выступления ее были выразительны и страстны. Признание она получила после балета «Шопениане», где она исполняла мазурку. Каждый ее прыжок в этом балете сопровождали аплодисменты. Майя Плисецкая неоднократно выступала в роли балетмейстера.
Текст: Анна Симонаева
Личная жизнь Марии Ермоловой
Новые знакомства, выступления, свели её с Николаем Шубинским. Будущий юрист только выбивал себе место в этом мире и очень понравился актрисе. Возникла взаимная любовь.
В череде пьес нашлось небольшое место для свадьбы двух влюблённых. Но во время революции муж и вся семья вынуждены были уехать. Шубинскому не суждено было вернуться на родину и в 1921 году Мария стала вдовой.
Практически спустя 2 года, ощущая себя больной и угнетённой, она ушла со сцены.
Как это часто бывает, поклонники переключились на других талантливых исполнителей, оставив актрису в одиночестве. Мало кого волновало, как она живёт, находясь далеко за пиком славы. Поддерживал её только ученый-терапевт Константин Павлинов, который очень нравился Ермоловой ещё при жизни мужа.
Не стало великой актрисы 12 марта 1928 года. Могила её находится на Новодевичьем кладбище, возле усопших Чехова и Станиславского.
Ребенок, семья, работа – все это ей заменял театр.