Что предполагает инклюзивное образование
Ключевая цель обучения детей с разными возможностями в одних классах – разработка гибкой методики, которая обеспечит предоставление знаний разным категориям учащихся в равной степени, учитывая их индивидуальные особенности и соблюдая право каждого ребенка на образование.
Основная идея инклюзивной системы основана на стремлении педагогов создать все условия, чтобы ни один ребенок не выпал из детского социума.
Считается, что обучение детей с инвалидностью в отдельных школах ставит их в особые условия, проводит границу между ними и здоровыми детьми, является своего рода приговором и делает все, чтобы поминутно напоминать ребенку о его дефектах.
О создании общих школ заговорили в 1940-х годах. Каждому человеку необходимо проводить время с людьми, у которых есть дефекты здоровья. Это позволяет ему бороться со своим эгоизмом и эгоцентризмом. В 1994 году была подписана Саламанская декларация, которая касалась вопросов обучения детей с инвалидностью. Саламанская декларация утверждает, что абсолютно каждый ребенок должен иметь доступ к получению знаний, что система образования должна учитывать потребности и возможности всех детей и создавать подходящие для них условия.
Существует восемь основных принципов совместного обучения детей с разными возможностями:
-
ценность личности не определяется ее достижениями и способностями;
-
каждый человек обладает способностью мыслить и чувствовать;
-
каждый индивидуум имеет право на общение с другими людьми и на то, чтобы быть услышанным;
-
все люди на планете нуждаются в общении и присутствии других членов общества;
-
подлинное образование может быть воплощено в жизнь только в разрезе реальных отношений между людьми;
-
каждому человеку необходима поддержка его сверстников;
-
прогресс каждого ученика определяется тем, что он может делать, а не тем, что ему не по силам;
-
все стороны жизни человеческой жизни должны иметь разное содержание.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих возможностей. В ФРГ она вступила в законную силу и стала применяться в 2009 году.
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25% этого количества посещают обычные школы. Все остальные являются учениками спецшкол для детей с разными нарушениями.
Сегодня в Германии функционирует около тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем покидают обучение в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Какие преимущества дает инклюзивное обучение?
Инклюзивное обучение, как выяснилось за годы его внедрения в учебные заведения, дает множество преимуществ для деток, которые ранее не могли учиться в общеобразовательных заведениях.
1. Самое главное преимущество – это возможность детей с особенностями проводить время с другими детьми, учась, играя и познавая мир. В одиночку или изолированно от общества детям сложно воспринимать мир в полной мере, ведь в интернатах и похожих заведениях имеется усиленный надзор за детьми, что не дает им в полной мере ощутить свободу действий.
2. Для социума также есть плюсы в инклюзии, поскольку дети начинают воспринимать инклюзивных детей, как себе равных. Общаясь с ними в повседневной жизни, все видят, что это обычные детки, которые также любят играть, учиться и наслаждаться жизнью.
3. Инклюзия в школе стирает грань между особой помощью для детей с потребностями в образовательной сфере и обычным школьным обучением. Педагоги дают понять, что дети на инклюзии также требуют внимания, как и те, которые просто не успевают за школьной программой – разница в этом бывает совсем невелика.
4. Для педагогов инклюзия дает возможность расширить свои умения, повысить квалификацию и наладить контакты со многими детьми. Также поднять уровень восприятия потребностей школьников и проникнуться проблемами нынешней системы образования, жизни людей с особыми трудностями или недостаточной подготовленности учителей для последующего усовершенствования методик.
5. Дети с особыми потребностями в случае возможности учиться на инклюзии могут быть зачислены в профессиональные заведения, а также в ВУЗы, в которые раньше они могли бы не попасть. Ведь, бывает, что проблема не в восприятии ребенком информации, а лишь в рассеянном внимании или незнании языка, что совершенно не влияет на умственные способности школьника. Если помочь таким детям в начальной и средней школе, они могут достичь высот и после завершения обучения в общеобразовательном учреждении.
6. При инклюзивном обучении родители могут в полной мере принимать участие в образовательном процессе своего ребенка, помогая дома с заданиями. Учителя постоянно контактируют с родителями для того, чтобы давать всю картину обучения и объяснять их роль в развитии их ребенка.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГЕРМАНИЯ
9 декабря 2021 года состоялся вебинар «Международный опыт организации инклюзивного образования. Германия», в котором приняла участие практический психолог ГОУ ЛНР «Брянковский УВК №10» Анастасия Сохина.
Докладчиками на вебинаре выступили: экс руководитель администрации министерства образования и культуры Баварии — Доктор Хельмут Виттман, профессор МГОУ научный сотрудник Государственного института ранней педагогики города Мюнхена — Доктор Берхард Нагель, председатель общественной организации германо-российского общества дружбы в городе Тюринге — Доктор Мартин Куммер.
В ходе вебинара докладчики рассмотрели следующие вопросы в организации инклюзивного образования:
1. Инклюзия посредством многообразных образовательных предложений.
2. Включение в качестве позитивного понятия о сосуществовании людей во всем их многообразии.
3. Этапы становления инклюзии.
4. Разнообразие детей — многообразие потребностей в поддержке. Семь основных направлений в специальной педагогике:
— Обучение
— Речь
— Социальное эмоциональное развитие
— Физическое развитие
— Слух
— Зрение
5. Статья 1 Конвенции ООН «Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют долгосрочные физические, психические и умственные или сенсорные нарушения, которые могут препятствовать полноценному, эффективному и равноправному участию в жизни и обществе».
6. Статья 24 Конвенции ООН «При создании системы инклюзивного образования не допускает запрещения или закрытия школ, специализированных школ для детей с особыми образовательными потребностями».
7. Рекомендации Конвенции ООН при создании инклюзивного образования.
8. Закон об образовании Баварии. Инклюзивное образование в Баварии. Виды специальных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Баварии:
— самостоятельные учебные заведения для детей с ОВЗ
— школы как центр поддержки и консультационные центры сопровождения детей в обычных школах.
9. Формы инклюзии (формы совместных занятий) в Баварии:
— классы сотрудничества с привлечением мобильной службы специально педагогического сопровождения и поддержки;
— партнерские классы;
— открытые классы школ для детей с ОВЗ;
— инклюзия отдельного учащегося;
— школы с профилем инклюзия.
10
Статья 41 Баварского закона об образовании и воспитании «Решающее право родителей».
Прослушав вебинар, Анастасия Николаевна, сделала вывод, что инклюзивное образование важно не только для школьников с ОВЗ, но и для здоровых детей: оно помогает вырабатывать чувство взаимопомощи, поддержки и сострадания.
Немецкая специальная школа после Первой мировой войны
В Германии после Первой мировой войны начался новый, еще более бурный, чем в первое десятилетие XX в., рост сети вспомогательных школ. Происходило стремительное развитие организационной, педагогической и научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания умственно отсталых детей. Характер вспомогательной школы постепенно менялся в связи с тем, что в обычной школе резко снизился уровень успеваемости учащихся и возросло число второгодников. Состав учащихся вспомогательных школ стал расширяться за счет детей, не успевающих в обычной школе по причинам, не связанным с умственной отсталостью… Во вспомогательную школу направлялись и психопаты, а нередко и просто беспризорные. Таким образом, вспомогательная школа стала служить главным образом цели облегчения работы обычной школы. Число детей, обучающихся во вспомогательной школе, в некоторых городах доходило до 5 — 7% от общего количества школьников… Окончившие обычную восьмилетнюю школу могли продолжать обучение до 17 лет в школе высшей ступени. Это право распространялось и на окончивших вспомогательные школы. По аналогии с нормальными детьми для них были созданы вспомогательные школы высшей ступени. Это нововведение было вызвано тем, что процесс стабилизации производства после войны в Германии требовал все больше рабочих рук… Вспомогательная школа высшей ступени ставила своей целью подготовить рабочих… К 1927/28 учебному году вспомогательные школы имелись в 750 городах, в них обучалось 71 902 человека».
Инклюзивное обучение возможно лишь при определенных условиях
Инклюзивное обучение успешно практикуется в государственной школе Монтессори в Йене. Все школьники с 5 по 10 класс учатся вместе, независимо от того, куда они пойдут учиться потом — в реальную школу, школу старшей ступени или в гимназию. Один из «особых» учеников — Христиан, который так же, как и Генри, имеет диагноз «синдром Дауна» сейчас ходит в 10-й класс.
Христиан получает задания на своем уровне. Школьный сопровождающий для детей с особыми потребностями во время занятий постоянно находится рядом с ним или же изучает с юношей в отдельном помещении собственный учебный материал. «На многих уроках это просто невозможно, Христиан не сможет выполнить поставленную задачу. В это время мы можем работать над своими собственными задачами», — делится опытом коррекционный педагог. Потому что именно здесь, в школе, 18-летний юноша обучается таким повседневным задачам, как покупки в магазине, приготовление еды и многим другим. Следует отметить, что Христиан учится отдельно от всех лишь в исключительных случаях, обычно он проводит время занятий с одноклассниками.
Совместное обучение — сложная задача для педагогов. Инклюзивные классы требуют большей подготовленности к занятиям, потому что помимо общего учебного материала нужно приготовить и более легкий материал для Христиана, чтобы он мог усвоить его. «Нужно очень сильно захотеть работать с „особыми“ учениками, в противном случае эффекта не будет», — рассказывает директор школы Лутц Клауер. Ученики с пониманием относятся к особенностями Христиана, они не думают, что из-за его присутствия они стали учиться хуже.
Пойдет ли Генри в Вальдорфскую гимназию, зависит лишь от земельного министра образования Штоха. Недавно он заявил, что необходимо найти альтернативу Вальдорфской гимназии, которую можно было бы предложить родителям. Одновременно с этим профессор Грюнке из Кельнского университета скептически относится к этой попытке: «Педагоги этого не хотят, а также не имеют соответствующей квалификации». Кроме того, напоминает он, каждый случай инклюзии — строго индивидуальный, и принуждать к ней никого нельзя.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка
А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Работа с аутистами
Взаимодействие специалистов вокруг ребенка с аутизмом выстроено по методике работы вальдорфской школы.
В Берлине есть два центра, занимающихся аутистами с ранних лет. Когда малыш поступает в школу, специалисты центра продолжают сопровождать его учебу, находятся в постоянном контакте с педагогами.
Так вот во время обучения одного из таких ребят в 10-м классе у него возникли школьные проблемы. Родители сообщили об этом руководству образовательного учреждения.
Тогда по инициативе директора в школу пригласили сотрудницу центра. Она провела три дня в учебном заведении, где наблюдала мальчика и его окружение, разговаривала со всеми взрослыми, с которыми он контактирует.
Потом запланировали совещание в центре, куда отправились ребенок, мать с отцом и все взаимодействующие с ним взрослые. Директор особо подчеркнул, что поедет и завхоз, потому что именно с ним у мальчика установились доверительные отношения.
Директор считает, что до 13-го класса мальчик в школе учиться не сможет. Поэтому руководитель школы сейчас занимается проблемой его трудоустройства, потому что на нем лежит ответственность и за его дальнейшую судьбу (равно как и любого другого выпускника). Он собирается помочь мальчику поступить на работу в фирму. Эту фирму, которая тестирует компьютерные программы, создал в 2011 году отец другого мальчика-аутиста. Данное учреждение не благотворительное, поскольку качества, необходимые для соответствующего специалиста, как раз являются сильной стороной аутистов. Там служат люди с данным заболеванием, которые не смогли найти работу, даже получив университетское образование. В перспективе здесь собираются организовать отделение для корректоров, так как и для хорошего выполнения этой работы требуются личностные свойства, характерные для человека с аутизмом.
Таким образом, получается, что школа сопровождает особого ребенка не только на протяжении периода обучения, но и во взрослой жизни.
А ведь всего лишь каких-то 10-15 лет назад в Берлине еще не было такой системы помощи людям с подобными нарушениями.
Говоря о проблеме аутизма в Германии, нельзя не упомянуть о том, что не так давно в немецкой столице открылась специальная школа для ребятишек с синдромом Аспергера.
Слияние разных школ
В Германии существуют и общие школы, где разные дети учатся вместе от начала и до конца без всякого разделения.
Первая из них появилась 14 лет назад в пригороде Берлина. Ее основатель и первый директор Хансёрг Берендт давно мечтал о подобном образовательном учреждении. Так в 1999 г. возникла школа Регины Хильдебрандт: объединились общая и специальная школа для слепых. Процесс слияния происходил постепенно. Детям, если они хотели, давали доучиться в специальном классе.
В 2005 г. это образовательное учреждение было признано школой года. Сейчас здесь 724 ученика, 12% с нарушениями. На 24 человека в классе приходятся по 4 особых ребенка; есть один ученик на коляске.
В данном образовательном учреждении 73 педагога, из них 13 коррекционных, 7 стажеров, 1 социальный работник, 6 помощников учителя, один физиотерапевт. В каждом классе имеются два равноправных руководителя. Методы все те же, что и у нас, — либо давать облегченное задание, либо предоставлять больше времени. Для параллельных классов планируются различные межпредметные проекты.
После уроков проходят обязательные курсы по налаживанию сотрудничества среди учителей
Это очень важно, поскольку команда педагогов сообща осуществляет руководство школой. А директор нужен только для взаимодействия с внешним миром
В каких школах учитывают потребности детей на инклюзии?
Сейчас есть много разных школ, стационарных и онлайн-учреждений, где потребности инклюзивных детей учитываются в полной мере.
Общеобразовательная школа Unicorn School имеет в своем арсенале методы подачи материала для детей разной степени развития. Преподаватели полностью подготовлены к работе с детьми, которые отстают в успеваемости, плохо разговаривают на чужом или даже на родном языке, не могут охватить подаваемый материал или которым сложно контактировать с другими детьми.
В некотором роде ассистент инклюзивного ученика должен быть для него партнером, помощником, психологом и другом. Редко можно найти учителя, который соответствует всем этим критериям. Отзывы родителей о Unicorn School показывают, что обучение в школе благоприятно сказалось на развитии их детей. Все потребности детей закрываются согласно учебному плану и возможности каждого ребенка.
В Unicorn School преподаватели активно коммуницируют с родителями, чтобы узнать особенности каждого ребенка для индивидуального подхода и подбора более подходящего плана урока.
В школе практикуется визуальный метод обучения посредством игры. Геймифицированный метод обучения как нельзя кстати подходит для детей, чье воображение не такое сильное, как у их ровесников, для интровертов учеба в форме игры также подходит идеально.
Становление немецкой педагогики XVII-XVIII вв
Государственных (как и частных) психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до XIX в. Существовавшие «дома для умалишенных», являвшиеся по сути отделениями при исправительных заведениях, как и монастырские «приюты» выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.
Национальная медицинская и педагогическая практика складывалась преимущественно под идейными знаменами немецкой философии (Г. Лессинг (1729- 1781); И. Гете (1749- 1832); И. Гердер (1744 — 1803); Ф. Шиллер (1759 — 1805).
На рубеже XIX в. великих мыслителей волновала античность и мечты о разрешении вселенских проблем, а не идеи изменения современных им условий жизни. Немецкая идеалистическая философия (И. Кант (1724- 1804); И. Фихте (1762- 1814); Г. Гегель (1770- 1831) активно противостояла философской системе французского материализма. Существенное влияние на немецкую психиатрию оказал И. Кант, предложивший оригинальную классификацию душевных болезней.
Вместе с тем наряду с философской психопатологией в середине XVIII в. в Германии зарождается врачебная психиатрия. Первая лечебница, организованная в Саксонии в 1811 г., вскоре преобразуется в психиатрическую клинику. Однако до середины XIX в. большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели «в каменных мешках» на цепях.
Немецкая идеалистическая философия определила и суть немецкой педагогики XVIII в. Было сформировано понятие о двух сторонах образования: материальной (усвоение содержания обучения) и формальной (развитие мыслительных операций).
Исходя из философских взглядов Канта, немецкие педагоги стремились доказать, что формальное образование имеет большее значение в развитии ребенка, нежели материальное, что нашло отражение и во взглядах немецких сурдопедагогов Самуила Гейнике (1727- 1790) и Иоганна Арнольди (1737 — 1783).
Сложности для педагогов
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
-
чему обучать школьников;
-
как выстроить процесс обучения;
-
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий
Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Немецкая специальная школа на рубеже Второй мировой войны
С установлением фашистской диктатуры (1933) управление образованием было централизовано и подчинено министерству народного просвещения и пропаганды. В начальной школе были введены отдельные классы для успевающих и неуспевающих, а срок обучения в средней школе сокращен. Идеи фашизма и традиции немецкой национальной системы специального образования оказались несовместимы.
11 стр., 5339 слов
Адаптация детей к школе
… и наличным уровнями адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей организма. На втором этапе происходит мобилизация специфических и неспецифических … уменьшении интенсивности катаболизма при максимальных нагрузках. Адаптация обеспечивает экономное расходование структурных ресурсов организма за счет повышения мощности – системы ресинтеза АТФ у адаптированных людей …
В период 1914-1939 гг. государство перестает заботиться о развитии специального образования.
В первые послевоенные годы в Германии число вспомогательных школ формально возросло, но это было связано не столько с заботой об умственно отсталых, сколько с решением государства вывести из общеобразовательных школ стойко неуспевающих, а также «психопатов и просто беспризорных». В результате специальная школа, задуманная и созданная как учреждение для обучения умственно отсталых и их социальной реабилитации, превратилась в своеобразную резервацию для социально неблагополучных детей.
«Каждому ребенку нужен коллектив обычных сверстников»
Анна Клещева, директор некоммерческой организации «Открытый город»:
Анна Клещева
— Мой опыт скорее негативный. Мой сын Григорий учится в коррекционной школе — мы пошли туда, где есть педагог, который смог к нему найти подход. Но я всегда рассматривала это как временный вариант и готовилась к переходу в инклюзию.
У Григория аутизм в классическом варианте, невысокофункциональный, то есть нарушена коммуникация, при этом интеллект приближается к норме с некоторыми особенностями. Чтобы перевести моего ребенка в обычную школу, я должна была туда прийти и с нуля сделать ресурсный класс. А приходя в школу с инклюзивным проектом, надо быть готовым к тому, что будешь менять всю школу: решать проблему буллинга в школе, взаимоотношения между детьми, между детьми и взрослыми. В итоге это будет проект школы, но я как руководитель некоммерческой организации буду партнером.
По закону школа обязана принять, но у них сейчас нет условий — ни ставки тьютора, ни специальных педагогов, ни специального оборудования для детей, у которых проблемы с передвижением, ни ресурсной зоны. Предполагается, что ресурсная зона — это отдельный класс. Учитывая, что у нас в больших городах школы перегружены, у них нет пустых кабинетов.
Это всегда подготовительная работа. Есть регионы, где органы власти охотно идут навстречу, есть, где совсем не идут. У нас в Свердловской области не скажу, что дела с инклюзивным образованием обстоят хорошо.
При этом инклюзия, безусловно, нужна каждому ребенку. Детям нужен коллектив обычных сверстников, иначе это сегрегация по признаку инвалидности. Когда мы собираем вместе только детей с ДЦП или детей с интеллектуальными особенностями — это, наверное, облегчает задачу педагогам, но точно не полезно для детей.
Есть совершенно конкретные научные исследования, которые говорят, что в школе, где есть инклюзия, лучше начинают учиться все дети, и нормотипичные, и с особенностями здоровья.
Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ
Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.
На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Какая есть юридическая подоплека для инклюзивного образования в Украине?
Министерство образования и науки Украины довольно недавно, в 2001 году, создали проект, который защищает детей с особенностями в обществе. Были утверждены направленные действия касательно интеграции таких деток в обычных общеобразовательных учреждениях для адаптации среди сверстников.
И только в 2017 году был подписан Закон об инклюзивном образовании в Украине, в котором было позволено учиться детям с различными трудностями образования в любом образовательном учреждении страны, как и остальным школьникам.
В Законе были прописаны следующие права детей с особыми потребностями:
1. Учитывание потребностей в помещениях для инклюзивных детей.
2. Психологическая помощь при надобности в любое время образовательного процесса.
3. Возможность обучаться в классе, удаленно или индивидуально – на выбор родителей.
4. Адаптация плана обучения под возможности ребенка.
5. Полная поддержка куратора инклюзии в плане развивающей программы и коррекционной терапии.
Таким образом в 2020 году уже около 20000 детей с особыми потребностями получали образование в обычных общеобразовательных учреждениях. В классе им помогал тьютор, то бишь учитель, который помогал ребенку адаптироваться в окружающей среде и в процессе учебы.